ВОПРОСЫ
УПРАВЛЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Фалькина Т. Ю.
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Уральский юридический институт МВД России (Россия), 620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66, [email protected]
Виноградова О. П.
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Уральский юридический институт МВД России (Россия), 620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66, [email protected]
УДК 35.08
ББК 67.401.02-32
Цель. Статья посвящена проблеме формирования современного российского антикоррупционного законодательства в целях формирования противодействия коррупции как угрозы национальной безопасности.
Методы. Авторами используются методы системного и сравнительного анализа, эстраполяция, оценка.
Результаты. На основе учета положительного опыта зарубежных государств в сфере правового регулирования антикоррупционного законодательства предложены инструменты для экстраполяции в российское правовое поле.
Ключевые слова: антикоррупционное законодательство, коррупция, угроза безопасности, рейтинг, индекс восприятия коррупции, антикоррупционная экспертиза, профилактика коррупции.
INTERNATIONAL-LEGAL AND DOMESTIC ASPECTS OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION
Falkina T. Yu.
Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the Theory and History of State and Law, Ural Law Institute of the MIA of Russia (Russia), 66, Korepina str., Ekaterinburg, Russia, 620057, [email protected]
Vinogradova O. P.
Candidate of Sciences (Law), Senior Lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Ural Institute of Law of the MIA of Russia (Russia), 66, Korepina str., Ekaterinburg, Russia, 620057, [email protected]
Purpose. The article is devoted to the development of the modern Russian anti-corruption legislation with the aim to combat corruption as a threat to national security.
Methods. The authors use the methods of systematic and comparative analysis, extrapolation and evaluation. Results. Referring to the positive experience of foreign countries in the field of legal regulation of anti-corruption legislation, tools to extrapolate into the Russian legal framework are provided.
Key words: anti-corruption legislation, corruption, security threat, rating, index of perception of corruption, anti-corruption expertise, prevention of corruption.
261
© Фалькина T. Ю., Виноградова О. П., 2015
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Фалькина Т. Ю., Виноградова О. П.
Одним из основных источников угроз национальной безопасности Российской Федерации в современный период до сих пор остается увеличение преступных посягательств, связанных с коррупцией. Факт широкого распространения коррупции в России фиксируется как международным, так и отечественным экспертным сообществом.
Необходимость учитывать опыт зарубежных стран в сфере борьбы с коррупцией подчеркнул Президент В. В. Путин, который заявил о преемственности курса и указал направления его совершенствования: «Мы будем действовать последовательно, осмысленно и решительно. Устраняя фундаментальные причины коррупции и карая конкретных коррупционеров. Создавая мотивацию для тех людей, которые готовы служить России верой и правдой. В итоге мы должны добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной. Здесь полезно посмотреть на антикоррупционные практики стран Европы - они умеют отслеживать такие вещи» [1].
По материалам исследований международной организации «Transparency International», индекс восприятия коррупции (далее - ИВК) в нашей стране в 2011 г. составил 2,4 балла [2]. В то время как самый низкий уровень коррупции в 2011 г. зафиксирован в Новой Зеландии (9,5), Дании и Финляндии (9,4), а самый высокий - в Северной Корее и Сомали (1,1). Даже, несмотря на определенный субъективизм при определении индекса, показатель по России весьма огорчает. По данным российского фонда «ИНДЕМ» (Информатика для демократии), объем коррупции в нашей стране сопоставим с доходами федерального бюджета[ 3; 3]. В 2012 г. в рейтинге Corruption Perceptions Index Россия заняла 133-е место из 174 стран и, таким образом, улучшила свое положение в мировом рейтинге уровня коррупции, поднявшись по сравнению с 2011 годом на 10 позиций [4; 65]. По мнению экспертов, повышение позиции в рейтинге связано с «действиями, связанными с противодействием коррупции, в первую очередь с принятием антикоррупционного законодательства»[4;66]. Это декларирование чиновниками доходов, расходов и имущества, ужесточение санкций за коррупционные правонарушения, введение кратных штрафов. Приведенные данные свидетельствуют о том, что уровень коррупции в тех или иных сферах возможно снизить при условии принятия адекватных нормативных правовых актов и жесткого контроля за их исполнением, с привлечением независимых экспертов и применением мер общественного контроля.
Если коррупция как понятие - это весьма сложное и общественно-опасное социально-правовое явление, то противодействие коррупции - это общественно-необходимая, социально-правовая деятельность государства,
гражданского общества, физических и юридических лиц по преодолению коррупции, бескомпромиссная борьба со всеми ее проявлениями [5].
Вместе с тем, анализ научных источников, оценивающих антикоррупционное правотворчество на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, показывает, что до 70 % всех нормативных предписаний в сфере противодействия коррупции в значительной степени посвящены одним и тем же вопросам, регулируют применение одних и тех же антикоррупционных норм. Так, например, каждый федеральный орган исполнительной власти обязан разработать и принять план противодействия коррупции в федеральном органе исполнительной власти (на основе типового плана противодействия коррупции), порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, порядок уведомления государственными служащими представителя нанимателя о фактах обращения к ним с целью склонения к совершению коррупционного правонарушения, положение о координационном органе по противодействию коррупции, перечень государственных функций и должностных лиц, должностные обязанности которых связаны с повышенными коррупционными рисками, кодекс этики государственных служащих федерального органа исполнительной власти, порядок доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти.
Международное сотрудничество государств в сфере борьбы с коррупцией основывается на критериях, установленных национальным законодательством ведущих индустриальных западных государств [6; 65]. Так, анализируя закон США о коррупции за рубежом 1977 года, необходимо отметить, что он носит экстерриториальный характер, так как под его действие подпадают не только компании, зарегистрированные на территории США, но и иностранные субъекты^; 26]. Великобритания, в свою очередь, предпринимает попытки бороться с более масштабными проявлениями коррупции[8]. Так, Соединенное Королевство еще в 1999 году присоединилось к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятой 21 ноября 1997 года по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития и вступившей в силу 15 февраля 1999 года [9; 26], а также подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции (UNCAC), принятую резолюцией № A/RES/58/4 Генеральной Ассамблеей ООН от 31 октября 2003 года [10].
В 2009-2014 гг. сохранилась тенденция к совершенствованию законодательства в важнейших отраслях российского права. Существенный вклад в оптимизацию законодательства был сделан в связи
262
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Фалькина Т. Ю., Виноградова О. П.
с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и иных нормативных правовых актов.
Данный Федеральный закон служит реализации положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и направлен на выполнение международных обязательств России в этой области. Им внесены изменения более чем в 17 нормативно-правовых актов. Среди них Уголовный кодекс России, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ряд других.
Полагаем, исследование антикоррупционного законодательства и опыта его применения в отдельных зарубежных странах, а также международных конвенций, необходимо для наиболее полноценного внутреннего нормотворчества. Статья 15 Конституции РФ определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы при приоритете правил международного договора. Именно поэтому российское законодательство о противодействии коррупции в своем современном виде только начинает формироваться. Следует подчеркнуть, что наличие эффективного и адекватного современному состоянию общества законодательства по противодействию коррупции, а также его соответствие международно-правовым стандартам является фундаментом системы предупреждения коррупции[11]. Таким образом, в целях придания системности законодательному регулированию противодействию такого негативного социального явления как коррупция постоянно вносятся изменения и дополнения в ряд других концептуальных актов [12].
В Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, закрепляющие в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации уголовную ответственность иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций, уточняется понятие «лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации», ужесточаются санкции за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации[13]. Изменения, вносимые в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [14], направлены на упрощение порядка привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и других
категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
Сравнительное исследование антикоррупционного законодательства России и зарубежных стран представляется в наши дни весьма актуальным направлением научного исследования, поскольку анализ антикоррупционного законодательства позволяет выявить причины и условия совершения коррупционных преступных деяний, а на основе исследования международного опыта возникает возможность определить меры профилактики и противодействия коррупционным проявлениям и разработать предложения, направленные на развитие и совершенствование антикоррупционного законодательства в России.
Нам представляются основными среди них следующие:
1. Внесение ряда изменений в нормативные правовые акты, регулирующие:
• проведение антикоррупционной экспертизы,
• деятельность комиссий по урегулированию конфликта интересов;
• порядок декларирования доходов и имущественного положения государственных и муниципальных служащих;
• в качестве дополнения в Уголовный кодекс РФ полагаем необходимым внесение отдельной главы «Коррупционные преступления» с включением в ее состав преступлений, совершенных с использованием публичного статуса субъекта, распространением на лиц, их совершивших, конфискации имущества, лишения права занятия государственной или муниципальной должности и положения о кратности штрафа
2. Имплементация в современное российское законодательство международно - правовых норм в сфере противодействия коррупции, например, об установлении ответственности за незаконное обогащение, восстановление конфискации имущества как вида уголовного наказания и пр.;
3. Административно-управленческая реформа, позволяющая снизить количество государственных и муниципальных служащих в механизме современного российского государства;
Таким образом, можно резюмировать, что наиболее высока коррупция в странах с низким уровнем дохода на душу населения, являющихся зоной боевых действий, перманентных военных переворотов и деспотических режимов. Беспорядок и анархия, порождаемые подобными политическими обстоятельствами, создают идеальные условия для различных криминальных схем, оставляя преступников безнаказанными. Между коррупцией и нищетой существует стойкая обратная корреляция. По статистике, 40 % государств, набравших менее 3 баллов по шкале ИВК отнесены Мировым Банком к группе стран с низкими
263
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Фалькина Т. Ю., Виноградова О. П.
доходами, что свидетельствует о том, что в этих странах взяточничество является чрезвычайно острой проблемой). К таким странам могут быть отнесены большинство постсоветских государств, за исключением стран Балтии) [15; 4].
Сравнительно высока коррупция в государствах мусульманской правовой семьи, что порождает основание для выдвижения двух аспектов исследования, определяющих, что: во - первых, в странах исламского мира действует азиатская модель бюрократического управления, включающая в себя дачу - получение взяток; во -вторых, коррупция в этих государствах является прямым следствие нищеты.
Наиболее низким уровень коррупции представлен в государствах романо-германской и англосаксонской правовых семей, что, по всей вероятности, следует отнести на счет правосознания жителей этих стран.
Исследование нормативной правовой базы в области противодействия коррупции позволяет сделать вывод о том, что в целом, ее можно признать сформировавшейся. Тем не менее, существуют определенные пробелы и противоречия в антикоррупционном законодательстве, затрудняющие противодействие коррупции, кроме того, не в полной мере реализованы положения международных норм в сфере противодействия коррупционным проявлениям, ратифицированных Россией, и положительный опыт зарубежных стран в сфере противодействия коррупции.
Проанализировав международные конвенции в сфере противодействия коррупции, стандарты антикоррупционного законодательства и опыт зарубежных государств по их успешной реализации, мы приходим к выводу, что основные направления имплементации положений международных антикоррупционных конвенций и положительный опыт по противодействию коррупции других стран представляют собой не до конца использованный ресурс совершенствования современного российского антикоррупционного законодательства для наиболее эффективного внутреннего нормотворчества. Наличие полноценного эффективного законодательства по противодействию коррупции и его соответствие международно-правовым стандартам, является, по нашему мнению, ключевым аспектом становления действенной системы предупреждения коррупции.
Литература:
1. Путин В. Демократия и качество государства. Раздел: Мы должны победить коррупцию // Коммерсант. 2012. №20/П (4805). 6 февраля.
2. [Примечание] В соответствии с методологией формирования ИВК формируется по десятибалльной шкале, исходя из принципа: чем выше уровень коррупции, тем ниже показатель ИВК. Следовательно, в государствах
с низким уровнем коррупции показатель будет близок к 10 баллам, а с высоким уровнем коррупции - к 0.
3. Фадеев А. В. Антикоррупционное законодательство России и зарубежных стран: криминологическое исследование: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2012.
4. Corruption Perception Index 2012 [электронный ресурс]. URL: www.transparency.org/publications/publications/ other/corruptionperceptions_index_2012. (дата обращения 01.12.2013).
5. Лахман А. Г. Коррупция и противодействие коррупции: проблемы правопонимания // Власть и управление на востоке России. 2013. № 1 (62).
6. Туганов Ю. Н., Петров И. В. Некоторые аспекты правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с коррупцией // Публичное и частное право. 2014. № II.
7. Кремянская Е. А. Организация борьбы с коррупцией в зарубежных странах: опыт США и Великобритании // Право и управление. XXI век. 2013. № 3 (28).
8. Закон Великобритании «О безопасности, борьбе с терроризмом и преступностью» от 2001 г. (AntiTerrorism, Crime and Security Act 2001) [электронный ресурс]. URL: www.legislation.gov.uk (дата обращения 12.02.2015 г.); Закон Великобритании «О доходах, полученных преступным путем» от
2002 года (The Proceeds of Crime Act 2002) [электронный ресурс]. URL: www.legislation.gov.uk (дата обращения 12.02.2015 г.); Закон Великобритании «О несостоятельности» 2002 года (The Enterprise Act 2002) [электронный ресурс]. URL: www.legislation.gov.uk (дата обращения 12.02.2015 г.); Закон Великобритании «О подкупе» 2010 года (Bribery Act 2010) [электронный ресурс]. URL: www.legislation.gov.uk (дата обращения 12.02.2015 г.); Закон Великобритании «О предупреждении подкупа» 1906 г. (Prevention of Corruption Act 1906), дополненный Законом о борьбе с коррупцией 1916 г. (Prevention of Corruption Act 1916) [электронный ресурс]. URL: http://www.lawreform.ie/_fileupload (дата обращения 12.02.2015 г.); Закон Великобритании «О серьезных преступлениях» 2007 года (Serious Crime Act 2007) [электронный ресурс]. URL: www.legislation. gov.uk/uk (дата обращения 12.02.2015 г.); Закон Великобритании «Об имуществе, полученном преступным путем» 2002 года (Proceeds of Crime Act 2002) [электронный ресурс]. URL: www.legislation.gov.uk/ ukpga/2002/29/contents (дата обращения 12.02.2015 г.)
9. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (UNCAC), принятая резолюцией № A/ RES/58/4 Г енеральной Ассамблеей ООН от 31 октября
2003 года [электронный ресурс]. URL: www.un.org/ru/ documents (дата обращения 12.02.2015 г.)
10. Сборник материалов о противодействии коррупции. Том III. Международное сотрудничество
264
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Фалькина Т. Ю., Виноградова О. П.
в области противодействия коррупции / Под общей ред. Ю. Л. Воробьева. М.: LEXPRO, 2010.
11. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I). Ст. 6228; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I). Ст. 6235; О внесении изменения в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2008 года № 5-ФКЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202 // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202 // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70; О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ // Российская газета. 1997. 31 июля; О судебных приставах: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ // Российская газета. 1997. 5 авг.; О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Российская газета. 1998. 2 июня; О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. 2004. 31 июля. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I // Российская газета. 1992. 29 июля; О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ // Российская газета. 1994. 12 мая; О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ // 1995. Российская газета. 14 янв; О дополнительных гарантиях социальной защиты судей
и работников аппаратов судов Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ // Российская газета. 1996. 18 янв.; Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Российская газета. 1999. 19 окт. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ // Российская газета. 2002. 19 марта; Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Российская газета. 2002. 15 июня; О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Российская газета. 2002. 13 июля; Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ // Российская газета. 2003. 8 окт.; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный кодекс от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
13. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 // Российская газета. 2013. № 6130.
14. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный кодекс от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
15. Фадеев А. В. Антикоррупционное законодательство России и зарубежных стран: криминологическое исследование: автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2012.
References:
1. Putin V. Democracy and the quality of state. Section: We must defeat corruption // Kommersant. 2012. №20/P (4805). February 6.
2. [Note] In accordance with the methodology of the CPI is formed on a ten-point scale based on the principle: the higher the level of corruption, the lower the CPI. Therefore, in countries with low corruption level the index will be close to 10 points, and with high level of corruption - to 0.
3. Fadeev A. V. Anti-corruption legislation of Russia and foreign countries: criminological research: abstract to thesis for a scientific degree of candidate of legal sciences. M., 2012.
4. Corruption Perception Index 2012 [e-resource]. URL: www.transparency.org/publications/publications/other/ corruptionperceptions_index_2012. (date of access 01.12.2013).
265
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Фалькина Т. Ю., Виноградова О. П.
5. Lakhman A. G. Corruption and anti-corruption: problems of law interpretation // Vlast I upravlenie na Vostoke Ros-sii. 2013. № 1 (62).
6. Tuganov Yu. N. Petrov I. V. Certain aspects of the legal regulation of international cooperation in combating corruption //Publichnoe I chastnoe pravo. 2014. № II .
7. Kremyanskaya E. A. Organization of the fight against corruption in foreign countries: the experience of the US and the UK //Pravo i upravlenie . XXI century. 2013. № 3 (28).
8. The UK Anti-Terrorism, Crime and Security Act 2001 [e-resource]. URL: www.legislation.gov.uk (date of access 12.02.2015); The UK Proceeds of Crime Act 2002 [e-resource]. URL: www.legislation.gov. uk (date of access 12.02.2015); The UK Enterprise Act 2002 [e-resource]. URL: www.legislation.gov. uk (date of access 12.02.2015); The UK Bribery Act 2010 [e-resource]. URL: www.legislation.gov.uk (date of access 12.02.2015); The UK Prevention of Corruption Act 1906 amended by the UK Prevention of Corruption Act 1916 [e-resource]. URL: http://www.lawreform.ie/_fileu-pload (date of access 12.02.2015); The UK Serious Crime Act 2007 [e-resource]. URL: www.legislation.gov.uk/uk (date of access 12.02.2015); The UK Proceeds of Crime Act 2002) [e-resource]. URL: www.legislation.gov.uk/ ukpga/2002/29/contents (date of access 12.02.2015)
9. The United Nations Convention against Corruption (UNCAC), adopted by resolution № A/RES/58/4 by the United Nations General Assembly on October 31, 2003 [e-resource]. URL: www.un.org/ru/documents (date of access 12.02.2015)
10. The collection of materials on combating corruption. Volume III. International cooperation in the field of anti-corruption / Gen. ed. Yu. L. Vorobyov. M.: LEXPRO, 2010.
11. On Combating Corruption: Federal Law of December 25, 2008 № 273-FL // Sobranie zakonodatelstva RF of December 29, 2008 № 52 (part I). Art. 6228; On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the ratification of the United Nations Convention against Corruption of 31 October 2003 and the Criminal Law Convention on Corruption of 27 January 1999 and the adoption of the Federal Law “On Combating Corruption”: Federal Law of 25 December 2008 № 280-FL // Sobranie zakonodatelstva RF of December 29, 2008 № 52 (part I). Art. 6235; On amending Article 10 of the Federal Constitutional Law “On the Government of the Russian Federation”: Federal Constitutional Law of 25 December 2008 № 5-FCL [e-resource]. Access from ref.-legal system “Consultant Plus”; On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal Law “On Combating Corruption”: Federal law of December 25, 2008 № 274-FL [e-resource]. Access from ref.-legal system “Consultant Plus”.
12. On the Public Prosecution Office of the Russian Federation: Federal Law of January 17, 1992 № 2202 // SCPD
and the RF SC. 1992. № 8. Art. 366; On approval of the Regulation on the service in the bodies of internal affairs of the Russian Federation and the text of the Oath of members of the Internal Affairs Agency of the Russian Federation: the Regulation of the RF SC of 23 December 1992. № 4202 // SCPD and the RF SC. 1993. № 2. Art. 70; On the service in customs bodies of the Russian Federation: the Federal Law of July 21, 1997 № 114-FL // Rossyis-kaya gazeta. 1997. 31 July; On court bailiffs: Federal Law of July 21, 1997 № 118-FL // Rossiiskaya gazeta. 1997. 5 August; On the status of militarymen: Federal Law of May 27, 76-FL // Rossiiskaya gazeta. 1998. 2 June; On state civil service of the Russian F ederation: F ederal Law of July 27, 2004 № 79-FL // Rossyiskaya gazeta. 2004. July 31. On the status of judges in the Russian Federation: Federal Law of June 26, 1992 № 3132-I // Rossiiskaya gazeta. 1992. 29 July; On the status of a member of the Federation Council and the status of the deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation: the Federal Law of May 8, 1994 № 3-FL // Rossiiskaya gazeta. 1994. May 12; On the Accounts Chamber of the Russian Federation: Federal Law of January 11, 1995 № 4-FL // 1995. Rossiiskaya gazeta. January 14; On additional guarantees of social protection of judges and court staff of the Russian Federation: the Federal Law of January 10, 1996 № 6-FL // Ros-siiskaya gazeta. 1996. 18 January; On general principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of the Russian Federation subjects: the Federal Law of October 6, 1999 № 184-FL // Rossiiskaya gazeta. 1999. 19 October. On the bodies of judicial community in the Russian Federation: Federal Law of March 14, 2002 № 30-FL // Rossiiskaya gazeta. 2002, 19 March; On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation: the Federal Law of June 12, 2002 № 67-FL // Rossiiskaya gazeta. 2002 June 15; On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia): Federal Law of July 10, 2002 № 86-FL // Ros-siiskaya gazeta. 2002. 13 July; On general principles of local government organization in the Russian Federation: the Federal Law of October 6, 2003 № 131-FL // Rossiiskaya gazeta. 2003. 8 October; Criminal Proceedings Code of the Russian Federation: Federal Code of December 18, 2001 № 174-FL // Collection of legislation of the Russian Federation. 2001. № 52 (p. I). Art. 4921.
13. On the judicial practice in cases of bribery and other corruption crimes: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of July 9, 2013 № 24 // Rossiiskaya gazeta. 2013. № 6130.
14. The Criminal Proceedings Code of the Russian Federation: the Federal Code of December 18, 2001 № 174-FL // Sobranie zakonodatelstva RF. 2001. № 52 (p. I). Art. 4921.
15. F adeev A. V. Anti-corruption legislation of Russia and foreign countries: criminological research: abstract for a scientific degree of candidate of legal sciences. M., 2012.
266