Исходя из этого высокая цена ошибок решений ЛПР является основанием для принятия мер по снижению иррациональных стереотипов мышления и переходу к анализу субъективных факторов принятия решений на градуированных шкалах измерений при реализации основных
Библиографический
1. Информационная безопасность систем организационного управления. Теоретические основы. Т. 1 [Текст] / под ред. Н. А. Кузнецова и В. В. Кульбы. - М. : Наука, 2006. - 495 с. -ISBN 5020341470.
2. Эшби У. Р. Введение в кибернетику [Текст].
- М. : ИЛ, 1959.
3. Юрьев Г. П. Биоэтические диполи жизненных траекторий в структуре III сигнальной системы [Текст] // Информационные войны.
- 2010. - № 1. - С. 84 - 98. - ISSN 1996-45444. Дружинин В. В. Введение в теорию конфликта [Текст] / В. В. Дружинин, Д. С. Конторов, М. Д. Конторов. - М. : Радио и связь, 1989. - 286 с.
положений правового метода информационного управления конфликтами.
Материалы поступили в редакцию 21.09.2012 г. список (References)
1. Informacionnaja bezopasnost' sistem orga-nizacionnogo upravlenija. Teoreticheskie osnovy. T. 1; pod red. N. A. Kuznecova i V. V. Kul'by. Moskva. Nauka, 2006. 495 s. ISBN 5020341470.
2. Jeshbi U. R. Vvedenie v kibernetiku. Moskva. IL, 1959.
3. Jur'ev G. P. Biojeticheskie dipoli zhiznennyh traektorij v strukture III signal'noj sistemy. Informacionnye vojny. 2010. № 1. S. 84 - 98. ISSN 1996-4544.
4. Druzhinin V. V., Kontorov D. S., Konto-
rov M. D. Vvedenie v teoriju konflikta. Moskva. Radio i svjaz', 1989. 286 s.
УДК 343.9
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ КАК МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
© Митюрина Наталья Юрьевна
кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения, Саратовская городская Дума.
© Бобков Николай Викторович
старший инспектор отделения комплексной защиты объектов и организации инспектирования, ФГКУ УВО ГУМВД России по Саратовской области.
В статье рассматривается комплекс правовых средств борьбы с угрозой национальной безопасности России — коррупцией
Ключевые слова: безопасность, коррупция, законодательство.
кт
ктуальной проблемой современного общества в сфере обеспечения национальной безопасности России является коррупция.
Значимость и глобальность борьбы с данным явлением отметил Президент
Российской Федерации В. В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, подчеркнув что «коррупция уничтожает ресурс национального развития» [1].
Характеризуя сущность понятия «коррупция», мы рассматриваем данное определение в плане использования институциональной, прежде всего государственной власти для частных целей. Конкретика этого опасного социального явления варьируется в огромных пределах. Для противодействия коррупции необходим взаимосвязанный комплекс антикоррупционных норм в административном, гражданском, предпринимательском, трудовом, жилищном, миграционном, финансовом, налоговом, таможенном и других отраслях законодательства Российской Федерации. Правовые проблемы противодействия коррупции должны решаться системно, пронизывать практически все отрасли права.
Исходя из этого актуальной теоретической задачей всех отраслевых юридических наук является разработка научно-методологических основ правового противодействия коррупции. Они должны охватывать не только систему научных понятий, категорий и принципов, но также приёмы и методы активизации право-реализации и стимулирования правоприменительной практики по вопросам предотвращения коррупции и борьбы с ней, расширение сферы антикоррупционных положений в действующем законодательстве на федеральном уровне и на ступени субъектов Федерации, разработку системы показателей неправомерного коррупционного поведения.
Очевидна необходимость «навести порядок» в нормативно-правовой базе, и тогда законодательное поле будет реально способствовать повышению эффективности антикоррупционной деятельности [1].
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [2].
В рассматриваемом контексте противодействие коррупции представляет собой функ-
ционирование структур государственной власти, органов местного самоуправления, муниципальных образований, институтов гражданского общества. Необходима ориентация всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы. Главное, на чём необходимо сконцентрировать усилия, - это системная работа, эффективность которой может быть достигнута совокупностью трёх направлений.
1. Изменение законодательной и нормативной базы, то есть государственных правил с тем, чтобы элементы коррупции стали труднореализуемыми или невозможными.
2. Нетерпимость общества к проявлениям коррупции.
3. Внедрение антикоррупционных мер конкретно в государственном управлении как на федеральном, так и на региональном уровне.
Предстоит ещё многое сделать для того, чтобы на уровне определения принципов и механизмов государственного управления закрыть все источники, которые сегодня создают возможность коррупционных проявлений. В этом случае актуальны примеры госрасходов, изменения системы госзакупок. Настоящей «питательной зоной» для коррупции стали госзакупки, - подчеркнул Президент Российской Федерации В. В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию [1]. Всесторонней и повсеместной критике подвергался и подвергается Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [3]. Огромное поле для распространения коррупции, но вместе с тем никаких конкретных действий по улучшению механизма реализации данного закона.
В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. было сформулировано требование о том, что все мероприятия по противодействию коррупции должны носить системный характер как по горизонтали, так и по вертикали. Актуальность этого очевидна и сегодня. Что это означает в реальности?
Под системой мер по противодействию коррупции следует понимать деятельность государственных органов в пределах их полномочий:
а) предупреждение коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих коррупции (профилактика коррупции);
б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Особым направлением законодательной работы в субъектах РФ должна стать последовательная ревизия действующего законодательства на предмет его коррупциогенности. Она может проходить по следующим направлениям:
а) преодоление коллизий и явных противоречий, ещё сохраняющихся в региональном законодательстве по отношению к федеральному;
б) сокращение многочисленных бланкет-но-отсылочных норм права;
в) пересмотр шкалы завышенных штрафов и др.
В субъектах РФ постепенно складываются и должны в скором будущем эффективно начать работать мощные антикоррупционные механизмы. В частности, в некоторых регионах уже применяются соответствующие антикоррупционные программы, опыт реализации которых может быть взят на вооружение с последующим внедрением лучших практик антикоррупционной деятельности в работу органов власти субъектов Российской Федерации; проводится оценка коррупциогенности деятельности региональных и местных органов власти, направленная на повышение эффективности их функционирования за счёт снижения рисков проявления коррупции; внедряются в действующую практику соответствующие инновационные технологии по преодолению коррупции (например, гражданские адвокатуры, общественная антикоррупционная экспертиза, передвижные юридические консультации, публичные просветительские акции); применяются методики анализа коррупциогенности нормативных правовых актов. Этим методическим разработкам по проведению антикоррупционных правовых экспертиз (федеральных и региональных, законодательных и подзаконных, общих и ведомственных) следует придать универсальность и обязательность.
Этапы проведения административной реформы в органах государственного управления должны входить в качестве составной части в национальную антикоррупционную стратегию.
Современная административная реформа в Российской Федерации нацелена на обновление многих сторон организации и деятельности государственных институтов. Так, неотъемлемым условием достижения поставленных целей является разработка механизмов противодействия коррупции, в числе которых:
- подготовка типовых антикоррупционных программ для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также разработка ведомственных антикоррупционных программ;
- внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов;
- пробное внедрение механизмов противостояния коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти и поэтапная реализация антикоррупционных программ в органах исполнительной власти;
- постепенное развёртывание системы мониторинга уровня коррупции и проводимых антикоррупционных мероприятий.
На федеральном уровне и на уровне субъектов РФ предпринимаются шаги по установлению антикоррупционной юридической экспертизы. В чём сущность такой экспертизы?
В целях противодействия коррупции введена обязательная экспертиза законов и их проектов на коррупциогенность. Активно решается вопрос об организации внутриведомственной экспертизы нормативных правовых актов, проводимой в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявлений коррупции.
Сущность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов состоит в выявлении коррупционных факторов, то есть дефектов норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлению коррупции. Естественно, коррупциогенные факторы могут быть непосредственной основой коррупционных практик либо создавать условия легитимности подобных деяний. К числу коррупционных факторов в нашей правотворческой практике можно отнести, например, множественность вариантов диспозиций юридических норм, их коллизии, определение компетенций органов по формуле «вправе», широту дискреционных полномочий, отсутствие административных и аукционных процедур, пробелы в нормативном регулировании и т. д. Такого рода нормы потенциально опасны, поскольку создают «законные» условия и предпосылки для коррупционных действий государственных служащих.
Важным направлением противодействия коррупции должен стать антикоррупционный мониторинг правоприменительной сферы. Какова его цель? Прежде всего, это - выявление коррупционных факторов и фактов коррупционного поведения должностных лиц государственного аппарата.
Коррупционными факторами могут быть:
- положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения,
содержащие неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
- отсутствие нормативного правового акта (закона), закрепляющего правовой статус, виды (исчерпывающий перечень) органов исполнительной власти, классификацию и правила издания ими актов;
- отсутствие общих правил деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- отсутствие правил рассмотрений обращений граждан и юридических лиц;
- нарушение иерархии нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих правовой статус;
- отсутствие порядка информационного взаимодействия органов исполнительной власти между собой, с другими органами власти, с гражданами и организациями и др.
Исходя из этого совершенствование нормативно-правовой базы, внедрение эффективных «работающих» законов призвано реально способствовать борьбе с коррупцией.
В частности, в целях выявления корруп-циогенных факторов и их последующего устранения принят Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» № 172-ФЗ [5], для повышения эффективности информационного взаимодействия принят
Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» № 8-ФЗ [4], реализация которого призвана обеспечить доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, прозрачность деятельности государственного аппарата.
Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Коррупция, прежде всего в исполнительной власти, может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социальных негативных явлений, характеризующих Российское государство и представляющих угрозу национальной безопасности. Коррупция губит Россию. Поэтому важно обеспечить координацию и гласность антикоррупционной деятельности, совершенствовать кадровую политику, ответственность за совершение коррупционных правонарушений. Законодательство Российской Федерации является, бесспорно, сдерживающим фактором, имеющим практически весь комплекс правовых средств для борьбы с угрозой национальной безопасности России.
Материалы поступили в редакцию 13.12.2012 г.
Библиографический список (References)
1. Путин В. В. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию [Текст] // Российская газета. - 2012. -№ 287(5960). - 13 дек.
2. Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : федеральный закон № 273-ФЗ : [принят 25.12.2008г.] // СПС Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2012 г.).
3. Российская Федерация. Законы. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : федеральный закон № 94-ФЗ [принят 21.07.2005 г.] // СПС Консультант Плюс. - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 12.12.2012 г.).
4. Российская Федерация. Законы. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс] : федеральный закон № 8-ФЗ : [принят 09.02.2009г.] / /
1. Putin V. V. Ezhegodnoe Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu sobraniju. Rossijskaja gazeta. 2012. № 287(5960). 13 dek.
2. Rossijskaja Federacija. Zakony. O proti-vodejstvii korrupcii : federal'nyj zakon № 273-FZ
: [prinjat 25.12.2008g.]. SPS Konsul'tant Pljus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashhenija: 12.12.2012 g.).
3. Rossijskaja Federacija. Zakony. O razme-shhenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlja gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd : federal'nyj zakon № 94-FZ [prinjat 21.07.2005 g.]. SPS Konsul'tant Pljus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashhenija: 12.12.2012 g.).
4. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obes-pechenii dostupa k informacii o dejatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravlenija : federal'nyj zakon № 8-FZ : [prinjat 09.02.2009g.].SPS Konsul'tant Pljus. URL:
СПС Консультант Плюс. - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 12.12.2012 г.). 5. Российская Федерация. Законы. Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс] : федеральный закон № 172-ФЗ : [принят 17.07.2009г.] // СПС Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 12.12.2012 г.).
http://www.consultant.ru (data obrashhenija: 12.12.2012 g.).
5. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob anti-korrupcionnoj jekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov : federal'nyj zakon № 172-FZ : [prinjat 17.07.2009g.]. SPS Konsultant Pljus. URL: http://www.consultant. ru (data obrashhenija: 12.12.2012 g.).
УДК 343.2.01
О НЕКОТОРЫХ СПОРНЫХ АСПЕКТАХ МОДЕЛИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
© Савинова Наталия Андреевна
кандидат юридических наук, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт информатики и права Национальной академии правовых наук Украины.
Статья содержит подходы к определению понятия модели уголовно-правовой политики и её основных элементов (предмета, объекта, цели, направлений, принципов), входящих в структуру такой модели.
Ключевые слова: уголовно-правовая политика, информационное общество, модель уголовно-правовой политики.
Сс
о
овременные возможности функционирования человечества в едином информационном пространстве, формирование/ развитие в современных государствах информационного общества (далее - ИО), требует своевременного политико-правового реагирования государств на необходимость защиты новых видов общественных отношений от общественно опасных посягательств. Такая функция, прежде всего, возлагается на уголовно-правовую политику (далее - У-Пп). Её основой является модель, которая может рассматриваться как образец такой политики [1, с. 15].
По мнению А. Э. Жалинского, модель У-Пп должна отражать восприятие социальной реальности [2, с. 69]. У-Пп, как указывают И. М. Даньшин и А. Ф. Зелинский, вытекает из объективных закономерностей развития общества [3, с. 30]. Поэтому основные характеристики ИО являются критериальными для определения
и соответствующей У-Пп. В том числе каждого из её компонентов в модели. Необходимо учитывать также при моделировании факты, получаемые из реальной действительности и предыдущих исследований, на что указывал А. А. Герцензон в 1970 г. [4, с. 191].
В структуру модели уголовно-правовой политики следует включать те основные её составляющие, которые выражают её наполнение, целенаправленность и принципы их достижения. Следовательно, модель У-Пп должна включать объект и предмет, цель, направления и задачи, уровни, а также принципы такой политики. Применительно к ИО подобная конструкция модели меняется лишь в части соотношения указанных компонентов с требованиями соответствующей международной У-Пп.
Определяя в качестве высших ценностей ИО, объекты, нуждающиеся в уголовно-правовой охране, безопасности дистанционных