Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 87
УДК 7
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ
ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ г. ЧЕЛЯБИНСКА)
М.С. Нагорная, преподаватель ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», e-mail: marya.nagornaya@mail.ru Е.И. Петухова, студент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,
e-mail: evgenia94@inbox.ru
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные проблемы и перспективы перепрофилирования памятников промышленной архитектуры в России и за рубежом.
Ключевые слова: памятники архитектуры, культурное наследие, Челябинск, сохранение, лофт, перепрофилирование, арт-кластеры, креативные кластеры.
«Повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира»11.
(Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия)
С каждым десятилетием в России сокращается количество объектов культурного наследия: по различным оценкам, состояние от 50 до 70% находящихся на государственной охране памятников истории и культуры характеризуется как неудовлетворительное, в отношении большей их части необходимо принятие срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения. За последние 10 лет в нашей стране утрачено более 2,5 тыс. памятников, ежегодные потери составляют 150-200 объектов22, причем, эти цифры отражают лишь данные федерального списка, не включающего памятники региональных и муниципальных реестров. Сохранение данной тенденции неизбежно приведёт к невосполнимым утратам ценнейшего культурного наследия народов России.
В современной России наибольшее внимание уделяется архитектурным памятникам, созданным до начала ХХ в. Тем самым, упускаются из вида объекты, возведенные в более позднюю эпоху, в т. ч. принадлежащие к разряду промышленной архитектуры, а их сохранение как объектов культурного наследия не становится приоритетной целью федеральных и территориальных стратегий и программ развития.
В условиях современного кризиса традиционных отраслей промышленности использование культурных ресурсов для стимулирования социально-экономического развития является чрезвычайно актуальным для регионов и городов индустриального характера. Мировой опыт создания музеев, арт-объектов, галерей современного искусства и целых художественных кварталов в бывших индустриальных пространствах подтверждает плодотворность такого выхода из кризисных ситуаций. Отечественные примеры «постиндустриальных трансформаций» концентрируется преимущественно в столичных городах (Москва, Санкт-Петербург), где специалисты активно используют такое направление архитектуры как «лофт».
88 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
Лофт (англ. loft - чердак) - стиль, архитектурное направление в дизайне интерьеров ХХ—XXI вв., в рамках которого жилое или офисное пространство создается путем переоборудования чердачных помещений, зданий промышленной зоны (заброшенных фабрик, заводов, складов). Данный стиль зародился в 1940-х гг. в фабричных кварталах Манхэттена, где появилась идея использования заброшенных индустриальных зданий под жилье и рабочие помещения. Пройдя путь от мастерской до стильного пространства, лофт оказался на пике моды к 1950-х гг.: именно в них сосредоточилась артистическая жизнь Нью-Йорка, где модные художники открыли свои галереи и студии. В 1960-е гг. лофт стал завоевывать популярность в Европе. На сегодняшний день этот прием получил свое распространение во всех крупных современных мегаполисах Западной Европы - в Лондоне, Манчестере, Амстердаме, Хельсинки33.
В наши дни стиль лофт - это уже не просто переделанные помещения бывших фабрик, а целое направление в дизайне интерьера, где особое внимание уделяется деталям фабричного прошлого: лестницам, трубам, огромным дверным проёмам и окнам.
Лондонская галерея модернистского и современного искусства «TateModern» находится в здании бывшей электростанции, построенной в 1952 г. Архитекторы из Швейцарии Жак Херцог и Пьер де Мерон подошли к рефункционализации с минимальными потерями, создав современное выставочное пространство, не видоизменяя при этом исторический облик и дух здания. С 2000 г. галерея «TateModern» является одной из самых посещаемых музеев современного искусства в мире4.
Рис. 1. Галерея модернистского и современного искусства «TateModern». Лондон5
Парижский музей изобразительных и прикладных искусств «Musee d’Orsay», занимающий третье по популярности место в Париже и десятое в мире, находится в здании бывшего вокзала, построенного в 1900 г.6 Помимо размещения выставок, музей является местом для проведения спектаклей и концертов, ежегодного фестиваля кино. Желающие могут регулярно посещать конференции и круглые столы, связанные с тематикой временных выставок'.
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 89
Рис. 2. Музей изобразительных и прикладных искусств «Musee d’Orsay». Париж8
Позитивный зарубежный опыт использования промышленных зданий и сооружений активно перенимают и в мегаполисах РФ: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Например, «Центр дизайна ArtPlay» воплотил в российской столице западную традицию бережного сохранения старинного здания при обогащении его современными конструкциями. Один из первых творческих кластеров Москвы расположился в помещениях бывшей шелковой фабрики «Красная роза» (постройки 1904 г.), под его крышей собраны офисы архитектурных и дизайнерских бюро, салоны мебели и предметов интерьера, выставочно-концертные залы и кафе. Благодаря ежедневному наплыву посетителей кафе, проведению презентаций, мастер-классов, выставок и концертов пространство центра активно включено в жизнь города. И хотя коммерческая составляющая проекта ArtPlay занимала большую долю, в первую очередь, по мнению специалистов, объект носит культурно-просветительский характер.
Примечательная и сама история места: после проведения реставрации бывших фабричных зданий владельцы решили ничего в них не строить самим, а разбив интерьер на пустые ячейки, перепоручить их заполнение самим арендаторам - профессиональным архитекторам и дизайнерам. В итоге отреставрированные бюро «Рождественка» (первая очередь) краснокирпичные строения заполнились разного рода помещениями, в центре которых был сооружен общественный зал с подиумом и галереями7.
Рис. 3. «Центр дизайна ArtPlay», г. Москва9.
90 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
«Лофт Проект Этажи» - торгово-выставочный центр в Санкт-Петербурге, первый и самый известный такого рода комплекс в северной столице, функционирующий в бывшем фабричном помещении Смольнинского хлебозавода, построенного в 1936 г. архитектором П.М. Сергеевым. На территории бывшей фабрики сейчас расположена гостиница, несколько выставочных залов и павильонов, художественных галерей, часть площадей сдается в аренду магазинам, ресторанам и кафе. Проект многофункционального арт-пространства разработало и воплотило в жизнь архитектурное бюро братьев Е. и С. Архипенко. Их решение в стиле лофт позволило создать неповторимую атмосферу и дарить посетителям незабываемые впечатления10.
Рис. 4. «Лофт Проект Этажи», г. Санкт-Петербург11 Здание Бахметьевского гаража в Санкт-Петербурге, построенное в 1927 г. по проекту архитектора К. Мельникова и инженера В. Шухова для автобусов фирмы «Лейланд» и являющееся памятником архитектуры советской эпохи, было переоборудовано архитектурным бюро «Меганом» под культурный центр «Гараж». Огромные внутренние пространства автобусного парка и высокие потолки нашли свое лучшее современное применение, превратившись в выставочный павильон современного искусства. Несмотря на то, что после реставрации в памятнике архитектуры появилось много нового, например, пластиковые окна, специалисты уверены, что проект позволил сохранить работу двух великих авторов12.
Рис. 5. Культурный центр «Гараж», г. Санкт-Петербург13
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 91
Причина малочисленности подобных проектов, реализованных в российских регионах, - острый дефицит интереса государственных и бизнес-структур, отсутствие общественных движений в защиту промышленных объектов и, как следствие, недостаток запроса на подобную деятельность у профессионального сообщества (архитекторов-средовиков, дизайнеров, музееведов и музейных работников, городских социологов). Отсутствие спроса влечет за собой снижение интереса профессионалов, стереотипность мышления и дефицит творческой активности в этой области. Между тем большинство индустриальных городов России обладают множеством заброшенных и разрушающихся промышленных объектов, которые можно рассматривать как потенциальный социокультурный и туристический ресурс.
Устойчивая тенденция работы с подобными объектами в нашей стране -преобразование их в коммерческие организации, что сводит к минимуму «новую» общественную значимость по формированию городской идентичности. Так, например, в Челябинске целый ряд промышленных зданий, сменив владельцев, был перестроен под торгово-развлекательные центры: завод измерительных приборов, построенный в 1941 г., превратился в ТК «Колибр» (ул. Худякова, 12); основанный в 1942 г. завод Строммашина - в ТРК «Горки», (ул. Артиллериская, 136); возведенная в 1949 г. Мебельная фабрика - в ТК «Кольцо» (ул. Дарвина, 18); часовой завод «Молния» (постройки 1947 г.) - в ТРК «Куба» (ул. Цвиллинга, 25).
Проблема рефункционализации объектов промышленного наследия актуальна для Уральского региона, в том числе для Челябинской области как промышленного края. В Челябинске есть множество объектов, в которых могла быть воплощена в жизнь идею перепрофилирования. О том, что в Челябинске когда-то существовала кожевенная фабрика, напоминает название улицы - Кожзаводская. Одно из старейших предприятий города, основанное в 1924 г., за свою историю множество раз реорганизовывалось и в итоге обанкротилось. Теперь на его месте пустеет заброшенное двухэтажное кирпичное сооружение, которое могло бы эффективно функционировать как социокультурный объект.
Рис. 6. Заброшенное здание Кожзавода (авторская фотография), г. Челябинск.
92 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
Челябинское здание элеватора государственного банка, построенное в стиле Модерн в 1916 г. архитектором К.Е. Жуковым, на сегодняшний день является одной из самых старых заброшенных построек прошлого столетия, находящихся в центре города (ул. Кирова 130). Еще 70 лет назад это здание считалось одним из главных архитектурных символов Челябинска, а в настоящее время является полностью заброшенным. От сооружения на сегодняшний день сохранилась только его центральная высокая часть, примыкающие конструкции полностью утрачены. Журналисты «Российской газеты» опубликовали список, составленный для иностранной аудитории сайта «Russia Beyond The Headlines», в котором заброшенное здание элеватора внесено в десятку самых страшных зданий по России и даже занимает в нем второе место14.
Рис. 7. Заброшенное здание элеватора государственного банка, г. Челябинск
15
Перепрофилирование старых индустриальных зданий набирает популярность в современном мире, ведь оно затрагивает все сферы городской инфраструктуры - в неиспользуемых заброшенных помещениях возникают не только новые торговые комплексы, офисы, кафе и рестораны, но и музеи, галереи и даже жилые квартиры. Такая тенденция уже много лет практикуется по всему миру.
На наш взгляд, лофт-проекты имеют большие перспективы как в России в целом, так и в крупных промышленных городах, например, в Челябинске, специфика которого заключается в наличии множества интересных, но заброшенных индустриальных зданий, отсутствии креативных кластеров и арт-центров16. Необходимо, чтобы государство совместно с профессионалами разработало регламент для использования промышленных архитектурных сооружений. Это, на наш взгляд, позволит, с одной стороны, сохранить атмосферу индустриального сооружения, а с другой - сделать его современным и востребованным для жителей города.
В Челябинске достаточно остро стоит проблема организации досуга. В распоряжении жителей и гостей города есть целый ряд культурных объектов: театры, музеи, зоопарк, пешеходная зона и др., но этого явно недостаточно для города-миллионника. Мы считаем, что необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на сохранение и дальнейшее эффективное использование промышленных зданий. Далеко не все памятники
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 93
прошлых лет дошли до нас в первоначальном виде, но планировки многих из них могут удовлетворить функциям креативных кластеров, которые эксперт ЮНЕСКО по креативным городам С. Эванс определяет как сообщество творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на некой замкнутой территории, предназначенной не только для работы, но и для жизни, для общения и в итоге - для генерирования общих идей17.
Идея найти старое, не используемое по назначению промышленное здание и реконструировать его, превратив в объект социокультурного назначения, является часто более привлекательной, чем идея построить дом заново и декорировать его, особенно если уже существующее здание имеет богатую историю и оригинальный дизайн. Перепрофилированное пространство способно не только внести разнообразие в культурную и социальную жизнь жителей города, но стать одной из составляющих настоящего и будущего туристического бренда.
Примечания 1 11
1 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, XVII сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, 1972 г [Офиц. сайт]. URL: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf/ (дата обращения:
20.11.2015) .
2 Состояние историко-культурного наследия [Электронный ресурс] // Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры [Офиц. сайт]. URL: http://www.voopik.ru/our-heritage/status-cultural-heritage/ (дата обращения: 20.11.2015).
3 Лофт [Электронный ресурс] // STILYS DESIGN STUDIO [Офиц. сайт]. URL: http://stilys.com/styles/loft/ (дата обращения: 20.11.2015).
4 Рейтинг мировых музеев по версии издания The Art Newspaper [Электронный ресурс] // Радио Эхо Москвы [Офиц. сайт]. URL: http://echo.msk.ru/programs/museum/1051328-echo/ (дата обращения: 20.11.2015).
5 TATE [Офиц. сайт]. URL: http://www.tate.org.uk/ (дата обращения: 20.11.2015).
6 Рейтинг мировых музеев по версии издания The Art Newspaper [Электронный ресурс] // Радио Эхо Москвы [Офиц. сайт]. URL: http://echo.msk.ru/programs/museum/1051328-echo/ (дата обращения: 20.11.2015).
7 Musee d'Orsay [Офиц. сайт]. URL: http://www.musee-orsay.fr/en/home.html/ (дата обращения: 20.11.2015).
8 Там же.
9 ARTPLAY центр дизайна [Офиц. сайт]. URL: http://www.artplay.ru/ (дата обращения: 20.11.2015).
10 Лофт Проект ЭТАЖИ [Офиц. сайт]. URL: http://www.loftprojectetagi.ru/ (дата обращения: 20.11.2015).
11 Там же.
12 Места знать надо: все здания «Гаража» [Электронный ресурс] // arch:speech [Офиц. сайт]. URL: http://archspeech.com/article/vse-zdaniya-garazha/ (дата обращения: 20.11.2015).
13 Там же.
14 Челябинский элеватор признан одним из самых страшных зданий России [Электронный ресурс] // Первый
областной [Офиц. сайт]. URL: http://www.1obl.ru/news/eto-interesno/chelyabinskiy-elevator-priznan-odnim-iz-
samykh-strashnykh-zdaniy-rossii/ (дата обращения: 20.11.2015).
15 Там же.
16 Лофт: определение, история и российские особенности [Электронный ресурс] // RMNT.RU строительство ремонт дом и дача [Офиц. сайт]. URL: http://www.rmnt.ru/story/realty/365663.htm/ (дата обращения: 20.11.2015).
17 Diversity of Cultural Expressions [Офиц. сайт]. URL: http://en.unesco.org/creativity/ (дата обращения:
20.11.2015) .
94 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
PROBLEMS AND PROSPECTS REALIGNING MONUMENT OF INDUSTRIAL ARCHITECTURE (ON AN EXAMPLE OF CHELYABINSK)
M.S. Nagornaya, teacher, South Ural Institute of Management and Economics, e-mail: marya.nagornaya@mail.ru
E.I. Petukhova, a student, South Ural Institute of Management and Economics,
e-mail: evgenia94@inbox.ru
Abstract
This article discusses the main challenges and prospects for conversion of monuments of industrial architecture in Russia and abroad.
Keywords: architectural monuments, cultural heritage, Chelyabinsk, preservation, loft conversion, art clusters, creative clusters.