Научная статья на тему 'Повышение качества жизни студентов как фактор здоровьесбережения будущего специалиста'

Повышение качества жизни студентов как фактор здоровьесбережения будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества жизни студентов как фактор здоровьесбережения будущего специалиста»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Жарова А.В., Горбач Н.А.

Сибирский государственный технологический университет,

Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск

Качество жизни - понятие важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, поскольку конечной целью активности всех социальных институтов является благополучие человека. Развиваясь с середины двадцатого века, к 80-м годам система показателей динамики качества жизни населения эволюционировала и отражает индекс развития человеческого потенциала, в котором учитывается не только потребление материальных благ, но и возможности развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. Поэтому сегодня качество жизни рассматривается только в связи со здоровьем. В условиях снижения показателей здоровья населения, на фоне кризиса системы образования и подготовки квалифицированных кадров, особое значение имеет повышение уровня здоровья и качества жизни студенческой молодежи. Исследование состояния здоровья студентов и факторов, его определяющих, а так же качества жизни как интегральной характеристики здоровья, проведенных на репрезентативной выборке (1856 студентов 1-5 куров пяти вузов разного профиля г. Красноярска), показало взаимосвязь и взаимообусловленность уровня здоровья (в соответствии с группой здоровья) и социально-психологических характеристик студенческой молодежи: психоэмоциональной напряженности (г = -0,65; = -0,7), уровня адаптации (г = 0,61; = 0,4), уровня

ответственности за здоровье (г = 0,41; = 0,5). Состояние здоровья студентов обусловливают так же и адекватность

профессионального самоопределения (г = 0,44), несоответствие избранной студентами профессии и собственных интересов, когда молодые люди не имеют четкого представления о предъявляемых к ним требованиях и особенностях профессии.

Являясь управляемыми, выявленные факторы, определяющие здоровье и качество жизни студентов, могут быть скорректированы на групповом и индивидуальном уровне в период обучения в вузе в рамках мероприятий по социально-психологической поддержке студентов и преподавателей. Центром социально-психологической помощи Сибирского государственного технологического университета разработаны и применяются различные по формам и содержанию технологии социально-психологической поддержки. Первокурсникам предлагаются тренинги, направленные на сплочение группы, командообразование; проводятся публичные лекции о способах эффективного обучения. В рамках консультативно-диагностической деятельности выявляются группы студентов, склонных к дезадаптации и формируется банк данных для осуществления мониторинга проводимой с такими студентами индивидуальной и групповой психокоррекционной работы. В дружественной неформальной обстановке студенческого психологического клуба, организованного в общежитиях, студенты имеют возможность обсуждать насущные для молодых людей вопросы, что значительно снижает психологическую напряженность и уязвимость иногородних студентов. В периоды сессий среди студентов особенно пользуются спросом сеансы психологической разгрузки и релаксации. Реализуемая специалистами Центра факультативная дисциплина «Трудоустройство и карьера» готовит студентов выпускных курсов к действиям в условиях неопределенности прогноза будущего, где решающее значение имеют активность, инициативность и творческое начало личности, её гармоничность, полноценность использования задатков и способностей.

Меры социально-психологической поддержки студентов, осуществляемые на научно обоснованных принципах и в тесном взаимодействии с заинтересованными сторонами, позволяют повысить качество жизни студенчества и являются здоровьесберегающим фактором в системе высшего профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.