Научная статья на тему 'Адаптация преподавателей к профессиональной деятельности'

Адаптация преподавателей к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация преподавателей к профессиональной деятельности»

АДАПТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Петрова Н.В., Малышева Е.А., Малышева С.А.

ГОУ СПО «Арзамасский медицинский колледж», г. Арзамас

Образование является специфической деятельностью людей (участников образования). Деятельность одних направлена на удовлетворение своих познавательных потребностей, другие же действуют во имя обслуживания интересов и потребностей первых. В образовании объективно складывается так, что деятельность всех участников образования взаимосвязаны, взаимообусловлены и накладываются друг на друга. При этом в результате их взаимодействия объективно происходит развитие личности каждого из них.

Участвуя в образовании, люди затрачивают вполне определенные «внутриличностные силы», которые, как известно, у человека не беспредельны. Значительные по величине усилия, затрачиваемые участниками образования на обеспечение образованности граждан, накапливаясь, могут составлять угрозу их жизнедеятельности.

В последнее время весьма актуальной становится проблема профилактики профессионального выгорания. Этот синдром выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам.

Определяя концепцию проектирования и реализации здоровьесберегающих технологий Арзамасского медицинского колледжа, в программу по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства, включено направление по охране здоровья педагогов и сотрудников. Для его реализации создана служба, задачей которой является мониторирование уровня здоровья педагогов, развития способности к самоуправлению психическим и физическим состоянием, формирование активной жизненной позиции.

В рамках реализации данной программы было проведено исследование некоторых психологических характеристик личности педагога, таких как типологические особенности высшей нервной деятельнеости - тест Айзенка, уровень реактивной и личностной тревожности - тест Спилберга. Для оценки функционального состояния организма педагогов было проведено изучение работы сердечно сосудистой системы, как индикатора адаптационных возможностей, для чего был использован метод вариационной пульсометрии (ВПМ). Обследуемые были разделены на три возрастно-стажевые группы: первая группа 20-30 лет, вторая - 30-45 лет, третья - после 45 лет.

Показано, что большинство обследованных педагогов имеют средний уровень нейротизма. Однако в 3 гр. уровень нейротизма достоверно выше, чем у 1 и 2 гр.(р ± 0,05). Уровень личностной тревожности соответствует умеренной и высокой тревожности. Более низкий отмечен в 1 гр., а самый высокий - в 3 гр., во 2 гр. преобладают педагоги с умеренной тревожностью. По данным субъективного контроля педагогам всех групп свойственна высокая выраженность интернальности, что отражает их склонность связывать причины своих успехов и неудач с собственными действиями. Однако уровень интернальности снижается с возрастом. Так в 1 гр. все педагоги имели высокий уровень интернальтности, во 2 и 3 гр. - 60% и 50% соответственно. Наиболее высокие показатели коммуникативных и организаторских способностей имеют педагоги 2 гр. Анализ показателей ВПМ показал отличие физиологического статуса педагогов разных возрастных групп. Обнаружены достоверные различия по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС) и индексу напряжения (ИН). В динамике учебного года у всех обследованных наблюдается достоверное повышение ЧСС к концу года в среднем на 8,2 уд/ мин., к концу недели на 7,9 уд/мин. и наиболее к концу рабочего дня на 12 уд/мин. Долевое распределение ИН показало напряжение адаптационных механизмов у 40% молодых педагогов, 15% - среднего возраста и 7% педагогов старшей возрастной группы. В состоянии неудачной адаптации больший процент зарегистрирован в 1 и 3 гр.: ИН составил 40% и 20% соответственно. В начале рабочего дня и рабочей недели ИН во 2 и 3 гр. в среднем составил 86,5 ± 10,4 усл. ед., что соответствует режиму эйтонии, т.е. гармоничному взаимоингибированию процессов возбуждения и торможения. В 1 гр. ИН составил 185±12,8 усл. ед. - зона напряжения регуляторных механизмов, с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. К концу недели ИН имеет тенденцию к снижению в 1 гр., и повышается в 3 гр., тогда как во 2 гр. остается без изменений. К концу учебного года ИН в группе молодых учителей снижается до 99 усл.ед., что говорит об успешной адаптации и уменьшении напряжения регуляторных механизмов, и достоверно увеличивается во 2 и 3 группе до 178 ± 14,3 усл.ед. и 204 ± 23,8 усл.ед. соответственно, что соответствует росту напряжения регуляторных систем и адаптационных механизмов.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что процесс адаптации педагогов к профессиональной деятельности существенно зависит от возраста и стажа. Педагоги разных возрастных групп нуждаются в психологической и медицинской помощи на разных этапах образовательного процесса, что следует учитывать при составлении плана коррекционных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.