Научная статья на тему 'Основные направления подготовки кадров для социальной сферы'

Основные направления подготовки кадров для социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления подготовки кадров для социальной сферы»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Л.М.Захарчук

Филиал Российского государственного социального университета в г. Анапе, кафедра социальной работы

В современной социокультурной ситуации, сложившейся в российском обществе, трудно переоценить то значение, которое приобретает в настоящее время профессиональная деятельность в сфере социальной защиты населения. Успешное выполнение функциональных многоаспектных обязанностей специалиста по социальной работе может быть под силу только человеку, обладающему как широким спектром профессиональных компетенций (социально-психологической, правовой, социально-экономической и др.), так и гуманистической направленностью личности. Специфика деятельности социального работника такова, что его личностные характеристики, наряду с профессиональными качествами являются одним из основных инструментов воздействия на клиентов и фактором, определяющим эффективность профессиональной деятельности. Этим, в свою очередь, актуализируется значимость индивидуально-ориентированной подготовки кадров для социальной сферы, которая обеспечивала бы профессионально-личностное развитие специалиста.

Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе - это осуществляющийся на основе объективных условий жизнедеятельности эволюционный процесс приобщения к профессии, адаптации, самореализации и самоактуализации в ней, в ходе которого происходит качественное преобразование субъекта трудовой деятельности. Интегративным результатом профессионально-личностного развития будущего специалиста социальной сферы в условиях университетского комплекса выступает осознание необходимости профессиональноличностного саморазвития, стремление к пониманию особенностей своего профессионального бытия, смыслов и миссии социальной работы в современном мире, способность к самопреобразующей деятельности, направленной на осознание своего состояния, положения в контексте актуальных и перспективных, профессиональных и социальных обстоятельств, выявление и разрешение противоречий между наличными возможностями освоения и желаемым уровнем развития профессионализма.

Особенности профессионально-личностного развития в студенческие годы тесно связаны со своеобразием этой социально-возрастной группы молодежи, обусловленным освоением и принятием личностью новых социокультурных и профессионально ориентированных функций, формированием гражданской зрелости. Индивидуальносвоеобразный смысл активности студента в процессе профессионально-личностного развития состоит не в репродуктивном усвоении профессиональных канонов, а в формировании целостной индивидуально значимой философии профессиональной деятельности в социальной сфере, в которой одно из главных мест занимает внутренняя концептуальная идея непрерывного самопреобразования, саморазвития личности специалиста. Успешная профессиональная деятельность социального работника опосредуется разными типами вариантов профессионально-личностного развития специалиста: альтерцентристским, конвенциональным, доминантным, исследовательским.

Современные условия модернизации непрерывного профессионального образования специалиста социальной сферы, отвечающего потребностям и запросам всех заинтересованных в нем социальных субъектов (отдельной личности, общества, государства), предполагают серьезные изменения в функционировании системы «профильная школа - ссуз - вуз».

Основными принципами организации целостного педагогического (профессионально-образовательного) процесса университетского комплекса, направленного на профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе являются: принцип диверсификации профессионального образования (создание условий для многообразия образовательных траекторий, обеспечивающих поливариативность образовательных программ с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и способностей личности в рамках многоуровневости университетского комплекса); принцип единства, преемственности социогуманитарной, культурологической, психологопедагогической, нормативно-правовой и специальной подготовки специалиста по социальной работе во всех звеньях комплекса; принцип конгруэнтности содержания профессионального образования индивидуальносвоеобразному характеру труда специалиста социальной сферы; принцип диалогизации профессиональносоциального образования (развитие активности, инициативности, ответственности, рефлексивности всех участников процесса профессиональной подготовки); принцип регионализации, вариативности специализаций, содержательно-технологического базиса подготовки социального работника; принцип прогностичности, опережающего характера профессионально-социального образования в контексте эволюции института социальной работы в постиндустриальном обществе; принцип интеграции достижений науки, профессионального образования и практики социальной работы; принцип расширения социального партнерства (в том числе и международного) университетского комплекса для создания инфраструктуры, обеспечивающей проведение и использование результатов научных исследований на мировом уровне, обеспечение трансформации таких результатов в общественно полезные социально-ориентированные проекты, технологии.

Понятие непрерывности профессиональной подготовки специалиста по социальной работе в условиях университетского комплекса можно отнести к трем субъектам процесса профессионального образования: к личности обучаемого (человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов; при этом обучаемый может последовательно восходить по ступеням и уровням образования либо какие-то уровни и ступени пропускать. Например, студент может последовательно получить начальное, среднее и высшее профессиональное образование, либо сразу после профильной школы приступить к программе высшего образования. Очень важно, что

Материалыг IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

непрерывность образования подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических условий в регионе); к образовательным программам и процессам (наличие преемственности профессионально-образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому); к организационной структуре образования в университетском комплексе (непрерывность в данном случае характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе, так и у каждого человека). Базисным основанием формирования и развития системы непрерывного профессионального образования социального работника выступает ее целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех образовательных подсистем и процессов жизнедеятельности университетского комплекса.

Экспериментальная работа показала, что активизация профессионально-личностного развития специалиста социальной сферы обеспечивает синтез способности осмысленно ориентироваться и самоопределяться в жизнедеятельности, социально-психологической и теоретико-технологической подготовленности к реализации в труде системы освоенных индивидуальных приемов профессиональной деятельности и способов ее организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жуков В.И Модернизация современного отечественного социального образования: концептуально-теоретические основы. М., 2007.

2. Никитина Н.И. Теоретико-методологические аспекты формирования профессиональной компетентности социальных педагогов. М., 2003.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

9. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

10. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

17. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

18. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.