НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ
Горбач Н.А., ЛиснякМ.А.
Сибирский юридический институт МВД России,
Красноярский государственный медицинский университет, г. Красноярск
В последние годы произошли существенные изменения в организации, содержании, формах и методах обучения в системе высшего образования. Возросли учебные и информационные нагрузки на всех участников образовательного процесса, что в свою очередь, вызывает перенапряжение организма и формирует стрессовые реакции, негативно отражается на их здоровье (Т.Ш. Миннибаев, 2004). Труд педагогов заключает в себе повышенный риск для развития различных заболеваний (Т.И. Ронгинская, 2002; Л.Г. Татарникова, 2006; Е.А. Гревцова, 2007). Результаты исследований, касающихся здоровья педагогов школ, выявили его неудовлетворительное состояние и необходимость оказания медицинской и психологической помощи большинству из учителей (А.П. Исаев, 1998; Е.В.Земцова и соавт., 2004; Л.М. Митина, 2002, 2005). Лишь недавно появились единичные публикации, касающиеся особенностей работы и здоровья преподавателей высших учебных заведений (Т.Ш. Миннибаев и соавт., 2004; 2005; М.С. Микерова, 2007). Так, М. С. Микерова (2007) проанализировала здоровье преподавателей медицинских вузов пришла к выводу, что среди данного контингента высок уровень распространенности хронической патологии, формирующейся под влиянием комплекса факторов, включающих образ и условия жизни, на фоне постоянно возрастающих требований, ответственности и нагрузки. При этом автор убедительно показала, что организация медицинской помощи преподавателям вузов нуждается в оптимизации. Вместе с тем, проблема организации эффективной системы охраны здоровья преподавателей, в том числе ведомственных вузов не изучена. Следует подчеркнуть, что преподаватели образовательной системы МВД являются в некотором смысле уникальной профессиональной группой, совмещающей педагогический труд с прохождением службы в ОВД, что предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья данного контингента, которое до настоящего времени не изучалось. Исследование здоровья профессорско-преподавательского состава вузов МВД РФ в Сибирском регионе показало, что около половины респондентов имеют хронические заболевания. Это может являться логичным последствием низкой медицинской активности преподавателей, недостаточной мотивацией на сохранение индивидуального здоровья. Большинство опрошенных продолжают работать, невзирая на обострение заболеваний и плохое самочувствие. Каждый третий склонен заниматься самолечением. Отчасти это вызвано острым дефицитом времени на медицинские диагностические обследования и лечебные процедуры. Существенный вклад в нежелание обращаться к врачу вносит недовольство преподавателей организацией медицинской помощи. Только 7,0% респондентов отметили, что они удовлетворены медицинским обслуживанием. У каждого четвертого респондента низкая медицинская активность вызвана финансовыми затруднениями. Сохранение индивидуального здоровья во многом зависит от образа жизни, который ведет человек, от тех усилий, которые затрачиваются на его поддержание. К сожалению, почти половина преподавателей ничего не предпринимает для повышения уровня своего здоровья. Кроме того, преподавательский корпус при организации медицинской помощи не выделяется из группы аттестованных сотрудников ОВД, не учитываются специфические особенности профессиональной деятельности: интеллектуально-голосовая нагрузка, постоянное высокое эмоциональное напряжение, ненормированный рабочий день, дополнительные виды деятельности (научная, методическая, организационная) и другие факторы, негативно влияющие на здоровье преподавателей. Зачастую сотрудники ОВД, в том числе преподаватели, увольняются со службы по ограниченному состоянию здоровья до достижения пенсионного возраста, при этом наносится ущерб, как самому работнику, так и государству. Поэтому научное обоснование эффективной системы охраны здоровья преподавателей ведомственных вузов весьма актуально. В качестве основных направлений оптимизации системы следует обозначить не только медицинскую помощь, но и психологическую.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва