ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА “ЗДОРОВЬЕ”
А.М. Аванесов
Российский университет дружбы народов Кафедра общей стоматологии
Сегодня проблемы в сфере ведомственного здравоохранения, дефицита университетских клиник, вопросы распределения выпускников ВУЗов, обеспечения медицинской помощи сельскому населению стоят достаточно остро. Каковы пути решения поставленных задач в рамках национального проекта «Здоровье»? Какова роль СМИ в достижении желаемых результатов? На эти и другие вопросы попытался найти ответы автор статьи.
О ВЕДОМСТВЕННОМ ЗРАВООХРАНЕНИИ
До настоящего времени в органах управления здравоохранением разного уровня отсутствует структура, занимающаяся вопросами координации, анализа, мониторинга деятельности ведомственного и частного здравоохранения. Стратегия развития ведомственного здравоохранения не всегда соответствует стратегии развития государственного здравоохранения. В большинстве случаев это приводит к неэффективному использованию кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов, сосредоточенных в ведомствах. Деятельность этих структур могла быть более эффективной при их включении в решения общегосударственных задач, стоящих перед здравоохранением.
Ведомственные учреждения здравоохранения должны находиться в тесном взаимодействии с субъектами Российской Федерации принимая, участие в решении региональных и федеральных программ.
Например, в своем большинстве ведомственные учреждения (особенно представители транспортной медицины -железнодорожной, авиационной, водной) после определения зоны ответственности могли быть привлечены к решению задач дорожного проекта, т. к. их структурные подразделения различной мощности расположены непосредственно или в близости от федеральных автомобильных трасс, а также к оказанию специализированной медицинской помощи в труднодоступных районах и сельской местности. Это будет способствовать экономии бюджетных средств и оптимизации процессов реформирования системы здравоохранения в целом.
Механизм реализации предложения - создание управленческой структуры в федеральном и региональном органе управления здравоохранением.
ОБ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КЛИНИКАХ
Эффективное реформирование здравоохранения невозможно без реформирования медицинского образования, т.е. качественной подготовки молодых специалистов. Одной из составляющих в этом направлении может стать создание при медицинских образовательных учреждениях университетских клиник, которые будут крупными учебно-научно-практическими центрами. В настоящие время в большинстве случаев клиническими базами вузов являются лечебно-профилактические учреждения различной мощности и назначения, которые в большинстве требуют модернизации и реформирования, т. е. подготовка специалистов на этих базах уже заведомо не отвечает современным требованиям. Обучение в таких условиях связанно с рядом объективных и субъективных трудностей. Например отсутствием современной аппаратуры, заинтересованностью персонала лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) в совместной работе с одной стороны и отсутствием заинтересованности со стороны профессорско-преподавательского состава (т.к. они в большинстве случаев не являются сотрудниками ЛПУ) в более эффективной работе с другой. Указанные проблемы будут обострены в период приватизации лечебных учреждений. Таким образом, в условиях рыночной экономики работа лечебных учреждений с кафедрами не является для них профильным активом. В связи с этим, решение данной проблемы может заключатся в организации клиник, которые должны находиться в составе вузов и управляться ими, а их сотрудниками должен стать профессорско-преподавательский состав. Принятие данного решения в значительной степени будет способствовать качеству подготовки специалистов, материальной заинтересованности профессорского-преподавательского состава , повышению престижности учебного заведения. Работа данных клиник может быть организована на принципах самофинансирования, а ресурс профессорского-преподавательского состава позволит сделать эти клиники востребованными и рентабельными.
Механизм реализации предложения - передача медицинскому образовательному учреждению (ВУЗ) одной из городских клиник, которые находятся в состоянии реформирования.
О РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ
Следующей проблемой стоящий перед практическим здравоохранением является кадровое обеспечение в первую очередь бюджетных ЛПУ. Выпускники вузов в силу различных, но хорошо известных причин пытаются найти работу в частных или ведомственных учреждениях здравоохранения. В связи с этим в большинстве случаев они не приходят в государственные, что приводит к нарастанию кадрового дефицита. Несправедливым является и факт пополнения кадрового ресурса ведомственных и частных клиник за счет выпускников обучающихся на бюджетной основе. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос введения так называемого мотивированного распредепения (неидентичное целевому) - когда выпускник по договоренности с органом управления здравоохранения направляется для работы на три-четыре года в соответствующий регион, после чего ему гарантируется продолжение обучения либо в ординатуре или аспирантуре на выбор на бюджетной основе. Механизм реализации предложения - в рамках федерального органа управления здравоохранением должна быть подготовлена программа по привлечению выпускников для работы в регионах.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
О СЕЛЬСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ
В настоящие время уровень здравоохранения в сельской местности находится на крайнем низком уровне. Это связано с отсутствием специалистов, слабой или отсутствием материально-технической базы, тяжелыми бытовыми условиями, в которых приходится находиться медицинским работникам. Данная проблема, в определённой степени, может быть решена за счет выделения средств из различных источников финансирования для постройки типового коттеджа, состоящего из двух зон: - жилой (где будут проживать медицинские работники) и производственной (для размещения амбулатории оснащенной современным оборудованием, необходимым для решения стоящих задач). Медицинские работники должны быть обеспечены средствами экспресс-диагностики, современными средствами связи, иметь автотранспорт отечественного производства. Организация данной структуры позволит в значительной степени повысить эффективность сельского здравоохранения, а также привлекательность работы в этих учреждений медицинских работников.
Механизм реализации предложения - привлечение средств регионов и заинтересованных ведомств в создании материальной базы сельского здравоохранения.
СМИ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Несмотря на реализацию национального приоритетного проекта и реформирование системы здравоохранения СМИ однобоко освещают происходящие процессы. В основном уделяется внимание вопросам высокотехнологичной медицины, а деятельность на уровне муниципальной медицины которая также находится в состояние реформирования не находит должного отражения.
Не освещаются вопросы реформирования здравоохранения глазами практических врачей различного уровня. Не дается оценка эффективности использования уже существующего дорогостоящего диагностического и лечебного оборудования.
Мало медицинских работников - практических врачей привлекается к экспертной оценки деятельности ЛПУ по реализации проектов.
Механизм реализации предложения - выделение времени на телевидении для специальной передачи, посвященной реформированию системы здравоохранения и реализации национального приоритетного проекта «ЗДОРОВЬЕ».
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва