Научная статья на тему 'Особенности и пути реализации непрерывного профессионального развития врачей на Украине в современных условиях'

Особенности и пути реализации непрерывного профессионального развития врачей на Украине в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и пути реализации непрерывного профессионального развития врачей на Украине в современных условиях»

ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВРАЧЕЙ НА УКРАИНЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В.Ф. Москаленко, А.П. Яворовский, А. С. Свинцицкий

Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца, г.Киев

В настоящее время в высшей медицинской школе Украины реализуется масштабная Программа внедрения принципов Болонской декларации, к которой Украина официально присоединилась в 2005 году. Разработана современная Концепция подготовки врачей, конечная цель которой - достойное вхождение в Европейское образовательное и научное пространство в 2010 году.

В 2001 году Всемирная Федерация медицинского образования внедрила принципиально новое понятие - непрерывное профессиональное развитие (НИР) врачей и провизоров, целью которого является сохранение на высоком уровне знаний и умений, а также их постоянное совершенствование в соответствии с требованиями времени. НИР врачей и провизоров - это период их учебы и подготовки, которая начинается после завершения базового медицинского (фармацевтического) образования, интернатуры (резидентуры) и клинической ординатуры и продолжается на протяжении всей профессиональной жизни каждого врача и провизора.

НИР принципиально отличается от двух предыдущих этапов медицинского образования — базового медицинского образования и систематической последипломной медицинской подготовки. В то время как последние две проводятся соответственно конкретных правил и инструкций, НИР преимущественно заключается в проведении мероприятий относительно самоподготовки и учебы на практике, а не в подготовке под непосредственным руководством. Вместе с содействием личности профессиональному развитию, НИР направлено на поддержку и совершенствование компетентности (знаний, навыков и отношений) отдельного врача, жизненно важной для удовлетворения потребностей пациентов и системы оказания медицинской помощи, которые изменяются для реагирования на новые результаты неоднозначного научного поиска в медицине, а также для удовлетворения возрастающих требований общества.

В последние годы большого значения приобрела проблема измерения компетенции врачей и провизоров. Ирофессиональная компетентность (профессионализм) в медицине - это наличие знаний, навыков, моральных ценностей и поведения, ожидаемых от индивидуумов во время их профессиональной практики, а также такие концепции, как поддержка уровня компетентности, информационная грамотность, этическое поведение, целостность личности, честность, альтруизм, служение людям, верность профессиональному кодексу, справедливость и уважение к другим.

Изменения в отечественном высшем медицинском образовании и кадровой политике проводятся эволюционно, с учетом национальных традиций и общественного мнения, что было одобрено на Семинаре по вопросам использования инструментов и методик для оценки кадровых ресурсов и формирования кадровой политики в здравоохранении, который проводился Европейским Региональным бюро Всемирной организации здравоохранения в ноябре 2006 г. на базе Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца.

Условиями эффективной реализации концепции национальной системы НИР врачей являются:

• оценка НИР врачей как высокого приоритета образовательной политики;

• поддержка всего общества путем объединения усилий разных государственных и негосударственных институций, международных организаций, средств массовой информации;

• децентрализация образования с учетом кадровых интересов регионов, исходя из потребностей медицинских учреждений и каждого врача;

• определение потребностей медицинских учреждений как приоритетных при координации и контроле НИР врачей;

• использование разных организационных форм НИР врачей с обеспечением каждого врача всесторонними возможностями постоянного личного и профессионального развития с применением современных информационных и коммуникационных технологий;

• динамический анализ организационно содержательной деятельности всех участников НИР врачей;

• создание направленной мотивации к НИР врачей.

Мотивация касательно НИР, с точки зрения каждого врача, возникает из трех основных источников:

• профессиональное желание оказывать оптимальную помощь каждому пациенту;

• обязательство уважать требования работодателей и общества;

• потребность сохранить удовлетворение трудом и предотвратить профессиональное «истощение».

Мотивация к познанию на протяжении всей жизни должна стать критерием отбора студентов во время зачисления в медицинские учебные заведения и ее следует воспитывать на протяжении всех этапов медицинского образования.

Для поддержки соответствующего уровня практики на протяжении всего своей профессиональной жизни врачам нужно идти в ногу со временем, что требует участия в любой форме непрерывного образования. С целью обеспечения пациентов максимально высококачественной помощью, содержание НИР должно быть направлено на повышение роли и компетентности (клинических навыков и теоретических знаний), а также улучшение организации труда (создание команд и руководство), общения, медицинской этики, качества преподавания, исследования и администрирования.

В то же время возникают новые экономические условия и особенности врачебной деятельности в современных условиях:

• для врача, который активно интересуется новыми достижениями, существует опасность некритического использования информационных материалов в результате отсутствия критериев их выбора для повседневной практики;

• выбор между разными источниками информации при принятии решения иногда может представлять психологические трудности;

• происходит формирование стереотипа лечения того или другого состояния, которое основывается на субъективных вкусах и часто характеризуется полипрагмазией;

• пытаясь сохранить определенную долю здорового консерватизма или следуя давно выработанному стереотипу, врач не назначает новые препараты, полезность и достаточная беспечность которых уже доказана;

• недооценка врачами принципиальной важности строгого соблюдения рекомендаций по лечению определенного состояния или синдрома, что предопределенно недостаточным знакомством с принципами доказательной медицины;

• во взаимоотношениях "врач-пациент" значительно выросла юридическая составляющая.

Нынешний информационный поток нуждается в обновлении учебных программ, по крайней мере, каждые 3 года, поскольку за 3-4 года происходит удвоение научной информации. Отслеживать ее даже по одной узкой специальности практический врач не в состоянии. Именно от степени информированности преподавателя в значительной степени зависит уровень подготовки молодых врачей и возможности их быть конкурентно состоятельными на отечественном и европейском рынках труда.

В период реформирования последипломного медицинского образования на Украине опорной структурой по выполнению мероприятий по организации НИР врачей должны стать медицинские академии последипломного образования и соответствующие факультеты при медицинских университетах как региональные координирующие центры.

Для выполнения поставленных заданий необходимым условием является создание университетских клиник, главной целью деятельности которых является:

• предоставление высококвалифицированной специализированной и высокоспециализированной многопрофильной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи;

• проведение практической подготовки и переподготовки медицинских кадров;

• осуществление научно-исследовательской работы, разработка, апробация и внедрение новейших технологий.

Центральным элементом, который приводит в действие всю систему последипломного образования, есть преподаватель, поскольку врач без управления не в состоянии за короткий срок овладеть необходимым объемом современных знаний по избранной профессии.

Современный преподаватель должен:

• иметь высокий уровень профессиональной компетенции;

• владеть современными педагогическими и компьютерными технологиями;

• проводить научную деятельность с ориентацией на приоритетные направления научных исследований путем создания и внедрения конкурентоспособных медицинских технологий, развивать междисциплинарные научные направления;

• владеть иностранными языками, что дает возможность выступления на научных форумах, стажировки и проведения преподавательской работы в зарубежных университетах;

• постоянно усовершенствовать все виды деятельности;

• быть человеком высокой нравственности и активной общественной позиции.

Таким образом, динамические изменения высшего медицинского образования постоянно выдвигают новые требования к врачу, делают более сложной преподавательскую деятельность, ставят новые задания в области философии, методологии и методики медицинского образования. В ближайшие годы темпы изменений будут еще глубже и более ощутимыми, а требования к преподавательскому составу станут еще весомее. Реализация принципа "образование через всю жизнь", создание соответствующей системы НИР и подтверждение профессиональной компетентности врачей и провизоров являются неотложной потребностью и одним из главных заданий настоящего.

Ири этом отечественная система подготовки кадров должна рассматриваться не просто как вузовская структура, которая дает знание нашим гражданам, но и как конкурентоспособный важнейший ресурс страны, который можно и нужно использовать в социальных, политических, культурных и, в первую очередь, экономических целях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.