УДК 747.012 БУЗУНОВ К. В.
Основные направления перепрофилирования промышленных зданий в Китае
Конверсия промышленных предприятий в Китае происходит как замена функционального назначения старого промышленного здания на новое. В статье рассмотрены основные направления развития китайского лофта с учетом национальных особенностей культуры, а также приведены примеры перепрофилирования индустриальных зданий под различные функции.
Ключевые слова: конверсия индустриальных зданий, промышленные здания, китайский лофт.
BUZUNOV K. V.
THE MAIN WAYS OF CONVERSION OF THE INDUSTRIAL CHINESE BUILDINGS
Conversion of the industrial buildings in China represent an altering of the old building function to new one. In this article the main directions of the Chinese Lofts development are considered with taking into account the main characteristics of national culture and the examples of renovation former industrial buildings to new functions are given also.
Keywords: conversion of industrial buildings, industrial buildings, Chinese loft.
Бузунов
Кирилл
Владимирович
аспирант
ЦНИИПромзданий, г. Москва
e-mail: [email protected]
Конверсия старых индустриальных зданий становится все более популярной в современной архитектуре. Она затронула все сферы городской инфраструктуры — в заброшенных неиспользуемых помещениях появляются новые торговые комплексы, офисы, галереи, жилье.
Перепрофилирование заброшенных заводов, фабрик и организация артцентров в их помещениях уже много лет практикуется по всему миру. Сохо и Ист-Виллидж стали неотъемлемой культурно-экономической частью современной жизни. Так, в 2000 г. здание бывшей электростанции, расположенное на южном берегу Темзы, преобразовалось в амбициозную лондонскую галерею Tate Modern.
Ее турбинный зал, высота потолков в котором равна 35 м, а длина 152 м — важнейшая артплощадка в мире, на которой в последние годы были представлены инсталляции Луиса Буржуа, Аниша Капура, Брюса Наумана. Последние два года там демонстрируют проект немецкого художника Кэрстена Хeллера — гигантские спирали из металла и оргстекла, в которых человек может соскальзывать вниз на специальном одеяле. Еще один артцентр Menier на востоке Лондона обитает в здании бывшей шоколадной фабрики. Бывшие промышленные кварталы Ливерпуля, Манчестера и Шеффилда также стали колониями художников, музыкантов и дизайнеров. На острове
Иль Сегин, расположенном на Сене недалеко от Парижа, здание заброшенного завода автомобильной фирмы Renault сменило функцию после перепрофилирования промышленного здания в место для размещения художественных школ, галерей и мастерских художников. Центр современного искусства Гренобля расположен на бывшем заводе, построенном Жаком Эйфелем. Десятки выставок вмещает относительно новый артцентр Spinerei в Лейпциге, занимающий комплекс промышленных зданий хлопкопрядильной фабрики XIX в. В Хельсинки культурный центр Cable Factory разместили в помещении канатной фабрики.
Таким образом, перепрофилирование промышленных зданий в музейные и художественные центры — типичная тенденция, получившая за последние сорок лет широкое распространение во всем мире.
В середине 1980 — начале 1990-х гг. в Китае после смены курса и последующего экономического подъема начался процесс перепрофилирования большинства бывших военных предприятий и фабрик.
Центр современного искусства «Фабрика 798» в Dashanzi Art Zone в Пекине расположился на территории бывшей военной фабрики электронной промышленности. Фабрика площадью около 640 тыс. кв. м была построена еще с помощью Советского Союза и ГДР
Иллюстрации 1-2. Vertigo: The strange new world of contemporary city, 1999. Арх. бюро: Herzog и de Meuron, The Tate Modern Gallery. Лондон. Турбинный зал до реконструкции. Галерея была открыта в 2000 г.
в 1950-х гг. в стиле БаиЬаиз, который предполагает простоту, открытый объем и массивность.
Здание обладает уникальным конструктивным решением: тонкой сводчатой оболочкой, поддерживаемой колоннами и ригелями — с одной стороны и наклонной стеной с потолочными окнами — с другой. Внутренняя высота помещения в 7 м и ряды огромных окон верхнего света увеличивают возможность более длительного использования естественного освещения. В период с 1995 по 2003 г. фабрика постепенно перепрофилирована в артпространство. Дизайнеры Ху Йонг и Хуанг Руй не добавили перегородок, новых внутренних стен или декорирования в исходное здание, только оставили лозунги на стенах, относящиеся к периоду культурной революции в Китае. В помещении сохранены бывшие станки и механизмы. Платформа на металлических конструкциях, на которой расположили диваны, кресла и низкие столики, таким образом оформив уголок отдыха посетителей и переговоров, представляет собой единственное дополнение в центре помещения. Огромное открытое пространство способно вмещать масштабные художественные выставки.
Ярким примером уважительного отношения к наследию может служить галерея Сопйпиа, также расположенная в одном из бывших цехов. Неиспользуемый цех имел типичную конструкцию производственного здания: стены, заканчивающиеся скошенной по обеим сторонам крышей и двумя рядами потолочных фонарей.
Дизайнер Хуанг Руй сохранил основную структуру цеха, лишь
для удобства проведения художественных выставок пространство разделили дополнительными внутренними стенами и перегородками, выкрашенными в белый цвет, установленными около красных кирпичных стен под бетонными балками. Как правило, в таких реконструированных помещениях бетонный пол не отшлифован, кирпичная кладка не оштукатурена. Потолочные балки могут быть выкрашены в белый цвет, с которых на длинных металлических шнурах свисают различные светильники.
Аналогичный подход применен к реконструкции бывшей мастерской, в которой расположилась первая профессиональная фотогалерея в Китае. Сохраняя конструкции исходного помещения, китайские дизайнеры только покрасили в белый цвет кирпичные стены и потолок, полагая тем самым, что простой, без декорирования, интерьер пространства позволит посетителям выставки легче сфокусировать свое внимание на художественных работах.
Совершенно другой подход можно проследить в проекте United space & technology. При реконструкции бывшего цеха фабрики в офисное пространство дизайнеры Цанг Ксинг, Йянг Ю и др. разрушили все внутренние перегородки и обнаружили прекрасно сохранившуюся решетчатую ферму. Оказалось, что изначально это была платформа железнодорожной станции. Для того чтобы разрешить проблему неудовлетворительного освещения, дизайнеры проделали в потолке круглые отверстия, накрыли их стеклянными колпаками, превратив в фонари верхнего света. Поскольку высота исходного помеще-
ния достаточна, в пределах первоначального пространства было воздвигнуто новое двухэтажное сооружение. Переговорная комната, финансовый отдел, санузлы расположены на первом этаже. В центре нового сооружения устроена металлическая лестница, ведущая на второй этаж, который полностью открыт и больше похож на крышу квартиры. Здесь размещена релаксационная зона: диваны, столики. Как всегда, используется сочетание белого цвета перегородок, серого цвета бетонного пола, красная кирпичная кладка и диваны или стулья красного цвета.
Для конверсии промышленных зданий в торговые центры китайские архитекторы и дизайнеры подыскивают, прежде всего, объекты, которые имеют удобное местоположение и располагают пространствами для создания уникального дизайна помещения. Выбирая помещение для торгового центра Apple sales centre, дизайнеры Цанг Йонге и Ванг Ху остановились на здании бывшей кочегарни пивоваренного завода. Это огромное здание с трехэтажными оконными пространствами. Как всегда, китайские дизайнеры старались сохранить первоначальные конструкции здания, удаляя только незначительные части и возводя некоторые новые элементы. Таким образом, они создали огромное открытое пространство-зал в центре помещения, сохранив этажность по боковой части. В одном конце здания сооружена платформа на металлических конструкциях, на которой расположился ряд небольших офисов торгового центра. Их перегородки окрашены в разные цвета, образующие цветовое пространство, отличающееся от первоначального монотонного. В другом конце зала на первом этаже расположены кубические кабинки, используемые в качестве офисов для персонала. Цветные источники света в виде металлических нитей свисают с потолка, обращая на себя внимание посетителей. Следует отметить, что дизайнеры предполагают большие возможности использования реконструированного пространства, сохраняя неопределенность в отношении функциональности интерьера, его способность к трансформации.
Подобно многим архитекторам, художникам, дизайнерам, Хуанг Руй превратил бывший цех старой фабрики в квартиру-студию. Он согласен с мнением о том, что идея найти старое, не используемое по назначению промышленное здание и реконструировать его ничем не хуже идеи построить дом заново и декорировать
Иллюстрации 2-3. China Lofts, 2006 Factory 798 (Фабрика 798). Арх.: Kang Rusong. Фото: Sun Xiangyu. Вид на гостиную. Дата окончания 2007 г.
Иллюстрация 4. China Lofts, 2006 Factory 798 (Фабрика 798). Арх.: Kang Rusong. Фото: Sun Xiangyu. 2007 г.
его, особенно если исходное здание богато историей, имеет оригинальный дизайн и конструкции, на его стенах сохранились маоистские лозунги или другие детали интерьера. Более того, он считает, что какое-либо изменение может лишить очарования и нанести вред первоначальному облику здания. Поэтому в исходном здании произведены минимальные изменения и декорирование. Здесь, как и в других проектах, создана платформа из стальных конструкций, которая теперь превратилась в спальню. Она расположена над входной частью
помещения, где теперь устроена небольшая гостиная, декорированная предметами, оставшимися от старой фабрики: бывшее оборудование, каменная мельница, вентиляционные трубы. На втором этаже, который остался неизмененным, разместилась студия. Небольшие изменения произведены в северной части помещения: на одном из перекрытий здания организована чайная комната в японском стиле. Таким образом, в обновленном помещении почти все связано со старой фабрикой и гармонирует с ее архитектурой.
Особое внимание следует уделить бывшим промышленным зданиям, реконструированным в рестораны или кафе. Это, например, кафе Cave Cafe, At Cafe или ресторан Loft and Cool. Во время реконструкции архитекторы и дизайнеры фокусируют свое внимание на следующих моментах. Прежде всего, они стараются сделать все от себя зависящее, чтобы сохранить исходный внешний вид. Они пытаются сохранить целостность пространства первоначального здания и одновременно гарантировать достаточность естественного освещения. В то же время они оставляют без переделок бойлеры, трансформаторы, различные трубопроводы, вентиляционные короба, становящиеся частью декора. Если необходима перестройка, то часть пространства перестраивается для удовлетворения потребностей нового помещения. Так, в помещениях Cave Cafe и At Cafe сохранена перегородка из красного кирпича, но в ней сделаны большие отверстия для свободного перемещения людей по залу. Как правило, кухня не отделена от зала, где находятся посетители. Сохраненные трубопроводы, выкрашенные в черный цвет, хорошо смотрятся на белой стене зала. Красная кирпичная перегородка с отверстиями, серый бетонный пол, лампы с металлическими абажурами, свисающими с потолка, придают кафе индустриальный вид. Лофт-фактор особенно заметен на втором этаже, где находятся большие наклонные окна верхнего света.
Современные проекты китайских ресторанов соединяют черты современного дизайна с особенностями китайских традиций. Их дизайн всегда наполнен философскими идеями. Стихии огня, воды и воздуха находят прямые отражения
Иллюстрации 5-6. China Lofts, 2006 Cafё(Кафе) Beijing. Арх.: Huang Rui. Фото: Sun Xiangyu. 2008 г.
во всех интерьерных элементах. Примером этого является ресторан Loft and Cool. Первоначально здание этого ресторана было цехом компьютерной фабрики. Как всегда, дизайнеры стремятся к максимальному сохранению внешнего облика и целостного пространства. Особое внимание уделено интерьеру обновленного пространства. Зону холла обозначают красные колонны — это и есть те самые опоры, без которых в китайском зодчестве не обходится ни одно сооружение. Символичен их цвет. Присутствуя в интерьере, красный напоминает о солнце, силе и удаче, живущей в доме. Остальное пространство ресторана оформлено в контрастной, современно осмысленной стилистике. Оно решено реалистично и самобытно. Для того чтобы быть достойным названия Loft and Cool, дизайнеры использовали главным образом черные, белые и серые цвета в интерьере: пол и колонны в основном зале сохранили первоначальный цвет бетона, стулья и столы — черные и белые, подвесной потолок — белый, многоуровневый. Для большего оживления пространства дизайнерами выполнена настенная картина в ярких цветах. Оригинальные цветовые решения, четкая геометрия линий и форм определяют общий характер интерьера. Во всех тщательно организованных декоративных компонентах присутствует звучание китайского хай-тека.
Заключение
Во второй половине XX в. сформировалась тенденция сохранения устаревших промышленных зданий без их полного разрушения и с приданием им новой функции. Не востребованные в своем прежнем значении бывшие промышленные здания
Иллюстрация 7. China Lofts, 2006 Галерея «Continua» Beijing. Арх.: Huang Rui. Фото: Sun Xiangyu. 2007 г.
фабрик, заводов обретают новую жизнь. В статье приведены примеры основных направлений перепрофилирования бывших индустриальных зданий Китая с сохранением внутреннего пространства, но с изменением функционального назначения: жилье, общественные и торговые центры, музейные и выставочные комплексы, рестораны и места общественного питания. Для китайских архитекторов характерно стремление, с одной стороны, сохранить атмосферу старого фабричного здания, максимально используя его свойства и минимально
переделывая его, а с другой — сделать его современным.
Список использованной литературы
1 O'Kelly E., Dean C. Conversions. London, 2007.
2 Wang Yan Lai. China lofts. China, 2006.
3 Гусева А. 798 формула культурной конверсии в Китае // Speech. 2008. № 2.