Научная статья на тему 'Индивидуальные психофизиологические особенности студентов гуманитарного факультета педвуза'

Индивидуальные психофизиологические особенности студентов гуманитарного факультета педвуза Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
92
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Гора Е. П., Гречнева А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные психофизиологические особенности студентов гуманитарного факультета педвуза»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДВУЗА

Гора Е.П., Гречнева А.Н.

Московский педагогический государственный университет, кафедра физиологии

Профессия учителя предъявляет высокие требования к здоровью и психофизиологическим качествам. Большая текучесть учительских кадров свидетельствует о том, что далеко не каждый абитуриент в силу своих индивидуальных особенностей подходит для нее. Целью нашей работы было исследование индивидуальных психофизиологических особенностей студентов (с) гуманитарного факультета педвуза. В исследовании приняли участие 120 практически здоровых с. факультета иностранных языков пед. университета. Из них 80 девушек (д) I курса (к) и 40 д. V к. При изучении личностных качеств использовали методики для определения мотивов профессиональной деятельности, индивидуальных свойств личности, типологических особенностей ВНД, уровня интеллектуального развития, личностной и ситуативной тревожности, субъективного контроля и т.д. Исследовали объем оперативной памяти, умственную работоспособность (по Бурдону), латентный период двигательной реакции (ЛПДР). Регистрировали ЭКГ (II с.о.), АД по методу Короткова, минутный объем дыхания (МОД). С помощью нагрузочных проб определяли ортостатическую устойчивость, физическую работоспособность по PWC-170. В соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями, обследуемых оказалось возможным разделить на группы по всем параметрам. Обнаружены следующие преобладающие тенденции. Внутренняя мотивация одинаково доминирует и на I (79%) и на V к. (80%). Соответственно по половине с. имели наилучший мотивационный комплекс. Вместе с тем, высок процент обследуемых лишь с удовлетворительным мотивационным комплексом (по 28% на I и на V к.). На I к. 51% д. имели средний уровень интеллекта, а 49% - выше среднего. К V к. уровень интеллекта выше среднего преобладал у 65%, а средние значения были отмечены у 35%. В профиле личности, на фоне средних уровней всех показателей, у первокурсниц преобладали шкалы напряженности и тревожности, а у пятикурсниц - шкалы напряженности и самоконтроля. Данные, полученные с помощью опросника Айзенка, показали, что 45% с. I к. - экстраверты. К V к. начинали преобладать средние значения экстраверсии (67%). Средние значения нейротизма возрастали от I к. (46%) к V к. (55%). У большинства первокурсниц преобладала высокая личностная тревожность (51%), а у большинства пятикурсниц - умеренная (53%). Среди обследуемых доминирует умеренная ситуативная тревожность, которая сокращается от I к V к. (59% и 48% соответственно). У большинства с. преобладал интернальный уровень субъективного контроля (84% на I к. и 80% на V к.). Уровень оперативной памяти был выше среднего у 50% д. на I к. К V к. он достоверно вырос и 57% д. показали высокий ее уровень. А вот умственная работоспособность у с. I к. оказалась ниже, чем на V к. Так, показатель продуктивности внимания в первом случае был ниже нормы у 60%, а во втором - преимущественно средним у 47%. На I к. преобладали средние значения точности (у 57%) и темпа выполнения (у 58%) задания, в то время как на V к. - высокие значения (50% и 58% соответственно). У большинства с. ЛПДР (простой) достигал средних величин. Значения ЛПДР (с выбором) у большинства (по 53% на I и на V к.) оказались высокими. Математический анализ ритма сердца показал достоверное увеличение напряжения регуляторных систем от I к. к V к. Индекс Кердо позволил выявить тенденцию к повышению симпатической регуляции к V к. (27% и 45% соответственно). Ортостатическая реакция у большинства обследуемых оказалась в норме. А вот физическая работоспособность к V к. достоверно снизилась. Ее уровень оказался низким у 88% пятикурсниц. В целом, состояние адаптации (по Баевскому) от I к V к. понижалось. Удовлетворительная адаптация, преобладавшая у 72% первокурсниц, отмечена лишь у 60% пятикурсниц. Вместе с тем, на V к. возросло количество обследуемых с напряжением адаптационных процессов (25% на V к. против 15% на I к.). Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что на фоне сохранения индивидуального разнообразия, по определенным показателям прослеживаются объективные тенденции. Это сохранение высокой внутренней мотивации к профессиональной деятельности, возрастание уровня интеллекта, достоверное повышение уровня оперативной памяти, умственной работоспособности, на фоне значимого снижения физической работоспособности. Отмечено достоверное увеличение напряжения регуляторных систем, повышение симпатической регуляции и ослабление адаптации. Обсуждаются механизмы проявления психофизиологических особенностей. Выявленные закономерности необходимо учитывать при профотборе в педвузы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.