ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Л.М.Захарчук
Филиал Российского государственного социального университета в г. Анапе, кафедра социальной работы
В современной социокультурной ситуации, сложившейся в российском обществе, трудно переоценить то значение, которое приобретает в настоящее время профессиональная деятельность в сфере социальной защиты населения. Успешное выполнение функциональных многоаспектных обязанностей специалиста по социальной работе может быть под силу только человеку, обладающему как широким спектром профессиональных компетенций (социально-психологической, правовой, социально-экономической и др.), так и гуманистической направленностью личности. Специфика деятельности социального работника такова, что его личностные характеристики, наряду с профессиональными качествами являются одним из основных инструментов воздействия на клиентов и фактором, определяющим эффективность профессиональной деятельности. Этим, в свою очередь, актуализируется значимость индивидуально-ориентированной подготовки кадров для социальной сферы, которая обеспечивала бы профессионально-личностное развитие специалиста.
Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе - это осуществляющийся на основе объективных условий жизнедеятельности эволюционный процесс приобщения к профессии, адаптации, самореализации и самоактуализации в ней, в ходе которого происходит качественное преобразование субъекта трудовой деятельности. Интегративным результатом профессионально-личностного развития будущего специалиста социальной сферы в условиях университетского комплекса выступает осознание необходимости профессиональноличностного саморазвития, стремление к пониманию особенностей своего профессионального бытия, смыслов и миссии социальной работы в современном мире, способность к самопреобразующей деятельности, направленной на осознание своего состояния, положения в контексте актуальных и перспективных, профессиональных и социальных обстоятельств, выявление и разрешение противоречий между наличными возможностями освоения и желаемым уровнем развития профессионализма.
Особенности профессионально-личностного развития в студенческие годы тесно связаны со своеобразием этой социально-возрастной группы молодежи, обусловленным освоением и принятием личностью новых социокультурных и профессионально ориентированных функций, формированием гражданской зрелости. Индивидуальносвоеобразный смысл активности студента в процессе профессионально-личностного развития состоит не в репродуктивном усвоении профессиональных канонов, а в формировании целостной индивидуально значимой философии профессиональной деятельности в социальной сфере, в которой одно из главных мест занимает внутренняя концептуальная идея непрерывного самопреобразования, саморазвития личности специалиста. Успешная профессиональная деятельность социального работника опосредуется разными типами вариантов профессионально-личностного развития специалиста: альтерцентристским, конвенциональным, доминантным, исследовательским.
Современные условия модернизации непрерывного профессионального образования специалиста социальной сферы, отвечающего потребностям и запросам всех заинтересованных в нем социальных субъектов (отдельной личности, общества, государства), предполагают серьезные изменения в функционировании системы «профильная школа - ссуз - вуз».
Основными принципами организации целостного педагогического (профессионально-образовательного) процесса университетского комплекса, направленного на профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе являются: принцип диверсификации профессионального образования (создание условий для многообразия образовательных траекторий, обеспечивающих поливариативность образовательных программ с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и способностей личности в рамках многоуровневости университетского комплекса); принцип единства, преемственности социогуманитарной, культурологической, психологопедагогической, нормативно-правовой и специальной подготовки специалиста по социальной работе во всех звеньях комплекса; принцип конгруэнтности содержания профессионального образования индивидуальносвоеобразному характеру труда специалиста социальной сферы; принцип диалогизации профессиональносоциального образования (развитие активности, инициативности, ответственности, рефлексивности всех участников процесса профессиональной подготовки); принцип регионализации, вариативности специализаций, содержательно-технологического базиса подготовки социального работника; принцип прогностичности, опережающего характера профессионально-социального образования в контексте эволюции института социальной работы в постиндустриальном обществе; принцип интеграции достижений науки, профессионального образования и практики социальной работы; принцип расширения социального партнерства (в том числе и международного) университетского комплекса для создания инфраструктуры, обеспечивающей проведение и использование результатов научных исследований на мировом уровне, обеспечение трансформации таких результатов в общественно полезные социально-ориентированные проекты, технологии.
Понятие непрерывности профессиональной подготовки специалиста по социальной работе в условиях университетского комплекса можно отнести к трем субъектам процесса профессионального образования: к личности обучаемого (человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов; при этом обучаемый может последовательно восходить по ступеням и уровням образования либо какие-то уровни и ступени пропускать. Например, студент может последовательно получить начальное, среднее и высшее профессиональное образование, либо сразу после профильной школы приступить к программе высшего образования. Очень важно, что
Материалыг IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
непрерывность образования подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических условий в регионе); к образовательным программам и процессам (наличие преемственности профессионально-образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому); к организационной структуре образования в университетском комплексе (непрерывность в данном случае характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе, так и у каждого человека). Базисным основанием формирования и развития системы непрерывного профессионального образования социального работника выступает ее целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех образовательных подсистем и процессов жизнедеятельности университетского комплекса.
Экспериментальная работа показала, что активизация профессионально-личностного развития специалиста социальной сферы обеспечивает синтез способности осмысленно ориентироваться и самоопределяться в жизнедеятельности, социально-психологической и теоретико-технологической подготовленности к реализации в труде системы освоенных индивидуальных приемов профессиональной деятельности и способов ее организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жуков В.И Модернизация современного отечественного социального образования: концептуально-теоретические основы. М., 2007.
2. Никитина Н.И. Теоретико-методологические аспекты формирования профессиональной компетентности социальных педагогов. М., 2003.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
9. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
10. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
17. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
18. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва