Научная статья на тему 'Архитектура современного музея как художественный ландшафт (музей Данубиана в Братиславе)'

Архитектура современного музея как художественный ландшафт (музей Данубиана в Братиславе) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
356
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / МУЗЕЙ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЛАНДШАФТ / ДАНУБИАНА / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ARCHITECTURE / MUSEUM / ART LANDSCAPE / DANUBIANA / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антюфеева Ольга Алексеевна

The article explores new trends in architecture of modern art museum. The author analyzes the key factors influencing these processes the limitations of the contemporary art as exhibits, mass public inquiries and the adaptation of the museum in the urban environment. The key provisions are revealed in case of Danubiana Museum in Bratislava (Slovakia) in the process of its creation and reconstruction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture of Contemporary Art Museum as Artistic Landscape(The Danubiana Meulensteen Art Museum in Bratislava)

The article explores new trends in architecture of modern art museum. The author analyzes the key factors influencing these processes the limitations of the contemporary art as exhibits, mass public inquiries and the adaptation of the museum in the urban environment. The key provisions are revealed in case of Danubiana Museum in Bratislava (Slovakia) in the process of its creation and reconstruction.

Текст научной работы на тему «Архитектура современного музея как художественный ландшафт (музей Данубиана в Братиславе)»

Архитектура современного музея как художественный ландшафт (музей Данубиана в Братиславе)

О.А.Антюфеева

Произведение современного искусства является сложным для экспонирования объектом, который, взаимодействуя со зрителем и соседними экспонатами, ищет свой контекст, старается как бы вырваться из здания музея. В то же время, оказавшись вне интерьерного пространства (снаружи), оно остается объектом экспозиции и, будто заглядывая в окна музея, вступает в диалог с экспонатами внутри его. Таким образом, современное искусство нуждается в новых формах экспонирования и новой пространственной организации музеев [1].

Говоря о необходимости поиска новых подходов к формированию планировочной структуры музеев, следует задаться вопросом, кто является их посетителем и каковы его запросы. Специалисты отмечают, что в настоящее время основным потребителем музейных экспозиций является массовая публика. В то же время роль музея как «лаборатории науки» постепенно утрачивается [2]. В соответствии со сложившейся культурной ситуацией музей, по всей видимости, должен объединять познавательную и развлекательную функции. Для привлечения посетителя сегодня требуются организация многофункциональных музейных комплексов, новые аттрактивные элементы, новые формы и облик здания. Показательно, что в последние годы в музейной сфере стал часто использоваться термин «edutainment», означающий новую форму образования, соединенного с развлечением. Общество, воспитанное на зрелищности и эмоциональности массовой культуры, требует подобного рода впечатлений и от музеев. Архитектура здесь становится главным режиссером музейного развития, пространственного спектакля для экспозиции. Обретающий все большую актуальность интегра-тивный, комплексный подход предполагает рассмотрение накопленного в музеях материала в качестве части неразрывного целого природы и культуры в ценностном контексте человеческого бытия [2].

Еще одним фактором развития современных музеев является их поиск своего места в окружающем мире. Музей стремится установить взаимоотношения с городом, урбанистическим ландшафтом, адаптироваться в нем, поскольку представляет собой специфический мир, требующий особого настроя на восприятие его содержания. Такие взаимоотношения должны возникнуть в момент приближения к зданию музея, композиционно составляющему единое целое с окружающим ландшафтом. Само здание музея должно обладать особыми эстетическими характеристиками, быть таким же объектом экспонирования, как произведения современного искусства, для которых оно создается. Музей будто растека-

ется, проникая в городскую ткань и природное окружение. Капсулизация традиционного музейного пространства заменяется таким его растворением в окружающей среде, формирующим новый культурный ландшафт.

Музей современного искусства Данубиана в столице Словакии Братиславе являет собой новый тип музейного пространства, представляющего художественный ландшафт как среду взаимодействия человека, произведений искусства, архитектуры и природы. Этот международный словацко-голландский проект родился в 2000 году. В полном названии музея - «Художественный музей Данубиана Мюленстен» объединены название реки (по-словацки Дунай - Дануба) и имя голландского коллекционера и мецената Герарда Мюленстена, профинансировавшего инициативу одного из первых словацких галеристов Винсента Полаковича. Важно подчеркнуть, что Данубиана стала первым частным музеем на постсоциалистическом пространстве, результатом работы группы заинтересованных людей.

Данубиана расположена в живописном месте на искусственно созданном острове посреди реки Дунай (на территории гидроэлектростанции в Чунёво) (рис.1). Широкий простор воды, свежий воздух, бесконечные речные берега создают особую атмосферу для знакомства с выставками современных европейских художников и скульпторов.

В основу архитектурного замысла музея была положена римская галера, приводимая в движение взмахами весел

Рис. 1

(рис.2, 3). Образ музея как судна, преодолевающего расстояния и соединяющего далекие страны и народы, воплотил символическое значение комплекса как средства коммуникации различных культур.

Важным преимуществом музея стала его расположенность практически на границе трех стран - Словакии, Венгрии и Австрии, - стратегически важная в плане взаимодействия культур Восточной и Центральной Европы (рис.4). Дополнительным фактором при выборе местоположения музея явился «дух места»: в античные времена эта территория являлась приграничьем Римской империи, археологами здесь были найдены остатки древнеримских галер.

Архитектор Петр Залман в качестве основной планировочной формы здания музея выбрал овал с заостренными концами, напоминающий судно. Пять изогнутых опор, прислоненных к зданию, представляются символическими веслами «корабля искусств» (рис.5, 6).

Основной объем здания разделен по горизонтали на два уровня. Большой выставочный зал главных экспозиций расположен на верхнем этаже. На нижнем находятся помещения для временных малых выставок, а также лекционный зал, депозитарий, магазин, арткафе с террасой, объекты технической инфраструктуры музея. Два уровня объединяет продольная прямоугольная рампа. Здание музея относительно небольшое

- 50 на 25 м и в самой высокой отметке - до 12 м. Тем не менее его интерьерное пространство производит поистине монументальное впечатление. Архитектор умело использует свет, проливающийся в выставочный зал с южной стороны

Рис. 4

Г (1 I |

Щ Ч0ЩГП-.

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 5

через широкую стеклянную стену и ряд окон под потолком верхнего этажа (рис.7).

Световую игру в выставочном зале дополняют три пирамидальных фонаря на крыше здания. Через остекленные

Рис. 7

стены посетителям открывается чудесный вид на реку и живописный скульптурный парк, в котором размещены работы современных европейских и американских художников. Боковые раскрытия и дополнительные проемы в северной стене усиливают зрительские впечатления от взаимосвязи произведений искусства, архитектуры и природного ландшафта (рис.8).

Притяжение и особое очарование Данубианы, безусловно, заключается не только в необычном облике музея. Новый подход к организации музейного комплекса воплощен в целостном архитектурно-художественном ландшафте узкого полуострова, как бы врезающегося в воды Дуная. Река, небо, горизонт, окружающая природа, звуки и запахи создают неповторимые образы цвета и света, усиливающие восприятие произведений искусства и открывающие новые грани познания и понимания современных артобъектов (рис.9).

Парк скульптур занимает площадь около 8000 кв.м. На узкой полосе земли - шириной, едва ли достигающей 50 м, -

Рис. 8

расположены многочисленные работы современных художников - монументальные «гуляющие» торсы Магдалены Абаканович, ироничные игривые формы Карела Аппеля, бронзовые Гермес и Дионис скульптора Армана, произведения других художников-протагонистов, - которые создают основу постоянно расширяющейся коллекции (рис.10-12). Главным символом Данубианы стала скульптура «Крылья Данубы» Питера Поллака (рис.13).

Данубиана привлекательна и тем, что выполняет не только экспозиционную, но и ряд других, казалось бы, не свойственных музею функций. Так, любители искусства могут изучать экспозиции, одновременно прогуливаясь по парку и восхищаясь живописными видами, открывающимися со всех сторон «музейного острова». Некоторые посетители приезжают в Данубиану из Братиславы и работают со своими компьютерами прямо в кафе музея, используя его атмосферу тишины и речной прохлады для творческого вдохновения. Для молодежи музейный комплекс стал местом физического отдыха и приятного времяпрепровождения. Летом многие приезжают сюда на роликовых коньках и велосипедах, к тому же рядом расположен парк водных видов спорта. Таким образом, неожиданно музейное пространство взяло на себя и спортивную функцию.

В настоящее время музей Данубиана вступает в новый этап своего развития, и перед его основателями встала проблема расширения выставочных пространств для раз-

мещения постоянной коллекции произведений словацких и зарубежных, прежде всего голландских, художников. Реконструкция музея готовится по проекту молодого словацкого архитектора Яна Кукулы [3]. Проектом предусматривается создание павильонов для постоянной коллекции Герарда Мюленстена, которая включает более 2000 художественных работ современных авторов. Кроме того, в Данубиане появятся новые художественные мастерские и хранилища, которые также разместятся в новых павильонах.

Подход архитектора к проекту реконструкции раскрывается в его концепции: «Развивать музей через себя, а не свое творческое Я через музей». Согласно замыслу Яна Кукулы, архитектурное главенство музея-корабля и культурный ландшафт должны сохраниться. Новая одно-двухэтажная часть музея, вытянутая в линию вдоль северо-восточного берега реки, являет собой метафору водной глади, абсолютно доминирующей и определяющей характер всего окружения. Архитектор широко использовал приемы ленд-арта: слегка волнистые крыши новой части ассоциируются с трепещущей поверхностью воды, как бы обтекают музей-ковчег и создают характерный образ ландшафта речного берега - камни, валуны, затонувшие лодки (рис.14). Такая минимизация воздействия на музейные постройки имеет не только художественную, но и прагматическую цель - обеспечить нормальное функционирование музея в условиях нового строительства.

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Реализация проекта позволит также решить проблему улучшения доступности музея для горожан, поскольку предполагает значительное развитие транспортной системы музейного комплекса. Планируется строительство речного причала, чтобы посетители из Будапешта и Вены могли добираться до комплекса на речных судах, а также создание специального автобусного маршрута от туристического центра Братиславы. Все это позволит почти в два раза увеличить число потенциальных посетителей музея: если ранее Данубиана была рассчитана на 30 000 зрителей в год, то после реконструкции эта цифра возрастет до 50 000.

В современном динамичном мире традиционному музею как статическому монофункциональному учреждению все сложнее осуществлять свою деятельность в городе. Требуется переосмысление способов экспонирования объектов искусства, чтобы привлечь людей разного рода занятий и социального уровня, сделать искусство неотъемлемой частью их жизни. Сегодняшний посетитель музея изменился, он не всегда готов часами бродить в тишине по коридорам галерей. Да и семейным людям с детьми бывает проблематично посещение музея в его классической модели.

Возвращаясь к проблеме архитектурной организации современного музея, следует отметить, что в Данубиане удалось создать художественно осмысленное пространство, обеспечивающее свободное существование произведений современного искусства. Развивающаяся архитектурная форма этого музея отражает стремление к функциональному его наполнению путем построения художественного ландшафта, предназначенного для поддержания диалога между экспонатами, природным окружением и зрителем. Приемы, использованные архитекторами в Данубиане, способствуют выделению музея как «острова искусства» из урбанистической среды и в то же время его ретерриториализации - создают симбиотическую связь музея с дунайским ландшафтом и природным окружением, особую атмосферу свободы выбора моделей поведения для посетителей. Здесь возможны серьезное научное изучение и легкая прогулка-променад в открытом «артхолле», простое знакомство с произведениями искусства и углубленная дискуссия. Музейный ландшафт предполагает не линейные

маршруты, по которым из зала в зал движется посетитель, но своеобразное ризоматическое движение - «беспорядочное распространение множественности, не имеющее какого-либо превалирующего направления, а идущее в стороны, вверх, без регулярности, дающей возможность предсказать следующее движение» [2]. Музейный комплекс создает все условия для индивидуального осмотра экспозиции произведений современного искусства, групповых экскурсий, а также организации диспутов и научных дискуссий. Здесь можно всей семьей отдохнуть в безопасной, комфортной, эстетически развивающей среде, обогатиться интеллектуальными идеями в приятной обстановке за чашкой кофе.

Активизация и демократизация музеев, повышение значимости реакции массового посетителя на конъюнктуру художественного рынка, востребованность эффективных форм экспонирования произведений современного искусства сегодня формируют социальный заказ для архитекторов. Отвечая на эти вызовы, архитектура музеев непрерывно совершенствуется, осваивая новые формы и измерения.

Литература

1. Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал. 1998. № 23 // URL: http://www.guel.man. ru/xz/362/xx23/x2307.htm.

2. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры // URL: http://krotov.info/libr_min/11_k/al/ ugina_2.htm.

3. Kukul'a J. The Danubiana Extension // URL: http://danu-biana.sk/eng/info_extension.html.

Literatura

1. Groys B. O muzeye sovremennogo iskusstva // Khudozhe-stvennyj zhurnal. 1998. № 23 // URL: http://www.guelman.ru/ xz/362/xx23/x2307.htm.

2. Kalugina T.P. Khudozhestvennyj muzej kak fenomen kul-tury // URL: http://krotov.info/libr_min/11_k/al/ugina_2.htm.

Architecture of Contemporary Art Museum as Artistic

Landscape(The Danubiana Meulensteen Art Museum in

Bratislava). By O.A.Antyufeeva

The article explores new trends in architecture of modern art museum. The author analyzes the key factors influencing these processes - the limitations of the contemporary art as exhibits, mass public inquiries and the adaptation of the museum in the urban environment. The key provisions are revealed in case of Danubiana Museum in Bratislava (Slovakia) in the process of its creation and reconstruction.

Ключевые слова: архитектура, музей, художественный ландшафт, Данубиана, реконструкция.

Key words: architecture, museum, art landscape, Danubiana, reconstruction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.