ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛАБОРАТОРНОЙ МЕДИЦИНЕ
Савченко Р.П., Семакова Ю.С., Печерский А.В.
ГОУ ДПО «Пензенский институт усовершенствования врачей Росздрава»,
кафедра клинической лабораторной диагностики, лаборатория медицинской информатики;
Пензенский государственный университет, кафедра информационного обеспечения управления и производства, г. Пенза
Лабораторная медицина как междисциплинарная профессия интенсивно развивалась в последние 50 лет, но ее роль стала особенно важной в современном здравоохранении в результате новых достижений в познании основных принципов болезни с использованием молекулярной биохимии, геномики и протеомики. Более того, новые технологии открыли широкие возможности для разработки новых диагностических тестов в биомедицине. Доступность информации и доказательного подхода в применении новых данных через Интернет обеспечила возможность для населения и профессионалов стать партнерами в диагностических процессах.
В связи с этим курсы новые курсы в лабораторной медицине как форма последипломного обучения включают новейшие научные подходы и принципы доказательной медицины, новейшие разработки информационных и аналитических технологий. Чтобы достичь этих целей нами разработан системно-модульный подход для освоения знаний, умений и навыков. Составляющими функций последипломного образования являются: компенсаторная, адаптационная, развивающая, экономическая. Отказ от традиционной классно-урочной системы обучения существенно изменяет формы общения слушателей и преподавателей. Здесь это общение осуществляется как через модули, так и путем индивидуального личного общения. Стиль общения переводится на субъективную основу, а отношения преподавателя со слушателями становятся сугубо паритетными.
Сущность рассматриваемой технологии состоит в том, что слушатель более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Важным признаком применения модульной педагогической технологии в разработке интегративных курсов является использование контроля качества усвоения учебного материала на всех этапах процесса обучения. Это способствует своевременной коррекции усвоения знаний, навыков и умений. При этом используется контроль текущий, промежуточный, заключительный.
Особое место занимает первый модульный блок - вводное повторение. Он выступает в роли повторения и предназначен для того, чтобы «загрузить» в оперативную память слушателей те ценности, знания и умения, которые определяют базу для вновь изучаемого материала. Наиболее целесообразная форма проведения такого рода занятий - активная беседа. Модуль - изучение нового материала (дополнительный объем). Цель этого модуля -дифференцировано дать новый дополнительный объем материала в зависимости от индивидуальных потребностей. Разработка модульной программы требует от преподавателя не только глубокого знания материала дисциплины, но и высокого методического мастерства. Чтобы слушатель эффективно самостоятельно изучал материал, модуль должен быть написан простым и четким языком. Стиль написания модуля должен ориентировать обучающегося на успех, вселять в него уверенность и бодрость духа.
На кафедре клинической лабораторной диагностики ПИУВ совместно с кафедрой информационное обеспечение управления производством ПГУ с начала 90-ых годов ведется направленная работа по модульному образованию. Подготовлен модуль объемом 144 часа, который можно рассматривать как интегративно-модульную технологию, включающую в себя принцип целостности образовательного процесса, выстроенных из отдельных кирпичиков (гемотологических, физико-химических, биохимических, иммунологических и др. исследований) посредством специально организованной деятельности в виде тематического цикла повышения квалификации. В процессе обучения слушатель осваивает весь материал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва