Научная статья на тему 'Общественное Здоровье и правовая культура молодежи в цивильном социуме нового тысячелетия'

Общественное Здоровье и правовая культура молодежи в цивильном социуме нового тысячелетия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соблирова Т. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественное Здоровье и правовая культура молодежи в цивильном социуме нового тысячелетия»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ В ЦИВИЛЬНОМ СОЦИУМЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Соблирова Т.Х.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, кафедра технологии социальной работы, г. Нальчик

Негативные изменения в состоянии здоровья подрастающего и молодого поколений беспокоят медиков, педагогов и общество в целом. Формирование здоровья подростков и молодёжи происходит под влиянием социальных, биологических, экологических факторов, медицинского обслуживания и здравоохранения. В области здравоохранения разработан ряд правовых актов. На международном уровне создано большое количество "пактов", "конвенций", "резолюций" ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНЕП, основу которых составляет идея о том, что здоровье является первой и непреходящей ценностью, без которой все права и свободы ничего не значат. В России право человека на охрану здоровья и мед. помощь закреплены в Конституции РФ 1993 г. и в "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан" 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями. В последнем документе определены права граждан при оказании мед. помощи, обязанности и права мед. работников и фармацевтов, ответственность за причинение вреда здоровью граждан и нарушение их прав и т. д. Знает ли молодёжь свои права и обязанности? Чаще всего нет. Правовое воспитание молодых людей, согласно А.М.Курёному и др., как раз заключается в информировании о правах и обязанностях. Составным элементом правовоспитания является правовая культура личности. С целью изучения правовой культуры молодёжи мы опросили студентов 1-го курса медфакультета КБГУ в возрасте 16-22 года по составленной нами анкете "Правовая культура и правовоспи-тание в цивильном социуме" (п=78 чел.), юношей (39,8%) и девушек (60,2%), селян - 47,4%, горожан - 52,6%. Интересуются всем законодательством 10,2%; знакомятся с законами, сообщаемыми СМИ, 23,1%; знакомятся только лишь с интересующими законами 39,8%; законами не интересуются 20,5% респондентов. Основными мотивами интереса к правовой информации являются: желание расширить знания о своих правах и обязанностях (21,3%); способ выживания и отстаивания своих интересов (6,4%); стремление правильно исполнять свои обязанности (10,3%); желание расширить знания о деятельности органов гос. управления, прокуратуры (15,4%); всё перечисленное (17,9%); затруднились ответить 9,0%. Источниками правовой информации для анкетированных выступают: сведения СМИ (21,8%); товарищи по работе или учёбе (9,0%); научно-популярная юр. литература (7,7%); занятия в учебных заведениях (5,1%); официальные издания правовых актов (6,4%); сообщения родственников (15,4%); обращения к юрисконсульту (3,8%); правовой информацией вообще не интересуются 2,6%; несколько вариантов ответа (28,2%). На вопрос о причинах соблюдения законов, 12,8% молодых людей ответили, назвав одну из причин: закон защищает интересы общества; 30,8% - закон защищает личные права и свободы граждан; другие причины назвали 23,1%; затруднились ответить 17,9%; несколько вариантов ответа у 15,4%. Большинство учащихся (61,5%), уверены в том, что должностные лица нарушают законность; 25,7% с ними не согласились; затруднившихся с ответом - 12,8%. Типичными нарушениями законности, допускаемыми должностными лицами, в том числе и в области здравоохранения, по мнению студентов, являются: принятие незаконных правовых актов (3,8%); фактические действия, нарушающие законы (9.0%); нарушения прав, свобод и законных интересов граждан (16,7%); нарушения при рассмотрении заявлений и жалоб граждан (11,5%); коррумпированность должностных лиц (14,2%); приписки в отчётных данных (2,6%); иные нарушения законности (3,8%); затруднились с ответом 11,5%; несколько вариантов ответа (26,9%). Причины несоблюдения законов должностными лицами и мед. работниками опрошенные видят в: незнании законов (5,1%); игнорировании законов (12,8%); кажущейся невозможности решения задачи без нарушения закона (2,6%); недостатках законодательства (3,8%); соображениях личного характера (15,4%); беспринципности (1,3%); безнаказанности (19,2%); других причинах (3,8%): затруднились ответить 3,8%; несколько вариантов ответа у 32,2%, Большинство молодых людей (61,5%) испытывает потребность в правовой информации, а не испытывают такую потребность 38,5%. Правовая информация, на взгляд интервьюированных, необходима молодёжи для: расширения правовых знаний (20,5%); реализации своих прав (16,7%); содействия правоохранительным органам (5,1%); выполнения своих профессиональных обязанностей (12,8%); сохранения и укрепления своего здоровья (2,0%); другое (1,8%); всё перечисленное (10,3%); затруднившихся с ответом 9,0%. Кроме того, 7,7% указали, что хотели бы получить дополнительную информацию по трудовому праву; 6,4% - жилищному; 3,8% - уголовному; 21,8% - гражданскому; 1,3% - административному праву; 9,0% - о правах и обязанностях граждан в суде; 6,0% - в области мед. законодательства; 1,7% - другое; 18,0% -по всему перечисленному; 12,8% затруднились ответить. Правовому просвещению молодёжи, согласно мнению респондентов, могут содействовать: а) "пропаганда правовых знаний в СМИ" ответили 6,4%; б) "пропаганда правовой информации работниками силовых структур"- 2,6%; в) "формирование правовых знаний в системе образования" - 9,0%; г)"проведение НИР со студентами неюр. специальностей по правовым вопросам" - 16,7%; д) "осуществление внеаудиторной правовоспитательной работы в учебных заведениях" - 7,7%; е) "присутствие студентов на суд. заседаниях" - 5,1%; ж) "проведение юр. консультаций в учебных заведениях на общественных началах с участием, как преподавателей юр. дисциплин, так и юристов-практиков" - 3,8%; з) "организация юр. консультаций, создание публичных центров правовой информации (ПЦПИ) в библиотеках" - 6,4%; и) всё перечисленное - 14,1%; затруднились с ответом 9,0%; несколько вариантов ответа у 19,1%. Создание ПЦПИ в библиотеках могут способствовать: обеспечению доступа молодёжи к правовой информации(16,7%); координации деятельности библиотек, властных структур, органов юстиции с целью правовоспитания должностных лиц (11,5%); содействию внедрения правовой информации в образование и НИР (6,4%); помочь в построении гражданского

Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

общества в России (7,7%); высказыванию гражданами своих предложений и замечаний по поводу местных законов, получению правовой информации (5,1%); повышению правовой культуры населения, особенно молодёжи (9,0%); всё перечисленное (15,4%); затруднились ответить 7,7%; несколько вариантов ответа (20,5%). Результаты нашего опроса свидетельствуют о правовой неосведомлённости молодёжи, в частности в отношении своих прав и обязанностей, а также о недостаточном уровне развития отдельных элементов правовой культуры. Научное познание, согласно Е.В. Аграновской, теоретические и практические исследования, правовое просвещение, в том числе и в области здравоохранения, могут содействовать правовому воспитанию молодых людей и сохранению соц. здоровья в целом. Сохранить общественное здоровье в целом и повысить правовую культуру населения в цивильном социуме, убеждена В.В.Тимофеева, также можно путём: соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; обеспечения ответственности органов гос. власти и должностных лиц за реализацию прав граждан в сфере охраны здоровья; осуществления правовоспитания должностных лиц, в том числе и мед. работников; обеспечения гарантий предоставления гражданам мед. помощи по установленным стандартам качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.