Научная статья на тему 'Предложения по реализации национального проекта “здоровье”'

Предложения по реализации национального проекта “здоровье” Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
215
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предложения по реализации национального проекта “здоровье”»

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА “ЗДОРОВЬЕ”

А.М. Аванесов

Российский университет дружбы народов Кафедра общей стоматологии

Сегодня проблемы в сфере ведомственного здравоохранения, дефицита университетских клиник, вопросы распределения выпускников ВУЗов, обеспечения медицинской помощи сельскому населению стоят достаточно остро. Каковы пути решения поставленных задач в рамках национального проекта «Здоровье»? Какова роль СМИ в достижении желаемых результатов? На эти и другие вопросы попытался найти ответы автор статьи.

О ВЕДОМСТВЕННОМ ЗРАВООХРАНЕНИИ

До настоящего времени в органах управления здравоохранением разного уровня отсутствует структура, занимающаяся вопросами координации, анализа, мониторинга деятельности ведомственного и частного здравоохранения. Стратегия развития ведомственного здравоохранения не всегда соответствует стратегии развития государственного здравоохранения. В большинстве случаев это приводит к неэффективному использованию кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов, сосредоточенных в ведомствах. Деятельность этих структур могла быть более эффективной при их включении в решения общегосударственных задач, стоящих перед здравоохранением.

Ведомственные учреждения здравоохранения должны находиться в тесном взаимодействии с субъектами Российской Федерации принимая, участие в решении региональных и федеральных программ.

Например, в своем большинстве ведомственные учреждения (особенно представители транспортной медицины -железнодорожной, авиационной, водной) после определения зоны ответственности могли быть привлечены к решению задач дорожного проекта, т. к. их структурные подразделения различной мощности расположены непосредственно или в близости от федеральных автомобильных трасс, а также к оказанию специализированной медицинской помощи в труднодоступных районах и сельской местности. Это будет способствовать экономии бюджетных средств и оптимизации процессов реформирования системы здравоохранения в целом.

Механизм реализации предложения - создание управленческой структуры в федеральном и региональном органе управления здравоохранением.

ОБ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КЛИНИКАХ

Эффективное реформирование здравоохранения невозможно без реформирования медицинского образования, т.е. качественной подготовки молодых специалистов. Одной из составляющих в этом направлении может стать создание при медицинских образовательных учреждениях университетских клиник, которые будут крупными учебно-научно-практическими центрами. В настоящие время в большинстве случаев клиническими базами вузов являются лечебно-профилактические учреждения различной мощности и назначения, которые в большинстве требуют модернизации и реформирования, т. е. подготовка специалистов на этих базах уже заведомо не отвечает современным требованиям. Обучение в таких условиях связанно с рядом объективных и субъективных трудностей. Например отсутствием современной аппаратуры, заинтересованностью персонала лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) в совместной работе с одной стороны и отсутствием заинтересованности со стороны профессорско-преподавательского состава (т.к. они в большинстве случаев не являются сотрудниками ЛПУ) в более эффективной работе с другой. Указанные проблемы будут обострены в период приватизации лечебных учреждений. Таким образом, в условиях рыночной экономики работа лечебных учреждений с кафедрами не является для них профильным активом. В связи с этим, решение данной проблемы может заключатся в организации клиник, которые должны находиться в составе вузов и управляться ими, а их сотрудниками должен стать профессорско-преподавательский состав. Принятие данного решения в значительной степени будет способствовать качеству подготовки специалистов, материальной заинтересованности профессорского-преподавательского состава , повышению престижности учебного заведения. Работа данных клиник может быть организована на принципах самофинансирования, а ресурс профессорского-преподавательского состава позволит сделать эти клиники востребованными и рентабельными.

Механизм реализации предложения - передача медицинскому образовательному учреждению (ВУЗ) одной из городских клиник, которые находятся в состоянии реформирования.

О РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ

Следующей проблемой стоящий перед практическим здравоохранением является кадровое обеспечение в первую очередь бюджетных ЛПУ. Выпускники вузов в силу различных, но хорошо известных причин пытаются найти работу в частных или ведомственных учреждениях здравоохранения. В связи с этим в большинстве случаев они не приходят в государственные, что приводит к нарастанию кадрового дефицита. Несправедливым является и факт пополнения кадрового ресурса ведомственных и частных клиник за счет выпускников обучающихся на бюджетной основе. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос введения так называемого мотивированного распредепения (неидентичное целевому) - когда выпускник по договоренности с органом управления здравоохранения направляется для работы на три-четыре года в соответствующий регион, после чего ему гарантируется продолжение обучения либо в ординатуре или аспирантуре на выбор на бюджетной основе. Механизм реализации предложения - в рамках федерального органа управления здравоохранением должна быть подготовлена программа по привлечению выпускников для работы в регионах.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

О СЕЛЬСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ

В настоящие время уровень здравоохранения в сельской местности находится на крайнем низком уровне. Это связано с отсутствием специалистов, слабой или отсутствием материально-технической базы, тяжелыми бытовыми условиями, в которых приходится находиться медицинским работникам. Данная проблема, в определённой степени, может быть решена за счет выделения средств из различных источников финансирования для постройки типового коттеджа, состоящего из двух зон: - жилой (где будут проживать медицинские работники) и производственной (для размещения амбулатории оснащенной современным оборудованием, необходимым для решения стоящих задач). Медицинские работники должны быть обеспечены средствами экспресс-диагностики, современными средствами связи, иметь автотранспорт отечественного производства. Организация данной структуры позволит в значительной степени повысить эффективность сельского здравоохранения, а также привлекательность работы в этих учреждений медицинских работников.

Механизм реализации предложения - привлечение средств регионов и заинтересованных ведомств в создании материальной базы сельского здравоохранения.

СМИ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Несмотря на реализацию национального приоритетного проекта и реформирование системы здравоохранения СМИ однобоко освещают происходящие процессы. В основном уделяется внимание вопросам высокотехнологичной медицины, а деятельность на уровне муниципальной медицины которая также находится в состояние реформирования не находит должного отражения.

Не освещаются вопросы реформирования здравоохранения глазами практических врачей различного уровня. Не дается оценка эффективности использования уже существующего дорогостоящего диагностического и лечебного оборудования.

Мало медицинских работников - практических врачей привлекается к экспертной оценки деятельности ЛПУ по реализации проектов.

Механизм реализации предложения - выделение времени на телевидении для специальной передачи, посвященной реформированию системы здравоохранения и реализации национального приоритетного проекта «ЗДОРОВЬЕ».

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.