Научная статья на тему 'Лофт-интерьерновая форма организации жилого пространства'

Лофт-интерьерновая форма организации жилого пространства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1127
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗДАНИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ПЛАНИРОВКА / ЛОФТ / ИНТЕРЬЕР / ЖИЛОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕМЕНТЫ / ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бузунов Кирилл Владимирович

Одна из причин появления лофтовстремление молодых и креативных людей оформить квартиру по собственному желанию. Основной принцип устройства лофтаоткрытое пространство, свободная студийная планировка, оконные проемы во всю стену. Элементы лофт-квартирыприхожая, гостиная, столовая, кухня, спальня, офис и демонстрационный залмогут быть размещены в едином взаимосвязанном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лофт-интерьерновая форма организации жилого пространства»

Архитектура

УДК 747.012 БУЗУНОВ К. В.

Лофт-интерьер — новая форма организации жилого пространства

Одна из причин появления лофтов — стремление молодых и креативных людей оформить квартиру по собственному желанию. Основной принцип устройства лофта — открытое пространство, свободная студийная планировка, оконные проемы во всю стену. Элементы лофт-квартиры — прихожая, гостиная, столовая, кухня, спальня, офис и демонстрационный зал — могут быть размещены в едином взаимосвязанном пространстве.

Ключевые слова: промышленные здания, реконструкция, планировка, лофт, интерьер, жилое пространство, элементы, взаимосвязь.

BUZUNOV K. V

LOFT-INTERIOR - A NEW FORM OF ORGANIZATION RESIDENTIAL AREA

One of the reasons of the loft appearing is a desire of the young and creative people to decorate their flat according to their own wish. The main principle of the loft structure is an open space, free planning, and window apertures in a whole wall. The elements of loft: the hall, dining room, kitchen, bedroom, office and demonstrative hall, which can be arranged in a common interconnected area.

Keywords: industrial buildings, reconstruction, a lay-out, loft, an interior, inhabited space, elements, interrelation.

Бузунов

Кирилл Владимирович

аспирант ЦНИИПромзда-ний, г. Москва

e-mail: kbuzunov@mail.ru

Реконструкция промышленных зданий под жилые помещения, популярная в Америке и Западной Европы в середине прошлого века, начинается и в России. Пространство, изменившее свою функцию, — это лофт. Новое для России слово происходит от английского loft — «чердак», «верхний этаж промышленного здания» или «верхние апартаменты».

Лофты есть почти во всех странах мира. Бывшие фабрики, заводы, пакгаузы, электростанции, пивоварни, школы и даже вокзалы (ключевое слово здесь — бывшие), не востребованные в своем прежнем значении, обретают новую жизнь. Говорят, что идея создания первого лофта возникла во Франции и принадлежала О. Родену, а классикой жанра можно считать манхэттенскую мастерскую самого радикального, значительного и известного американского художника Энди Уорхола, основоположника поп-арта, активно развивавшего лофт-тенденцию.

Люди впервые стали селиться в пустующих цехах в 1920-х гг. в Нью-Йорке. Из-за возросших цен на землю в центральной части города промышленные предприятия, портовые сооружения и склады выводили в загородную зону, а освободившиеся фабричные и складские корпуса охотно занимали под мастерские и студии молодые художники и музыканты, привлеченные низкой арендной платой. Но вскоре представители богемы обнаружили, что в огромных пространствах с окнами во всю стену удобно не только работать, но и жить. Богатая фантазия обитателей жилья, богемные привычки и своеобразное художественное

видение мира привели к появлению оригинально оформленных интерьеров в этих не похожих на обычное жилье корпусах. Их главным отличием стало обилие свободного пространства (большие площади, высокие потолки) и возможность его динамичного преобразования по мере надобности передвижными перегородками и ширмами. Они легко двигались и создавали многовариантные интерьеры.

При использовании бывших промышленных зданий для жилья возникла новая форма организации жилища: внутреннее пространство представляет собой единый объем, практически отсутствуют изолированные помещения, за исключением подсобных помещений и санузлов. Архитектура здания, большие стеклянные поверхности, металлические балки, стойки, несущие конструкции, а также размах помещений как по площади, так и по высоте сохраняются и составляют своеобразный шарм жилища (Иллюстрация 1). Их площадь, нередко составляющая сотни квадратных метров, позволяет создавать смешанную форму обитаемого пространства (бюро/ателье/квартира), идеальную для свободных художников. Сложился новый нью-йоркский стиль, именуемый «лофт».

За сто лет со времени появления первой версии многое изменилось, в том числе и характеристики самого лофта. «Лофт» сегодня — это историческое промышленное здание, изначально задуманное как нежилое, огромное открытое пространство, от нескольких сотен до нескольких тысяч квадратных метров, не разделенное перегородками, и окна во всю стену (Иллюстра-

64

© Бузунов К. В., 2012

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2012

ция 2). Кроме того, особую ценность лофту придают детали, унаследованные из прошлой жизни здания: трубы и вентиляционные короба, не спрятанные в стены, грубый кирпич, металлические балки перекрытий. После реконструкции в интерьере квартиры должно быть сохранено что-нибудь от промышленного «исторического здания»: это могут быть чугунные колонны и лестницы, потолочные балки, фермы, кирпичные стены.

Классический лофт нельзя чрезмерно дробить и перегораживать. Его свободное пространство зонируется цветом и фактурой: кирпичные стены чередуются с консолями, оштукатуренными или остекленными поверхностями, а выступающие балки потолка отделяют, например, кухонную зону.

Цвет стен зависит от эстетических пристрастий заказчика. Он может быть ослепительно белым, на фоне которого выигрышно смотрится старая кирпичная кладка, а мебель приобретает особую графичность. Покрытие пола тоже зонирует пространство. Недавно в качестве покрытия пола кухонной зоны вошли в моду металлические пластины (антикварные чугунные плиты XIX в. тоже очень популярны). В жилых зонах чаще всего используется паркет. Холлы и лестницы могут быть отделаны полированным камнем или мраморной плиткой (Иллюстрация 3).

Количество мебели сведено к минимуму, она как будто поглощается большим пространством лофта, растворяется в нем. Из декоративных аксессуаров очень популярна «уличная графика»: живопись в стиле граффити, всевозможные таблички, указатели и рекламные постеры — в общем, постоянно окружающие жителя мегаполиса «художественные изделия». Ведь лофт — порождение мегаполиса, поэтому соответствующим должен быть и декор. В то же время можно использовать скульптурные работы или живописные полотна в старинных или современных рамах в качестве цветовых пятен на фоне больших пространств монохромных стен.

Особое внимание отдается освещению. Днем в лофтах достаточно дневного света благодаря большим окнам, которые, как правило, не драпируются тканью, в крайнем случае, используются жалюзи. Вечером жилая зона должна быть хорошо освещена искусственным светом, для этого наилучшим вариантом признается использование спот и токоведущих шин с движущимися светильниками.

Основные материалы, использование которых приветствуется в лофт-интерьере, — металл и стекло.

Иллюстрация 1. Loft Studio. Бывший склад. Мадрид, Испания

Иллюстрация 2. Rodriguez Loft.

Бывшая текстильная фабрика.

Барселона, Испания

Этим лофт похож на хай-тековский интерьер. И хотя лофт — это тоже высокие технологии, назвать его отражением бездушного технического века нельзя. Выполненные из стали в стиле «лофт», в принципе, могут быть любые детали интерьера: кухонная мебель, журнальный столик, полочки. Что касается стекла, то оно активно используется для создания эффекта воздушного пространства.

Сегодня лофты существуют в каждом американском или европейском мегаполисе. В России лофтов как таковых пока еще нет. Однако мода на подобное жилье дошла и до постсоветского пространства, например, такой проект представлен в Риге в 2003 г., когда на базе старинной фабрики по производству гипса был построен элитный жилой комплекс. Причем архитекторы полностью сохранили исторический облик здания, а внутри оформили квартиры согласно последним лофт-тенденциям.

Для России такой тип жилья пока в новинку. Наиболее вероятный вариант появления лофтов в России — в Москве. Жилье нового формата по-строили на территории архитектурного комплекса «Красный Октябрь». Первый лофт расположен в кирпичном подсобном помещении, которое некогда принадлежало кондитерской фабрике. Внутреннее пространство переоборудовано в огромную квартиру с

Иллюстрация 3. Китайский лофт. Бывшая мастерская. Китай

Иллюстрация 4. Китайский лофт. Бывшая мастерская. Китай

десятиметровыми потолками общей площадью более 200 кв. м. Главный принцип ее устройства — открытое пространство, изолированы лишь спальня и санузлы. Всего на территории комплекса в течение нескольких лет должно появиться более 170 тыс. кв. м объектов жилой и коммерческой недвижимости.

Заключение

Итак, лофт, с архитектурной точки зрения, стал одной из первых попыток создания уютного пространства, соответствующего духу постмодернизма — доминирующего течения в искусстве ХХ в. Исторический вид промышленного здания, дополненный огромными, легко трансформируемыми пространствами, предоставляет неограниченные возможности для самовыражения. Все это позволяет архитекторам и дизайнерам называть лофт «интерьером XXI века». В его пространстве, полагают они, легко сформировать собственную «окружающую среду».

Список использованной литературы

1 O'Kelly E., Dean C. Conversions.

London, 2007.

2 Lai W. Y. China lofts. 2006.

3 Гусева А. 798-формула культурной

конверсии в Китае // Speech. 2008.

№ 2.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2012

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.