Научная статья на тему 'Перспективы развития учреждений в здравоохранении'

Перспективы развития учреждений в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
467
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития учреждений в здравоохранении»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Полина Н.А.

Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Городская больница № 13», г. Нижний Новгород, Россия

Чем стабильнее становится Россия, чем больше экономические возможности страны, тем выше качество жизни граждан, тем больший спрос на высокие социальные стандарты, определяющие это качество. Затянувшееся реформирование системы здравоохранения в России не решило вопросы, связанные с дефицитом бюджетного финансирования. Доля бюджетных поступлений в консолидированном бюджете лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) систематически снижается. Отмечается неполное финансирование ряда федеральных целевых программ, в том числе программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. Программой государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.12.2006 года № 452, предусмотрен дефицит стоимости программы к расчетной на 2007 г. - 15,8%, а фактической стоимости к расчетной за этот период он составил 17,8%. Аналогичным Постановлением от 2 ноября 2007 г. № 408 дефицит стоимости Программы государственных гарантий на 2008 г. предусматривается 11,43%.

Недостаточно высокая экономическая эффективность функционирования бюджетных учреждений здравоохранения (в силу специфики данной организационно-правовой формы) в условиях рыночных отношений, ограниченность общественных ресурсов и другие факторы неизбежно ставят вопрос о поиске путей привлечения в отрасль частных инвестиций, о приемлемых формах взаимоотношений бюджетных медицинских учреждений и частных организаций, о заимствовании опыта функционирования коммерческих структур для совершенствования деятельности бюджетных учреждений.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что развитие частного здравоохранения находится в тесной зависимости от состояния общественного здравоохранения. Неудовлетворенный спрос на бесплатную медицинскую помощь неизбежно рождает спрос на платные услуги. Однако формы предоставления этих платных услуг могут быть различными: теневая оплата услуг в бюджетных учреждениях (самая нежелательная форма); официальное развитие платных медицинских услуг в бюджетных учреждениях; оказание услуг в частных медицинских организациях. Появилось противоречие между уровнем социальной потребности населения в доступных услугах медицинского характера и ее удовлетворения в условиях ограниченных ресурсов. Одним из путей разрешения этого противоречия является коммерциализация сферы здравоохранения, развитие платных медицинских услуг, введение соплатежей населения и новых организационно-правовых форм медицинских организаций.

Негосударственный сектор здравоохранения в последние годы получает интенсивное развитие, направляя значительные инвестиции в отрасль с развертыванием медицинских предприятий и организаций, оказывающих населению медицинскую помощь с применением современных высоких технологий и дорогостоящего (главным образом, импортного) оборудования. Возможность активнее привлекать частный капитал в государственный сектор, в том числе и социальную сферу, отметил Президент РФ Путин В.В. в своем выступлении с программой речью «О стратегии развития России до 2020 года» на расширенном заседании Государственного совета 08.02.08 г.

В последние годы властные структуры Российской Федерации активно ищут новые механизмы, обеспечивающие создание, внедрение и широкое распространение инновационных технологий в самых разных сферах, в том числе и в здравоохранении. Важным шагом в формировании инновационной политики явилась разработанная Минэкономразвития РФ Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 годы.

В настоящее время уже сформировался негосударственный сектор здравоохранения. Являясь реальной альтернативой государственному здравоохранению, он берет на себя существенный объем специализированной медицинской помощи населению. Вместе с тем, в области управления и организации работы негосударственных медицинских организаций имеется ряд нерешенных проблем. Они касаются как вопросов планирования, так и координации деятельности с другими медицинскими организациями. Многие частные медицинские структуры работают изолировано, недостаточно изучаются вопросы качества медицинской помощи и потребность населения в определенных ее видах и др. Изучение методов и организационных форм сотрудничества негосударственных медицинских организаций и бюджетных лечебно-профилактических учреждений актуально. Данное направление, несомненно, вызывает интерес, поскольку в последние годы четко обозначены контуры новой модели национального здравоохранения, формирующейся как смешанная форма бюджетно-страхового и частного секторов отрасли.

При этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что продолжается реализация приоритетного национального проекта в области здравоохранения с целью улучшения ситуации в здравоохранении и создания условий для его последующей модернизации по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Заложенные в бюджете Правительством РФ (и утвержденные Государственной Думой РФ) увеличенные финансовые ресурсы на развитие высокотехнологичной медицинской помощи населению и увеличение заработной платы врачам и среднему медицинскому персоналу участковой службы будут способствовать по повышению качества и доступности медицинских услуг. В рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения было выделено три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи,

усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Основное внимание уделяется укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) - увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов. Ход реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения свидетельствует о том, что успех проекта в немалой степени зависит от четкой координации усилий и слаженности действия органов управления здравоохранением, фондов обязательного медицинского страхования, органов государственной власти субъектов и муниципальных образований и, конечно, самих медицинских работников. Национальный проект «Здоровье» - это первый практический шаг, который позволит возродить профилактическую направленность системы здравоохранения, укрепить его первичное звено, повысить заинтересованность медицинских работников в результатах своего труда, что, в итоге, должно сказаться на улучшении показателей здоровья населения страны. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Министерством экономического развития и торговли РФ от марта 2008 г., разд. 3.2 « Модернизация и развитие здравоохранения» отмечается, что необходимость проведения преобразований в системе управления и финансирования здравоохранения в сочетании с дополнительными вложениями позволит решить наиболее острые проблемы, возникающие в здравоохранении. Оплата стационарной помощи по числу законченных случаев на основе обоснованных тарифов, рассчитанных с учетом требований медицинских стандартов и постепенный переход на полный тариф, включающий все статьи на оказание медицинской помощи, позволит расширить возможности выбора конкурентных рынков медицинского страхования и медицинских услуг. Формирование четких правил деятельности частных медицинских организаций, расширение их участия в системе ОМС с использованием тарифов, отражающих реальные затраты на оказание медицинской помощи даст возможность расширить рынок медицинских услуг и оказания населению качественной и доступной медицинской помощи. Развитие солидарных и экономически рациональных форм привлечения средств населения, с одной стороны, позволит сократить масштабы неформальных (нелегальных) платежей пациентов, с другой обеспечит постепенный перевод платных медицинских услуг из государственных и муниципальных учреждений в частные медицинские организации.

На заседании Государственного совета, состоявшемся в октябре 2007 г., в качестве одного из путей диверсификации российской экономики была отмечена необходимость активного распространения государственно-частного партнерства, поиска наиболее эффективных форм сопряжения возможностей государства и бизнеса. При обсуждении концепции развития здравоохранения до 2020 г. ассоциация врачей частной практики признала основной организационно-правовой формой государственно-частного партнерства в сфере частного здравоохранения открытые акционерные общества с государственным участием.

В своем вступительном слове Президент РФ Д.А.Медведев 16 апреля 2008 г на совещании в Кремле по развитию здравоохранения отметил, что необходимо повышение качества и эффективности медицинской помощи. «Мы должны создать и эффективную модель здравоохранения, и эффективную модель страхования, заняться гарантированием прав пациентов, развитием конкуренции в отрасли, говорить о развитии самих медицинских учреждений..., каким образом нам привлекать частные инвестиции в систему здравоохранения, потому что мы понимаем, что без них система эта тоже не будет развиваться полноценно».

Задача сделать нашу систему здравоохранения современной, более комфортной для наших граждан, эффективной и доступной. Одним из важных направлений успешного решения этой задачи является развитие взаимодействия медицинских государственных и частных организаций.

В перспективе в медицинских учреждениях должна быть расширена хозяйственная самостоятельность на основе преобразования 70-80% бюджетных учреждений в организационно - правовую форму автономных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кулагина Э.Н. Экономика социальной сферы: учебное пособие. Н. Новгород : НИМБ, 2005. 147 с.

2. Разумовский А.В. Развитие взаимодействие государственных и частных организаций в здравоохранении: Монография / А.В.Разумовский, Н.А. Полина под.ред. проф. Э.Н.Кулагиной. Н.Новгород: «Кварц», 2008. 80 с.

3. Разумовский А.В. Организационно-экономическая модель управления многопрофильным стационаром с применением новых информационных технологий: Монография / А. В. Разумовский, Н. А. Полина под. ред. проф. С.Е.Квасова. Н.Новгород: «Кварц», 2008. 172 с.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

9. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

10. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

11. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

17. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

18. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

19. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.