Научная статья на тему 'Роль руководителя территориального органа ФМС России по профилактике коррупционных правонарушений'

Роль руководителя территориального органа ФМС России по профилактике коррупционных правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
611
113
Поделиться
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ОБЩЕСТВО / HEAD / PREVENTION / CORRUPTION / RESISTANCE / MIGRATION SERVICE / SOCIETY / CORRUPT ACTIVITIES / GOVERNMENT EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муленко Н.В.

Государственные служащие или иные лица, уполномоченные на выполнение публичных функций, зачастую используют свое должностное положение, авторитет занимаемой должности в корыстных целях, для личного обогащения или в групповых интересах. В данной статье ведется речь о профилактических мерах руководителя по недопущению коррупционных действий государственными служащими в системе Федеральной миграционной службы. Целью антикоррупционной политики, противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих эти негативные явления коррупции в российском обществе.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Муленко Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The role of the head of the territorial office of the SFM of Russia for the prevention of corruption offences

Civil servants or other persons authorized to perform public functions, often using their official position, authority of his position for personal gain, for personal gain or group interests. This article is talking about the of preventive measures on the prevention of corrupt practices by public officials in the Federal Migration Service. The purpose of anti-corruption policy, combating corruption is to eliminate the causes and conditions that give rise to these negative effects of corruption in Russian society.

Текст научной работы на тему «Роль руководителя территориального органа ФМС России по профилактике коррупционных правонарушений»

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФМС РОССИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

THE ROLE OF THE HEAD OF THE TERRITORIAL OFFICE OF THE SFM OF RUSSIA FOR THE PREVENTION OF CORRUPTION

OFFENCES

УДК 343.352:35.085.2

Н.В. МУЛЕНКО,

начальник отделения № 5 отдела УФМС России по Белгородской области в г. Белгороде

N.V. MULENKO,

Head of Department N 5 Service Federal Migration of Russia in Belgorod region in Belgorod

Аннотация: государственные служащие или иные лица, уполномоченные на выполнение публичных функций, зачастую используют свое должностное положение, авторитет занимаемой должности в корыстных целях, для личного обогащения или в групповых интересах. В данной статье ведется речь о профилактических мерах руководителя по недопущению коррупционных действий государственными служащими в системе Федеральной миграционной службы. Целью антикоррупционной политики, противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих эти негативные явления коррупции в российском обществе.

Ключевые слова: руководитель, профилактика, коррупция, коррупционные действия, противодействие, миграционная служба, государственные служащие, общество.

Abstract: Civil servants or other persons authorized to perform public functions, often using their official position, authority of his position for personal gain, for personal gain or group interests. This article is talking about the of preventive measures on the prevention of corrupt practices by public officials in the Federal Migration Service. The purpose of anticorruption policy, combating corruption is to eliminate the causes and conditions that give rise to these negative effects of corruption in Russian society.

Keywords: Head, prevention, corruption, corrupt activities, resistance, migration service, government employees, society.

I I роблема коррупции в России далеко переступила этические и правовые границы. Это не просто отсутствие морали и человеческих ценностей, приводящее высокопоставленных государственных чиновников и лидеров бизнеса к взяточничеству и обману общества. Главный корень проблемы и его разветвления заключаются в отсутствии реально действующих институтов жизнеспособного гражданского общества, включая: правовые нормы, независимую судебную систему, публичный аудит, способные к принципиальному расследованию средства массовой информации и многое другое. Коррупция - это социальное явление, заключающееся

в разложении власти. Это использование уполномоченными на выполнение государственных и приравненных

К ним функций лицами своего служебного статуса и связанных с ним

Г*

возможностей для незаконного получения материальных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им таких благ и преимуществ физическими и юридическими лицами [6]. Необходимо различать коррупционное действие и коррупцию как явление. Коррупционное действие - это конкретный случай взаимодействия субъекта и объекта подкупа, процесс реализации в этой форме их частных интересов. Коррупция как явление раскрывается совокупностью распространенных, устойчиво повторяющихся коррупционных действий,

производимых и обусловленных общими в системах социального управления факторами. Коррупция представляет собой опаснейший вид социальной патологии, поражающий систему государственного и муниципального управления. Большая и длительно сохраняющаяся распространенность любого негативного социального явления непременно вызывает «привыкание» к нему и формирует отношение как к неизбежности и даже норме жизни. Коррупция увеличивает диспропорцию социальной структуры общества, усиливает имущественную дифференциацию граждан, социальную напряженность [6].

Существует несколько методов деятельности по предупреждению и пресечению коррупции различного характера:

- информационная поддержка антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов, ясно изложенных в наиболее доступных для населения источниках;

- все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке делать публичными (прозрачными) для общественности;

- для доступа граждан к информации о работе государственных и муниципальных органов недостаточно закрепления права граждан на информацию в ст. 2 9 Конституции РФ, необходимо принять специальные законы, устанавливающие порядок доступа к информации, находящейся в государственных органах [1, 29];

- создание специальной государственной программы, в рамках которой через центры по информированию граждан обеспечен доступ любого гражданина к административной информации;

- внедрение информационной системы, позволяющей гражданам и частным структурам иметь доступ к информации о состоянии рассмотрения заявок, обращений, жалоб, других документов, о должностных лицах и службах, которые занимаются их вопросами;

- распространение среди населения информации с комментариями юриста и психолога о том, как поступать при нарушении прав;

- распространение правовой грамотности среди населения;

- использование в формировании надлежащего общественного мнения средств массовой информации, обеспечение свободы СМИ в получении и распространении информации о коррупции;

- внедрение правила, согласно которому в случае серьезных подозрений о наличии коррупции среди сотрудников определенного департамента или учреждения руководство этого учреждения прибегает к использованию различных средств профилактики;

- создание в регионах специализированных органов по координации антикоррупционной деятельности; принятие жалоб от населения на неправомерные действия чиновников, осуществляемое не правоохранительными органами, а специальными общественными организациями с последующей их передачей в правоохранительные органы при условии постановки на особый контроль руководством соответствующих правоохранительных органов;

- установление постоянной отчетности и гласности в вопросах обнаружения коррупции и обсуждение последствий - наказаний за коррупционные действия;

- использование в процессе подготовки государственных служащих практических занятий с целью формирования навыков принятия решений в случаях, когда чиновник сталкивается с возможностью коррупции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- установка в каждом государственном органе телефонов доверия и публикация их номеров в средствах массовой информации;

- закрепить обязанность руководителя государственного органа рассмотреть поступившие сообщения о нарушении государственными служащими Правил служебной этики, принять по ним соответствующие меры, при этом обеспечить пресечение фактов преследования за критику, информация о принятых мерах к должностному лицу, нарушившему нормы служебной этики, доводится до сведения заявителя, коллектива сотрудников государственного органа и может быть опубликована в средствах массовой информации;

- введение ротации сотрудников, исполняющих свои должностные обязанности.

Противодействие коррупции в системе государственной службы является основой

антикоррупционного механизма в целом и служит реализации принципа открытости и публичности в деятельности государственных органов власти. Основным документом, определяющим основные элементы системы мер по противодействию коррупции, является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 "О противодействии коррупции". Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых,

специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [2, 3].

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности государственной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [2, 8];

5) внедрение в практику кадровой работы безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции [2, 6].

Одним из звеньев реализации государственной антикоррупционной политики являются федеральные органы исполнительной власти и их руководители. Именно руководителю федерального органа исполнительной власти отводится ключевое место в обеспечении функционирования системы предупреждения коррупции. Руководитель обязан предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации [6].

Основными задачами его деятельности является профилактика коррупционных и иных правонарушений в федеральном государственном органе, а также обеспечение деятельности федерального государственного органа по соблюдению служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения. Наряду с данными задачами руководитель принимает меры по устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе; обеспечивает деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [5].

Роль руководителя заключается не в формальном подходе к реализации государственной антикоррупционной политики, а в непосредственном воплощении её в жизнь. Главным направлением антикоррупционных усилий руководителя является профилактика коррупции.

Профилактические меры борьбы с коррупцией гораздо сложнее, чем меры наказания, но в то же время они действеннее и эффективнее, и при умелом и последовательном их использовании приводят к положительным результатам. Многие из этих мер закреплены в федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, законах и других нормативных правовых актах субъектов РФ, положениях о федеральных органах исполнительной власти и иных внутриведомственных нормативных правовых документах. Несомненную

профилактическую роль в рамках специальных мероприятий способно сыграть широкое ознакомление населения с кругом функций, правами и обязанностями должностных лиц в различных сферах власти и управления [4].

К основополагающим профилактическим мерам борьбы с коррупцией в системе ФМС РФ необходимо отнести:

- осуществление контроля за выполнением мероприятий по противодействию коррупции;

- формирование в коллективе нетерпимого отношения к коррупционному поведению;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной службе ;

- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан, обеспечение их доступа к информации о деятельности территориального органа ФМС России;

- оказание содействия СМИ в комплексном освещении мер по противодействию коррупции, принимаемых территориальным органом ФМС России;

- обеспечение антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышении квалификации или стажировки федеральных государственных служащих.

Основная функция руководителя - это осуществление внутриведомственного контроля. Непосредственно в структуре Федеральной миграционной службы сложились в практике внутриведомственного контроля и получили свое нормативное закрепление следующие формы контроля: личный повседневный контроль руководителя за деятельностью подразделений и подчиненных

сотрудников; заслушивание на служебных и оперативных совещаниях докладов и отчетов о состоянии работы, соблюдении законности и дисциплины; изучение отчетных и других документальных материалов; комплексные, контрольные, целевые проверки конкретных служб и подразделений, направлений и видов работы; служебные проверки по правонарушениям сотрудников; рассмотрение жалоб и заявлений граждан на действия (бездействие) сотрудников.

По своей природе коррупция представляет собой социально-правовое явление, обусловливающее необходимость борьбы с ней различными методами и средствами, в том числе и правовыми. Сказанное объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что коррупция деформирует существующие легальные методы и механизмы управления общественными процессами и влечет антисоциальные последствия. Во-вторых, деятельность участников коррупционных отношений неправомерна, поэтому важнейшие свойства права, его формальная определенность, нормативность, государственная гарантированность, системность при умелом и последовательном их использовании способны надежно противостоять неписаным теневым правилам.

Кроме того, коррупция разлагающе воздействует на такие важнейшие сферы общественных отношений, как власть и собственность. Именно в этом коренится ее общественная опасность. Рост коррупции, изменение ее форм - не только российская, но и мировая тенденция. Отсюда ее изучение - остроактуальная и вместе с тем сложная и социально значимая проблема. На сегодняшний день проблема коррупции является одной из важнейших в органах исполнительной власти. Особенно остро она стоит в тех органах власти, которые осуществляют интенсивное и непосредственное взаимодействие с гражданами и организациями по вопросам оказания общественно значимых государственных услуг и исполнения государственных функций.

Одним из приоритетных направлений в борьбе с коррупцией в системе Федеральной миграционной службы является внедрение системы «электронных административных регламентов», направленных на реализацию конституционных прав граждан на качественные государственные услуги при одновременном повышении эффективности и прозрачности деятельности органов власти. Электронные административные регламенты могут быть систематизированы следующим образом. На уровне органа государственной власти в целом необходимой является упорядоченная система электронных регламентов, основой которой являются масштабные информационные системы, «пронизывающие» все административные уровни - системы электронного документооборота ведомств. Отдельным элементом системы электронных административных регламентов является регламентация межведомственных взаимодействий в процессе принятия решений и оказания государственных услуг [8, с. 48].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем ещё не уделяется должное внимание анализу ошибок и пробелов миграционного законодательства, приводящего к его коррупциогенности и ненадлежащей практике правоприменения государственными служащими ФМС России. Отметим, что отсутствует единая методика оценки уровня коррупции и анализа наиболее коррупционных сфер деятельности органов власти по установлению причин, создающих повышенный риск совершения коррупционных действий государственными служащими, а также иных специфических особенностей деятельности миграционной службы. В свою очередь государство должно иметь право доверять осуществление миграционной деятельности профессиональным чиновникам [5].

Нравственная чистоплотность и неподкупность руководителя, его преданность интересам службы и верность служебному долгу составляют основу профессионально - этического стандарта антикоррупционного поведения для сотрудников федерального государственного органа. Недопущение и профилактика коррупционных и иных правонарушений должны стать неотъемлемой частью

повседневной деятельности руководителя территориального органа ФМС России и находиться у него на постоянном контроле. Коррупция представляет собой серьезную угрозу для современного российского государства и общества. Противодействие коррупции должно заключаться в совершенствовании экономического законодательства и законодательства о государственной службе.

Законодательство должно быть ориентировано на борьбу главным образом с коррупцией как с негативным явлением, а не с коррупционерами. Антикоррупционная политика должна представлять собой комплекс мер и процедур, применение которых в совокупности принесёт положительный результат.

Конкретными мерами должны стать: исключение коррупционных преступлений из перечня статей, по которым объявляется амнистия, установление достаточного срока для надлежащего рассмотрения коррупционных преступлений, установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей теми, кто был уличен в коррупции, формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы, использование метода провоцирования, системы многоканального получения информации о совершенных и готовящихся коррупционных преступлениях. Должна существовать система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий; распределение и ротация государственных служащих должна стать нормой для современного российского государственного аппарата.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 "О противодействии коррупции».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 200 6-2008 годах».

4. Аржибаееа О.Р. Меры предупреждения коррупционной преступности: проблемы и возможные пути решения // Чиновник. 2006. № 2 (42).

5. Банньх Г.А. Реформирование государственной службы как способ регулирования управленческих аномалий // Чиновник. 2006. № 5 (45).

6. Благинина О.А. , Денисов С.А. , Иванова С.А. , Кодан С.В. , Кудашее С.М. , Тараборин Р.С. Проблемы коррупции в государственных органах: технологии противодействия. // Чиновник. 2004. № 6 (34).

7. Муленко Н.В. В ногу со временем: электронные административные регламенты. // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2 013. № 1.

8. ТруноеИ.Л. Антикоррупционная политика в России // Право и политика. 2006. № 11.