Научная статья на тему 'Основные направления развития грузинского национализма в условиях политической нестабильности 1990-х гг. '

Основные направления развития грузинского национализма в условиях политической нестабильности 1990-х гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
435
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / КОНЦЕПТЫ ДРУГОГО / GEORGIA / GEORGIAN NATIONALISM / IDENTITY / INELLECTUAL COMMUNITY / NATIONALISTIC IMAGINATION / CONCEPTS OF OTHERNESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кирчанов Максим Валерьевич

Автор анализирует основные проблемы развития грузинского национализма в нестабильном обществе. Политический транзит и попытки демократизации оказали значительное влияние на грузинский национализм. Процессы постепенной этнизации и радикализации национализма начались в 1990-е гг. Политические движения регионов и рост осетинского и абхазского национализма содействовали радикализации грузинской националистической идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic directions of development of the Georgian nationalism in the conditions of political not-stability 1990th

The author analyzes the main problems of Georgian nationalism in unstable society. Political trasition and democratization efforts had a significant impact on Georgian nationalism. The process of gradual ethnicisation and radicalization of nationalism began in 1990s. Political movements of regions and Ossetian and Abkhazian nationalism rise assisted to radicalization of Georgian nationalist ideology.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития грузинского национализма в условиях политической нестабильности 1990-х гг. »

УДК 327 К437

Кирчанов Максим Валерьевич

кандидат исторических наук, преподаватель кафедры международных отношений и регионоведения

Воронежского государственного университета [email protected]

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРУЗИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 1990-Х ГГ.

Аннотация:

Автор анализирует основные проблемы развития грузинского национализма в нестабильном обществе. Политический транзит и попытки демократизации оказали значительное влияние на грузинский национализм. Процессы постепенной этнизации и радикализации национализма начались в 1990-е гг. Политические движения регионов и рост осетинского и абхазского национализма содействовали радикализации грузинской националистической идеологии.

Ключевые слова: грузинский национализм, идентичность, интеллектуальное сообщество, националистическое воображение, концепты Другого.

На протяжении ХХ в. грузинский национализм развивался как своеобразная дихотомия, представленная политическими умеренными (гражданскими) и этническими (радикальными) трендами. В отличие от других европейских национализмов грузинский национализм практически не получил изучения в отечественной исторической и политической науке. Между тем проблематика, связанная с историей и современными трансформациями национализма в Грузии, относится к числу актуальных в силу сложных отношений между РФ и Грузией, вызванных военным конфликтом августа 2008 г. Сохранение напряженности в российско-грузинских отношениях, отсутствие дипломатических отношений, взаимные обвинения придают особую актуальность изучению грузинского национализма как одного из важнейших факторов в общественнополитической жизни современной Грузии. Не менее актуальным является изучение и исторических предпосылок современной ситуации, то есть истории грузинского национализма в 1990-е гг.

В период существования Советского Союза и Грузинской ССР в качестве одной из союзных республик этнические тренды искусственно сдерживались властями. Поэтому в советский период в рамках грузинского национализма доминировал гражданский политический дискурс, центральными идеями которого были защита статуса Грузии в составе СССР, отстаивание ок-цидентальной и европейской природы грузинской политической и культурной идентичности. Ситуация осложнялась тем, что Грузинская ССР, подобно некоторым другим советским республикам, была составной: в ее рамках своими автономиями обладали абхазы и осетины. Необходимость, точнее - осознание грузинскими интеллектуалами необходимости интегрировать осетин и абхазов в состав грузинской гражданской политической нации сочеталась с этническими трендами в рамках грузинского национализма. Развитие феномена грузинского национализма в транзитном социуме демонстрирует, что националистический феномен обладает значительным мобилизационным потенциалом. Вероятно, справедливы утверждения американского исследователя Крэйга Калхуна о том, что «разговоры о национализме не прекращаются на протяжении двух столетий, причем нередко встречаются заявления, что он свое уже отжил... жители Запада не только недооценили потенциал национализма. но они грезили о его исчезновении во всем мире» [1].

Развитие грузинского национализма в транзитном обществе, характеризующемся глубокими экономическими и социальными проблемами, протекало в условиях доминирования своеобразной атмосферы страха или политической озабоченности. Значительная часть грузинской политической и интеллектуальной элиты относится с опасением к РФ, видя именно в этом государстве, которое открыто поддержало в 2008 г. сепаратистские движения, важнейшую угрозу национальной безопасности и самому факту существования независимого грузинского государства. Именно среди того социального слоя, который в СССР именовался «интеллигенцией», было сосредоточено большинство теоретиков грузинского национализма. Комментируя особенности ситуации в транзитной Грузии, грузинский политолог Реваз Гачечеладзе в 1997 г. подчеркивал, что

в стране существует «дocтaтoчнo мнoгoчиcлeннaя и xopoшo пoдгoтoвлeннaя интeллeктуaльнaя элита (или то, что пpинятo нaзывaть «интeллигeнциeй»). Xoтя oнa не пpeдcтaвляeт coбoй ни нeзaвиcимую пoлитичecкую, ни, тем бoлee, экoнoмичecкую cилу, ee влияниe нa общественное мнение нeaдeквaтнo выгош» [2]. Немало представителей грузинской политической и культурной элиты полагало, что осетины и абхазы должны быть подвергнуты значительной интеграции в состав грузинского социума, что не исключало их вероятной полной ассимиляции с потерей языка и культуры. Большинство этнических проблем транзитная Грузия унаследовала от старого советского федерализма с присущим ему конфликтным потенциалом [3].

Именно поэтому на протяжении всего существования Грузинской ССР культивировался нарратив об изначальной дикости абхазов и осетин, о том, что они занимают исторические грузинские территории, а всеми своими достижениями обязаны прогрессивному влиянию со стороны грузин. До второй половины 1980-х гг. подобные дискуссии не выходили за рамки грузинских академических институций, но процессы перестройки и активизации национальных движений привели к росту не только грузинского, но также осетинского и абхазского национализмов [4]. Распад Совет кого Союза, вызванный, в том числе, и национальными проблемами, а также начало дезинтеграции РСФСР, где отдельные автономные республики провозгласили суверенитет, оказал самое неблагоприятное влияние на территориальную целостность Грузии, став, с другой стороны, мощным стимулирующим фактором для развития грузинского национализма.

Грузинская ССР была национальным проектом подобным другим национальным республикам. Комментируя особенности советской национальной политики в Закавказье (на примере Армянской ССР), Р.Г. Суни пишет: «Советский период был особенно важным в развитии осмысления государственности, реинтегрирующей армян из остального Советского Союза, Среднего Востока и других в крошечную республику вокруг Еревана, развивающую и поддерживающую армянскую интеллигенцию, урбанизирующую и индустриализирующую страну, распространяющую грамотность среди масс и обучение армянскому языку, институционализирующую армянскую культуру в ее приемлемую Советскую версию и предоставляющую армянам Закавказья все аспекты национальности, за исключением полного суверенитета в рамках их государства и самоопределения их будущего» [5]. Аналогичные процессы развивались и в Грузинской ССР, которые в значительной степени активизировались во второй половине 1980-х гг., а обретение Грузией независимости привело к возникновению новых тенденций в рамках грузинского национализма.

Появление на карте мира независимой Грузии было бы невозможно без развития политического принципа национализма. В связи с подобным триумфом национализма Э. Геллнер писал: «Новый мир, в котором национализм, то есть соединение государства с «национальной» культурой, стал общепринятой нормой, в корне отличается от старого, где это было явлением редким и нетипичным. Существует огромное различие между миром сложных, переплетенных между собой образцов культуры и власти, границы которых размыты, и миром, который складывается из единиц, четко отграниченных друг от друга, выделившихся по “культурному” признаку, гордящихся своим культурным своеобразием и стремящихся внутри себя к культурной однородности. Такие единицы, в которых идея независимости связана с идеей культуры, называются “национальными государствами”. В течение двух столетий, последовавших за Французской революцией, национальные государства стали нормой политической жизни» [6, с. 9].

Комментируя само появление на политической карте независимой Грузии, грузинский политолог Гиа Нодиа ($об Бга^об) полагает, что «Грузия характеризовалась дефицитом безопасности и нестабильностью с момента обретения вновь независимости в 1991 году» [7, с. 47]. Немецкий исследователь Й. Исенси указывает на то, что сложности раннего периода демократического транзита в Восточной Европе привели ряд государств к состоянию «экзистенциального кризиса» [8, p. 3], который вынудил местные элиты искать новые формы и модели существования, решения и урегулирования конфликтов. С другой стороны, процессы демократической консолидации в транзитном грузинском обществе протекали крайне неравномерно, что в значительной степени увеличивало число внутренних политических вызовов, с которыми предстояло столкнуться грузинской демократии на протяжении 1990-2000-х гг. Период национальной эйфории, идеализации национализма и национального государства, националистического движения с массовой поддержкой оказался непродолжительным.

Процесс институционализации грузинского государства протекал сложно, что было связано с ростом как грузинского (картвельского) национализма, так и альтернативных сепаратистских националистических проектов в Южной Осетии и Абхазии. Само появление независимой Грузии было воспринято как проявление национальной силы грузин и национальное освобождение. По мнению британского политолога Дж. Эйвса, «процесс консолидации режима в Грузии был самым трудным из всех закавказских республик и, вплоть до парламентских выборов 1995 года,

был далек от завершения» [9]. Грузинская ССР, трансформировавшаяся после распада Советского Союза, из периферии в национальное (или национализируещееся) государство была составной периферией с тремя автономными республиками, где ведущая роль принадлежала грузинам, а принадлежность к грузинской нации ассоциировалась со знанием грузинского языка. Комментируя языковой фактор, Р. Г. Суни подчеркивает, что «язык превратился в ключевой признак отличия, а националистические интеллектуалы обострили различия, которые в прошлом в значительной степени были неподходящими» [10]. В условиях поиска модели политического развития, острого внутреннего конфликта между различными течения в постсоветских элитах Грузии, этнического и военного конфликта с абхазскими и осетинскими сепаратистами в Грузии начался кризис старого гражданского политического национализма, на смену которому пришли этнизированные радикальные тренды. В этом контексте, вероятно, прав сербский политолог Ду-шан Яньич, полагающий, что принципы «этнополитической мобилизации» и «этнической лояльности» [11, p. 102] к своему сообществу потеснили традиционные политические ценности правового государства. С другой стороны, Грузию, вероятно, нельзя интерпретировать в категориях «несостоявшегося государства». Грузинская модель демократизации и демократии на фоне восточного европейского опыта выглядит если не маргинально, то в значительной степени девиантно [12], особенно - на фоне некоторых государств Центральной Европы, которые в прошлом имели политический авторитарный опыт.

На территории Восточной Европы существуют государства, политический опыт Грузии в отношении которых, может быть интерпретирован в категориях «успешного», но со значительными региональными особенностями, транзита. Вероятно, в политическом отношении Грузия демонстрирует развитие феномена, который белорусский политолог Виталь Силицки определяет как «отложенная свобода» [13]. В стране, которая в 1990-е гг. столкнулась со значительными сложностями на волне демократизации и несоответствия предполагаемого уровня десоветизации со стороны интеллектуалов и тем уровнем, который показался достаточным для политических элит, национализм быстро утратил массовость, трансформировавшись в элити-стское, но в значительной степени этнизированное и радикализированное движение. Проект политической консолидации с опорой на демократические ценности, которые в грузинском сознании традиционно ассоциировались с Западом, протекал в Грузии 1990-х гг. в неблагоприятных условиях. Именно поэтому, в отличие от целого ряда поставторитарных режимов в Восточной Европе, грузинская модель демократии оказалась крайне нестабильной, подверженной внутренним вызовам, связанным с этническим национализмом.

Европейские исследователи также указывают на неблагоприятные условия для демократизации в Грузии. Кристоф Цюрхер полагает, что «слабость грузинского государства не является следствием лишь посткоммунистического переходного периода - она возникла даже раньше как институциональное наследие советской системы» [14, с. 123]. В период распада СССР грузинские политические элиты, которые к тому времени взяли на вооружение лозунги не только политического, но и этнического национализма, оказались не в состоянии контролировать всю территорию бывшей Грузинской ССР, институционализировав ее в качестве нового актора на международной арене - Республики Грузия. В результате Тбилиси контролировал лишь те территории, которые можно назвать грузинскими (картвельскими) и Аджарию, которая, подобно бывшим автономным республикам в составе РФ, значительно повысила свой статус. Вооруженные конфликты на территории Осетии и Абхазии, фактическая потеря для Тбилиси возможности контролировать эти территории привели к тому, что на протяжении 1990-х гг. в условиях политического транзита грузинский национализм подвергся значительной этнизации и радикализации.

Процесс демократизации и политического транзита в Грузии протекал более напряженно, чем на постсоветском пространстве в целом. Р.Г. Суни, анализируя перипетии политических перемен в Грузии, пишет: «Грузия представляет собой наиболее сложную картину. Это страна, которая сама себя разрушила, разорвала себя на куски в оргии шовинистического национализма, провоцируя, и в действительности подбадривая сецессионизм своих меньшинств и интервенцию России. Но при Шеварднадзе, который представляет собой огромный национальный ресурс международного значения, Грузия восстановила себя, приступив к строительству государственных институтов, ликвидации полувоенных организаций, пытаясь использовать Россию (с очень ограниченным успехом) в целях реинтеграции с Абхазией и Южной Осетией, и практикуя тип жесткой демократии. Исходя из того, где Грузия была в начале 1992 года, с горящим центром в Тбилиси и грузинами, убивающими грузин, достижение правительства Шеварднадзе является экстраординарным» [15].

Комментируя особенности посткоммунистических трансформаций Грузии, Роберт Лег-волд указывает на то, что «на протяжении практически всей истории существования Грузии

как независимого государства мир и благополучие этой страны находились под угрозой: их подрывали конфликты с сепаратистами, в ходе которых дело доходило до применения силы. Незатухающие проблемы Абхазии и Южной Осетии затрагивают национальную безопасность напрямую, представляя собой угрозу территориальной целостности самого государства. Осложнил ситуацию и тот факт, что первые лидеры грузинского государства вели свою страну по пути перехода от советского прошлого к более современному политическому и экономическому порядку нерешительно, в результате чего страна оказалась слишком ослабленной и плохо подготовленной к решению тех проблем в области безопасности, с которыми ей пришлось столкнуться» [16, с. 3]. Вероятно, развитие грузинского национализма в условиях транзитного общества характеризуют три процесса - институционализация грузинской государственности с принятием новой Конституции и формированием новой политической националистической мифологии, институционализация национальных политических партий как носительниц идеологии грузинского национализма и значительная общая этнизация и радикализация идеологической программы грузинского национализма. После распада СССР грузинский национализм, став государствообразующей идеологией, был подвергнут институционализации. Грузинская Конституция была принята в 1995 г. - позже, чем основные законы в других государствах постсоветского пространства, что связано с напряженной политической борьбой и, как результат, более медленными темпами формирования грузинского политического пространства. Конституция была принята относительно поздно и по причине неясности статуса территории Южной Осетии и Абхазии, которые к середине 1990-х г. фактически не контролировались Тбилиси.

С другой стороны, фигурирование этих двух регионов в тексте Конституции было отчаянной попыткой правящих элит во главе с Э. Шеварднадзе консолидировать грузинский политический дискурс. Конституционная риторика и стремление положить именно ценности Конституции в основу консолидации грузинского общества ощутимых результатов на протяжении 1990-х гг. не принесла. Не принесли позитивных результатов и попытки властей консолидировать националистический дискурс, сделав ставку на лояльные тренды. Обеспечить лояльность со стороны грузинского национализма было крайне сложно: после фактической потери Южной Осетии и Абхазии грузинский националистический дискурс год от года подвергался радикализации и эт-низации, опираясь на риторику, связанную с возвращениями абхазских и осетинских земель и проявляя крайне незначительные амбиции в деле ассимиляции меньшинств на территории, контролируемой Тбилиси.

Поэтому к концу 1990-х гг. интересы политических и интеллектуальных элит в Грузии оказались полярно противоположны. В то время, когда основной целью властвующих элит становится сохранение власти, интеллектуальное сообщество монополизирует идеи грузинского политического и этнического национализма [17]. В период активного национального движения во второй половине 1980-х, борьба за независимость в начале 1990-х и в ранней независимой Грузии, вероятно, доминировал политический (гражданский) национализм. Грузинский политолог Гиа Нодиа полагает, что «у грузин нет одной конкретной модели для подражания - нет близкой в культурном отношении страны, служащей в качестве образца для копирования (чем для Азербайджана, вероятно, является Турция). Можно сказать, что в качестве образца для подражания для Грузии выступает Европа в целом, хотя следует отметить, что моделью является скорее европейское национальное государство, а не Европейский союз» [18, с. 52]. Подобный националистический дискурс имеет преимущественно политические основания, будучи тесно связанным с развитой традицией грузинского культурного и политического окцидентализма.

В условиях восстановленной политической независимости и демократического транзита в 1990-е годы, периода, по словам белорусского политолога Микалая Сяменава (Николая Семенова), «завершения советского» [19, с. 81], роль политических трендов в рамках грузинского националистического дискурса постепенно сокращается, а сам национализм становится более радикальным и этническим, конструируется образ врага, связанный с межэтническими и политическими конфликтами, порожденными как сепаратистскими режимами в Абхазии и Южной Осетии, так и националистическими амбициями грузинских элит. Этнический национализм, начиная с конца 1980-х гг., определял развитие грузинского националистического дискурса в целом. Функционирование этнических трендов было связано с развитием так называемых «осетинских» и «абхазских» нарративов, призванных описать антигрузинские политические тактики и стратегии, якобы изначально характерные для осетин и абхазов [20]. Грузинский национализм начал трансформироваться в ярко выраженный этнический в 1990 г., то есть до распада СССР. Начало 1990-х гг. в Грузии совпало с ростом антиабхазских и антиосетинских настроений, с идеологическим и организационным ренессансом грузинского национализма как такового.

Грузинский национализм в независимой Грузии 1990-х гг. развивался как сложный и многоуровневый феномен. Современная грузинская идентичность, характерная в общих чертах и

для Грузии начала 1990-х гг., имеет ряд оснований. Вероятно, грузинскость основана на культивировании грузинского этнического мифа (общность грузинской крови, грузинского происхождения, общность и единство грузинской земли). Немаловажным фактором, унаследованным от советского периода с его тенденциями к денационализации и сокращению роли национальных языков в союзных республиках, является грузинский язык, который в Грузинской ССР и позднее в независимой Грузии стал формой причастности/принадлежности к политической элите. В качестве вероятного третьего фактора, который способствовал на протяжении 1990-х гг. национальной консолидации и сохранению идентичности, можно назвать грузинскую национальную мифологию. Эти три принципа (грузинский этнический, точнее - этнополитический, миф, грузинский язык и грузинский политический миф) в различной степени лежали в фундаменте грузинского политического национализма, на противоположном полюсе к которому находится этнический грузинский национализм, основанный на мифе о Грузии как жертве агрессивных соседей и коварных представителях национальных меньшинств, сепаратизм которых поддерживается извне. В условиях развития в 1990-е гг. грузинского национализма в условиях доминирования тенденций к его последовательной фрагментации в дальнейшем изучении нуждаются как политические, так и радикальные течения, которые оказали значительное влияние на более позднее развитие Грузии в 2000-е гг.

Ссылки:

1. Калхун К. Национализм. М., 2006.

2. Гачечиладзе Р. Становление новой Грузии: плюсы и минусы географических факторов // КРИ. 1997. Т. 3. № 1. URL: http://poli.vub.ac.be/publi/crs/rus/03_03R.htm.

3. Brubaker R. Nationhood and the National Question in the Soviet Union and Post-Soviet Eurasia: An Institutionalist Account // TS. 1994. Vol. 23. № 1. P. 47-78.

4. Коппитерс Бр. Грузино-абхазский конфликт // Европеизация и разрешение конфликтов. Конкретные исследования европейской периферии / ред. Бр. Коппитерс. М., 2005. С. 197-236.

5. Сюни Р.Г. Живя с другими народами: конфликт и сотрудничество между кавказскими народами // КРИ. 1997. Т. 2. Вып. 1. URL: http://poli.vub.ac.be/publi/crs/rus/R02-006.html.

6. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь: международный философский журнал. 1992. № 1.

7. Нодиа Г. Грузия: измерения уязвимости // Государственность и безопасность: Грузия после «революции роз» / ред. Бр. Коппитерс, Р. Легволд. Кембридж (Массачусетс), 2005.

8. Isensee J. Nacija kao politicko jedinstvo // РМ. 1999. Vol XXXVI. Вг. 4.

9. Эйвс Дж. Политика, партии и президенты в Закавказье. URL: http://poli.vub.ac.be/publi/crs/caucasus/aves.htm

10. Сюни Р.Г. Живя с другими народами: конфликт и сотрудничество между кавказскими народами // КРИ. 1997. Т. 2. Вып. 1. URL: http://poli.vub.ac.be/publi/crs/rus/R02-006.html.

11. Janjic D. Drzava i etnicka manjina // РМ. 2000. Vol XXXVII. Вг. 3.

12. Doorenspleet R., Mudde C. Upping the Odds: Deviant Democracies and Theories of Democratization // Democratization. 2008. Vol. 15. № 4. P. 815-832.

13. Сшщм В. Адкладзеная свабода: Посткамунютычны аутарытарызм у СэрбИ i Беларусь URL: http://arche.bymedia.net/2003-3/sili303.html.

14. Цюрхер Кр. Грузия: время бедствий (1989-1993 гг.).

15. Сюни Р.Г. Живя с другими народами: конфликт и сотрудничество между кавказскими народами // КРИ. 1997. Т. 2. Вып. 1. URL: http://poli.vub.ac.be/publi/crs/rus/R02-006.html.

16. Легволд Р. Постановка проблемы // Государственность и безопасность: Грузия после «революции роз» / ред. Бр. Коппитерс, Р. Легволд. Кембридж (Массачусетс), 2005.

17. Пирцхалава Н. Интеллектуалы и национальная принадлежность. Являются ли грузинские интеллектуалы советскими интеллигентами? // Этнические и региональные конфликты в Евразии / под общ. ред. А. Малашенко, Б. Коппитерса, Дм. Тренина. М., 1997. Кн. 1. Центральная Азия и Кавказ. С. 183-196.

18. Нодиа Г. Грузия: измерения уязвимости // Государственность и безопасность: Грузия после «революции роз» / ред. Бр. Коппитерс, Р. Легволд. Кембридж (Массачусетс), 2005.

19. Дэсаветызацыя - магчымасц i канцэптуальныя рамкк Дыскуая «Палiтычнай сферы» // Палiтычная сфэра. 2007. № 9.

20. 05^050 ^гоАот^одббо0д бдЬбЪд&о 5дЬбЪдото g>50ro00g0^ro&5. - от&о^оЪо, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.