ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
МВД РФ
Антикоррупционная политика МВД России:
стратегическое направление противодействия
Нургалиев Р. Г. *
In modern conditions corruption represents one of the most serious threats of the state and public safety of the country. Long-term experience of counteraction of corruption testifies that the success in struggle against it is possible only at presence of the advanced system of the anticorruption legislation.
Коррупция — социальное явление, которое существует в любом обществе, отличаясь лишь своими масштабами и формами проявления. До сих пор ни одна из стран мира пока еще не способна ее преодолеть. В России коррупция — это и историческое наследие советского общества времен «застоя», и феномен, характерный для переходной экономики. Проявилась она как побочный продукт рыночных реформ 90-х годов прошлого столетия. В современных условиях указанное явление представляет собой одну из самых серьёзных угроз государственной и общественной безопасности страны. Многолетний опыт противодействия коррупции свидетельствует о том, что успех в борьбе с ней возможен лишь при наличии развитой системы антикоррупционного законодательства.
Стремительное развитие законотворчества позволило за последние полтора десятилетия создать стабильную законодательную основу для обеспечения верховенства права. Но принятия одних только законов недостаточно для изменения обстановки в стране. Их выполнение требует формирования соответствующего институционального обеспечения и необходимых механизмов реализации. Президент Российской Федерации Д. Медведев в Послании Федеральному собранию Российской Федерации 2009 г. о существующих проблемах сказал следующее: «Очевидно, что реализация наших стратегических планов невозможна без полноценных перемен в обществе. Укрепление политической системы и правовых институтов, внутренняя и внешняя безопас-
ность государства, социальная стабильность, современное образование и культура (культура в самом широком смысле этого слова) — без этого всего мы не добьемся успехов»1.
На сегодняшний день приняты законодательные акты, регламентирующие борьбу с коррупцией. Основополагающими из них стали Национальный план противодействия коррупции2 и Федеральный закон «О противодействии коррупции» 3. Эти документы не только содержат механизм противодействия коррупции, но и стратегию ее предупреждения.
Важной составной частью антикоррупционного законодательства стал и Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» 4. Его основное назначение — выявление и нейтрализация коррупционных рисков в разрабатываемых законопроектах.
В целях повышения эффективности противодействия коррупции в стране были разработаны и реализованы соответствующие механизмы и ряд важных мер по антикоррупционной защите российской экономики. В основе указанных мер и механизмов лежит Указ Президента Российской Федерации Д.А. Медведева «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» 5, которым была гарантирована защита малого и среднего бизнеса от необоснованных проверок и вмешательства в предпринимательскую деятельность, в том числе и со стороны органов внутренних дел. Особое значение имеет комплекс
Министр внутренних дел Российской Федерации.
СО
OI
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со s
H
о
0
1
о я с о m ф
VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со
CO
Ol
z •
о о
CJ
о о о
Q.
et
CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о
ф у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
реализованных мер и механизмов по контролю за выделением государственных средств по линии программ антикризисных мероприятий, в результате применения которых только в конце 2008 — начале 2009 г. было выявлено 98,9 тысячи преступлений, возмещено 20 млрд рублей материального ущерба.
Для дальнейшего повышения результативности деятельности по борьбе с коррупцией требуется формирование комплексной системы мер юридической и экономической ответственности, ужесточение экономических санкций в отношении преступных доходов и капиталов, применяемых к теневому бизнесу. Создание такой целостной системы было начато ещё в 2007 г.: в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в МВД РФ был разработан и реализуется План по противодействию коррупции на 2008-2010 гг. В ГИАЦ МВД РФ формируется Реестр дисквалифицированных лиц, содержащий данные о чиновниках и предпринимателях, которым по приговору суда запрещено занимать руководящие должности. В настоящее время указанный реестр включает сведения о более, чем 5 тысячах человек.
Следует заметить, что всего за 2009 г. количество выявленных на территории страны коррупционных преступных посягательств выросло на 6,5 % и составило
43,1 тыс. деяний. Сотрудниками органов внутренних дел выявлено почти 90 % преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и более 88 % лиц, привлечённых в последствии к уголовной ответственности за их совершение. Однако результаты противодействия коррупции не соответствуют её масштабам. В каждом третьем субъекте Федерации активность в борьбе с коррупцией заметно снизилась (в среднем от 20% до 70 %).
Среди таких преступлений особую тревогу вызывают факты взяточничества, которые в общей структуре преступлений продолжают расти. Соотношение выявленных подразделениями правоохранительных органов и оконченных расследованием фактов взяточничества в стране за период с 2005 по 2009 гг. представлено в рис. 1.
Вместе с тем, особую общественную опасность представляют факты коррупционных проявлений среди сотрудников органов внутренних дел. Министерство внутренних дел РФ решительно и бескомпромиссно борется с пока еще имеющими место преступными проявлениями в их рядах. «Должны быть приняты самые энергичные меры для очищения рядов милиции и специальных служб от недостойных сотрудников. Таких следует предавать суду» 6.
У S
14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
-12512 13141
11063 11616 ^=Л11851
_11063 11616 р—^ FTI J85
Н1^ П^ГТ П^25 Гг^
шшш
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
□ Выявлено □ Окончено расследованием
Рис. 1. Соотношение выявленных подразделениями правоохранительных органов и оконченных расследованием фактов взяточничества за период с 2005 по 2009 гг.
Практическое отражение и развитие данного подхода к оценке ситуации в стране нашло в Указе Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», в котором было подчеркнуто, что «Органы внутренних дел Российской Федерации выполняют важнейшую государственную функцию по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Принимая во внимание, что в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также, что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации...»7
В рамках борьбы с коррупцией при участии МВД РФ в Закон Российской Федерации «О милиции» 8 и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации9 внесены изменения, предусматривающие распространение на сотрудников ряда ограничений, запретов и обязанностей, в том числе норма, устанавливающая с 1 января 2010 г. представление сотрудниками сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Кроме этого, для осуществления контроля за соблюдением законности и дисциплины сотрудниками подразделений Госавтоинспекции в ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации сформирован новый институт контрольно-профилактических подразделений.
Следует отметить, что около 90 % фактов противоправного поведения сотрудников органов внутренних дел выявляются собственными силами. Помогают им в этом и граждане, и общественные организации, и уполномоченные по правам человека. Принципиальная позиция МВД РФ состоит в том, чтобы, с одной стороны, решительно избавляться от тех, кто своими поступками позорит звание российского милиционера, с другой — защитить честь и достоинство, жизнь и здоровье сотрудников, честно выполняющих свой профессиональный долг, зачастую с риском для жизни.
В общем случае механизм противодействия коррупции включает три основных составляющих:
> пресечение противоправных деяний, то есть преследование лиц, совершивших коррупционные проступки;
> ликвидация последствий противоправных деяний коррупционной направленности;
> профилактика коррупции (создание условий, при которых коррупция будет невыгодным занятием). Следует отметить, что многое в антикоррупционном законодательстве является новым для российской государственности, поэтому для выявления сильных и слабых его сторон с целью обеспечения эффективности борьбы с коррупцией необходим механизм мониторинга действия данного законодательства. Вместе с тем, само исполнение принятых законов требует высокого профессионализма со стороны тех, кто их применяет, в первую очередь представителей правоохранительных органов, как одного из основных правоприменителей: на органы внутренних дел возлагается обязанность проводить в жизнь антикоррупционные законы, поэтому их сотрудники должны не только высококвалифицированно выполнять служебный долг, но и строго следовать Кодексу профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 10.
Однако следует отметить, что коррупционное поведение свойственно и для сотрудников органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы России (ФМС). Случается, на службу принимаются люди, не готовые добросовестно выполнять служебный долг, которые впоследствии и совершают противоправные деяния. И это не только преступления, такие, как взяточничество, превышение должностных полномочий или злоупотребление ими, но и нарушения служебной дисциплины, все в совокупности, определяется как нарушение законности и оказывает негативное влияние на отношение общества к сотрудникам этих органов.
В современных условиях обеспечение собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России становится жизненной необходимостью, поэтому и осуществляется принятие на ведомственном и государственном уровнях важнейших организационных, правовых, управленческих, воспитательных и профилак-
п 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
CO
Ol
z •
о о
СЧ
о о о
Q.
et
CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
тических мер, направленных на выявление, нейтрализацию и ликвидацию внутренних и внешних коррупционных угроз.
В настоящее время в обществе как никогда сильна потребность в строгом соблюдении и укреплении законности. Она диктует необходимость предъявления повышенных требований к системе обеспечения собственной безопасности министерства, в задачи и функции которой и входит реализация принципа законности.
Преодоление коррупции — это основное содержание долгосрочной стратегии МВД РФ по созданию атмосферы нетерпимости к превышению и злоупотреблению должностными полномочиями и формированию антикоррупционного климата в органах внутренних дел. В МВД РФ уже сделаны первые шаги по реализации этой стратегии. И, конечно, в первую очередь они коснулись правовых основ деятельности органов внутренних дел.
Определенное институциональное закрепление сформулированная стратегия получила в Концепции обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России, принятой в июле 2007 г. В этой концепции определены внешние и внутренние угрозы, ключевые направления и механизмы реализации стратегии противодействия коррупции. В ходе реализации Концепции обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России, по сути, стала создаваться система комплексной защищенности деятельности МВД России от деструктивного и дезорганизующего воздействия негативных факторов, которая призвана обеспечить законность и соблюдение служебной дисциплины, личную безопасность сотрудников, гражданских служащих и работников, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению ими преступлений и правонарушений.
При формировании механизмов обеспечения собственной безопасности принципиально важным является определение критериев оценки состояния собственной безопасности. В настоящее время в качестве такого критерия определена «способность успешно и оперативно решать поставленные задачи в условиях действия коррупциогенных факторов и совершения должностных преступлений, реально угрожающих конституционным правам и свободам граждан». При оценке состояния собственной безопасности
должны учитываться, в том числе, и такие факторы, как:
> эффективность выявления собственными силами уголовно наказуемых деяний, совершаемых сотрудниками МВД;
> своевременность их предупреждения, пресечения и раскрытия;
> адекватность реагирования руководителей и коллективов на проступки своих сослуживцев, связанные с нарушением законности и правопорядка.
В основу Концепции обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России положена профилактика борьбы с коррупцией. Такие меры на ведомственном уровне связаны не только с аналитической работой по выявлению всевозможных коррупционных угроз и определению объектов, нуждающихся в защите, но и с проверкой моральных качеств сотрудников и их профессионального поведения.
Положения концепции уже начали реализовываться. Эффективность осуществленных мероприятий по реализации Концепции обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России может характеризоваться следующими результатами. Создание в МВД РФ антикоррупционных барьеров стало системным и последовательным. Внедряется институт личного поручительства, в том числе и при назначении сотрудников на вышестоящие должности. Введен механизм согласования с подразделениями собственной безопасности назначений граждан, принимаемых на службу в органы внутренних дел. Для исследования психофизиологического состояния должностных лиц кадровые подразделения применяют полиграф. Этот метод позволяет существенно улучшить качество профессионального отбора при поступлении на службу и в образовательные учреждения МВД РФ. На этапе отбора кандидатов на службу более пристальное внимание обращается на деловые и моральные качества будущего сотрудника. При этом именно на руководителя возлагается обязанность своевременного проведения качественной воспитательной работы в коллективе, которая должна оказывать необходимое профилактическое воздействие на проявление коррупционного поведения, отсеивать недобросовестных и профессионально непригодных сотрудников.
Определяя стратегию борьбы с коррупцией, необходимо учитывать весь комплекс задач, стоящих перед органами внутренних дел и использовать весь арсенал располагаемых ресурсов. Сегодня важно максимально полно реализовывать разработанные меры противодействия коррупционным явлениям. Это не только пресечение противоправного поведения сотрудников, но и профилактика подобных проступков. Уже сейчас важно скорректировать направления деятельности МВД РФ по борьбе с коррупцией в будущем.
Реализация второго этапа Концепции — обеспечения собственной безопасности на 2010—2012 гг. охватывает все основные ресурсные, социально-экономические, правовые, инфраструктурные, кадровые, научно-методические, аналитические и информационные стороны стратегии. Один из его приоритетов — повышение уровня антикоррупционной устойчивости, реализация мер профилактики должностных правонарушений, недопущение незаконного вмешательства руководителей и сотрудников ОВД и ФМС в деятельность хозяйствующих субъектов.
Отдельно выделен комплекс безотлагательных мер по искоренению клановос-ти, покровительства и протекционизма при отборе и назначении на вышестоящие должности.
Успешное выполнение второго этапа плана мероприятий позволит существенно повысить уровень соблюдения законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Особая роль в этом процессе принадлежит направляющему и координирующему стержню — центральному аппарату МВД РФ. Он определяет основные институты и механизмы противодействия коррупционным угрозам в органах внутренних дел, разрабатывает соответствующие меры профилактики. Проводится организованная работа всех структурных подразделений центрального аппарата и, прежде всего, Департамента собственной безопасности по устранению предпосылок и условий, создающих благоприятную среду для коррупции.
Дальнейшее совершенствование антикоррупционных механизмов связано с обеспечением качества ведомственного учета нарушений законности. Для предотвращения манипуляции с данными государственной и ведомственной статистики требуется ужесточение мер дисциплинарной ответственности к руководству
подразделений ОВД, где выявляются систематические укрывательства от учета преступлений, совершенных сотрудниками. Эффективной мерой противодействия сокрытию совершенных правонарушений от учета также может стать и усиление взаимодействия и информационного обмена между подразделениями собственной безопасности МВД РФ и Генпрокуратуры России.
Одним из основных направлений деятельности МВД РФ при решении задач обеспечения собственной безопасности и борьбы с коррупцией является обеспечение государственной защиты сотрудников органов внутренних дел, их семей, родных и близких для них людей. Важность и актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время совершается достаточно большое число насильственных посягательств, угроз и шантажа и в отношении сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. Связано это в основном с добросовестным исполнением милиционерами служебных обязанностей.
Активизация борьбы с преступностью, как правило, приводит к увеличению количества угроз, поступающих от криминальных структур в адрес сотрудников. В первом полугодии 2009 г. в подразделения собственной безопасности МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и УВДТ поступило 729 заявлений, сообщений и другой информации, требующих принятия решения о применении мер государственной защиты сотрудников милиции. Это на 54,8 % больше, чем в первом полугодии предыдущего года. Такие ситуации сильно мешают нормальной работе подразделений ОВД и ФМС и, как следствие, негативно сказываются на результативности оперативно-служебной деятельности этих подразделений. При разработке мер по обеспечению государственной защиты сотрудников ОВД необходимо учитывать как отечественный, так и зарубежный опыт.
Государственная защита сотрудников органов внутренних дел не ограничивается только защитой от угроз и посягательств на их жизнь, здоровье, имущество, родных и близких людей. Она предполагает и принятие мер социальной защиты. Существует немало способов социальной защиты сотрудников правоохранительных органов, и, как следствие, социально - экономического обеспечения престижа правоохранительной службы,
со 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
CO
Ol
z •
о о
СЧ
о о о
Q.
et
CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
реализации высокого социального статуса сотрудника, механизмов учета и возмещения высоких профессиональных рисков для жизни и здоровья, степени интенсивности труда в правоохранительных структурах. При выработке и обосновании мер повышения уровня и развития социальной поддержки сотрудников милиции необходимо учитывать и зарубежный опыт развитых стран. В этих странах высокий престиж полицейской службы обеспечивается не только высокими окладами, но и системным социальным пакетом, который гарантирует достойный уровень жизни, возможности получения важнейших социально-культурных услуг — жилье, образование, медицина. Разумеется, отсюда и уверенность полицейских в завтрашнем дне. Поэтому наряду с мерами по повышению денежного довольствия и заработной платы сотрудников необходимо предусматривать и разработку системного социального пакета.
На счету подразделений службы безопасности — раскрытие множества преступлений, совершенных против сотрудников милиции, и, самое главное, предотвращение подобных преступлений. Это сотни возбужденных уголовных дел и сотни человек, привлеченных к уголовной ответственности.
Для дальнейшего усиления работы по предотвращению угроз, поступающих в адрес милиционеров и их реализации необходима разработка и внедрение комплексного механизма своевременного получения подобной информации. В том
числе необходимо знать и о подготовке акций, направленных на дискредитацию органов внутренних дел в целом, что будет способствовать повышению оперативности предупреждения поступающих угроз. От службы собственной безопасности требуется максимум принципиальности и последовательности в защите честно исполняющих свой долг сотрудников органов внутренних дел, в том числе и от клеветнических заявлений. Ежегодно подразделениями собственной безопасности рассматривается не менее 20 тысяч жалоб и заявлений от населения, однако в большинстве случаев изложенная в них информация в ходе проверок не подтверждается.
В настоящее время все большему числу людей в милицейских погонах становится ясно, что только честный труд и добросовестное служение Родине — гарант благополучия, карьерного роста, материального благосостояния. Руководством страны взят жесткий курс на искоренение коррупции. В числе основных приоритетов деятельности органов внутренних дел была и остается надежная защита прав и свобод граждан. Полное доверие общества к сотрудникам МВД — вот цель, к которой российские милиционеры должны всегда стремиться. Они должны сделать все, чтобы наши сограждане были уверены: их конституционные права и свободы являются незыблемыми, они живут и трудятся в правовом государстве, культурном и открытом обществе, свободной и безопасной стране.
Литература и примечания
1. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. № 214. 13 ноября.
2. Национальный план противодействия коррупции. Утв. Президентом РФ от 31 июля 2008 г. № Пр-1568. [Электронный ресурс]: http: //www.kremlin.ru/. Официальный сайт.
3. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Правовая система «Консультант плюс». 2009.
4. Федеральный закон РФ от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов». Правовая система «Консультант плюс», 2009.
5. Указ президента Российской Федерации 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Правовая система «Консультант плюс».
6. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. Указ.ранее.
7. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2009. № 251. 28 декабря.
8. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». Правовая система «Консультант плюс».
9. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Правовая система «Консультант плюс».
10. Приказ МВД РФ от 24.12.2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».