УДК 323.1(479.22)
КИРЧАНОВ М.В. Политическая нация и
традиционализм как координаты развития национализма в современной Грузии
Автор анализирует политические и традиционные тренды в идеологии современного грузинского национализма. Автор полагает, что грузинский национализм имеет развитую политическую традицию и развивается как преимущественно гражданское движение. Грузинская Православная Церковь развивает традиционные формы грузинской идентичности. Активизация сексуальных меньшинств в мае 2013 года содействовала актуализации традиционных трендов в грузинском национализме. Поляризация и фрагментация грузинского национализма стала результатом политических дебатов, связанных с ролью Грузии в регионе и с проблемами грузино-российских отношений.
Ключевые слова: Грузия, национализм, идентичность, гражданский национализм, традиционализм, Грузинская Православная Церковь.
Одной из наиболее влиятельных идеологий в постсоветских государствах следует признать национализм.Грузия не является исключением из этого универсального правила. Известно, что в период пребывания Грузии в составе СССР национализм был одним из факторов, который содействовал сохранению национальной идентичности. После восстановления независимости роль грузинского национализма возросла, а события, связанные с военными действиями в августе 2008 года, в значительной степени актуализировали роль и значение национализма в политической жизни Грузии. Национализм играет особую роль в развитии интеллектуального пространства, а националистический дискурс доминирует в ряде грузинских СМИ. Анализируя идеологию современного грузинского национализма, во внимание следует принимать сложность этой идеологии, ее многосоставный характер. Современный грузинский национализм развивается в условиях одновременного сосуществования как политических (гражданских) течений, так и тенденций к постепенной радикализации, росту этнического национализма. Несмотря на обострение
и фактический разрыв грузино-российских отношений в 2008 году, их периодическое обострение в последующие годы, проблемы, связанные с современными политическими процессами в Грузии, в современной российской историографии и политологии относятся к числу практически неизученных тем. Поэтому в центре авторского внимания в настоящей статье - проблемы политической идеологии современного грузинского национализма в дискурсе СМИ Грузии.
Современный грузинский националистический дискурс развивается преимущественно вокруг нескольких тем, которые имеют особое, принципиально важное значение как для грузинского интеллектуального сообщества, так и политического класса.
Политическое пространство1 в современной Грузии развивается в чрезвычайно напряженныхусловиях одновременного сосуществования как умеренных, так и более радикальных партий, которые в той или иной степени разделяют и развивают программу грузинского национализма. Часть современных грузинских интеллектуалов крайне тяжело переживает новейшие политические трансформации, связанные с поражением Единого Национального движения2, хотя
при этом охотно воспроизводятся некоторые программные заявление и лозунги ЕНД3, позиции которого в 2012 - 2013 годах в определенной степени ослабли4. Именно поэтому партия, которая ранее почти монопольно формировала национальную и политическую повестку дня, переживает весьма сложный процесс как поиска новых союзников, так и выработки нового политического, оппозиционного имиджа.
В частности, многим грузинским интеллектуалам явно нравится транслировать нарратив о Грузии как именно если не европейской, то культурно западной стране5, политическом сообществе и нации граждан, подчеркивая, что "западный путь развития - демократическое правление, рыночная экономика, мыслящая и действующая либеральными ценностями общественность -это исторически подтвержденный наилучший путь для обеспечения как могущества страны, так и благосостояния каждого своего гражданина"6. Сложности европейской интеграции Грузии в общественном мнении нередко связываются с политикой России7, которая, по мнению национально ориентированной части экспертного сообщества, намеренно блокирует европейские и прозападные инициативы Грузии. В рамках подобных настроений особую роль в современном грузинском национализме играет концепт "независимость"8, что связано, например, с актуализацией национально-ориентированными авторами идеи непрерывной преемственности в политических движениях, которые боролись за независимость.
С другой стороны, подобная проевро-пейская и / или прозападная риторика не спасла грузинских умеренных националистов М. Саакашвили от политического поражения. Кризис некогда доминирующей партии связывается с теми деформациями, которые имели место в развитии грузинского национализма. В связи с этим Васил Ру-хадзе подчеркивает, что "к сожалению, в Грузии большая часть людей присоединяется к политической партии не по политическому убеждению, а по материальным, меркантильным соображениям. Пока партия во власти, дела членов партии идут хорошо. Когда партия теряет власть, положение членов ухудшается. В результате члены покидают политическую партию, и партия постепенно
исчезает"9. Осознание грузинскими интеллектуалами этого факта свидетельствует о том, что часть представителей политического класса начинает осознавать слабость гражданского национализма (представленного, например, европейскими институтами типа партий), который оказался не в состоянии конкурировать с традиционными и неформальными отношениями.
Поражение ЕНД не означает возможности компромисса между различными группировками и течениями в рамках грузинского национализма несмотря на значительную фрагментацию той части политического поля, которая представлена и контролируется националистами. Умеренные националисты из "Грузинской мечты", которые пошли на сближение с не менее национально-ориентированными социальными демократами10, в принципе транслируют идеи, которые в значительной степени сходны с принципиальными ценностями ЕНД. "Грузинская мечта", как и другие форматоры политического (националистического) дискурса в Грузии, указывает на необходимость продолжения политики, направленной на интеграцию в евро-атлантические структуры11, сближение с США и занятие принципиальной позиции в отношении Абхазии и Цхинвальского региона как именно грузинских территорий12.
В этом контексте в рамках грузинского национального воображения актуализируется нарратив о Грузии как идеальном воображаемом политическом Отечестве, как о "земле грузинской нации", которая не ограничивается "только сегодняшним поколением"13. Примечательно, что все перечисленные выше темы стали общими местами в идеологической повестке дня современного грузинского национализма. При этом в среде национально-ориентированных политиков и экспертов существует некая градация политических приоритетов: наиболее последовательные националисты указывают на территориальную целостность страны, а сторонники более либерального течения (например, Нино Бурджанадзе14) обращаются к проблеме интеграции Грузии в евро-атлантические структуры. Важнейшим стимулом для возможной дальнейшей консолидации грузинского национализма является политика Российской Федерации в отношении Грузии в целом и сепаратистских режимов в Абхазии
и Цхинвальском регионе в частности. Имевшие место весной 2013 года попытки отторгнуть территории Грузии, прилегающие к Цхинвальскому региону, содействовали тому, что Грузия не только морально была поддержана США и НАТО15, но ЕНД и "Грузинская мечта" смогли относительно быстро найти общий язык и выступить с осуждением политики России: в частности, Б. Иванишвили заявил, что такая политика РФ негативно отразится на интересах и имидже РФ в мире16, а другие грузинские политики подчеркнули, что действия России являются проявлением отчаяния, так как носят явно провокационный и авнатюрный характер17.
С другой стороны, именно такие инициативы Москвы являются для Тбилиси не только стимулом, но и своеобразной внешней легитимацией политики, направленной на сближение с НАТО, которая также шлет определенные сигналы грузинским элитам, связанные с необходимостью уважения и соблюдения прав человека и меньшинств. Несмотря на то, что Тбилиси демонстрирует готовность изменяться, западные партнеры Грузии предпочитают ограничиваться общими нейтральными или дружественными декларациями18, избегая конкретики относительно возможных сроков вступления страны в НАТО. В свою очередь, действия РФ, о которых речь шла выше, направленные на нарушение территориальной целостности Грузии, являются важными информационными поводами (которые находят отражение в большинстве общенациональных СМИ19), успешно используемыми как для национальной и политической мобилизации, так и для усиления националистического течения в общественной жизни страны.
Отсутствие видимого прогресса в нормализации отношений с Россией, непри-знание независимости сепаратистских регионов и периодическая антироссийская риторика Б. Иванишвили к лету 2013 года свидетельствуют о том, что иллюзии и опасения его оппонентов о нем как о пророссийском политике оказались не более чем иллюзиями. В целом современный грузинский национализм пребывает на распутье: поражение ЕНД и усиление умеренных националистов из "Грузинской мечты" актуализируют необходимость выработки новой стратегии для дальнейшего развития грузинского национализма, на
что, например, указывают лидеры страны, которые констатируют необходимость пересмотра внутренней политики с целью избежать международной изоляции20. При этом практически все грузинские националисты солидарны в том, что Грузия должна продолжать следовать евро-атлантической стратегии21 , делая ставку как на развитие демократических институтов, реформу экономической инфраструктуры, так и на интеграцию в ЕС и НАТО. По мнению теоретиков грузинского национализма, экономически устойчивая и политически стабильная демократическая Грузия может стать не только важным региональным игроком, но и центром реинтеграции для Цхинвальского региона и Абхазии.
Несмотря на то, что современный грузинский национализм развивается как преимущественно светское политическое движение, теоретики которого предпочитают использовать западные концепции нации-государства, определенную роль в развитии грузинского национализма играет религиозный фактор, что связано с особой, консолидирующей ролью Церкви в жизни грузинского общества. В тех случаях, если в грузинских СМИ заходит речь о Церкви, внимание, как правило, акцентируется на той ее особой и уникальной роли, которую она играла и продолжает играть в деле сохранения, поддержания и развития грузинской национальной идентичности, языка и литературы22.
Лидеры Церкви, периодически поднимающие проблемы теократии и ее перспектив на грузинской политической почве23, на современном этапе заняли наступательную позицию, принимая не только активное участие в политической жизни, поддерживая наиболее традиционные и консервативные тенденции, но и полемизируют со светскими властями, указывая им на недопустимость вмешательства во внутренние дела Церкви24. Заметна если не тенденция заменить государственные институты церковными, то, как минимум, поставить под сомнение монополию светских властей на то, чтобы быть как теоретиками, так и выразителями грузинской национальной идеи. В подобной ситуации светские власти в 2010-е годы начали больше внимания уделять Церкви, активизировали, например, совместные социальные программы25, стремясь под свои инициативы подвести не только
политическую, светскую, но и религиозно маркированную легитимность.
Сама Церковь нередко акцентирует внимание не только на этой своей роли, но и на социальном служении26, что содействует определенной политизации духовенства, его втягиванию в решение политических и социально-экономи-ческихпроблем, но на этом фоне появление грузинской версии "теологии освобождения" кажется отдаленной перспективой. Глава Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви - Католикос-Патриарх всея Грузия Илия II27 - периодически выступает в роли главного ньюсмейкера для сторонников религиозного, преимущественно традиционалистского, течения в современном грузинском национализме, актуализируя именно традиционные ценности и принципы, лежащие в основе грузинской идентичности. Патриархнеоднократно указывал на особую роль Церкви в историческом развитии грузинской нации, поставив под сомнение роль светских институтов, в частности политических партий28, обвиняемых в следовании исключительно собственным узким интересам. Кроме этого Илия II стремится позиционировать ценности православия в качесте неотъемлемого элемента грузинской "национальной идеологии", резко выступая против радикальной вестернизации грузинского общества, что, например, проявляется к крайне негативном отношении к абортам29.
Подобно польским и хорватским националистам католической ориентации, грузинские националисты крайне негативно относятся к активности представителей сексуальных меньшинств, хотя иерархи Церкви предпочли дистанцироваться от актов насилия, которые имели место во время гей-парада в мае 2013 года30. При этом попытки начать дискуссию о месте гомосексуалистов31 так и не встретили понимания в обществе, которое продолжает развиваться в преимущественно традиционной системе координат. О значительной роли традиционализма свидетельствует и то, что после майской активизации представителей сексуальных меньшинств с их осуждением выступили представители всех традиционных конфессий, попросив их "воздержаться" от открытой демонстрации своей нетрадиционной сексуальной ориентации32. Интерпретируя столкновения, которые имели место в Тбилиси, представители Церкви не только
получили поддержку со стороны националистов традиционной ориентации, но и вступили в полемику с умеренными политиками из "Грузинской мечты", поставив под сомнение правильность слов Б. Иванишвили о том, что "представители сексуальных меньшинств обладают такими же правами, как и другие граждане, а общество, пусть и медленно, к ним все-таки привыкает"33.
Подобная либеральная позиция вызвала резкое недовольство со стороны националистов и традиционалистов. Наиболее последовательную позицию в этом вопросе заняла Церковь34, которая неоднократно выступала с осуждением представителей сексуальных меньшинств, сравнивая их, например, с наркоманами35. Илия II, негативно прокомментировавший желание представителей сексуальных меньшинств провести митинг в Тбилиси36, подчеркнул, что требования представителей сексуальных меньшинств являются для грузинского общества неприемлемыми, но и сами акты насилия определил как "прискорбный акт"37. В целом грузинские националисты традиционналистского направления заняли принципиальную позицию, заявив, что в стране, где значительная часть населения исповедует христианство, открытые демонстрации гомосексуалистов являются недопустимыми и неприемлемыми38.
Аналогичную позицию заняли и другие иерархи, подчеркнувшие, что гомосексуальная форма идентичности исторически и генетически чужда грузинской нации. Более того, волнения, связанные с разгоном гей-парада в Тбилиси, получили почти позитивную оценку, будучи воспринятыми как проявления "борьбы с грехом"39. Столь последовательная позиция грузинских националистов не подверглась ревизии даже после морального осуждения со стороны США40, к мнению которых грузинские политики, как правило, предпочитают прислушиваться. Жесткая политика националистов и традиционалистов в отношении представителей сексуальных меньшинств и фактическое игнорирование международной критики свидетельствуют не только о реальном влиянии националистов, но и фактически опровергает утверждение некоторых российских критиков Грузии о ее фактической зависимости от США. С другой стороны, последовательно отстаивая традиционные основания
грузинской идентичности, деятели Церкви указывали на то, что гомосексуализм представляет собой "аномалию и болезнь", а также является "очень серьезным грехом"41.
В целом в грузинском экспертном сообществе столкновения были оценены как обострение конфронтации между сторонниками прозападного курса и националистами, склонными актуализировать в большей степени не европейские политические ценности, но идеи, связанные преимущественно с грузинскими традициями. В современных СМИ Грузии оказываются восстребованными статьи и репортажи, посвященные жизни и деятельности грузинских православных священников и деятелей Церкви ХХ века42, что, вероятно, указывает на принадлежность Грузии в целом и грузинского национализма в частности к той группе стран (наряду, например, с Польшей и Хорватией) и политических (националистических) движений, в которых идея национального актуализируется не только через светские, политические, гражданские, но и религиозные и церковные институты.
В подобной ситуации существование грузинской государственности нередко ставится в зависимость от сохранения Грузинской Церкви43, что, вероятно, указывает на в значительной степени нереализованный потениал клерикальных течений в современном грузинском национализме, который по унаследованной от советского периода инерции продолжает развиваться какдвижение преимущественно светской направленности. В этом отношении политический (гражданский) национализм пересекается с культурными тенденциями в современном грузинском национальном движении. Религиозное измерение в грузинском национализме на современном этапе имеет и политический уровень, связанный с борьбой Грузинской Церкви, направленной против отделения от нее Абхазской Церкви44. Ответственность за появление и развитие церковного сепаратизма грузинскими авторами возлагается не только на абхазских радикалов, но и на Московский Патриархат45. По мнению грузинских СМИ, попытки создания отдельной Православной Церкви для Абхазии инспирированы извне и поддерживаются политическими элитами России, которая, как полагают национально-ориентированные грузинские эксперты, стремится расчленить Грузию, отделив от нее как Абхазию, так и Цхинвальский регион.
Современный национализм развивается в условиях значительной фрагментации, которая, вероятно, в дальнейшем будет разви-аться и углубляться. На протяжении ХХ века грузинский национализм функционировал в условиях сосуществования как умеренных, так и радикальных трендов, что нашло свое отражение и в более ранних интерпретациях автором статьи идеологии грузинского национализма. Вероятно, более корректным будет выделение не просто умеренного и радикального течений, но политических (гражданских, то есть модерновых) и традиционных (почти антимодерновых) трендов в идеологии современного грузинского национализма. При этом не следует связывать вторые исключительно с этнонационализ-мом. И гражданское, и традиционное течения в грузинском национализме опираются на более раннюю программу грузинского национализма, центральными задачами которой было создание модерновой грузинской нации с такими ее атрибутами, как идентичность, язык, разитая литературная традиция и политическое измерение, представленное независимой государственностью. Если первые три атрибута грузинской нации обладают определенной исторической традицией, то политическое измерение современного грузинского национализма - продукт 1990 -2000-х годов. Именно негативная политическая динамика данного периода и определила характер развития грузинского националистического движения, которое обречено на существование в условиях значительной фрагментации политического пространства.
Большинство грузинских националистов позитивно или сочувственно относятся к курсу на сближение с Западом, к дальнейшему развитию гражданских и политических институтов. Единственным камнем преткновения стал рецидив либерализации, связанный с активизацией представителей гомосексуального сообщества в мае 2013 года, что, впрочем, содействовало консолидации националистов, вызвав с их стороны весьма жесткие комментарии. Поляризация и фрагментация грузинского национализма связана с совершенно иными вопросами политической повестки дня, а именно с ролью Грузии на Кавказе и с проблемами российско-грузинских отношений. Таким образом, "российские" и "кавказские" должны стать объектом
отдельного исследования актуальной идеологии современного грузинского национализма.
В подобной ситуации стало совершенно естественным не только дальнейшее развитие гражданского грузинского национализма, но и его последовательная радикализация, связанная с ростом этнических тенденций. Современный гражданский грузинский национализм - явление крайне противоречивое и разнообразное, а его теоретики охотно и умело применяют либеральную риторику, которая достигла своего наивысшего расцвета после "революции роз", в условиях либеральных реформ и евро-атлантического внешнеполитического курса. На противоположном политическом полюсе находятся более традиционные течения в современном грузинском национализме, которые актуализируются в недрах и при помощи Православной Церкви. При этом традиционализм не следует воспринимать как некий универсальный антипод гражданского грузинского национализма. И традиционалисты, и гражданские националисты имеют общих политических предшественников. Поэтому, вероятно имеет смысл говорить не только о фрагментации грузинского националистического дискурса, но в большей степени об очередной волне его форматирования, выстраивания и актуализации самими же грузинскими националистами, которые не склонны к дискуссиям относительно проблем, проанализированных в данной статье.
1 О специфике политического пространства в Грузии см.: Векуа Г Правящая партия Грузии начинает новую жизнь / Г Векуа. - (http://georgiamonitororg/ detail.php?ID=440). Обращение: 05.06.2013; Векуа Г Стратегии политического выживания националов на современном этапе. - (http://georgiamonitor.org/ detail.php?ID=465). Обращение: 05.06.2013.
2 Ошибки Национального движения. - (http:/ /apsny.ge/articles/1365616267.php). Обращение: 05.06.2013.
3 Natsionalurma modzraobam aktsiisas „ganakhlebaze" gaak"eta aktsent'i. - (http://www.civil.ge/ geo/article.php?id=26791). Обращение: 05.06.2013.
4 Saak'asvilis "natsionaluri modzraoba" p'olit'ik'uri gadarcenistvis ibrdzvis. - (http:// pirweli.com.ge/?menuid=12&id=32048). Обращение: 07.06.2013.
5 Kilasonia s. regionuli identoba da ek'sperimentebi / s. kilasonia] - (http://24saati.ge/ index.php/category/culture/2013-06-04/38490). Обращение: 06.06.2013.
6 "Нормализация отношений с Россией" -какой ценой? - (http://www.apsny.ge/analytics/ 1362335155.php). Обращение: 05.06.2013.
7 Qancaveli b. sakartvelo izolatsiisk'en miemarteba | b. qancaveli - (http:||24saati.ge| index.php|category|opinion|blog|2013-05-26| 38237). Обращение: 07.06.2013.
8 Svelidze d. damouk'idebloba da cven | d. svelidze - (http:||24saati.ge|index.php|category|opinion| 2013-05-26|38242). Обращение: 04.06.2013.
9 Рухадзе В. С нациями часто случается амнезия после долгой и тяжелой оккупации. -(http:||apsny.ge|interview|1366141152.php). Обращение: 05.06.2013.
10 "kartuli otsneba-demok"rat'iuli sakartvelo" evrop'is sotsial-demok'rat'iul p'art'iasi gaertiandeba - (http:||pirweli.com.ge| ?menuid=8&id=34703). Обращение: 03.06.2013.
11 О курсе Грузии на интеграцию в евро-атлантические структуры см.: Гамзардия А. Внешнеполитические ориентиры Грузии с точки зрения общественных установок. - (http:|| georgiamonitor.org|detail.php?ID=414). Обращение: 03.06.2013; Европа и НАТО - далекая перспектива. - (http:||georgiamonitor.org|detail. php?ID=467). Обращение: 03.06.2013.
12 Ivanisvili p'olit'ik'ur gegmebze, kveqnis mots'qobaze, sagareo urtiertobebze da p'irad temebze saubrobs. - (http:||www.civil.ge|geo| article.php?id=24679). Обращение: 04.06.2013.
13 Aleksandre c"ac'ia: „kartuli mits'a ek'utvnis kartvel ers, kholo eri mkholod dghevandeli taoba rodia!". - (http:||saqinform.ge|index.php?option= com_ content&view=article&id=14757:2013-06-05-09-1917&catid = 109:arno&Itemid = 538# axzz2V8KdFC2y). Обращение: 05.06.2013.
14 "dghes arsebuli realobit, sakartvelo nat"o-s ts'evri ver gakhdeba" - (http:||pirweli.com.ge| ?menuid=8&id=34725). Обращение: 05.06.2013.
15 "cven vtkhovt rusets, daitsvas saertasorisod nak"isri valdebulebebi" - (http:||pirweli.com.ge| ?menuid=8&id=34723). Обращение: 05.06.2013; Irak'li alasania anders pog rasmusens sekhvda]. -(http:||pirweli.com.ge|?menuid=8&id=34691). Обращение: 05.06.2013; Sakartvelo miits"evs nat'o-si gats'evrianebisak'en, ivanisvili k'i namdvilad ar aris k'remlis mogzavnili". - (http:||pirweli.com.ge| ?menuid=12&id=34328). Обращение: 05.06.2013; Ass-is sakhelmts'ipo dep'art'ament'i samkhret osetis administ'ratsiul sazghvartan ghobeebis aghmartvis taobaze. - (http:||www.civil.ge|geo| article.php?id=26972). Обращение: 05.06.2013.
16 Ivanisvili samkhret osetis administ'ratsiul sazghvarze k'oment'ars ak'etebs. - (http:|| www.civil.ge|geo|article.php?id=26970). Обращение: 07.06.2013.
17 Gharibasvili: „cven ganvikhilet kveqnisatvis umnisvnelovanesi sak"itkhebi"]. - (http:||saqinform. ge|index.php?option=com_content&view= article& id=14777:2013-06-06-13-06-46&catid=98: politics& Itemid=457#axzz2VN26vyRS).Обращение: 07.06.2013.
18 Rasmusens akvs molodini, rom sakartvelo k'anonis uzenaesobas, adamianis da umtsiresobis uplebebs p'at'ivs stsems. - (http:||pirweli.com.ge| ?menuid=8&id=34660). Обращение: 08.06.2013
19 Saok'up'atsio khaztan ganvitarebuli movlenebi arasamtavroboebma gaap'rot'est'es. - (http://1tv.ge/ news-view/50850). Обращение: 05.06.2013.
20 Saak'asvili: "ruseti sakartvelos mtavrobis simt"k'itses tsdis". - (http://www.civil.ge/geo/ article.php?id=26975). Обращение: 06.06.2013.
21 lak'obasvili k'onplikt'ebis mogvarebis gegmebze saubrobs. - (http://www.civil.ge/geo/ article.php?id=17435). Обращение: 07.06.2013.
22 35 ts'eli - gza urtulesi da umnisvnelovanesi!
- (http://www.kvirispalitra.ge/martlmadidebluri/ 14978-35-tseli-gza-urthulesi-da-umni^vnelovanesi.html). Обращение: 05.06.2013.
23 zogiertebs ver gaurceviat k'lerik'aluri da teok'rat'iuli mmartveloba] - (http://geotimes.ge/ index.php?m=home&newsid=44038&lang=geo). Обращение: 06.06.2013.
24 Meupe serapime: sakhelmts'ipo ek'lesiis sakmeebsi ar unda ereodes, mitumet'es ukhesad]
- (http://geotimes.ge/index.php?m = home& newsid=44083&lang=geo). Обращение: 09.06.2013.
25 Adamianis uplebata datsvis asotsiatsia p'remier-minist'rsa da p'at'riarks mimartavs] -(http://geotimes.ge/index.php?m = home& newsid=44009&lang=geo). Обращение: 05.06.2013.
26 Ra aris sitsotskhle? - (http:// www.kvirispalitra.ge/martlmadidebluri/17143-ra-aris-sicockhle.html). Обращение: 07.06.2013.
27 Uts'mindesis saaghdgomo ep'ist'ole]. -(http://www.kvirispalitra.ge/martlmadidebluri/ 16996-utsmindesis-saaghdgomo-epistole.html). Обращение: 05.06.2013.
28 P"at'riarki ilia meore: "ise daup"irisp'irdnen p'olit'ik'uri p'art'iebi ertmanets, rom sakartvelo daavits'qdat..." - (http://saqinform.ge/index.php? option=com_content&view=article&id=14281:2013-04-26-09-48-33&catid = 110:religia1&Itemid = 514#axzz2VN26vyRS). Обращение: 08.06.2013.
29 www.kvirispalitra.ge/martlmadidebluri/ 16998-qriste-aghdga-tce^maritad-aghdga.html). Обращение: 05.06.2013.
30 Ek'lesia dzaladobas emijneba. - (http:// www.kvirispalitra.ge/kviridan-kviramde/17172-eklesia-dzaladobas-emijneba.html). Обращение: 07.06.2013.
31 Aris tu ara homopobiis zogierti gamovlena sak'utari tavis pobia? - (http://24saati.ge/ index.php/category/society/2013-06-02/38447). Обращение: 08.06.2013.
32 Sakartvelosi mokmedi qvela ek'lesia da religiuri gaertianebeba seksualur umtsiresobebs stkhovs sazogadoebrivi tavseqris adgilebsi tavianti seksualuri orient'atsiis demonst'rirebisa da p'rop'agandisagan tavi seik'avon. - (http://saqinform.ge/index.php?option= com_content&view=article&id=14520:2013-05-17-07-24-47&catid = 110:religia1&Itemid = 514# axzz2VN26vyRS). Обращение: 09.06.2013.
33 P'remier-minist'ri homopobiists'inaaghmdeg dagegmil aktsiaze k'oment'ars ak'etebs. - (http://www.civil.ge/geo/ article.php?id=26881). Обращение: 04.06.2013.
34 Meupe iak"obi: „madloba ghmerts, rom dzalian tsud raghatsas gadagvarcina!"]. - (http:// saqinform.ge/index.php?option=com_content&
view=article&id=14547:2013-05-20-09-56-51& catid=100:sazogadoeba&Itemid=396#axzz2VN26vyRS). Обращение: 04.06.2013.
35 Ek'lesia seksualur umtsiresobebs ganikhilavs met'ad mdzime tsodvasi mqop p'irovnebebad, romeltats dakhmareba sc'irdebat da ara ts'akhaliseba... es igivea, rom mogts'ondes nark'omanis kmedeba da tanats nark'omaniis saqoveltao apisirebas akhdende.
- (http://saqinform.ge/index.php?option= com_ content& view=article&id=14521:2013-05-17-07-28-30&catid=100:sazogadoeba&Itemid = 396# axzz2VN26vyRS) Обращение: 05.06.2013.
36 P'at'riarki seksualuri umtsiresobebis mkhardamc'eri aktsiis gaukmebisk'en mouts'odebs. -(http://www.civil.ge/geo/article. php?id=26889). Обращение: 05.06.2013; Dzaladoba homopobiastan brdzolis dghestan dak'avsirebuli aktsiis ts'inaaghmdeg].
- (http://www.civil.ge/geo/article.php?id=26907)
37 "samts"ukharoa, rom samghvdeloeba uzrdelad iktseoda"]. - (http://www.kvirispalitra.ge/kviridan-kviramde/17281-qsamtsukharoa-rom-samghvdeloeba-uzrdelad-iqceodaq.html) Обращение: 05.06.2013.
38 Sap"at'riarko: „kveqanasi, sadats mosakhleobis umravlesoba krist'ianuli, muslimuri da skhva t'raditsiuli religiis mimdevaria, amgvari aktsiebi mosakhleobis mier homoseksualizmis p'rop'agandad aghikmeba da samartlian p'rot'est's its'vevs"]. -(http://saqinform.ge/index.php? option= com_ content& view=article&id=14599: 2013-05-23-10-57-36&catid=100:sazogadoeba& Itemid= 396# axzz2VN26vyRS) Обращение: 05.06.2013.
39 Mama t"arieli: tu sasuliero p'irebs daap'at'imreben „natsionalebs" ausruldebat otsneba.
- (http://geotimes.ge/index.php?m= home& newsid=43794&lang=geo). Обращение: 06.06.2013.
40 Brijit' brink'i: „lgbt' p'irebis mimart dzaladobas amerik'is seertebuli st'at'ebi gmobs!".
- (http://saqinform.ge/index.php?option=com_
content&view=article&id=14620:-----q&catid=
100:sazogadoeba&Itemid=396#axzz2VN26vyRS). Обращение: 08.06.2013.
41 Usupasvili 17 maisis movlenebamde p'at'riarkis mier gak'etebuli gantskhadebit uk'maqopiloa -(http://www.civil.ge/geo/article.php?id=26923). Обращение: 07.06.2013.
42 Eksk'luziuri int'erviu p'at'riarktan: "me didad davalebuli var mama siosgan" - (http:// www.kvirispalitra.ge/martlmadidebluri/16524-eqskluziuri-interviu-patriarqthan-qme-didad-davalebuli- var-mama-™osganq.html). Обращение: 07.06.2013.
43 "iseti p"at'riarki, rogorits cvenia, aravis ar hqavs"] - (http://www.kvirispalitra.ge/ martlmadidebluri/15181-qisethi-patriarqi-rogoric-иvenia-aravis-ar-hyavsq.html) Обращение: 05.06.2013.
44 Tskit'isvili i. religiuri sep'arat'izmi tu idiot'izmi? / i. tskit'isvili] - (http://expertclub.ge/portal/
cnid__10973/alias__Expertclub/lang__ka-GE/
tabid_2546/default.aspx) Обращение: 07.06.2013.
45 Ist'oriuli dok'ument'ebi ghaghadeben...] -(http://expertclub.ge/portal/cnid__10983/
alias__Expertclub/lang__ka-GE/tabid__2546/
default.aspx) Обращение: 05.06.2013.