ГЕНДЕРНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
Радзивилова М.А.
Филиал Российского государственного социального университета в г. Анапа, кафедра социальной работы
Социальное здоровье человека сегодня рассматривается как один из показателей благополучия жизни и гармоничного развития человека и общества. В личностном плане социальное здоровье определяется степенью эффективности и успешности адаптации человека в обществе, в котором он живет, то есть, насколько человек вписывается в место, время и ситуацию. В этой связи, критериями социального здоровья выступают: уровень социальной адаптации, уровень социальной активности и эффективность использования различных социальных ролей. Рассматривая эффективность использования человеком различных социальных ролей в процессе своей жизнедеятельности, мы учитывали то, что все люди являются представителями определенного пола и соответственно выполняют различные социальные роли на работе и дома: мужа/жены, родителя, сотрудника, шефа, подчиненного, друга и т.д.
Дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности относится к категории «гендерная роль». В обществе существуют представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения и большинство людей придерживается этой точки зрения. Следовательно, общество ожидает разного поведения от мужчин и женщин в отношении семьи, выбора профессий, следования традициям, воспитания детей и заботы о них, внешнего вида, возраста вступления в брак и др.
Гендерные представления о полоролевом поведении мужчин/женщин отличаются жизнестойкостью и укоренены в сознании большей части населения, такие представления принято называть стереотипами. Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Так, например, для типично мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности, то для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, отсутствие логического мышления и устремлений к достижению, а также большая эмоциональность.
С изменением морали, культурных эталонов, усложнения социальной структуры общества, норм взаимоотношений людей, появились новые требования к ролевому поведению, особенно связанные с взаимоотношениями мужчин и женщин, как показатель ролевого уровня функционирования человека в социуме. На смену жесткого противопоставления маскулинности/фемининности, мужских и женских профессий, внешних запретов полоролевого поведения приходят новые представления о мужских и женских ролях, основанные на гибких партнерских взаимоотношениях и гендерной толерантности.
Женщины стали осваивать новые сферы деятельности: общественно-трудовую и политико-культурную, а также активно преобразовывать семейную. Мужчины, утратив профессиональную монополию, ищут новые формы ролевого поведения и при этом не спешат расставаться с традиционными семейными привилегиями. Женщина, имеющая способности и желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и к конфликту с собственным представлением о себе как о личности. Совмещение семейных и профессиональных ролей порождает целый ряд конфликтов и стрессов: женщины обеспокоены тем, что не справляются с домашними делами, не уделяют должного внимания детям, что их профессиональная карьера выстраивается медленнее, чем у мужчин или тех, у кого нет семьи и детей. На пути профессиональной реализации перед ней поставлено множество барьеров: культурных, юридических, образовательных. Женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией ее прав при приеме на работу, служебном продвижении, оплате труда. Таким образом, многие сферы личности женщин остаются невостребованными, ущемленными, что отражается на их психическом и социальном здоровье, приводя к отрицательным последствиям.
Полифункциональность женского труда и монофункциональность мужского создают противоречия в устройстве жизни мужа и жены и выполнении гендерных ролей. Данные обстоятельства потребовали поиска новых форм взаимоотношений и ухода от строгого разделения сфер деятельности и задач ответственности, что наглядно репрезентируется в рекламе, кино, современной литературе. В результате происходящих в обществе социокультурных процессов, мужчины теряют привычный образ «кормильца и главы семьи», возникает стратегия пассивности с их стороны. Молодые люди оказались перед необходимостью выбора между предлагаемыми с экранов телевизоров установками и собственными идеалами, идеями, ценностями, представлениями о том, кто же такой мужчина. Средства массовой информации пытаются порой навязать образ мужчины, имеющего достижения в общественной сфере, но совершенно беспомощного в межличностных отношениях.
К компонентам традиционной мужской роли принято относить нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости. Для многих мужчин соответствие этим нормам не возможно, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т.п. Завышенные гендерные нормы и требования, предъявляемые к поведению и образу жизни мужчин, в свою очередь, приводят к социальной и личностной неустойчивости, потере здоровья, ухудшению качества жизни и сокращению ее продолжительности.
Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Несоответствие поведения индивида общепринятому тендерному поведению приводит к конфликту, как на индивидуальном уровне, так и на макросоциальном уровне, что в свою очередь приводит к психическим и социальным отклонениям в здоровье.
На социальном уровне тендерный конфликт прослеживается в увеличении потребления алкоголя, табака и наркотиков; в росте количества разводов, абортов и отказе от материнства; в частой смене работы и миграции населения, росте количества самоубийств, учащении случаев отклоняющегося поведения.
На уровне профессиональной деятельности - разочарованностью в сфере деятельности, нежелание работать по старому и отсутствием возможности перестроиться.
На уровне личной жизни они вызываются конфликтами с близкими людьми, неритмичностью сна и еды, слишком большим количеством перемен, к которым человек не успевает приспособиться.
Для успешной реализации и самоактуализации человека необходимо гендерно сбалансированное общество, в котором созданы условия для успешной гендерной социализации - процесса усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с современными культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчин и женщин в обществе.
Формирование социального здоровья предполагает освоение разнообразного полоролевого репертуара. Новые представления о мужских и женских ролях, основанные на гибких партнерских взаимоотношениях, актуализируют потребность общества и личности в усвоении определенных навыков гендерного поведения, культуры взаимоотношений полов, формировании способности к саморегуляции поведения. Социальное оздоровление общества должно включать в себя:
- трансляцию типичных моделей поведения и личностных качеств, соответствующих понятиям «мужское» и «женское» через средства массовой коммуникации: TV, Интернет, радио, литературу, музыку;
- овладение разнообразным полоролевым репертуаром;
- гендерное воспитание и просвещение;
- укрепление института брака и семьи, как главного агента гендерной социализации.
Для организации социального оздоровления российского общества необходимо принятие ряда мер, прежде всего, принятие законопроекта о гендерном равноправии; активное изменение отношений, процессов и институтов социального, в том числе гендерного неравенства; создание структур, сообществ, практик, основанных на принципах эгалитаризма; признание социального здоровья высшей мерой человеческого здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва