Научная статья на тему 'Основные направления обеспечения внутренней безопасности фмс России'

Основные направления обеспечения внутренней безопасности фмс России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лянной Владимир Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением внутренней безопасности ФМС России, как важнейшего института, гарантирующего миграционную безопасность, определяются направления и способы достижения внутренней безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS INTERNAL SECURITY FMS RUSSIA

The article deals with the issues related to internal security of the FMS of Russia as an important institution to guarantee the safety of the migration are determined by the direction and ways to achieve internal security.

Текст научной работы на тему «Основные направления обеспечения внутренней безопасности фмс России»

9. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

9.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФМС РОССИИ

Лянной Владимир Анатольевич, канд. юрид. наук. Должность: заместитель руководителя. Место работы: Федеральная миграционная служба России. Email: beshtau.2011@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением внутренней безопасности ФМС России, как важнейшего института, гарантирующего миграционную безопасность, определяются направления и способы достижения внутренней безопасности.

Ключевые слова и словосочетания: безопасность, внутренняя безопасность, коррупция, коррупционные угрозы.

MAIN AREAS INTERNAL SECURITY FMS RUSSIA

Lyannoy Vladimir Anatolyevich, PhD at law. Position: Deputy Head. Place of employment: Russian Federal Migration Service. E-mail: beshtau.2011@mail.ru

Annotation: The article deals with the issues related to internal security of the FMS of Russia as an important institution to guarantee the safety of the migration are determined by the direction and ways to achieve internal security.

Keywords and phrases: security, internal security, corruption, corruption threats.

Внутренняя безопасность ФМС России представляет собой состояние защищенности федерального органа исполнительной власти от угроз и рисков, препятствующих осуществлению им политических и нормативных правовых функций в сфере обеспечения миграционной безопасности. В первую очередь, речь идет об угрозах коррупционного характера. Можно согласиться с Н.А. Андреевым и В.Б. Коробовым в том, что именно коррупция сегодня является угрозой эффективной реализации органами государственной власти своих экономических, политических, социальных, культурных функций.[1]

В этом смысле снижение уровня внутренних угроз при исполнении ФМС России государственных функций, в первую очередь общественно значимых, устранение причин и условий, порождающих внутренние угрозы в ФМС России, являются ключевым и задачами в контексте рассматриваемых проблем.

Так, например, следствием внедрения программных мероприятий антикоррупционного характера может стать не только достижение указанных целей, но также повышение качества и доступности исполняемых ФМС России государственных функций, повышение открытости и эффективности деятельности ФМС России, уменьшение издержек граждан и бизнеса на преодоление административных (бюрократических) барьеров, а также укрепление доверия общества к деятельности ФМС России.

Так, например, проблема коррупции, как угрозы внутренней безопасности, на сегодняшний день явля-

ется одной из важнейших в органах исполнительной власти. Особенно остро она стоит в тех органах власти, которые осуществляют интенсивное и непосредственное взаимодействие с гражданами и организациями по вопросам оказания общественно значимых государственных услуг (и исполнения государственных функций).

ФМС России реализует государственную политику и совершенствует нормативно-правовое регулирование в сфере миграции, осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. ФМС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.

Принимая во внимание, что ФМС России по большей части занимается, прежде всего, оказанием общественно значимых и массовых услуг (так, например, ежегодно в подразделения ФМС России по вопросам осуществления регистрационного учета обращаются более 20 миллионов человек, по вопросам выдачи и замены паспорта - более 11 миллионов человек, по вопросам оформления гражданства около 500 тысяч человек), потенциальные коррупционные возможности ведомства весьма широки. Помимо высокой интенсивности контактов с гражданами и организациями сотрудники ФМС России обладают высокой степенью свободы действий, то есть недопустимой широтой дискреционных полномочий, а также предъявляют завышенные требования к лицу для реализации его права. В этом смысле недостатки в четкой и детальной регламентации административных процедур взаимодействия сотрудников ФМС России с физическими и юридическими лицами, а также многочисленные нормативные коллизии повышают риски совершения коррупционных действий.

Кроме того. Продолжает оставаться актуальной проблема анализа ошибок, пробелов и коллизий миграционного законодательства, приводящего к его коррупцио-генности и ненадлежащей практике правоприменения, выражающейся в использовании государственным гражданским служащим ФМС России, а также прикрепленными к Службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, своего служебного положения в личных целях. Отсюда потребность в должной и системной работе по выявлению коррупционных возможностей и анализу наиболее коррупционных сфер деятельности ФМС России, по установлению причин существования присущих деятельности сотрудников ФМС России коррупционных факторов, создающих повышенный риск совершения коррупционных действий указанными субъектами, реализующими нормативные предписания, по определению уровня закрытости, а также иных отдельных специфических особенностей деятельности Службы и показателей, образующих коррупционные риски.

В интересах достижения приемлемого уровня внутренней безопасности ФМС России требуется решение следующих задач:

2-2016

Пробелы в российском законодательстве

- измерение и оценка существующего уровня коррупции, а также измерение уровня снижения коррупции;

- предупреждение коррупционных правонарушений;

- обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФМС России;

- повышение риска коррупционных действий должностными лицами и потерь от их совершения;

- увеличение выгод должностных лиц от действий в рамках законодательства и в соответствии с общественными интересами;

- мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;

- формирование антикоррупционного общественного сознания, характеризующегося нетерпимостью государственных служащих, граждан и организаций к коррупционным действиям;

- вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;

- содействие реализации прав физических и юридических лиц на доступ к информации о фактах коррупции и коррупционных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации.

Так, что касается организации проведения экспертизы ведомственных нормативных правовых актов и их проектов, в том числе проектов административных регламентов, в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции (антикоррупционная экспертиза), то она осуществляется в соответствии с Методикой проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупцио-генность в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции.

С целью проведения антикоррупционной экспертизы на коррупциогенность уполномоченное управление ФМС России ежеквартально готовит и представляет на утверждение перечень ведомственных нормативных правовых актов, а также актов Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ФМС России, требующих в первоочередном порядке проведения антикоррупционной экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза проектов ведомственных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, вносимых в Правительство Российской Федерации, проводится на стадии разработки и/или согласования указанных актов.

Первоочередной антикоррупционной экспертизе подлежат те нормативные правовые акты, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий.

Далее необходимо обратить внимание на внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в деятельности ФМС России в целях сокращения причин и условий, порождающих коррупцию. В рамках реализации данного направления ФМС России обеспечивает максимальную автоматизацию административно-управленческих процессов с целью сокращения непосредственных контактов государственных служащих с физическими и юридическими лицами при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг. Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в дея-

тельности ФМС России также включает в себя создание системы информационного взаимодействия с подразделениями правоохранительных органов, занимающимися вопросами противодействия коррупции.

Для обеспечения информационной открытости и контроля за исполнением государственных функций ФМС России создан соответствующий раздел Интернет-сайта, посвященный исполнению государственных функций ФМС России, связанных с непосредственным взаимодействием с физическими и юридическими лицами. Кроме того, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, ФМС России на официальном Интернет-сайте обеспечивает автоматическое раскрытие информации о своей деятельности, в том числе о готовящихся проектах ведомственных и иных нормативных правовых актах, с целью их публичного обсуждения и получения максимального количества замечаний и рекомендаций по данным проектам.

В ФМС России проводится анализ публикаций в СМИ, а также жалоб и обращений физических и юридических лиц с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки таких фактов в деятельности ФМС России. Для нормативного обеспечения процедуры экспертизы жалоб и обращений физических и юридических лиц должны быть разработаны соответствующие административные регламенты рассмотрения обращений и жалоб физических и юридических лиц, включающие необходимость направления обращений заявителей, в том числе, в уполномоченное структурное подразделение ФМС России и в Комиссию по противодействию коррупции в системе ФМС России.

В целях установления действенной обратной связи с получателями государственных услуг ФМС России разрабатывает комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное информирование физических и юридических лиц о заинтересованности ФМС России в выявлении фактов коррупции и привлечении виновных должностных лиц к ответственности.

В ФМС России создается интерактивный канал взаимодействия с заявителями (Интернет, электронная почта), организуется «телефон доверия», определяется порядок обработки поступающих сообщений о коррупционных инцидентах в фМс России.

В ФМС России создается и на постоянной основе действует «горячая линия» для сообщений о фактах коррупции. «Горячая линия» функционирует на базе уполномоченного структурного подразделения по противодействию коррупции.

Продолжается совершенствование организации деятельности ФМС России по размещению государственных заказов. В целях реализации данного направления в ФМС России продолжается работа по оптимизации процедур закупок для государственных нужд. В частности, реализуются мероприятия по мониторингу отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня; по развитию конкуренции среди поставщиков продукции для государственных нужд; по устранению случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников должностных лиц, ответственных за принятие решений по размещенным государственным заказам, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля за проведением государственных закупок, исключение иных возможных предпосылок конфликта интересов государственных служащих.

Внедряются механизмы дополнительного внутреннего контроля деятельности государственных служащих, замещающих должности, в наибольшей степени подверженных риску коррупции. В рамках реализации данного направления в ФМС России создана системы внутреннего контроля, основанная на механизме служебных проверок. ФМС России разработан механизм проведения служебных проверок в отношении государственных служащих, замещающих должности, в наибольшей степени подверженных риску коррупции, в плановом порядке, а также в отношении иных государственных служащих на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений физических и юридических лиц, а также публикаций в СМИ.

С этой целью ФМС России разработан мониторинг коррупционных проявлений в деятельности ФМС России, представляющий собой систему мероприятий по целенаправленному сбору, фиксации и детальному рассмотрению данных, свидетельствующих о фактах коррупции.

Отдельным направлением внутреннего контроля стала система постоянного мониторинга имущественного положения государственных служащих, в том числе на основе выборочного анализа деклараций о доходах и имуществе, принадлежащем государственному служащему на праве собственности.

Кроме того, наряду с «компенсационным пакетом» в служебных контрактах предусмотрены дополнительные ограничения в связи с замещаемой должностью, в наибольшей степени подверженной риску коррупции, и требования в отношении раскрытия контактов данного лица с иными лицами.

В ФМС России применяются и технические средства контроля за деятельностью государственных служащих, замещающих должности, в наибольшей степени подверженных риску коррупции, а также применение технических средств контроля деятельности государственных служащих в процессе исполнения государственных функций, связанных с непосредственным взаимодействием с физическими и юридическими лицами

Для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении государственных функций используются современные технологии, позволяющие получать дополнительную информацию об исполнении государственным служащим своих должностных обязанностей. В этих целях могут использоваться средства видеонаблюдения в тех местах, где происходит прием и непосредственное общение с заявителями.

При назначение на должность, в наибольшей степени подверженную риску коррупции, государственный служащий информируется о возможном применении при исполнении им своих должностных обязанностей специальных технических средств контроля.

Таким образом, последовательная реализация вышеуказанных мер позволяет значительно минимизировать угрозы внутреннего характера в деятельности ФМС России.

Список литературы:

1. Андреев Н.А.. Коробов В.Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере. - М.: Юнити-Дана, 2013. С. 45-46.

Рецензия

на статью В.А. Лянного «Основные направления обеспечения внутренней безопасности ФМС России»

Статья В.А. Лянного посвящена достаточно актуальной проблеме - обеспечению внутренней безопасности ФМС России. Внутреннюю безопасность автор рассматривает как состояние защищенности федерального органа исполнительной власти от угроз и рисков, препятствующих осуществлению им политических и нормативных правовых функций в сфере обеспечения миграционной безопасности.

Можно согласиться с автором в понимании основных факторов коррупционных рисков в ФМС. Так, он говорит о том, что ФМС России по большей части занимается, прежде всего, оказанием общественно значимых и массовых услуг. Именно поэтому потенциальные коррупционные возможности ведомства весьма широки. Помимо высокой интенсивности контактов с гражданами и организациями сотрудники ФМС России обладают высокой степенью свободы действий, то есть недопустимой широтой дискреционных полномочий, а также предъявляют завышенные требования к лицу для реализации его права. В этом смысле недостатки в четкой и детальной регламентации административных процедур взаимодействия сотрудников ФМС России с физическими и юридическими лицами повышают риски совершения коррупционных действий.

В интересах достижения приемлемого уровня внутренней безопасности ФМС России автор предлагает в первую очередь сосредоточиться на решении следующих задач: измерение и оценка существующего уровня коррупции; предупреждение коррупционных правонарушений; обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения; повышение риска коррупционных действий должностными лицами и потерь от их совершения; вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики и других.

Статья написана хорошим языком. Изложение материала последовательно, аргументировано, логично. Статья соответствует всем необходимым требованиям, предъявляемым к научным публикациям.

Вывод: рекомендую статью В.А. Лянного к опубликованию в открытой печати.

Рецензент - профессор кафедры Университета Министерства юстиции Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент В.М. Пашин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.