УДК [316.347+94] (478.22)
ИДЕЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ГРУЗИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА И ИДЕОЛОГИЯ ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ
М.В. Кирчанов
Воронежский государственный университет
Кафедра регионоведения и экономики зарубежных стран
E-mail: [email protected]
Автор анализирует проблеме преемственности в политической памяти грузинского национализма в контексте традиционалистских тенденций. Первые политические группы традиционалистской ориентации существовали в грузинской политической эмиграции в период между двумя мировыми войнами. Реставрация грузинской политической независимости привела к восстановлению традиционалистских политических партий. Программы межвоенного и современного традиционализма имеют много общих особенностей. Активность традиционалистов актуализирует преемственность в политической памяти различных поколений грузинского национализма.
Ключевые слова: грузинский национализм; традиционализм; политическая память; историческая преемственность.
THE CONTINUITY IDEA IN POLITICAL MEMORY OF GEORGIAN NATIONALISM AND THE TRADITIONALIST'S IDEOLOGY
M.V. Kyrchanoff
The author analyzes the continuity problem in the political memory of Georgian nationalism in the context of traditionalist tendencies. The first political group of traditionalist orientation existed in Georgian political emigration in the period between the two world wars. The restoration of Georgian political independence led to revival of traditionalist political parties. Programs of the inter-wars and contemporary traditionalism are characterized by numerous common features. The activities of traditionalists actualize continuity in political memory of different generations of Georgian nationalism.
Key words: Georgian nationalism; traditionalism; political memory; historical continuity.
Развитие ряда националистических движений и идеологий на территории Большой Европы в одинаковой степени характеризуется как континуитетом, так и дискретностью. Преемствен-
ность в истории националистической идеологии может сочетаться и с разрывами, вызванными политическими изменениями и трансформациями, связанными со сменой политических режимов и элит, которые определяли и формировали основные векторы политического и исторического развития. В качестве проявления подобного континуитета и дискретности мы, вероятно, можем воспринимать наличие или отсутствие в некоторых странах Большой Европы т. н. «исторических партий». «Исторические партии» принадлежат к числу чрезвычайно сложных исторических и политических явлений, единая дефиниция таких движений как в исторической, так и в политологической литературе не предложена.
В целом, под историческими партиями, вероятно, следует воспринимать политические партии и движения, которые существовали на территории тех или иных стран, занимая определенное место и положение в политических пространствах и ландшафтах тех или иных государств, прекратив свое существование после установления, как правило, левых авторитарных режимов и возродившись после их падения, в условиях демократического транзита. Подобные партии в ряде стран весьма условно называют историческими или традиционными. К числу стран, для которых феномен исторических или традиционных партий характерен не в столь значительной степени, как например, для Румынии или Латвийской Республики, относится и Грузия1. Первые грузинские политические партии возникли в первой четверти ХХ в., активно используя принципы и ценности националистической или социалистической идеологии.
Восстановление традиций независимой грузинской государственности, что проявилось в создании Грузинской Демократической Республики, в значительной степени активизировали политическую и партийную жизнь в стране, но вскоре последовавшая советизация Грузии, ее включение в состав Советского Союза в
1 Об основных этапах исторического развития и идеологической эволюции грузинских политических партий в организационном и идейном плане существует обширная историография на грузинском языке. Подр. см.: Грдзелидзе Г. Политическая история Грузии (1910-1924). Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); История политических партий / ред.-сост. Б. Губелидзе, Ф. Бе-нидзе, М. Хецуриани. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Хецуриани М. История политических партий. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Хочолава В. Проблемы политических наук в Грузии. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.).
качестве Грузинской ССР (с непродолжительным пребыванием в рамках ЗСФСР) внесли очередные коррективы в функционирование и развитие политического пространства, содействуя его унификации, что выразилось в установлении однопартийной диктатуры, связанной с монополией на власть Грузинской КП. Распад СССР и повторное в ХХ в. восстановление грузинской государственности привели к значительным идеологическим и партийным трансформациям в политическом пространстве Грузии.
С одной стороны, сложились условия для возрождения традиций грузинского политического и гражданского национализма в виде восстановления и возобновления деятельности, в том числе, и исторических политических партий. С другой стороны, эти традиционные партии оказались не в состоянии противостоять постсоветскими партийным проектам и движениям, которые более успешно вписались в политический ландшафт Грузии, обладая значительным адаптивным потенциалом. В подобной ситуации исторические политические партии в Грузии вновь относительно быстро трансформировались в исторические в том смысле, что стали достоянием новейшей грузинской политической истории. Подобная специфика актуального политического и новейшего исторического процесса в Грузии придает актуальность целому ряду вопросов, связанных как с идеологическими измерениями грузинского национализма, так и его партийными измерениями. Эти вопросы, вероятно, могут быть сформулированы следующим образом: уместно ли применение термина «исторические партии» в грузинском контексте и, если мы ответим на этот вопрос положительно, то в чем проявилась специфика континуитете или дискретности в грузинском политическом пространстве в контексте развития идеологии грузинского национализма?
Поэтому в центре авторского внимания в настоящей статье будут проблемы интеллектуальной и идеологической истории таких движений как «от^от^о ^ого^о» («Белый Гиорги») и «^¿^отзд^
з^зЗо^о» («Союз грузинских традиционалистов») в контексте истории «традиционных партий», так и попыток восстановления их деятельности в современной независимой Грузии.
Исторические политические партии «Белый Гиорги»2 и «Союз грузинских традиционалистов», если термин «партии» применим к этим группам, существовали в 1920-1940-е гг., хотя национальные грузинские политические партии в эмиграции существовали и раннее. Среди этих групп выделялся «^¿^отзд^ ^э» («Круг грузинских сепаратистов»), в котором начинал свою деятельность, в том числе, и Лев Кереселидзе3. На протяжении этого периода за пределами Грузинской ССР существовал ряд антикоммунистических грузинских политических ор-ганизаций4. Центром грузинской политической эмиграции была Европа5, а сами лидеры эмиграции в той или иной степени стремились установить отношения с политическими элитами европейских гсоударств. Особое место в ряду этих групп и движений6 занимали те, которые развивали идеи грузинского национализма. Организация «Белый Гиорги» была создана в 1925 г. групппой грузинских политиков и интеллектуалов, которые после советизации Грузии вынужденно оказались в эмиграции.
По мнению грузинских историков7, «Тетри Гиорги» занимает особое место в политической истории грузинской эмиграции несоциалистического толка, являясь одной из ведущих правых групп. Лидерами этой националистической группы оказались ветеран грузин-
2 Подр. об организации см.: Урушадзе Л. Грузинская политическая патриотическая организация «Белый Гиорги» / / Амиран. 2009. Т. XXI. С. 166-204 (на груз. яз.).
3 Кереселидзе Л. Автобиография. URL: http://www.legionerebi.org/sam-xedro/?p=75 (дата обращения: 21.03.2015) (на груз. яз.).
4 В Грузии в 2010 г. вышла «монография» бывшего полковника КГБ Ге-лы Суладзе, посвященная грузинским политическим организациям в эмиграции в период с 1918 по 1953 г. (Суладзе Г. Грузинская антисоветская эмиграция и службы безопасности (1918-1953 гг.). Тбилиси, 2010; на груз. яз.). Книга получила весьма критические оценки в современной грузинской академической историографии, в частности со стороны Левана Урушадзе (см.: Урушадзе Л. Как может быть описана история. Тбилиси, 2011. URL: https://buru-si.wordpress.com/2011/03/16/levan-z-urushadze-12/ (дата обращения: 21.03.2015) (на груз. яз.).
5 Урушадзе Л. Европа и политическая грузинская эмиграция. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).
6 Даушвили Г. Грузинская эмиграция в 1921-1939 годы. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.).
7 Урушадзе Л. Несколько источников по истории организации «Белый Гиорги» / / Грузинский Университет. 2010 № 55. URL: https://matiane.word-press.com/2010/05/14/ tetri-giorgi/ (дата обращения: 21.03.2015) (на груз. яз.).
ской политики Лев Кереселидзе и известный грузинский интеллектуал, историк-востоковед Михаил Церетели8. Кроме них участие в деятельности «Белый Гиорги» принимали Шалва Беридзе &д^одд)9, создатель организации, впоследствии - профессор Университета Неаполя), Шалва Маглакелидзе (сЪ^з^ Э^^зд^одд), Лео Ке-реселидзе (^дго ЗЯ^Фд^одд), Григол Робакидзе (^о^го^ ^го&^одд) и другие сторонники грузинского национализма. Идеологически «Белый Гиорги» был связан с более ранними грузинскими националистическими движениями, а его идеологи и теоретики развивали идею политического и национального освобождения Грузии при поддержке западных государств. После 1933 г. теоретики движения «Белый Гиорги», подобно части русских эмигрантов, начали ориентироваться на Германию, стремясь играть на разделяемых национал-социалистами антикоммунистических идеях.
В условиях роста контактов с Германией теоретики «Белый Ги-орги» переименовали движение в б^огоб^-Ъгозо^оЪф^^о З^фооЪ «отдот^о ^ого^о» (Национал-социалистическая партия «Белый Гиорги»). Подобный политический ребрендинг был не первым опытом в истории грузинского национализма в ХХ веке. В период первой мировой войны другая националистическая организация изменила название с «Ъ^^отзд^гоЪ ^БЭ^от^зоЪ^^^д&д^о ЗгоЭофдфо» (Комитет освобождения Грузии) на «ф^Эго^зофд&^го&оЪ ЗгоЭофдфо» (Комитет независимости)10, что стало одним из интеллектуальных оснований доминирования идеи политической независимости и гражданской нации у последующих грузинских националистов, в том числе и участников «Белый Гиорги» и «Союз грузинских традиционалистов».
При этом во время второй мировой войны, формально сотрудничая с Германией, в том числе - и в сфере создания грузинских подразделений11, грузинское национальное движение предпочло сохранить прежние идеологические ценности и политические предпочтения. Кроме этого в годы второй мировой войны возникла и другая историческая партия грузинского национализма - «Союз гру-
8 О роли М. Церетели в истории грузинской политической эмиграции подр. см.: Урушадзе Л. Славное бессмертие души. URL: https://burasi.word-press.com/2012/ 06/21/urushadze-5/ (дата обращения: 20.03.2015) (на груз. яз.).
9 Беридзе Ш. Биография (1924-1933) // Белый Гиорги. 1933 № 69-71 (на груз. яз.).
10 Лео Кереселидзе. URL: http://www.nplg.gov.ge/emigrants/ka/00000107/ (дата обращения: 22.03.2015) (на груз. яз.).
11 Рцхиладзе В. Грузины под немецким знаменем. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.).
зинских традиционалистов», в деятельности которой принимали участие Иракли Багратион-Мухранели (о^ъ^^о
Михаил Церетели (ЭоЬдо^ Григол Робакидзе, Шалва
Маглакелидзе, Гиорги Квинитадзе и другие грузинские националисты. Подобно движению «Белый Гиорги», грузинские традиционалисты выступали за реставрацию грузинской независимой государственности, полагая, что ее лучшей формой является конституционная монархия.
В период второй мировой войны, отмеченной активизацией военного сотрудничества грузинских эмигрантов с Германией13, Шалва Маглакелидзе инициировал создание и военизированного крыла известного как «Ъ^^отзд^гоЪ
(Союз грузинских фашистов), связанного как с движением «Тетри Гиорги», так и с грузинскими традиционалистами. Сотрудничество с Германией в 1933-1945 гг., опыт военной коллаборации14, а также общая политическая и идеологическая дискредитация национал-социализма после второй мировой войны привела к самороспуску движения «отдот^о ^ого^о». Сотрудничество грузинских националистов с немцами не отличалось последовательным характером. Последовательность националисты стремились сохранить только в тех случаях, когда под сомнение могда быть поставлена их относительная политическая независимость. Поэтому, эмигранты (например, Шалва Маглакелидзе15) проявляли значительную умеренность и осторожность в сотрудничестве с НСДАП или с СС. Тем не менее, политическая динамика в поствоенной Европе развивалась явно не в пользу грузинского национального движения. Поэтому, «Союз грузинских традиционалистов» был вынужден прекратить свою деятельность в эмиграции, пока она не была возобновлена в 1989 г., но уже в Грузии.
12 Салия К. Профессор Михаил Церетели / / Судьба Картли. 1948. № 3 (на груз. яз.).
13 Мамулиа Г. Грузинский легион в борьбе за свободу и независимость Грузии во Второй мировой войне. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.).
14 Мамулиа Г. Битва за Кавказ (1942-1943 годы) / / Республика. 2003. 24 февраля. № 51 (4430); 3 марта. № 58 (4437); 10 марта. № 63 (4442); 17 марта. № 70 (4449); 23 марта. № 76 (4455) (на груз. яз.).
15 Кацитадзе Э. Генерал Шалва Маглакелидзе / / Вестник архивов. 2012. № 12. URL: http://www.nplg.gov.ge/gsdl/cgi-bin/library.exe (дата обращения: 21.03.2015) (на груз. яз.).
Что представляла политическая идеология первого поколения грузинских националистов традиционалистской ориентации? Среди теоретиков первого политического поколения грузинских традиционалистов особая роль принадлежала Зурабу Авалишвили16. Грузинские националисты-традицоналисты прилагали немалые усилия к историзации грузинской политической традиции и грузинской государственности, в той или иной степени актуализируя ее причастность к европейской истории, включенность в западный исторический процесс. Именно к подобным исто-рико-политическим мифологизациям грузинской истории следует относить некоторые тексты З. Авалишвили, посвященные кресто-носцам17. Особое внимание грузинскими национально ориентированными интеллектуалами (например, тем же З. Авалишвили18) уделялось проблемам реставрации независимой грузинской государственности. При этом грузинскими националистами19 предпринимались попытки выяснить причины падения и краха ГДР, причины и истоки ее советизации, что связывалось ими с успехами и активностью левой коммунистической пропаганды. В подобной ситуации период ГДР в грузинской националистической идеологии подвергался значительной идеализации и мифологизации, превращаясь в коллективное «место памяти».
Политическая программа «Белый Гиорги»20 в идеологическом плане была основана на принципах политического грузинского национализма. Комментируя специфику политической идеологии движения, грузинский историк Леван Урушадзе подчеркивал, что она развивалась и функционировала в условиях эмиграции, так как в самой Грузии, которая, по его мнению, была оккупирована СССР, активность националистических групп и орга-
16 Бабунашвили Г., Нозадзе Т. Патриот. Тбилиси, 1994; Гиоргадзе М. Зураб Авалишвили (Штрихи к портрету) / / Жизнь и закон: международный научно-практический журнал. 2008. № 1. С. 71-73 (на груз. яз.).
17 Авалишвили З. Крестоносцы (четыре исторического очерка). Париж, 1929 (на груз. яз.).
18 Он же. 1918-1921: годы независимости в международной политике, воспоминания, эссе. Тбилиси, 1990 (на груз. яз.).
19 Он же. Успех социалистической пропаганды в Грузии / / Наши записки. 2008. № 16 (68). С. 2-4 (на груз. яз.).
20 О политической программе движения и его идеологических предпочтениях см.: Урушадзе Л. Несколько источников по истории организации «Белый Гиорги». URL: https://matiane.wordpress.com/2010/05/14/ tetri-giorgi/ (дата обращения: 20.03.2015) (на груз. яз.).
низаций была исключена. В целом, в современной Грузии, в особенности - в электронных СМИ21, «Белый Гиорги» воспринимается как организация в рамках грузинского национального движения, которая стремилась сохранить грузинскую идентичность. Ряд грузинских историков22 полагает, что, начиная с середины 1920-х гг., на протяжении трех десятилетий, эта организация играла ключевую роль в грузинской политической эмиграции. Грузинские национально ориентированные интеллектуалы, связанные с движением «Белый Гиорги», полагали, что Грузия обладает давними историческими традициями, двухтысячелетней историей, половина которой ознаменована борьбой за независимость. В политическом воображении грузинского национализма Советский Союз воспринимался как страна-агрессор, которая оккупировала независимую Грузинскую Демократическую Республику. Поэтому Грузия подвергалась виктимизации, позиционируясь как жертва колониза-ионной советской политики, направленной на подчинение экономики интересам Москвы. Грузинские националисты, объеди-енные вокруг «Белый Гиорги», выдвигали программу-минимум, коорая включала несколько пунктов, а именно: освобождение Грузии от «русского рабства», борьба за целостность Грузии, борьба против русификации и советизации Грузии, восстановление принципов экономической свободы, всемерное развитие грузинского языка23. В подобной интеллектуальной атмосфере политическим идеалом для националистов стала «фофо ф5 фо^фо Ъ^^отзд^го» («Великая и Славная Грузия»24).
В политической программе «Белый Гиорги» особую роль играла идея примата нации и национального государства в форме «ЗгобЪфоф^о^^о Эгоб^^о^» (конституционная монархия25) над социальными, экономическими и политическими противоречиями и разногласиями. Позднее лозунг реставрации в Грузии кон-
21 Шалва Маглакелидзе и Грузинский легион вермахта (1941-1945). URL: http: / / intel'media.ge/b5¿5о¿/26005-^r)бlr)6¿^о-a¿^з¿-Э¿^^¿l^r)^оdlr)-ф¿-зg6Э¿b5оb-¿¿бот^^о-^д^отбо-1941-1945/ 64/ (дата обращения: 24.03.2015). (на груз. яз.).
22 Урушадзе Л. «Белый Гиорги» (Свимон Цицишвили). URL: https://bu-rusi.wordpress.com/2010/04/30/levan-z-urushadze-5/ (дата обращения: 22.03.2015) (на груз. яз.).
23 От патротической молодежи. Организация «Белый Гиорги». Декларация Учредительного собрания. Париж, 1925 (на груз. яз.).
24 Кереселидзе Л. Некоторые аспекты нашей идеологии: национальная дисциплина / / Белый Гиорги. 1934. № 74-75. (на груз. языке)
25 Там же.
ституционной монархии был подхвачен и немецкими националистами, но часть грузинских интеллектуалов (например, Виктор Рцхиладзе26) склонна в этом видеть только идеологический и пропагандистский маневр Германии, которая в реальности подобными возможностями не обладала. Кроме этого грузинскими националистами выдвигался в принципе универсальный лозунг «Ъ^^отзо^го ^об^дЪ угоз^оЪ^» («Грузия превыше всего»)27. В этом контексте примечательно то, что этот политический девиз имел универсальный характер, обладая определенными признаками серийности, для большинства других европейских национа-лизмов и националистических движений, которые в качестве центральной цели были склонны видеть создание или реставрацию независимой национальной государственности. В целом, идеологическая доктрина «Белый Гиорги» была в большей степени основана на принципах и ценностях политического, гражданского национализма.
Программное значение для деятельности «Белый Гиорги» имела работа Л. Кереселидзе «Некоторые аспекты нашей идеологии: национальная дисциплина»28, в которой автор развивал несколько идей, а именно: современный мир сталкивается с вызовами двух авторитарных идеологий и движений, одной из которых явился коммунизм, а второй стал итальянский фашизм; фашизм усилиями левых политиков демонизируется, хотя его появление стало реакцией на активизацию левых сил; фашизм не следует воспринимать как исключительно современное движение, так как его истоки можно обнаружить в христианстве; поэтому, идеология грузинского национализма должна базироваться на ценностях семьи, традиционализме и христианстве. Комментируя подобную идеологическую специфику, М. Церетели подчеркивал, что молодые «Белый Гиорги» были знакомы с идеями итальянского фашизма, но не фашистская доктрина, а «^^отзд^о д^оЪ от^Эдф^гозд
26 Малхазишвили М. Диссидент записал воспоминания генерала Шалвы Маглакелидзе: «Хотел ли Гитлер восстановить монархию в Грузии?» / / Иверия. 28 июля 2014 года. URL: http://iveria.biz/659--.html (дата обращения: 23.03.2015) (на груз. яз.).
27 От патриотической молодежи. Организация «Белый Гиорги». Декларация Учредительного собрания. Париж, 1925 (на груз. яз.).
28 Кереселидзе Л. Указ. соч.
03озо^Э^оЬ5 ф5 ЭоЪ^^эд&з&оЪ^» («боли и чаяния грузинской нации»)29 были основными побудительными мотивами.
Второе поколение грузинских традиционалистов стало активно в конце 1980-х - начале 1990-х гг., а общие векторы в его идеологической эволюции определились во второй половине 1990-х годов30. Современные традиционалисты склонны подчеркивать свою преемственность с историческими предшественниками31, проводя континуитет между 1942 г и возрождением партии в начале 1990-х годов. В конце 1980-х гг. традиционалисты приняли участие в деятельности «Э^з^^о Э^оф^ - от^зоЪ^^^о Ъ^^отзз^гоЗо» («Круглого стола - Свободная Грузия»)32 - выразителя национальной идеи в позднем СССР. На раннем этапе возобновления деятельности партии одним из выразителей, реаниматоров и актуализаторов идеологии грузинского национализма в его традиционалистской версии стал Звиад Гамсахурдиа. В 1991 г. Звиад Гамсахурдиа стал почетным членом Союза грузинских традиционалистов. Звиаду Гамсахурдиа в деятельности и идеологии традиционалистов импонировала его антимосковская позиция, которая воспринималась как антиимперская, направленная на реставрацию грузинской политической независимости. Правда, в 1992 г. Звиад Гамсахурдиа, отправив 10 июля открытое письмо в газету «¿^ф^гоЭ^» («Пасха»)33, которая была официальным печатным органом традиционалистов, вступил в политический конфликт с грузинскими националистами, сочтя их относительно умеренную позицию и склонность к компромиссам формой политического предательства, направленного против грузинской независимости.
Что касается современной идеологической программы грузинских традиционалистов, то она в значительной степени сохраняет близость и общность с идеологическими предпочтения-
29 Урушадзе Л. Организация «Белый Гиорги» (1924-1954): сущности идеологии. URL: https://burusi.wordpress.com/2010/04/29/levan-z-urushadze-4/ (дата обращения: 24.03.2015) (на груз. яз.).
30 Союз традиционалистов Грузии. Предвыборная платформа для местных выборов 15 ноября 1998 года. Тбилиси, 1998. (на груз. яз.).
31 Союз грузинских традиционалистов... URL: https://www.facebook.om/ pagavaaslan/ info?tab=page_info (дата обращения: 24.03.2015) (на груз. яз.).
32 Великое 28 октября 1990. URL: http://www.ai-ia.info/online-arqivi/43-brwkinvale-1990-wlis-28-oqtomberi.htm (дата обращения: 22.03.2015) (на груз. яз.).
33 Гамсахурдиа З. Выдающаяся роль в националистическом движении... // Пасха. 1992. 10 июля (на груз. яз.).
ми их исторических предшественников. Идеологи традиционна-листов полагают, что Грузия должна развиваться как единое и национальное государство, наиболее оптимальной формой которого является, по их мнению, конституционная монархия34. Конституционной монархии как идеальной форме правление традиционалисты склонны противопоставлять политические реалии современной Грузии. В 2013 г. теоретики движения констатировали нарастание кризисных тенденций, связанных с «растерянностью и непоследовательностью политики правительства, отсутствием концепции стратегического развития». Поэтому, идеологии традиционализма настаивали не только на необходимости сохранения, развития и поощрения грузинской национальной идеен-тичности, но и на проведении политики последовательной десо-ветизации35.
В политической программе традиционалистов особое место занимает антиимперская риторика36, основанная на критике и осуждении внутренней и внешней политики современной Российской Федерации. Традиционалисты полагают, что империи являются источником и причиной многочисленных международных проблем. По мнению традиционалистов, современные империи, к которым они склонны относить Россию, представляют источник проблем и угроз для соседних государств. Теоретики современного грузинского традиционализма убеждены, что конфликт между грузинами и абхазами с последующим отторжением Абхазии был специально и сознательно инспирирован Россией. Традиционалисты настаивают, что в XXI в. сложилась «печальная реальность», которая сводится к тому, что малые государства существуют в условиях постоянной угрозы со стороны империй, а сами империи базируются на подавлении освободительных движений37.
34 Форма и содержание национальной демократии... URL: https://www.fa-cebook.com/pagavaaslan/info?tab=page_info (дата обращения: 23.03.2015) (на груз. яз.).
35 Асатиани А. Предвыборный манифест 2013 г. URL: https://www.fa-cebook.com/pagavaaslan/posts/577230059000304 (дата обращения: 22.03.2015) (на груз. яз.).
36 Липартелиани Д. «Традиционалисты» об абхазских парламентариях и организациях, 7 ноября 2014. URL: http://reportiori.ge/?menuid=3&id=44283 (дата обращения: 21.03.2015) (на груз. яз.).
37 А. Асатиани: Союз грузинских традиционалистов, 31 октября 2014 года. URL: https://www.facebook.com/pagavaaslan/ posts/796855883704386 (дата обращения: 23.03.2015) (на груз. яз.).
Особое внимание грузинские традиционалисты уделяют проблемам Южной Осетии и Абхазии. Отделение этих территорий ими не признается, и традиционалисты последовательно выступают в защиту территориальной целостности Грузии, рассматривая и Абхазию, и Южную Осетию как псевдогосударства, которые пребывают в состоянии политической и экономической зависимости от России. Фактическая потеря контроля над этими регионами, по мнению традиционалистов, стало проявлением слабости внешней политики правящих грузинских политических элит38. Традиционалисты настаивают на том, что РФ ведет в регионе не только агрессивную политику, но и фактически не учитывает интересы своих союзников из Южной Осетии и Абхазии. По мнению грузинских традиционалистов, сближение осетинских и абхазских националистов с РФ опасно тем, что эти региона могут утратить независимость, так как их главы в перспективе перестанут быть российскими ставленниками, а будут просто назначаться по решению Москвы. Традиционалисты полагают, что российская политика сознательно направлена на превращение Кавказа в предмет политического торга с Европейский Союзом. Анализируя особенности северокавказской политики РФ, грузинские традиционалисты полагают, что московские элиты, которые руководствуются исключительно «эгоистическими и узкопартийными интересами»39, допустили ряд значительных ошибок, заигрывая с абхазскими и осетинскими националистами.
Международные проблемы также не могут игнорироваться современными грузинскими традиционалистами. Значительное внимание ими уделяется проблематике, связанной с ИГИЛ. Грузинские традиционалисты включились в дискуссию относительно ИГИЛ после того как США была озвучена идея создания на территории Грузии учебных центров для подготовки сирийских повстанцев. Традиционалисты к подобной инициативе отнеслись негативно, так как это, по их мнению, создаст ряд новых угроз и вызовов, которые будут угрожать национальной безопасности Грузии, а именно - превратят ее в объект для нападения и агрессии со стороны радикаль-
38 Грузинские традиционалисты, 29 сентября, 2013 года. URL: https:/ / www.facebook.com/pagavaaslan/ posts/589381304451846 (дата обращения: 22.03.2015) (на груз. яз.).
39 Союз грузинских традиционалистов. Об организации. URL: https:// www.facebook.com/pagavaaslan/ posts/859097290813578 (дата обращения: 23.03.2015) (на груз. яз.).
ных исламистов, могут ослабить основы этнической и конфессиональной толерантности в стране, могут обострить отношении между грузинами-христианами и грузинами-мусульманами, дестабилизировать ситуацию в соседних государствах40. В качестве альтернативы традиционалисты предлагают поддерживать законное правительство Сирии в борьбе против терроризма.
Грузинские националисты, связанные с историческими грузинскими национальными партиями «Белый Гиорги» и «Союз грузинских традиционалистов», которые в советской историографии подвергались только и исключительно демонизации, усилиями грузинских интеллектуалов в современной независимой Грузии интегрированы в новые версии национальной истории и исторической памяти, периодически привлекая внимание общественности. В частности, в первой половине 2010-х гг. в Грузии вышло 15-томное собрание трудов М. Церетели, который обрел вполне нормальную репутацию «грузинского ученого, политика и общественного деятеля, <...> основоположника грузинского востоковедения, основателя общественных наук в Грузии, исследователя наследия Руставели»41. Григол Робакидзе позиционируется как «символ свободомыслия и борьбы против зла»42. Подобные стратегии легитимации совпали и с оправданием, легитимацией деятельности новейших современных наследников грузинских политических партий, но в этом отношении континуитет между ними носит в значительной степени условный характер. Значительный общественный и научный интерес к деятельности лидеров и идеологов «Белый Гиорги» и «Союз грузинских традиционалистов» вовсе не означает того, что их современные наследники пользуются значительной поддержкой.
Политическое значение традиционалистов в современном партийном пространстве Грузии весьма противоречиво и сложно определимо. Проявлением подобной неопределенности следует признать как и сознательный отказ от участия в выборах (например, местных в 2014 г.)43, так и попытки традиционалистов уста-
40 Союз грузинских традиционалистов: Заявление. 26 сентября 2014 г. URL: https://www.facebook.com/pagavaaslan/posts/779333612123280 (дата обращения: 23.03.2015) (на груз. яз.).
41 Рукописи Михаила Церетели вышли в 15 томах / / Иверия. 2014. 29 июля. URL: http://iveria.biz/ 660--15-.html (дата обращения: 21.03.2015) (на груз. яз.).
42 Аладашвили Л. «Я не прошу многого.». URL: http://www.ambioni.ge/ grigol-robaqize (дата обращения: 22.03.2015) (на груз. яз.).
43 Коалиция «Грузинских традиционалистов» и «Объединенная оппозиция» в избирательной кампании. URL: http://www.interpressnews.ge/ge/
новить партнерские отношения с другими грузинскими политическими партиями. Периодически имеющие место попытки традиционалистов привлечь к себе внимание, выступая с комментариями относительно тех или иных событий в политической жизни современной Грузии44, не выполняют возложенной на них задачи, и в подобной ситуации значение традиционалистов в целом продолжает оставаться не очень высоким. Большинство комментариев и оценок, которые исходят от лидеров традиционали-стов45, носят весьма умеренный и осторожный характер. В 2013 г. традиционалисты установили партнерские отношения с «Движением за справедливую Грузию»46. В 2013-2014 гг. традиционалисты пытались сотрудничать с Нино Бурджанадзе47, которая воспринималась ими как политик, способная решить внутренние и внешние проблемы Грузии48. Значительным политическим весом движение не обладает, его продолжительная история не гарантирует политического успеха на современном этапе. В подобной ситуации, занимая в большей степени маргинальные позиции в политическом спектре современной Грузии, традиционалисты вынуждены заключать соглашения с прочими, более или менее успешными политическими партиями. Роль традиционалистов в подобных коалиционных отношениях также не столь ясна, но нельзя исключать того, что грузинские традиционалисты вынуждены довольствоваться статусом младших и зависимых партнеров других политических партий.
poHtika/277973-qtradirionaHsttha-kavshiriq-koaHria-qburjanadze-erthiani-opozi-disq-tsinasaarchevno-kampaniashi-chaertho.html?ar=A (дата обращения: 23.03.2015) (на груз. яз.).
44 «Союз традиционалистов» приветствует решение правительства и советы Патриарха. URL: http://frontnews.ge/ge/news/18669 (дата обращения: 21.03.2015) (на груз. яз.).
45 Наскидашвили Э. Акаки Асатиани: влияние Обамы было наибольшим. URL: http://www.geworld.ge/View.php?ArtId=5780&lang=ge (дата обращения: 23.03.2015) (на груз. яз.).
46 Сотрудничество «Союза традиционалистов» и «Справедливой Грузии» URL: http://geonews.ge/category/8/politics/news/195331/samartliani_saqart-velostvis_tradicionalistebi.html (дата обращения: 21.03.2015) (на груз. яз.).
47 «Союз традиционалистов Грузии» и «Объединенная оппозиция» участвует в избирательной кампании. URL: http://pia.ge/show_news. php?id= 11237&lang=geo (дата обращения: 21.03.2015) (на груз. яз.).
48 Коалиция «Движение объединенной оппозиции». URL: http://iveri-oni.com.ge/3682-koalicia-burjanadze-erthiani-opozicia-shi-matebaa.html (дата обращения: 23.03.2015) (на груз. яз.).
Подводя итоги статьи, во внимание следует принимать ряд факторов, связанных с историческим и актуальным политическим измерением активности и идеологии «традиционных» националистических партий и групп в Грузии.
История националистических партий, о которых речь шла выше, в Грузии в ХХ в. и на актуальном этапе отличается значительной сложностью и противоречивостью, что связано с общими тенденциями в идеологической трансформации грузинского национализма в целом, который развивался в условиях сосуществования гражданской (политической и радикальной) этнической перспектив и измерений в идеологии грузинского национализма. В подобной ситуации большинство формально и фактически национально ориентированных и националистических партий были вынуждены в той или иной степени и соответственно с разным успехом сочетать и комбинировать принципы и ценности этнического и политического национализма. В грузинском случае идеи гражданской политической нации и более радикальной версии грузинского национализма, основанном на приматах этничности и картвелизма, оказались не столь совместимыми, как аналогичные тренды в других европейских континентальных националистических идеологиях. При этом грузинский гражданский национализм сложно представить без значительного внимания к роли грузинского языка как центрального консолидирующего фактора и без разного рода картвельских аспираций, которые проявлялись в попытках написания грузинской национальной истории, выдержанной в этноцентричной системе координат.
В этой ситуации гражданские грузинские националисты, апологеты и сторонники грузинской нации как политической оказались заложниками мощного мобилизационного потенциала грузинской (картвельской) этничности и идентичности, хотя и радикальные националисты, склонные в качестве основной цели национализма видеть построение Грузии, основанной на принципах и ценностях картвелизма, не смогли избежать очарования и увлечения либеральными идеями, которые характерны практически для любого европейского, в том числе - и грузинского, национализма. Кроме этого подобная идеологическая непоследовательность, которая при желании может восприниматься и наоборот, как проявление интеллектуальной и политической ортодоксии, грузинского национализма привела к тому, что он в своих институциональных формах в ви-
де политических партий, оказался не в состоянии конкурировать с другими движениями и идеологиями.
В советский период альтернативу национализму составила коммунистическая доктрина, которая в Грузинской ССР с большей или меньшей степени стремилась использовать грузинский национализм ради собственной легитимации. В постсоветской Грузии грузинский национализм также в партийных проявлениях оказался менее жизнеспособен, чем другие политические партии. В Грузии 1990-2000-х гг. партийно институционализированный и организованный грузинский национализм не смог успешно конкурировать с другими постсоветскими партиями, которые формально отказались от националистической ортодоксии, будучи в состоянии синтезировать ценности и идеи грузинского национализма с принципами, в зависимости от ситуации и политической конъюнктуры, демократии, либерализма, социализма, прав и свобод человека...
В подобной ситуации исторические националистические партии и движения в Грузии были вынуждены адаптироваться к вызовам современности. Поэтому исторические и традиционные партии и движения активно используют столь неисторические и нетрадиционные формы существования политических партий-предшест-веников, с которыми они оказались связаны генетически, интеллектуально и идеологически, как Интернет и социальные сети. Фор-ально между историческими националистическими партиями и их актуальными наследниками существует преемственность, которая, как правило, проявляется в идеологической сфере. Кроме этого, континуитет между ними, вероятно, можно проследить и в степени их влияния, которое как в прошлом, так и на современном этапе не является значительным. Как исторические националистические парии, так и их современные наследники, свято соблюдая идейную ортодоксию, оказались не в состоянии конкурировать с более широкими в идейном плане партиями, которые оказались в состоянии синтезировать националистическую идеологию с либеральными и демократическими ценностями.