Научная статья на тему 'Классификация антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации'

Классификация антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
515
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИАЛЕКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов Владимир Михайлович, Кабанов Павел Александрович

Цель: выявление взаимосвязей регионального антикоррупционного процессуального законодательства с иными отраслями законодательства для его последующего совершенствования.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений с использованием основанных на нем общенаучных методов познания: анализа, синтеза, сравнения, группировки и др.Результаты: осуществлена классификация действующего антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации по следующим основаниям: статусу субъекта Российской Федерации, принявшему законодательный акт; отраслевой принадлежности; предмету правового регулирования и кругу лиц. В результате классификации были выявлены взаимосвязи российского регионального антикоррупционного процессуального законодательства с федеральным и региональным государственным (конституционным, уставным), административным, муниципальным, информационным и трудовым законодательством.Научная новизна: впервые в российской юридической науке осуществлена классификация антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации, которая позволила сделать следующие выводы. Во-первых, антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации является межотраслевым институтом, взаимосвязанным с различными отраслями регионального законодательства (государственным (конституционным, уставным), административным, муниципальным, информационным и трудовым), определяющими его структуру и содержание. Во-вторых, проведенная нами классификация антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации (по статусу субъекта Российской Федерации, принявшему законодательный акт; отраслевой принадлежности; предмету правового регулирования и кругу лиц) показала возможные критерии и направления систематизации, в том числе и кодификации этого законодательства в недалеком будущем. В-третьих, на основе предлагаемой классификации антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации можно определить наиболее актуальные и практически значимые направления его исследования в ближайшей перспективе: государственное антикоррупционное процессуальное законодательство, административное антикоррупционное процессуальное законодательство, муниципальное антикоррупционное процессуальное законодательство, информационное антикоррупционное процессуальное законодательство и трудовое антикоррупционное процессуальное законодательство.Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в правотворческой деятельности для систематизации и кодификации российского регионального антикоррупционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баранов Владимир Михайлович, Кабанов Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of anticorruption procedural legislation of the Russian Federation subjects

Objective: to identify the relationship of regional anti-corruption procedural legislation with other branches of legislation for its further improvement.Methods: dialectical approach to cognition of social phenomena using general scientific methods of cognition, based on it:analysis, synthesis, comparison, grouping, etc.Results: the current anti-corruption procedural legislation of the subjects of the Russian Federation is classified on the following grounds: status of the Russian Federation subject which adopted the legislative act; sector; subject of legal regulation and the circle of persons. As a result of the classification, the interrelations of the Russian regional anti-corruption procedural legislation with the federal and regional state (constitutional, statutory), administrative, municipal, informational and labor legislation were revealed. Scientific novelty: for the first time in the Russian legal science, classification of anti-corruption procedural legislation of the Russian Federation subjects was carried out, which allowed drawing the following conclusions. First, the anti-corruption procedural legislation of the Russian Federation subjects is an inter-sectoral institution, interconnected with various branches of regional legislation (state (constitutional, statutory), administrative, municipal, informational, and labor)), which define its structure and content. Second, the proposed classification of the anti-corruption procedural legislation of the Russian Federation subjects (status of the Russian Federation subject which adopted the legislative act; sector; subject of legal regulation and the circle of persons) showed possible criteria and directions of systematization, including future codification of this legislation. Third, on the basis of the proposed classification of anti-corruption procedural legislation of the Russian Federation subjects, it is possible to determine the most relevant and practically significant areas of its research in the near future: state anti-corruption procedural legislation, administrative anti-corruption procedural legislation, municipal anti-corruption procedural legislation, informational anti-corruption procedural legislation, and labor anti-corruption procedural legislation. Practical significance: the research results can be used in law-making activities for systematization and codification of the Russian regional anti-corruption legislation.

Текст научной работы на тему «Классификация антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации»

диалектика противодействия коррупции /

THE DIALECTICS OF ANTi-CORRUPTiON

УДК 340.13:328.185:343.352(470+571) DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.12.2018.4.685-698

В. М. БАРАНОВ1, П. А. КАБАНОВ1

1Нижегородская академия Министерства внутренних дел России, г. Нижний Новгород, Россия

классификация антикоррупционного процессуального законодательства субъектов российской федерации

Баранов Владимир Михайлович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; помощник начальника по инновационному развитию научной деятельности, Нижегородская академия МВД России

Адрес: 603081, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3, тел.: +7 (831) 465-57-87 E-mail: baranov_prof@bk.ru Контактное лицо:

Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, доцент, профессор

кафедры криминологии, Нижегородская академия МВД России

Адрес: 603081, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3, тел.: +7 (831) 465-57-87

E-mail: kabanovp@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2964-004X

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/D-7776-2015

Цель: выявление взаимосвязей регионального антикоррупционного процессуального законодательства с иными отраслями законодательства для его последующего совершенствования.

Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений с использованием основанных на нем общенаучных методов познания: анализа, синтеза, сравнения, группировки и др.

Результаты: осуществлена классификация действующего антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации по следующим основаниям: статусу субъекта Российской Федерации, принявшему законодательный акт; отраслевой принадлежности; предмету правового регулирования и кругу лиц. В результате классификации были выявлены взаимосвязи российского регионального антикоррупционного процессуального законодательства с федеральным и региональным государственным (конституционным, уставным), административным, муниципальным, информационным и трудовым законодательством.

Научная новизна: впервые в российской юридической науке осуществлена классификация антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации, которая позволила сделать следующие выводы. Во-первых, антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации является межотраслевым институтом, взаимосвязанным с различными отраслями регионального законодательства (государственным (конституционным, уставным), административным, муниципальным, информационным и трудовым), определяющими его структуру и содержание. Во-вторых, проведенная нами классификация антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации (по статусу субъекта Российской Федерации,

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

принявшему законодательный акт; отраслевой принадлежности; предмету правового регулирования и кругу лиц) показала возможные критерии и направления систематизации, в том числе и кодификации этого законодательства в недалеком будущем. В-третьих, на основе предлагаемой классификации антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации можно определить наиболее актуальные и практически значимые направления его исследования в ближайшей перспективе: государственное антикоррупционное процессуальное законодательство, административное антикоррупционное процессуальное законодательство, муниципальное антикоррупционное процессуальное законодательство, информационное антикоррупционное процессуальное законодательство и трудовое антикоррупционное процессуальное законодательство.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в правотворческой деятельности для систематизации и кодификации российского регионального антикоррупционного законодательства.

Ключевые слова: диалектика противодействия коррупции; коррупция; классификация; противодействие коррупции; профилактика коррупции; антикоррупционная политика; антикоррупционное законодательство; процессуальное законодательство; региональное законодательство

Конфликт интересов: авторами не заявлен.

I NN INN INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN III111II111II111II111II IIIII IIIII II111II111II111II111II111II111II111II IIIII IIIII II111II111II111II111II111II111II111II IIIII IIIII II111II111II111II111II111II111II111II IIIII IIIII II111II111II111II111II111II111II111II IIIII IIIII II111II111II111

Как цитировать статью: Баранов В. М., Кабанов П. А. Классификация антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 4. С. 685-698. DOI: http://dx.doi.Org/10.21202/1993-047X.12.2018.4.685-698

II INI INN INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN

V. M. BARANOV1, P. A. KABANOV1

'Nizhniy Novgorod Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Nizhniy Novgorod, Russia

CLASSiFiCATiON OF ANTiCORRUPTiON PROCEDURAL LEGiSLATiON OF THE RUSSiAN FEDERATiON SUBJECTS

Vladimir M. Baranov, Doctor of Law, Professor, Honored Researcher of the Russian Federation, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Deputy Head on innovative development of research, Nizhniy Novgorod Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs

Address: 3 Ankundinovskoye shosse, 603081, Nizhniy Novgorod, tel.: +7 (831) 465-57-87 E-mail: baranov_prof@bk.ru

Contact:

Pavel A. Kabanov, Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of

Criminology, Nizhniy Novgorod Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs

Address: 3 Ankundinovskoye shosse, 603950 Nizhniy Novgorod, tel.: +7 (831) 465-57-87

E-mail: kabanovp@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2964-004X

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/D-7776-2015

Objective: to identify the relationship of regional anti-corruption procedural legislation with other branches of legislation for its further improvement.

Methods: dialectical approach to cognition of social phenomena using general scientific methods of cognition, based on it: analysis, synthesis, comparison, grouping, etc.

Results: the current anti-corruption procedural legislation of the subjects of the Russian Federation is classified on the following grounds: status of the Russian Federation subject which adopted the legislative act; sector; subject of legal regulation and the circle of persons. As a result of the classification, the interrelations of the Russian regional anti-corruption procedural legislation with the federal and regional state (constitutional, statutory), administrative, municipal, informational and labor legislation were revealed.

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

Scientific novelty: for the first time in the Russian legal science, classification of anti-corruption procedural legislation of the Russian Federation subjects was carried out, which allowed drawing the following conclusions. First, the anti-corruption procedural legislation of the Russian Federation subjects is an inter-sectoral institution, interconnected with various branches of regional legislation (state (constitutional, statutory), administrative, municipal, informational, and labor)), which define its structure and content. Second, the proposed classification of the anti-corruption procedural legislation of the Russian Federation subjects (status of the Russian Federation subject which adopted the legislative act; sector; subject of legal regulation and the circle of persons) showed possible criteria and directions of systematization, including future codification of this legislation. Third, on the basis of the proposed classification of anti-corruption procedural legislation of the Russian Federation subjects, it is possible to determine the most relevant and practically significant areas of its research in the near future: state anti-corruption procedural legislation, administrative anti-corruption procedural legislation, municipal anti-corruption procedural legislation, informational anti-corruption procedural legislation, and labor anti-corruption procedural legislation. Practical significance: the research results can be used in law-making activities for systematization and codification of the Russian regional anti-corruption legislation.

Keywords: The dialectics of anti-corruption; Corruption; Classification; Corruption counteraction; Corruption prevention; Anti-corruption policy; Anti-corruption legislation; Procedural legislation; Regional legislation

Conflict of Interest: No conflict of interest is declared by the authors.

Ill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 ^

For citation: Baranov V M., Kabanov P. A. Classification of anticorruption procedural legislation of the Russian Federation subjects, Actual Problems of Economics and Law, 2018, vol. 12, No. 4, pp. 685-698 (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.21202/1993-047X.12.2018.4.685-698

Введение

Классификация как инструмент научного познания широко распространена и применяется в современном российском праве. Вопросам классификации законодательства [1] и ее применения в различных отраслях права посвящены диссертационные исследования [2, 3], монографии [4, 5] и множество иных научных [6, с. 322-324; 7, с. 75-77; 8, с. 108-116] и учебных публикаций [9]. При этом классификация является средством не только познания правовых реалий, но и обеспечения систематизации законодательства, как отраслевого, так и межотраслевого. Проводимые нами исследования показали, что современное российское антикоррупционное законодательство по предмету правового регулирования является специальным межотраслевым правовым институтом, содержащим в себе как материальные нормы права, так и нормы процессуального характера [10, с. 37-49]. Если содержание материальных норм российского и зарубежного антикоррупционного законодательства отечественными специалистами исследуется достаточно полно [11, с. 96-98; 12, с. 104-119; 13, с. 162-165; 14, с. 213-215; 15, с. 250-253; 16, с. 32-34; 17, с. 41-43; 18, с. 66-70; 19, с. 61-63; 20, с. 457-458; 21, с. 168-172; 22; 23, с. 43-45; 24, с. 353-356; 25, с. 45-49; 26, с. 381-384; 27; 28], то вопросы исследования норм антикорруп-

ционного процессуального законодательства, включая российское региональное, фактически не исследованы. В связи с этим становится важным исследование процессуальных вопросов современного российского антикоррупционного законодательства, в том числе и с использованием одного из способов общенаучного метода познания группировки, классификации. Предназначение проводимой классификации российского регионального антикоррупционного процессуального законодательства очевидно: его систематизация, в том числе и в форме кодификации.

Результаты исследования

Проведенная нами предметная (тематическая) систематизация в форме инкорпорации действующего антикоррупционного законодательства субъектов Российской Федерации показала, что в нем имеется целая группа правовых норм, которые направлены на установление процедур реализации материальных норм антикоррупционного законодательства, такое законодательство мы назвали антикоррупционным процессуальным законодательством [29; 30, с. 300-333]. При этом выяснилось, что процессуальное законодательство неоднородно и взаимосвязано с другими отраслями регионального законодательства. В целях определения структуры российского регионального

Законодательство, регулирующее процедуру предоставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий должностных лиц, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей / Legislation regulating the procedure of submitting data about income, expenditures, property and property liabilities of certain categories of officials, as well as about income, expenditures, property and property liabilities of their spouses and underage children

Законодательство, регулирующее процедуру проверки достоверности представленных сведений / Legislation regulating the procedure of checking the reliability of the submitted data

Законодательство, регулирующее процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения / Legislation regulating the procedure of institution disciplinary proceedings against people who committed corruption crimes

Законодательство, регулирующее процедуру увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений отдельных категорий должностных лиц / Legislation regulating the procedure of dismissal of certain categories of officials due to the loss of confidence for committing corruption crimes

Законодательство, регулирующее процедуру назначения на должность отдельных категорий лиц, уполномоченных на противодействие коррупции в целях обеспечения их организационной и функциональной независимости / Legislation regulating the procedure of appointment of certain categories of persons authorized for corruption counteraction to provide their organizational and functional independence

Законодательство, регулирующее процедуру организации и деятельности специальных региональных координационных, совещательных, консультативных, экспертных органов по вопросам противодействия коррупции / Legislation regulating the procedure of organization and functioning of special regional coordinative, advisory, consultative, expert bodies on the issues of corruption counteraction

Законодательство, регулирующее процедуру организации и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов / Legislation regulating the procedure of organization and functioning of commissions on observing the requirements for official behavior of state (municipal) servants and regulating the conflict of interest

Законодательство, регулирующее организацию и осуществление проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность гражданской службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином / Legislation regulating the organization and implementation of observance by a citizen, occupying a civil service position, of the prohibition to occupy by labor contract a position in an organization and/or implementation of works (services) by civil-legal contract, observance of the labor contract terms by an employer, or observance of a civil-legal contract with such a citizen

Законодательство, регулирующее процедуру организации и деятельности комиссий по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации / Legislation regulating the procedure of organization and functioning of commissions controlling the reliability of data on income, expenditures, property and property liabilities of the deputies of legislative (representative) state power bodies of the Russian Federation subjects

Классификация антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации*

* Источник: составлено авторами.

Республиканское / Republic

Краевое / Krai

Автономных образований / Autonomous units

Городов федерального значения / Federal cities

Часть государственного (конституционного, уставного) законодательства, предусматривающего порядок предоставления сведений об имущественном положении, порядок их проверки и обнародования этих и иных сведений / Part of the state (constitutional, charter) legislation stipulating the order of submitting data on property status, order of their checking and disclosing of those and other data

Часть муниципального законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего вопросы прохождения муниципальной службы и организации деятельности органов местного самоуправления / Part of municipal legislation of a Russian Federation subject regulating the issues of executing municipal service and organization of functioning of the local self-government bodies

Часть законодательства о противодействии коррупции и часть законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего вопросы прохождения государственной гражданской службы / Part of legislation on corruption counteraction and part of legislation of a Russian Federation subject regulating the issues of executing state civil service

Часть российского регионального информационного антикоррупционного процессуального законодательства / Part of the Russian regional informational anticorruption procedural legislation

Региональное антикоррупционное процессуальное законодательство, регулирующее трудовые отношения / Regional anticorruption procedural legislation regulating labor relations

Антикоррупционное процессуальное законодательство, регулирующее исключительно процедурные вопросы организации и реализации государственной политики противодействия коррупции в российских регионах / Anticorruption procedural legislation regulating exclusively procedural issues of organization and implementation of the state policy of corruption counteraction in the Russian regions

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

законодательство / Russian regional anticorruption procedural legislation

I

I

По кругу лиц / By the circle of ^persons

По степени самостоятельности принятия решения о правовом регулировании / By the degree of independence when making a decision on legal regulation

По времени действия / By the time of activity

Законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений и привлечением к дисциплинарной ответственности лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации / Legislation regulating the procedural issues related to prevention of corruptive crimes and institution of disciplinary proceedings against people occupying governmental positions in a Russian Federation subject

Законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений и привлечением к дисциплинарной ответственности лиц, замещающих муниципальные должности / Legislation regulating the procedural issues related to prevention of corruptive crimes and institution of disciplinary proceedings against people occupying municipal positions

Делегированное федеральным законодателем / Delegated by a federal legislator Действующее / Acting

По собственной инициативе / On one's own initiative Утратившее юридическую силу / Void

Законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений и привлечением к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации / Legislation regulating the procedural issues related to prevention of corruptive crimes and institution of disciplinary proceedings against civil servants

Законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений и привлечением к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих / Legislation regulating the procedural issues related to prevention of corruptive crimes and institution of disciplinary proceedings against municipal servants

Наиболее актуальное основание классификации / Topical basis for classification

Законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений и привлечением к дисциплинарной ответственности руководителей государственных (муниципальных) учреждений / Legislation regulating the procedural issues related to prevention of corruptive crimes and institution of disciplinary proceedings against heads of state (municipal) establishments

Законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений и привлечением к дисциплинарной ответственности лиц, замещающих должности главы (руководителя) местной администрации (муниципального образования) по контракту / Legislation regulating the procedural issues related to prevention of corruptive crimes and institution of disciplinary proceedings against people occupying the position of the head of local administration (municipal entity) by contract

Законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с размещением в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах и предоставлением средствам массовой информации для опубликования по их запросам сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации и должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, либо муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности муниципальных образований / Legislation regulating the procedural issues related to publication in the Internet informational-communication network at official websites and submitting to mass media for publication on their request the data on income, expenditures, property and property liabilities of the officials occupying governmental positions in a Russian Federation subject, or municipal servants and officials occupying municipal positions at municipal entities

Classification of anticorruption procedural legislation of the Russian Federation subjects*

* Source: compiled by the authors.

антикоррупционного процессуального законодательства и его взаимосвязи с другими отраслями права мы обратились к его классификации. Под классификацией мы понимаем деление антикоррупционного процессуального законодательства на различные классы (группы, виды) по различным общим для него признакам в целях предметного обособления. При этом классификация исследуемого нами законодательства по одному признаку не исключает его классификации по другим. Один и тот же региональный антикоррупционный процессуальный законодательный акт можно классифицировать по разным основаниям - это означает, что он обладает различными по содержанию признаками, позволяющими рассматривать его в различных аспектах. На наш взгляд, такая классификация российского регионального антикоррупционного процессуального законодательства возможна по нескольким основаниям: по статусу субъекта Российской Федерации, принявшему законодательный акт; по отраслевой принадлежности; по предмету правового регулирования и по кругу лиц.

Наиболее простой классификацией российского регионального антикоррупционного процессуального законодательства является его группировка по статусу субъекта Российской Федерации, который принял этот законодательный акт. С этой целью следует обратиться к действующей редакции Конституции Российской Федерации. Статьей 65 Конституции Российской Федерации в качестве субъектов Российской Федерации закреплены: республики, края, области, города федерального значения, автономные образования (автономная область и автономные округа)1. С учетом этих положений антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов федерации можно классифицировать на следующие виды: республиканское, краевое, областное, городов федерального значения и автономных образований (областей и округов), которое уже использовалось нами при подготовке сборника регионального антикоррупционного законодательства [31].

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Безусловно, региональное антикоррупционное процессуальное законодательство, являясь частью межотраслевого антикоррупционного законодательства, размещается в различных отраслях регионального законодательства, в том числе и базовом антикоррупционном законодательстве, в виде самостоятельных процессуальных норм, регулирующих отдельные процедуры, например, проверки сведений о доходах и расходах отдельных категорий чиновников и претендентов на эти должности2.

По отраслевой принадлежности региональное антикоррупционное процессуальное законодательство может составлять часть государственного (конституционного, уставного) законодательства, в том числе и избирательного, предусматривающего порядок предоставления сведений об имущественном положении, порядок их проверки и обнародования этих и иных сведений. Например, при правовом регулировании процедуры предоставления сведений о доходах и расходах и иных сведений лицами, замещающими государственные (конституционные) должности субъекта Российской Федерации3, в том числе и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации4, а также претендентов на эти должности5.

По этому же основанию российское региональное антикоррупционное процессуальное законодательство может быть частью муниципального законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего во-

2 О противодействии коррупции в Мурманской области: закон Мурманской области от 26.10.2007 № 898-01-ЗМ0 (в ред. от 14.06.2017 № 2113-01-ЗМ0) // Мурманский вестник. 2007. 1 ноября. С. 6; О противодействии коррупции в Пензенской области: закон Пензенской области от 14.11.2006 № 1141-ЗПО (в ред. от 20.06.2017 № 3059-ЗПО) // Пензенские губернские ведомости. 2006. 22 ноября.

3 О государственных должностях Московской области: закон Московской области № 16/97-ОЗ от 14.03.1997 (в ред. от 27.12.2017 № 253/2017-ОЗ) // Подмосковные известия. 1997. 3 апреля.

4 О статусе депутата Московской городской думы: закон г. Москвы № 14-60 от 13.07.1994 (в ред. от 27.12.2017 № 60) // Тверская. 1994. 18-24 августа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Избирательный кодекс города Москвы: закон г. Москвы

№ 38 от 06.07.2005 (в ред. от 31.05.2017 № 17) // Ведомости

Московской городской думы. 2005. № 8. Ст. 166; О выборах Губернатора Московской области: закон Московской области № 98/2012-ОЗ от 06.07.2012 (в ред. от 07.02.2018 № 8/2018-ОЗ) // Ежедневные новости. Подмосковье. 2012. 18 июля.

просы прохождения муниципальной службы и организации деятельности органов местного самоуправления. Например, при осуществлении порядка привлечения к юридической ответственности муниципальных служащих либо лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования за совершение коррупционных проступков6. Хотя намного чаще в законодательстве об организации деятельности органов местного самоуправления и законодательстве, регулирующем порядок прохождения муниципальной службы, предусматривается порядок представления сведений о доходах и расходах чиновников и членов их семей, претендентов на эти должности, а также порядок проверки представленных сведений7.

По отраслевой принадлежности региональное антикоррупционное процессуальное законодательство может быть одновременно частью законодательства о противодействии коррупции и частью законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего вопросы прохождения государственной гражданской службы (административного законодательства). Например, по вопросам порядка формирования и организации деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государствен-

6 Об организации местного самоуправления в городе Москве: закон г. Москвы № 56 от 06.11.2002 (в ред. от 29.11.2017 №52) // Ведомости Московской городской думы. 2002. № 12. Ст. 276; О муниципальной службе в городе Москве: закон г. Москвы № 50 от 22.10.2008 (в ред. от 25.10.2017 № 33) // Ведомости Московской городской думы. 2009. № 12. Ст. 257.

7 О местном самоуправлении в Тюменской области: закон Тюменской области № 444 от 29.12.2005 (в ред. от27.10.2017 № 83) // Тюменская область сегодня. 2005. 31 декабря; О муниципальной службе в Тюменской области: закон Тюменской области № 10 от 05.07.2007 (в ред. от 06.12.2017 № 93) // Тюменская область сегодня. 2007. 7 июля; О муниципальной службе в Республике Хакасия: закон Республики Хакасия № 39-ЗРХ от 06.07.2007 (в ред. от20.12.2017 № 96-ЗРХ) // Вестник Хакасии. 2007. 17 июля; О муниципальной службе в Томской области: закон Томской области № 198-ОЗ от 11.09.2007 (в ред. от 22.09.2017 № 107-ОЗ) // Томские новости. 2007. 27 сентября; О муниципальной службе в Калужской области: закон Калужской области № 382-ОЗ от 03.12.2007 (в ред. от 23.06.2017 № 223-ОЗ) // Весть. 2007. 5 декабря; О муниципальной службе в Калининградской области: закон Калининградской области № 536 от 17.06.2016 (в ред. от 28.11.2017 № 117) // Калининградская правда. 2016. 23 июня; О муниципальной службе в Республике Адыгея: закон Республики Адыгея № 166 от 08.04.2008 (в ред. от 03.08.2017 № 81) // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2008. № 4.

ных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и урегулирования конфликта интересов8.

Разумеется, по отраслевой принадлежности региональное антикоррупционное процессуальное законодательство может одновременно являться не только частью антикоррупционного9, но и регионального информационного законодательства, регулирующего процедуру размещения на официальных сайтах органов публичной власти информации по реализации государственной политики противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации и имущественном состоянии отдельных категорий должностных лиц, руководителей организаций, а также членов их се-мей10. Это часть российского регионального антикоррупционного процессуального законодательства нами названа словосочетанием «российское региональное информационное антикоррупционное процессуальное законодательство» [32, с. 4-14]. Однако большинство нормативных процессуальных предписаний этого законодательства содержится в региональных подзаконных нормативных правовых актах различной юридической силы11, на которые мы уже обращали внимание в предыдущих исследованиях [33, с. 40-46].

8 О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Владимирской области и урегулированию конфликта интересов: закон Владимирской области № 94-ОЗ от 07.10.2010 (в ред. от 11.12.2017 № 107-0З) // Владимирские ведомости. 2010. 13 октября; О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов: закон Камчатского края № 526 от 03.12.2010 (в ред. от 04.10.2017 № 158) // Официальные ведомости. 2010. 23 декабря.

9 О внесении изменения в статью 12.4 Закона Астраханской области «О противодействии коррупции в Астраханской области»: закон Астраханской области № 13/2018-ОЗ от 02.03.2018. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.03.2018).

10 О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, на официальном сайте Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и порядке предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами: закон Карачаево-Черкесской Республики № 46-РЗ от 29.05.2012 (в ред. от 21.12.2015 № 103-P3) // День Республики. 2012. 7 июня.

11 О требованиях к размещению и наполнению подраз-

делов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов государственных органов Республики Башкортостан: указ Президента Республики Башкортостан

Отдельные вопросы регионального антикоррупционного процессуального законодательства размещаются в нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения между работниками государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний и работодателем. Эти вопросы обусловлены необходимостью государственного контроля за соблюдением отдельными категориями лиц антикоррупционных ограничений, предусмотренных положениями статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»12.

Особое место в системе антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации занимает специальное антикоррупционное процессуальное законодательство, регулирующее исключительно процедурные вопросы организации иреа-лизации государственной политики противодействия коррупции в российских регионах [34, с. 165-172].

По предмету правового регулирования региональное антикоррупционное процессуальное законодательство может быть классифицировано следующим образом:

- законодательство, регулирующее процедуру предоставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий должностных лиц, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей13;

№ УП-108 от 29.04.2014 (в ред. от 09.10.2015 № УГ-249) // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2014. № 16 (454). Ст. 725; Об утверждении требований к размещению и наполнению разделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия, посвященных вопросам противодействия коррупции: постановление Правительства Республики Ингушетия № 271 от 21.11.2013 // Ингушетия. 2013. 30 ноября.

12 О мерах по реализации статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»: закон Санкт-Петербурга № 504-118 от 20.10.2010 (в ред. от 16.11.2016 № 557-98) // Санкт-Петербургские ведомости. 2010. 8 ноября.

13 О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности либо должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими муниципальные должности либо должности главы местной администрации по контракту: закон Республики Татарстан № 56-ЗРТ от 19.07.2017 // Собрание

- законодательство, регулирующее процедуру проверки достоверности представленных сведений14;

- законодательство, регулирующее процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения15;

- законодательство, регулирующее процедуру увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений отдельных категорий должностных лиц16;

законодательства Республики Татарстан. 2017. № 55 (часть I). Ст. 2009; О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: закон Московской области № 189/2017-ОЗ от 08.11.2017 // Ежедневные новости. Подмосковье. 2017. 28 ноября.

14 О порядке осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности: закон Ивановской области № 39-ОЗ от 30.05.2017 // Собрание законодательства Ивановской области. 2017. № 22 (841); О проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности, должность главы местной администрации по контракту: закон Республики Татарстан № 57-ЗРТ от 19.07.2017 // Собрание законодательства Республики Татарстан. 2017. № 55 (часть I). Ст. 2010.

15 О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О муниципальной службе в Удмуртской Республике» по вопросу регламентации порядка привлечения к ответственности муниципальных служащих в Удмуртской Республике за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции: закон Удмуртской Республики № 26-РЗ от 11.05.2016 // Известия Удмуртской Республики. 2016. 31 мая.

16 О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Брянской области, в связи с утратой доверия: закон Брянской области № 2-з от 05.02.2014 // Информационный бюллетень «Официальная Брян-щина». 2014. 5 февраля; О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Псковской области, в связи с утратой доверия: закон Псковской области № 1320-ОЗ от 07.11.2013 // Псковская правда. 2013. 12 ноября; О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Ростовской области, в связи с утратой доверия: областной закон Ростовской области № 344-ЗС от 24.04.2015 // Собрание правовых актов Ростовской области. 2015. № 4. Ст. 384.

- законодательство, регулирующее процедуру назначения на должность отдельных категорий лиц, уполномоченных на противодействие коррупции в целях обеспечения их организационной и функциональной независимости17;

- законодательство, регулирующее процедуру организации и деятельности специальных региональных координационных, совещательных, консультативных, экспертных органов по вопросам противодействия коррупции18;

- законодательство, регулирующее процедуру организации и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов19;

- законодательство, регулирующее организацию и осуществление проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность гражданской службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином20;

17 О противодействии коррупции в Ульяновской области: закон Ульяновской области № 89-ЗО от 20.07.2012 (в ред. от 24.03.2017 № 18-ЗО) // Ульяновская правда. 2012. 24 июля.

18 О правовом регулировании некоторых вопросов по профилактике коррупционных правонарушений в Липецкой области: закон Липецкой области № 476-ОЗ от 15.12.2015 (в ред. от 07.08.2017 № 102-ОЗ) // Липецкая газета. 2015. 25 декабря.

19 О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов: закон Камчатского края № 526 от 03.12.2010 (в ред. от 04.10.2017 № 158) // Официальные ведомости. 2010. 23 декабря; О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Владимирской области и урегулированию конфликта интересов: закон Владимирской области № 94-ОЗ от 07.10.2010 (в ред. от 11.12.2017 № 107-ОЗ) // Владимирские ведомости. 2010. 13 октября; О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Оренбургской области и урегулированию конфликта интересов: закон Оренбургской области № 576/149-У-ОЗ от 18.11.2011 (в ред. от 28.12.2017 № 760/193-УГ-О3) // Оренбуржье. 2011. 2 декабря.

20 О государственной гражданской службе Тверской обла-

сти: закон Тверской области № 89-ЗО от 21.06.2005 (в ред. от

17.04.2017 № 22-ЗО) // Тверские ведомости. 2005. 24-30 июня.

- законодательство, регулирующее процедуру организации и деятельности комиссий по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации21.

По кругу лиц региональное антикоррупционное процессуальное законодательство может быть классифицировано следующим образом:

- законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений и привлечением к дисциплинарной ответственности лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации22;

- законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с профилактикой коррупционных

21 О комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых народными депутатами Республики Саха (Якутия): закон Республики Саха (Якутия) 1054-З № 1017-ГУ от 25.04.2012 (в ред. от 26.10.2017 1903-3 № 1365-У) // Якутские ведомости. 2012. 12 мая; О Комиссии Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Думы Ханты-Мансийского автономного округа -Югры: закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 5-оз от 18.02.2012 (в ред. от 30.01.2016 № 8-оз) // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. 2012. № 2 (часть II). Ст. 130; О комиссии Псковского областного Собрания депутатов по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Псковского областного Собрания депутатов: закон Псковской области № 1149-О3 от 05.03.2012 (в ред. от 09.03.2017 № 1753-О3) // Псковская правда. 2012. 6 марта.

22 О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Республики Дагестан, в связи с утратой доверия: закон Республики Дагестан № 31 от 25.03.2015 // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2015. № 6. Ст. 238; О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Амурской области, в связи с утратой доверия: закон Амурской области № 408-О3 от 01.10.2014 (в ред. от 02.11.2017 № 138-О3) // Амурская правда. 2014. 10 октября; О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Ростовской области, в связи с утратой доверия: областной закон Ростовской области № 344-ЗС от 24.04.2015 // Собрание правовых актов Ростовской области. 2015. № 4. Ст. 384.

правонарушений и привлечением к дисциплинарной ответственности лиц, замещающих муниципальные должности23;

- законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений и привлечением к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации24;

- законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений и привлечением к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих25;

- законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений и привлечением к дисциплинарной ответственности руководителей государственных (муниципальных) учреждений26;

- законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений и привлечением к дисциплинарной ответственности лиц, замещающих должности главы (руководителя) местной администрации (муниципального образования) по контракту27;

23 Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области: закон Тверской области № 76-ЗО от 15.07.2015 (в ред. от 12.10.2017 № 59-ЗО) // Тверские ведомости. 2015. 17 июля.

24 О государственной гражданской службе Республики Татарстан: закон Республики Татарстан № 3-ЗРТ от 16.01.2003 (в ред. от 23.12.2017 № 98-ЗРТ) // Республика Татарстан. 2005. 29 октября.

25 О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми: закон Республики Коми № 133-РЗ от 21.12.2007 (в ред. от27.12.2017 № 103-РЗ) // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2007. № 12 (3). Ст. 5357.

26 О представлении гражданами, претендующими на замещение должно стей руководителей го сударственных учреждений Санкт-Петербурга, и руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: закон Санкт-Петербурга № 252-43 от 29.04.2013 (в ред. от 19.02.2015 № 57-17) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2013. № 17.

27 О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение

муниципальных должностей, должности руководителя администрации муниципального образования по контракту, лицами, замещающими муниципальные должности, и лицом, замещающим должность руководителя администрации муниципального образования по контракту, в Московской области: закон Московской области № 190/2017-ОЗ от 09.11.2017 // Ежедневные новости. Подмосковье. 2017. 28 ноября.

- законодательство, регулирующее процедурные вопросы, связанные с размещением в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах и предоставлением средствам массовой информации для опубликования по их запросам сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации28 и должности государственной гражданской службы субъекта

28 О размещении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Санкт-Петербурга и предоставлении этих сведений средствам массовой информации для опубликования: закон Санкт-Петербурга № 69-26 от 26.02.2010 (в ред. от 09.06.2016 № 335-57) // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2010. № 9; О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области и членов их семей на официальном сайте Законодательного Собрания Оренбургской области и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами: закон Оренбургской области № 919/280ЛЭД3 от 09.07.2012 (в ред. от 17.11.2015 № 3467/980-У-О3) // Оренбуржье. 2012. 19 июля; О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих отдельные государственные должности Ульяновской области, и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования: закон Ульяновской области № 200-3О от 05.11.2013 (в ред. от 17.11.2016 № 165-3О) // Ульяновская правда. 2013. 8 ноября; О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Томской области, государственных гражданских служащих Томской области и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования: закон Томской области № 101-О3 от 19.06.2012 (в ред. от 15.05.2015 № 68-О3) // Собрание законодательства Томской области. 2012. № 6/2(83); О размещении сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и иных сведений и информации, связанных с доходами и расходами, на официальных сайтах государственных органов Сахалинской области и предоставлении этих сведений средствам массовой информации для опубликования: закон Сахалинской области № 86-ЗО от 15.07.2013 (в ред. от 21.12.2015 №121-3О) // Губернские ведомости. 2013. 20 июля.

Российской Федерации29, либо муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности муниципальных образований30.

На наш взгляд, возможна дальнейшая классификация регионального антикоррупционного процессуального законодательства по иным основаниям, которые не обусловлены достижением поставленной нами цели. Например, по степени самостоятельности принятия решения о правовом регулировании - делегированное федеральным законодателем региональное антикоррупционное процессуальное законодательство и собственное региональное антикоррупционное процессуальное законодательство, принятое региональным законодательным (представительным) органом государственной власти в пределах своей компетенции по собственной инициативе. Можно продолжить классификацию регионального антикоррупционного процессуального законодательства по времени действия - действующее региональное антикоррупционное процессуальное законодательство и законодательство, утратившее юридическую силу.

Выводы

Проведенное нами сравнительно-правовое исследование классификации антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации является межотраслевым институтом, взаимосвязанным с различными отраслями регионального

законодательства (государственным (конституционным, уставным), административным, муниципальным, информационным и трудовым), определяющими его структуру и содержание. Во-вторых, проведенная нами классификация антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации (по статусу субъекта Российской Федерации, принявшему законодательный акт; отраслевой принадлежности; предмету правового регулирования и кругу лиц) показала возможные критерии и направления систематизации, в том числе и кодификации этого законодательства в недалеком будущем. В-третьих, на основе предлагаемой нами классификации антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации можно определить наиболее актуальные и практически значимые направления его исследования в ближайшей перспективе - государственное антикоррупционное процессуальное законодательство, административное антикоррупционное процессуальное законодательство, муниципальное антикоррупционное процессуальное законодательство, информационное антикоррупционное процессуальное законодательство и трудовое антикоррупционное процессуальное законодательство.

Разумеется, что представленная нами классификация антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации не является идеальной, исчерпывающей и окончательной. Она лишь показывает возможные сценарии его дальнейшего развития на ближайшую перспективу.

111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Список литературы

1. Чуманов Е. В. Классификация в российском законодательстве: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. 199 с.

2. Ракитина Е. В. Классификация в российском трудовом законодательстве: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. 209 с.

3. Маршакова Н. Н. Классификация в российском уголовном законодательстве (теоретико-прикладной анализ): дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. 240 с.

4. Баранов В. М., Чуманов Е. В. Классификация в российском законодательстве. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2005. 260 с.

29 О государственной гражданской службе Калужской области: закон Калужской области № 196-О3 от 02.06.2006 (в ред. от 06.12.2017 № 283-О3) // Весть. 2006. 8 июня.

30 О муниципальной службе в Калужской области: закон Калужской области № 382-О3 от 03.12.2007 (в ред. от 23.06.2017 № 223-О3) // Весть. 2007. 5 декабря.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

5. Баранов В. М., Кузнецов А. П., Маршакова Н. Н. Классификация в российском законодательстве (теоретико-прикладное исследование). М.: Юрлитинформ, 2014. 160 с.

6. Гарбузова Е. В. Классификация нормативных правовых актов как инструмент структурного совершенствования законодательства // Наука - образованию, производству, экономике: материалы XVI (63) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. Витебск, 2011. С. 322-324.

7. Захаренко Д. С. Современная классификация законов РФ на примере гражданского законодательства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4-2. С. 75-77.

8. Казанина Т. В. О классификации актов гражданского законодательства // Вестник Российской таможенной академии. 2010. № 1. С. 108-116.

9. Маршакова Н. Н. Систематизация и классификация в уголовном законодательстве: теоретико-прикладные аспекты: учеб. пособие. Н. Новгород: Ин-т ФСБ России, 2007. 48 с.

10. Баранов В. М. Кодификация антикоррупционного законодательства субъекта Российской Федерации как технико-юридическое средство противодействия коррумпированности контрольно-надзорных органов исполнительной власти // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. А. В. Мартынов. Н. Новгород, 2017. С. 37-49.

11. Алексеева А. П. Антикоррупционное законодательство России в сфере спорта // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 4. С. 96-98.

12. Антонов-Романовский Г. В., Макаров Н. И. Антикоррупционное законодательство. Экономико-политический аспект коррупции // Российское государствоведение. 2018. № 2. С. 104-119.

13. Арутинян В. Л. Генезис российского антикоррупционного законодательства // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 9-1. С. 162-165.

14. Бондаренко А. В., Лукиянов М. Ю. Эволюция антикоррупционного законодательства России (сравнительно-философский анализ) // Евразийский юридический журнал. 2014. № 10 (77). С. 213-215.

15. Гребенкина С. А. Антикоррупционное законодательство как основа экономической безопасности страны // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 8. С. 250-253.

16. Жихарева Ю. П. Эффективность антикоррупционного законодательства как одного из основных механизмов борьбы с коррупцией // Плехановский барометр. 2016. № 4 (8). С. 32-34.

17. Захарова Т. Е. Антикоррупционное законодательство России: особенности современного этапа // Вестник Нижегородской правовой академии. 2016. № 8 (8). С. 41-42.

18. Иванов А. С. Модернизация антикоррупционного законодательства России: проблемы и перспективы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 3 (38). С. 66-70.

19. Кочои С. М. Антикоррупционное законодательство: практика реализации в субъектах РФ // Законность. 2013. № 6 (944). С. 61-63.

20. Краснов А. М. Исторические аспекты развития юридической техники антикоррупционного законодательства // Юридическая техника. 2009. № 3. С. 457-458.

21. Левакин И. В. Гармонизация антикоррупционного законодательства России и Беларуси // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10 (59). С. 168-172.

22. Матвеев М. Ю. Антикоррупционное законодательство. Формирование антикоррупционного поведения у граждан России. М.: Знание, 2009. 80 с.

23. Мурашкин И. Ю. Проблемы реализации антикоррупционного законодательства о подарках // Российская юстиция. 2016. № 9. С. 43-45.

24. Селдушева О. В. Развитие российского антикоррупционного законодательства в рамках Конституции РФ 1993 года // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1 (25). С. 353-356.

25. Сулейманов Т. М. Антикоррупционное законодательство Федеративной Республики Германия: опыт сравнительного анализа // Юридический мир. 2014. № 3. С. 45-49.

26. Тороков Д. А. Антикоррупционное законодательство Сингапура // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 57. С. 381-384.

27. Фадеев А. В. Антикоррупционное законодательство России и зарубежных стран (криминологическое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 207 с.

28. Фадеев А. В. Антикоррупционное законодательство России и зарубежных стран криминологическое исследование. М.: Юрлитинформ, 2015. 176 с.

29. Антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации: сборник нормативных правовых актов / сост. В. М. Баранов, И. И. Бикеев, П. А. Кабанов и др.; отв. ред. В. М. Баранов. М.: Проспект, 2018. 1152 с.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

30. Кабанов П. А. Антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации: формирование и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 2. С. 300-333. DOI: http://dx.doi. org/10.21202/1993-047X.12.2018.2.300-333

31. Антикоррупционное законодательство субъектов Российской Федерации: сборник нормативных правовых актов / сост. В. М. Баранов, И. И. Бикеев, П. А. Кабанов и др.; отв. ред. В. М. Баранов. М.: Проспект, 2017. 1120 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Кабанов П. А. Антикоррупционное процессуальное законодательство, регулирующее порядок обнародования сведений об имущественном состоянии отдельных категорий лиц и соблюдении ими антикоррупционных требований // Мониторинг правоприменения. 2018. № 2. С. 4-14. DOI: 10.21681/2226-0692-2018-2-04-14

33. Кабанов П. А. Антикоррупционное информирование как форма антикоррупционного просвещения: понятие и содержание // Мониторинг правоприменения. 2015. № 2. С. 40-46.

34. Кабанов П. А. Формирование специального антикоррупционного процессуального законодательства Российской Федерации: историко-правовой аспект // Актуальные проблемы современной юриспруденции. В 2 ч. Ч. 1: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции / колл. авторов; науч. ред. С. Л. Никонович. М.: РУСАЙНС, 2018. С. 165-172.

IN NN INN INN INN Nil INN INN Nil INN INN Nil INN INN INN Nil INN INN Nil INN INN Nil INN INN INN Nil III111II111II111II111II111II111IIIIIIIIIIIIII111II111II111II111II111II111II111IIIIIIIIIIIIII111II111II111II111II111II111II111IIIIIIIIIIIIII111II111II111II111II111II111II111IIIIIIIIIIIIII11 III 11 III 11 III 111II111II111II111IIIIIIIIIIIIII1111^

References

1. Chumanov E. V. Classification in the Russian legislation: PhD (Law) thesis, Nizhny Novgorod, 2005, 199 p. (in Russ.).

2. Rakitina E. V. Classification in the Russian legislation on labor: PhD (Law) thesis, Ekaterinburg, 2009, 209 p. (in Russ.).

3. Marshakova N. N. Classification in the Russian criminal legislation (theoretical-applied analysis): PhD (Law) thesis, Nizhny Novgorod, 2006, 240 p. (in Russ.).

4. Baranov V. M., Chumanov E. V. Classification in the Russian legislation, Nizhny Novgorod, Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2005, 260 p. (in Russ.).

5. Baranov V. M., Kuznetsov A. P., Marshakova N. N. Classification in the Russian legislation (theoretical-applied research), Moscow, Yurlitinform, 2014, 160 p. (in Russ.).

6. Garbuzova E. V. Classification of normative-legal acts as a tool for structural improvement of legislation, Science to education, production, economy: works of the 16th (63rd) Regional scientific-practical conference of professors, researchers and post-graduate students, Vitebsk, 2011, pp. 322-324 (in Russ.).

7. Zakharenko D. S. Contemporary classification of the laws of the Russian Federation by the example of civil legislation, Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2017, No. 4-2, pp. 75-77 (in Russ.).

8. Kazanina T. V On classification ofacts of civil legislation, VestnikRossiiskoi tamozhennoi akademii, 2010, No. 1, pp. 108-116 (in Russ.).

9. Marshakova N. N. Systematization and classification in criminal legislation (theoretical-applied aspects), Nizhny Novgorod, In-t FSB Rossii, 2007, 48 p. (in Russ.).

10. Baranov V. M. Codification of anticorruption legislation of a subject of the Russian Federation as a technical-juridical means of counteracting the corruption in control-supervision bodies of executive authorities, Topical issues of control and supervision in socially significant spheres of activity of the society and the state: works of the 3rd All-Russia scientific-practical conference, ed. A. V. Martynov, Nizhny Novgorod, 2017, pp. 37-49 (in Russ.).

11. Alekseeva A. P. Anticorruption legislation of Russia in the sphere of sports, Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii, 2012, No. 4, pp. 96-98 (in Russ.).

12. Antonov-Romanovskii G. V., Makarov N. I. Anticorruption legislation. Economic-political aspect of corruption, Rossiiskoe gosudarstvovedenie, 2018, No. 2, pp. 104-119 (in Russ.).

13. Arutinyan V. L. Genesis of the Russian anticorruption legislation, Novaya nauka: Ot idei k rezul'tatu, 2016, No. 9-1, pp. 162-165 (in Russ.).

14. Bondarenko A. V., Lukiyanov M. Yu. Evolution of anticorruption legislation in Russia (comparative-philosophical analysis), Evraziiskiiyuridicheskii zhurnal, 2014, No. 10 (77), pp. 213-215 (in Russ.).

15. Grebenkina S. A. Anticorruption legislation as the basis of economic safety of the country, Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2014, No. 8, pp. 250-253 (in Russ.).

16. Zhikhareva Yu. P. Efficiency of anticorruption legislation as one of the main mechanisms of struggling against corruption, Plekhanovskii barometr, 2016, No. 4 (8), pp. 32-34 (in Russ.).

17. Zakharova T. E. Anticorruption legislation of Russia: features of the contemporary stage, Vestnik Nizhegorodskoi pravovoi akademii, 2016, No. 8 (8), pp. 41-42 (in Russ.).

18. Ivanov A. S. Modernization of the Anticorruption legislation of Russia: problems and prospects, Vestnik Volgogradskoi akademii MVD Rossii, 2016, No. 3 (38), pp. 66-70 (in Russ.).

ME

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

19. Kochoi S. M. Anticorruption legislation: practice of implementation in the Russian Federation subjects, Zakonnost', 2013, No. 6 (944), pp. 61-63 (in Russ.).

20. Krasnov A. M. Historical aspects of developing the juridical technique of anticorruption legislation, Yuridicheskaya tekhnika, 2009, No. 3, pp. 457-458 (in Russ.).

21. Levakin I. V. Harmonization of anticorruption legislation in Russia and Belarus, Aktual'nye problemy rossiiskogo prava, 2015, No. 10 (59), pp. 168-172 (in Russ.).

22. Matveev M. Yu. Anticorruption legislation. Forming anticorruption behavior in the Russian citizens, Moscow, Znanie, 2009, 80 p. (in Russ.).

23. Murashkin I. Yu. Issues of implementing the anticorruption legislation on gifts, Rossiiskayayustitsiya, 2016, No. 9, pp. 43-45 (in Russ.).

24. Seldusheva O. V. Developing the Russian anticorruption legislation within the frameworks of the Russian Constitution of 1993, Yuridicheskaya nauka ipraktika: VestnikNizhegorodskoi akademiiMVD Rossii, 2014, No. 1 (25), pp. 353-356 (in Russ.).

25. Suleimanov T. M. Anticorruption legislation of the Federal Republic of Germany: experience of comparative analysis, Yuridicheskii mir, 2014, No. 3, pp. 45-49 (in Russ.).

26. Torokov D. A. Anticorruption legislation of Singapore, NovaInfo.Ru, 2016, Vol. 1, No. 57, pp. 381-384 (in Russ.).

27. Fadeev A. V. Anticorruption legislation of Russia and foreign countries (criminological research): PhD (Law) thesis, Moscow, 2012, 207 p. (in Russ.).

28. Fadeev A. V. Anticorruption legislation of Russia and foreign countries; criminological research, Moscow, Yurlitinform, 2015, 176 p. (in Russ.).

29. Baranov V. M., Bikeev I. I., Kabanov P. A. et al. Anticorruption procedural legislation of the Russian Federation subjects: collection ofnormative legal acts, ed. V. M. Baranov, Moscow, Prospekt, 2018, 1152 p. (in Russ.).

30. Kabanov P. A. Anticorruption procedural legislation of the Russian Federation subjects: formation and content, Actual problems of economics and law, 2018, Vol. 12, No. 2, pp. 300-333 (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.12.2018.2.300-333

31. Baranov V. M., Bikeev I. I., Kabanov P. A. et al. Anticorruption procedural legislation of the Russian Federation subjects: collection ofnormative legal acts, ed. V. M. Baranov, Moscow, Prospekt, 2017, 1120 p. (in Russ.).

32. Kabanov P. A. Anticorruption procedural legislation regulating the order of disclosing the data on property state of certain categories of persons and their observance of anticorruption requirements, Monitoringpravoprimeneniya, 2018, No. 2, pp. 4-14 (in Russ.). DOI: 10.21681/2226-0692-2018-2-04-14

33. Kabanov P. A. Anticorruption informing as a form of anticorruption enlightenment: notion and content, Monitoring pravoprimeneniya, 2015, No. 2, pp. 40-46 (in Russ.).

34. Kabanov P. A. Forming a special anticorruption procedural legislation of the Russian Federation: historical-legal aspect, Aktual'nye problemy sovremennoiyurisprudentsii, in 2 p. Part 1: sbornik nauchnykh trudovMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, ed. S. L. Nikonovich, Moscow, RUSAINS, 2018, pp. 165-172 (in Russ.).

Дата поступления /Received 06.09.2018 Дата принятия в печать /Accepted 20.11.2018 Дата онлайн-размещения/Available online 25.12.2018

© Баранов В. М., Кабанов П. А., 2018 © Baranov V. M., Kabanov P. A., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.