Научная статья на тему 'Подготовка, организация и проведение циклов с использованием различных методов обучения'

Подготовка, организация и проведение циклов с использованием различных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
83
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка, организация и проведение циклов с использованием различных методов обучения»

ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЦИКЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Семакова Ю. С.

ГОУ ДПО «Пензенский институт усовершенствования врачей Росздрава», лаборатория медицинской информатики;

Пензенский государственный университет,

кафедра информационного обеспечения управления и производства, г. Пенза

Современный этап научно-технического прогресса характеризуется широким использованием экономикоматематических методов и моделей, вычислительных средств и новых методических подходов. С позиции системного подхода учебно-методический процесс можно рассматривать как единое целое, оценивая соответствие целей обучения другим компонентам системы подготовки - учебной программе, составу преподавателей, методам и средствам обучения. Различные цели проведения циклов требуют различных подходов к методам обучения. В пензенском институте усовершенствования врачей в зависимости от типа циклов -профессионально-должностных (общих и тематических) и проблемно-ориентированных (междолжностных, меж-профессиональных) - меняется и применяемая технология подготовки, организации и проведения учебного процесса.

При проведении общих и тематических циклов широко используются стандартные программы обучения, определенные для конкретных категорий слушателей. Эффективность профессионально-должностных циклов зависит, в первую очередь, от степени однородности состава слушателей. Главная задача при подготовке, организации и проведения циклов такого рода - это строгое соответствие всему технологическому процессу обучения - «дерево целей - дерево программы - состав преподавателей - дерево методов и средств». Технология проведения проблемно-ориентированных циклов существенно отличается. При подготовке таких циклов следует, прежде всего, сформулировать проблему, разложить ее на составные субпроблемы, установить цели обучения и определить состав слушателей. Затем на основе выбранных критериев (категории слушателей, учебные программы, преподавательский состав, доступные технологии и методы обучения) подготавливается учебный материал. Занятия следует начинать с определения уровня подготовленности слушателей, чтобы сформировать круг вопросов и проблем, которым требуется уделить наибольшее внимание. При проведении проблемно-ориентированных циклов очень важен такой компонент учебного процесса, как обратная связь (в виде промежуточного и итогового контроля, а также анкетирования слушателей), которая позволяет уточнить состав менее освещенных и интересующих слушателей субпроблем и вопросов, а также существующие недостатки в методах преподнесения материала. Алгоритм учебной программы проблемно-ориентированных циклов представлен на схеме

Проведение проблемно-ориентированных циклов требует от преподавателей высокого профессионального уровня как специалистов в своей области, так и в области педагогики. Проведение циклов такого рода требует определенных знаний в области методологии системного анализа, поскольку такие курсы являются динамическими системами с обратной связью. Учебно-методический процесс должен быть гибким, содержание циклов может меняться в зависимости от возникновения тех или иных проблем, требующих проблемно-ориентированного обучения. Поэтому развитие и разработка проблемно-ориентированных циклов имеют особое значение для настоящего времени. Несмотря на это, необходимо все же подчеркнуть, что на каждой кафедре должно быть оптимальное сочетание организационного профиля проблемно-ориентированных и профессионально-должностных циклов.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.