С. В. Касым
Актуальные проблемы экспонирования скульптуры в лофт-пространствах и нестандартных выставочных залах
Автор, основываясь на собственном опыте, описывает плюсы и минусы экспонирования скульптуры и декоративно-прикладного искусства в лофтах. В статье предложены правила для создания экспозиции в нестандартных арт-пространствах.
Ключевые слова: лофт, выставки в лофт-пространствах, проблемы экспонирования, выставки скульптур, лофты Санкт-Петербурга, выставки интерьерной скульптуры, правила экспонирования
Sophia V. Kasim
Actual problems of exhibiting of sculpture in loft spaces and non-standard exhibiting halls
Basing on her own experience the author describes the pros and contras of exhibiting of sculpture and applied art in lofts. The rules of creation of exhibition in non-standard art spaces are proposed in the article.
Keywords: loft, exhibition in a loft, problems of exhibiting art works in lofts, rules of exhibiting, lofts of St. Petersburg, sculpture exhibitions
О правилах экспонирования скульптуры писал еще Владимир Николаевич Домогацкий в своих трудах «Скульптура в музее» (ок. 1924 г.): «Необходимым условием восприятия формы является освещение. Большую роль играет направление и сила света. По свету и тени образуются наши пространственные представления. Свет и тень меняют образ формы»1. Скульптура не имеет единой точки зрения в отличие от живописи или графики. Являясь трехмерной, она может иметь одну или несколько доминант. Для правильного восприятия образа огромную роль играет светотень, и при смене точки рассмотрения восприятие формы тоже изменяется. Основным элементом при построении экспозиции скульптуры считается освещение и «организация объема зала и плоскости стены»2, т. е. расположение работ, расставление акцентов. Эти правила экспонирования были сформулированы перед организаторами скульптуры выставок еще в прошлом веке.
В последние десятилетия возникли новые формы выставочных площадок: лофт-галереи, арт-пространства деятельность которых связана с экспонированием произведений искусства в концептуально новом дизайн-решении выставочного пространства. Музейные площади в силу разнообразных причин не могут представить все пласты современного искусства, часто арт-объкты (например, концептуального содержания) специально создаются в интерьере лофт-пространств. В связи с чем возникли новые задачи: правильно выстроить экспозицию в помещении, которое ранее не было предназначе-
но для этих целей и, скорее всего, не достаточно оснащено технически для выставочной деятельности. В Санкт-Петербурге существует постоянно растущее количество лофт-галерей и концептуальных арт-пространств3. Из самых известных можно назвать первый в городе неформальный арт-центр «Пушкинская-10», возникший в расселенном доме по адресу: ул. Пушкинская, д. 10; лофт проект «Этажи» - бывшая хлебопекарня на Лиговском пр., д. 74; креативное пространство «Ткачи» в здании бывшей ткацкой фабрики. Из новых формаций - Музей стрит арта (Street Art), расположенный на действующем Заводе слоистых пластиков на шоссе Революции, д. 84.
Надо отметить, что освоение арт-рынком заброшенных промзон или зданий продиктовано экономической составляющей. Деятельность можно начинать практически сразу, а оснащение пространства может быть постепенным, по мере развития проекта. Выставки в лофт-пространствах сопряжены с массой нюансов, которые надо учитывать при построении экспозиции. Рассмотрим проблемы и их решения при экспонировании скульптуры в лофтпространствах и нестандартных выставочных залах на примере выставок в помещении бывшего Архива Городского суда.
Выставочный проект был реализован в новом учреждении - «Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.»4 (МИСП), основной фонд которого составила коллекция произведений искусства Центрального Выставочного зала «Манеж». МИСП получил в свое ведение помещение Архива Городского суда, по адресу:
Актуальные проблемы экспонирования скульптуры в лофт-пространствах...
наб. кан. Грибоедова, д. 103. Экспозиционные залы представляют собой небольшие помещения на первом и втором этаже, и архив площадью 430 кв. метров на третьем этаже.
Выставочное пространство бывшего архива - это двухъярусное помещение с железной лестницей на второй ярус (этаж). Первый этаж -бетонные полы, железные ставни в потолок, а второй этаж - сводчатые потолки, деревянный дощатый настил, поперечные металлические балки вдоль зала, завершающие полукружья ставень. Освещение - архивные светильники, обрамленные решеткой, в два ряда на первом этаже и в один ряд - на втором. Лампы энергосберегающие, дающие «плотный», яркий верхний свет в верхней, потолочной зоне. Окна выходят на обе стороны зала, но всегда закрыты и поэтому естественного или какого-либо дополнительного, рассеянного освещения нет.
Первая выставка в помещении бывшего архива состоялась в ноябре 2015 г., была представлена живопись и скульптура Виктора Данилова «Этот странный, странный мир». Куратор Сергей Бородкин использовал большие холсты для построения перспективы к торцам зала, черные большие ставни закрыли холстами, повесив работы на полтора метра ближе к центру, вдоль светильников, выстроив галерею полотен, в центре которой стояли скульптуры и инсталляции. Таким образом куратор «вытянул» максимальную возможность освещения, выстроил четкий ритм экспозиции и скрыл ставни, которые мешали восприятию своим темным цветом. На втором этаже балки, разрезающие зал горизонтально пополам, были использованы для подвесных инсталляций и таким образом сами балки (как архитектурный фрагмент) нивелировались. В углублениях сводов у окна была выставлена скульптура больших размеров или на больших подставках, которые закрыли полукруглые черные ставни. Надо заметить, что живопись и полихромная скульптура в какой-то мере компенсируют слабое освещение (красочные контрасты сильнее контрастов света и тени5). Оказалось, что нонконформистский стиль произведений В. Данилова гармонирует с атмосферой старого архива, получилось, что сам зал «работает» на концепцию выставки. Таким образом, мы можем сформулировать одно из правил экспонирования в лофт-пространствах следующим образом: «правильно подобрать концепцию выставки».
В феврале 2016 г. «МИСП» и «Галерея Скульптуры» открыли в зале бывшего архива выставочный проект «Скульптура и дизайн в интерьере». Идея выставки - жизнь скульптуры и предметов дизайна в пространстве современ-
ного интерьера. Экспозиция объединила работы более тридцати авторов из регионов России, были собраны произведения искусства, исполненные в разных стилях и техниках, которые надо было расположить так, чтобы они могли взаимодействовать друг с другом, «работать» на окружение; при этом было необходимо учесть плохое освещение и цветную плоскость стены (черные ставни и коричневого цвета батареи отопления). Всю экспозицию было решено поделить на интерьерные сектора. Первый этаж представляет собой пространство с бетонным полом и высоким потолком, окна имеют железные ставни черного цвета. Учитывая это, мы создали в этом пространстве интерьер загородного дома (кованные арт-объекты, стол, посуда, канделябр и подсвечники, текстильные панно, светильники). Второй этаж - это пространство с заниженными сводчатыми потолками, полукруглыми окнами с черными ставнями, дощатый пол. Все это, на наш взгляд, подходит для экспонирования скульптуры и предметов декора (вазы, тарелки, эмали). Таким образом, мы смогли разделить зоны, внутри которых надо было выстроить взаимодействие. Затем разбили интерьерные сектора на тематические. Первый этаж: загородный интерьер в стиле «Шато» и «Светелка», второй этаж - интерьер в стиле «Поп-арт» и традиционная скульптура. На основе этого опыта мы можем сформулировать еще одно правило экспонирования в лофт-пространствах: необходимо делить пространство на зоны и тематические сектора с учетом возможностей зала.
Выстроив экспозиционное деление по содержанию, мы стали работать над расстановкой. Освещение является необходимым условием восприятия художественной формы скульптуры, поэтому необходимо расставить работы так, чтоб они были видны с нескольких точек, свет падал по возможности (учитывая технические возможности зала) по косой сверху. Следующее правило, которое было выведено на основе работы, при расстановке скульптур, арт-объектов и мебели нужно учитывать объем и определить акцент (доминанту) в каждой тематической зоне и уже с учетом доминант выстроить композицию, ритмический рисунок в расстановке (спокойный, динамичный).
В процессе работы мы также столкнулись с проблемой шаткого и неровного пола. Приходилось двигать подставки на устойчивые участки пола, что усложняло задачу выстраивания композиции. Таким образом, еще одно правило можно сформулировать следующим образом: при работе в лофтах и нестандартных выставочных залах необходимо учитывать возможности помещения, его технические данные: цвет стен,
С. В. Касым
состояние пола (кривой, шаткий и т. п.). Например, скульптура «Нижинский» (фарфор), поставленная сначала относительно в центре (второй этаж), из-за неустойчивого пола была сдвинута к стене, а скульптура «Барс Табар 2» (бронза) из флангов перемещена в центр. Те же трудности были на первом этаже, поэтому бронзовые скульптуры на высоких подставках были сдвинуты ближе к стене.
Еще одна проблема в построении экспозиции - цветность стен, что часто можно встретить в лофтах. При выставке скульптур важно расставить работы так, чтоб доминантные точки скульптуры просматривались без цветовых помех и фонов. Например, постановка скульптуры Владимира Мещерякова «Отражение» (дерево). Нам мешала коричневая батарея, которая сливалась с фактурой дерева (искажая контур, столь важный при восприятии скульптуры), а ставни с определенной точки зрения «прорезали» форму. Отодвинув ближе к центру скульптуры, мы добились лучшего просмотра, без резких цветовых помех окружения. Или, например, бронзовые скульптуры Александра Иванова нужно было вписать в пространство между окном (с черными ставнями) и выступом стены, образующим некое углубление вроде ниши с белыми стенами. На белом фоне контур скульптуры читался хорошо, свет падал плохо, но за счет контурной формы самой работы мы выиграли в контрасте. Такая же проблема с цветностью была на втором этаже. Поэтому мы использовали черный цвет ставень в качестве фона для светлых и полихромных работ (композиции «Нижинский» И. Асиновского и «Ветер» М. Едомского). На фотографии хорошо видно, как пропадает форма бронзовых работ на темном фоне («Балет» А. Иванова). Скульптура стоит ближе к центру и просматривается хорошо, но если сделать кадр фронтально по отношению к стене, то видно насколько поглощается свет и сливаются линии в скульптуре.
В экспозиции выставки «Скульптура и дизайн интерьера» были использованы методы ухода от сложных зон лофта или площадок, изначально не предназначенных для выставок.
В результате обретенного в ходе работы опыта можно сформулировать несколько несложных правил:
- правильно подобрать концепцию выставки для конкретного зала;
- разделить экспозицию на зоны и тематические сектора с учетом интерьера помещения;
- выстраивать экспозицию, расставляя художественные акценты с учетом объемов арт-объектов;
- при работе в лофтах и нестандартных выставочных залах учитывать возможности помещения, его технические данные;
- выявить выгодные с технической стороны зоны (участки) зала;
- если фактура или цвет стен мешают - сдвигать экспонаты к центру, давать возможность посетителю обойти скульптуру или смотреть с нескольких точек; можно использовать цвет стен как фон для контраста к силуэту, контуру.
Использование данной методики при работе с экспозицией дало возможность выстроить концепцию выставки «Скульптура и дизайн в интерьере» и показать скульптуру в сочетании с предметами декоративно-прикладного искусства, добиться взаимодействия работ в экспозиции и максимально уйти от сложных зон в помещении. Для работы с выставками скульптуры также необходимо использовать основные (традиционные) правила экспонирования, сформулированные еще В. Н. Домогацким: выдержать композиционный ритм согласно концепции выставки; обращать особое внимание на освещение (мягкая светотень, верхний свет и боковой рассеянный под определенным градусом); делать возможным просмотр с нескольких точек; избегать чисто декоративной подачи экспонатов; а также помнить о том, что правильное экспонирование скульптуры - это когда ее форма познается как художественный образ6.
Примечания
1 Домогацкий В. Н. Теоретические работы; исследования, статьи; письма художника. М.: Совет. худож., 1984. С. 207.
2 Там же. С. 209.
3 Питер Онлайн: творческие и арт-пространства Петербурга. URL: http: // piteronline. tv (дата обращения: 05. 10. 2016).
4 Музей искусства Санкт-Петербурга (МИСП). URL: http: // mispxx-xxi.ru (дата обращения: 05. 10. 2016).
5 См.: Домогацкий В. Н. Указ. соч. С. 208.
6 Там же. С. 206-210.