ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДВУЗА
Гора Е.П., Гречнева А.Н.
Московский педагогический государственный университет, кафедра физиологии
Профессия учителя предъявляет высокие требования к здоровью и психофизиологическим качествам. Большая текучесть учительских кадров свидетельствует о том, что далеко не каждый абитуриент в силу своих индивидуальных особенностей подходит для нее. Целью нашей работы было исследование индивидуальных психофизиологических особенностей студентов (с) гуманитарного факультета педвуза. В исследовании приняли участие 120 практически здоровых с. факультета иностранных языков пед. университета. Из них 80 девушек (д) I курса (к) и 40 д. V к. При изучении личностных качеств использовали методики для определения мотивов профессиональной деятельности, индивидуальных свойств личности, типологических особенностей ВНД, уровня интеллектуального развития, личностной и ситуативной тревожности, субъективного контроля и т.д. Исследовали объем оперативной памяти, умственную работоспособность (по Бурдону), латентный период двигательной реакции (ЛПДР). Регистрировали ЭКГ (II с.о.), АД по методу Короткова, минутный объем дыхания (МОД). С помощью нагрузочных проб определяли ортостатическую устойчивость, физическую работоспособность по PWC-170. В соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями, обследуемых оказалось возможным разделить на группы по всем параметрам. Обнаружены следующие преобладающие тенденции. Внутренняя мотивация одинаково доминирует и на I (79%) и на V к. (80%). Соответственно по половине с. имели наилучший мотивационный комплекс. Вместе с тем, высок процент обследуемых лишь с удовлетворительным мотивационным комплексом (по 28% на I и на V к.). На I к. 51% д. имели средний уровень интеллекта, а 49% - выше среднего. К V к. уровень интеллекта выше среднего преобладал у 65%, а средние значения были отмечены у 35%. В профиле личности, на фоне средних уровней всех показателей, у первокурсниц преобладали шкалы напряженности и тревожности, а у пятикурсниц - шкалы напряженности и самоконтроля. Данные, полученные с помощью опросника Айзенка, показали, что 45% с. I к. - экстраверты. К V к. начинали преобладать средние значения экстраверсии (67%). Средние значения нейротизма возрастали от I к. (46%) к V к. (55%). У большинства первокурсниц преобладала высокая личностная тревожность (51%), а у большинства пятикурсниц - умеренная (53%). Среди обследуемых доминирует умеренная ситуативная тревожность, которая сокращается от I к V к. (59% и 48% соответственно). У большинства с. преобладал интернальный уровень субъективного контроля (84% на I к. и 80% на V к.). Уровень оперативной памяти был выше среднего у 50% д. на I к. К V к. он достоверно вырос и 57% д. показали высокий ее уровень. А вот умственная работоспособность у с. I к. оказалась ниже, чем на V к. Так, показатель продуктивности внимания в первом случае был ниже нормы у 60%, а во втором - преимущественно средним у 47%. На I к. преобладали средние значения точности (у 57%) и темпа выполнения (у 58%) задания, в то время как на V к. - высокие значения (50% и 58% соответственно). У большинства с. ЛПДР (простой) достигал средних величин. Значения ЛПДР (с выбором) у большинства (по 53% на I и на V к.) оказались высокими. Математический анализ ритма сердца показал достоверное увеличение напряжения регуляторных систем от I к. к V к. Индекс Кердо позволил выявить тенденцию к повышению симпатической регуляции к V к. (27% и 45% соответственно). Ортостатическая реакция у большинства обследуемых оказалась в норме. А вот физическая работоспособность к V к. достоверно снизилась. Ее уровень оказался низким у 88% пятикурсниц. В целом, состояние адаптации (по Баевскому) от I к V к. понижалось. Удовлетворительная адаптация, преобладавшая у 72% первокурсниц, отмечена лишь у 60% пятикурсниц. Вместе с тем, на V к. возросло количество обследуемых с напряжением адаптационных процессов (25% на V к. против 15% на I к.). Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что на фоне сохранения индивидуального разнообразия, по определенным показателям прослеживаются объективные тенденции. Это сохранение высокой внутренней мотивации к профессиональной деятельности, возрастание уровня интеллекта, достоверное повышение уровня оперативной памяти, умственной работоспособности, на фоне значимого снижения физической работоспособности. Отмечено достоверное увеличение напряжения регуляторных систем, повышение симпатической регуляции и ослабление адаптации. Обсуждаются механизмы проявления психофизиологических особенностей. Выявленные закономерности необходимо учитывать при профотборе в педвузы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва