Научная статья на тему 'Правовые основы противодействия коррупции как меры обеспечения национальной безопасности России'

Правовые основы противодействия коррупции как меры обеспечения национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1008
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / SECURITY / CORRUPTION / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митюрина Наталья Юрьевна, Бобков Николай Викторович

В статье рассматривается комплекс правовых средств борьбы с угрозой национальной безопасности России – коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Митюрина Наталья Юрьевна, Бобков Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF CURBING CORRUPTIONAS A MEASURE PROTECTING RUSSIAN NATIONAL SECURITY

The article examines the complex of legal means to combat the threat to Russian national security corruption.

Текст научной работы на тему «Правовые основы противодействия коррупции как меры обеспечения национальной безопасности России»

Исходя из этого высокая цена ошибок решений ЛПР является основанием для принятия мер по снижению иррациональных стереотипов мышления и переходу к анализу субъективных факторов принятия решений на градуированных шкалах измерений при реализации основных

Библиографический

1. Информационная безопасность систем организационного управления. Теоретические основы. Т. 1 [Текст] / под ред. Н. А. Кузнецова и В. В. Кульбы. - М. : Наука, 2006. - 495 с. -ISBN 5020341470.

2. Эшби У. Р. Введение в кибернетику [Текст].

- М. : ИЛ, 1959.

3. Юрьев Г. П. Биоэтические диполи жизненных траекторий в структуре III сигнальной системы [Текст] // Информационные войны.

- 2010. - № 1. - С. 84 - 98. - ISSN 1996-45444. Дружинин В. В. Введение в теорию конфликта [Текст] / В. В. Дружинин, Д. С. Конторов, М. Д. Конторов. - М. : Радио и связь, 1989. - 286 с.

положений правового метода информационного управления конфликтами.

Материалы поступили в редакцию 21.09.2012 г. список (References)

1. Informacionnaja bezopasnost' sistem orga-nizacionnogo upravlenija. Teoreticheskie osnovy. T. 1; pod red. N. A. Kuznecova i V. V. Kul'by. Moskva. Nauka, 2006. 495 s. ISBN 5020341470.

2. Jeshbi U. R. Vvedenie v kibernetiku. Moskva. IL, 1959.

3. Jur'ev G. P. Biojeticheskie dipoli zhiznennyh traektorij v strukture III signal'noj sistemy. Informacionnye vojny. 2010. № 1. S. 84 - 98. ISSN 1996-4544.

4. Druzhinin V. V., Kontorov D. S., Konto-

rov M. D. Vvedenie v teoriju konflikta. Moskva. Radio i svjaz', 1989. 286 s.

УДК 343.9

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ КАК МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

© Митюрина Наталья Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения, Саратовская городская Дума.

' msu@saratovduma.ru

© Бобков Николай Викторович

старший инспектор отделения комплексной защиты объектов и организации инспектирования, ФГКУ УВО ГУМВД России по Саратовской области.

Ш uvo64@yandex.ru

В статье рассматривается комплекс правовых средств борьбы с угрозой национальной безопасности России — коррупцией

Ключевые слова: безопасность, коррупция, законодательство.

кт

ктуальной проблемой современного общества в сфере обеспечения национальной безопасности России является коррупция.

Значимость и глобальность борьбы с данным явлением отметил Президент

Российской Федерации В. В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, подчеркнув что «коррупция уничтожает ресурс национального развития» [1].

Характеризуя сущность понятия «коррупция», мы рассматриваем данное определение в плане использования институциональной, прежде всего государственной власти для частных целей. Конкретика этого опасного социального явления варьируется в огромных пределах. Для противодействия коррупции необходим взаимосвязанный комплекс антикоррупционных норм в административном, гражданском, предпринимательском, трудовом, жилищном, миграционном, финансовом, налоговом, таможенном и других отраслях законодательства Российской Федерации. Правовые проблемы противодействия коррупции должны решаться системно, пронизывать практически все отрасли права.

Исходя из этого актуальной теоретической задачей всех отраслевых юридических наук является разработка научно-методологических основ правового противодействия коррупции. Они должны охватывать не только систему научных понятий, категорий и принципов, но также приёмы и методы активизации право-реализации и стимулирования правоприменительной практики по вопросам предотвращения коррупции и борьбы с ней, расширение сферы антикоррупционных положений в действующем законодательстве на федеральном уровне и на ступени субъектов Федерации, разработку системы показателей неправомерного коррупционного поведения.

Очевидна необходимость «навести порядок» в нормативно-правовой базе, и тогда законодательное поле будет реально способствовать повышению эффективности антикоррупционной деятельности [1].

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [2].

В рассматриваемом контексте противодействие коррупции представляет собой функ-

ционирование структур государственной власти, органов местного самоуправления, муниципальных образований, институтов гражданского общества. Необходима ориентация всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы. Главное, на чём необходимо сконцентрировать усилия, - это системная работа, эффективность которой может быть достигнута совокупностью трёх направлений.

1. Изменение законодательной и нормативной базы, то есть государственных правил с тем, чтобы элементы коррупции стали труднореализуемыми или невозможными.

2. Нетерпимость общества к проявлениям коррупции.

3. Внедрение антикоррупционных мер конкретно в государственном управлении как на федеральном, так и на региональном уровне.

Предстоит ещё многое сделать для того, чтобы на уровне определения принципов и механизмов государственного управления закрыть все источники, которые сегодня создают возможность коррупционных проявлений. В этом случае актуальны примеры госрасходов, изменения системы госзакупок. Настоящей «питательной зоной» для коррупции стали госзакупки, - подчеркнул Президент Российской Федерации В. В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию [1]. Всесторонней и повсеместной критике подвергался и подвергается Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [3]. Огромное поле для распространения коррупции, но вместе с тем никаких конкретных действий по улучшению механизма реализации данного закона.

В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. было сформулировано требование о том, что все мероприятия по противодействию коррупции должны носить системный характер как по горизонтали, так и по вертикали. Актуальность этого очевидна и сегодня. Что это означает в реальности?

Под системой мер по противодействию коррупции следует понимать деятельность государственных органов в пределах их полномочий:

а) предупреждение коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих коррупции (профилактика коррупции);

б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Особым направлением законодательной работы в субъектах РФ должна стать последовательная ревизия действующего законодательства на предмет его коррупциогенности. Она может проходить по следующим направлениям:

а) преодоление коллизий и явных противоречий, ещё сохраняющихся в региональном законодательстве по отношению к федеральному;

б) сокращение многочисленных бланкет-но-отсылочных норм права;

в) пересмотр шкалы завышенных штрафов и др.

В субъектах РФ постепенно складываются и должны в скором будущем эффективно начать работать мощные антикоррупционные механизмы. В частности, в некоторых регионах уже применяются соответствующие антикоррупционные программы, опыт реализации которых может быть взят на вооружение с последующим внедрением лучших практик антикоррупционной деятельности в работу органов власти субъектов Российской Федерации; проводится оценка коррупциогенности деятельности региональных и местных органов власти, направленная на повышение эффективности их функционирования за счёт снижения рисков проявления коррупции; внедряются в действующую практику соответствующие инновационные технологии по преодолению коррупции (например, гражданские адвокатуры, общественная антикоррупционная экспертиза, передвижные юридические консультации, публичные просветительские акции); применяются методики анализа коррупциогенности нормативных правовых актов. Этим методическим разработкам по проведению антикоррупционных правовых экспертиз (федеральных и региональных, законодательных и подзаконных, общих и ведомственных) следует придать универсальность и обязательность.

Этапы проведения административной реформы в органах государственного управления должны входить в качестве составной части в национальную антикоррупционную стратегию.

Современная административная реформа в Российской Федерации нацелена на обновление многих сторон организации и деятельности государственных институтов. Так, неотъемлемым условием достижения поставленных целей является разработка механизмов противодействия коррупции, в числе которых:

- подготовка типовых антикоррупционных программ для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также разработка ведомственных антикоррупционных программ;

- внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов;

- пробное внедрение механизмов противостояния коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти и поэтапная реализация антикоррупционных программ в органах исполнительной власти;

- постепенное развёртывание системы мониторинга уровня коррупции и проводимых антикоррупционных мероприятий.

На федеральном уровне и на уровне субъектов РФ предпринимаются шаги по установлению антикоррупционной юридической экспертизы. В чём сущность такой экспертизы?

В целях противодействия коррупции введена обязательная экспертиза законов и их проектов на коррупциогенность. Активно решается вопрос об организации внутриведомственной экспертизы нормативных правовых актов, проводимой в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявлений коррупции.

Сущность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов состоит в выявлении коррупционных факторов, то есть дефектов норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлению коррупции. Естественно, коррупциогенные факторы могут быть непосредственной основой коррупционных практик либо создавать условия легитимности подобных деяний. К числу коррупционных факторов в нашей правотворческой практике можно отнести, например, множественность вариантов диспозиций юридических норм, их коллизии, определение компетенций органов по формуле «вправе», широту дискреционных полномочий, отсутствие административных и аукционных процедур, пробелы в нормативном регулировании и т. д. Такого рода нормы потенциально опасны, поскольку создают «законные» условия и предпосылки для коррупционных действий государственных служащих.

Важным направлением противодействия коррупции должен стать антикоррупционный мониторинг правоприменительной сферы. Какова его цель? Прежде всего, это - выявление коррупционных факторов и фактов коррупционного поведения должностных лиц государственного аппарата.

Коррупционными факторами могут быть:

- положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения,

содержащие неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;

- отсутствие нормативного правового акта (закона), закрепляющего правовой статус, виды (исчерпывающий перечень) органов исполнительной власти, классификацию и правила издания ими актов;

- отсутствие общих правил деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- отсутствие правил рассмотрений обращений граждан и юридических лиц;

- нарушение иерархии нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих правовой статус;

- отсутствие порядка информационного взаимодействия органов исполнительной власти между собой, с другими органами власти, с гражданами и организациями и др.

Исходя из этого совершенствование нормативно-правовой базы, внедрение эффективных «работающих» законов призвано реально способствовать борьбе с коррупцией.

В частности, в целях выявления корруп-циогенных факторов и их последующего устранения принят Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» № 172-ФЗ [5], для повышения эффективности информационного взаимодействия принят

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» № 8-ФЗ [4], реализация которого призвана обеспечить доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, прозрачность деятельности государственного аппарата.

Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Коррупция, прежде всего в исполнительной власти, может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социальных негативных явлений, характеризующих Российское государство и представляющих угрозу национальной безопасности. Коррупция губит Россию. Поэтому важно обеспечить координацию и гласность антикоррупционной деятельности, совершенствовать кадровую политику, ответственность за совершение коррупционных правонарушений. Законодательство Российской Федерации является, бесспорно, сдерживающим фактором, имеющим практически весь комплекс правовых средств для борьбы с угрозой национальной безопасности России.

Материалы поступили в редакцию 13.12.2012 г.

Библиографический список (References)

1. Путин В. В. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию [Текст] // Российская газета. - 2012. -№ 287(5960). - 13 дек.

2. Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : федеральный закон № 273-ФЗ : [принят 25.12.2008г.] // СПС Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2012 г.).

3. Российская Федерация. Законы. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : федеральный закон № 94-ФЗ [принят 21.07.2005 г.] // СПС Консультант Плюс. - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 12.12.2012 г.).

4. Российская Федерация. Законы. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс] : федеральный закон № 8-ФЗ : [принят 09.02.2009г.] / /

1. Putin V. V. Ezhegodnoe Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu sobraniju. Rossijskaja gazeta. 2012. № 287(5960). 13 dek.

2. Rossijskaja Federacija. Zakony. O proti-vodejstvii korrupcii : federal'nyj zakon № 273-FZ

: [prinjat 25.12.2008g.]. SPS Konsul'tant Pljus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashhenija: 12.12.2012 g.).

3. Rossijskaja Federacija. Zakony. O razme-shhenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlja gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd : federal'nyj zakon № 94-FZ [prinjat 21.07.2005 g.]. SPS Konsul'tant Pljus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashhenija: 12.12.2012 g.).

4. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obes-pechenii dostupa k informacii o dejatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravlenija : federal'nyj zakon № 8-FZ : [prinjat 09.02.2009g.].SPS Konsul'tant Pljus. URL:

СПС Консультант Плюс. - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 12.12.2012 г.). 5. Российская Федерация. Законы. Об

антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс] : федеральный закон № 172-ФЗ : [принят 17.07.2009г.] // СПС Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 12.12.2012 г.).

http://www.consultant.ru (data obrashhenija: 12.12.2012 g.).

5. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob anti-korrupcionnoj jekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov : federal'nyj zakon № 172-FZ : [prinjat 17.07.2009g.]. SPS Konsultant Pljus. URL: http://www.consultant. ru (data obrashhenija: 12.12.2012 g.).

УДК 343.2.01

О НЕКОТОРЫХ СПОРНЫХ АСПЕКТАХ МОДЕЛИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

© Савинова Наталия Андреевна

кандидат юридических наук, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт информатики и права Национальной академии правовых наук Украины.

' savinova-nataliia@mail.ru

Статья содержит подходы к определению понятия модели уголовно-правовой политики и её основных элементов (предмета, объекта, цели, направлений, принципов), входящих в структуру такой модели.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика, информационное общество, модель уголовно-правовой политики.

Сс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

овременные возможности функционирования человечества в едином информационном пространстве, формирование/ развитие в современных государствах информационного общества (далее - ИО), требует своевременного политико-правового реагирования государств на необходимость защиты новых видов общественных отношений от общественно опасных посягательств. Такая функция, прежде всего, возлагается на уголовно-правовую политику (далее - У-Пп). Её основой является модель, которая может рассматриваться как образец такой политики [1, с. 15].

По мнению А. Э. Жалинского, модель У-Пп должна отражать восприятие социальной реальности [2, с. 69]. У-Пп, как указывают И. М. Даньшин и А. Ф. Зелинский, вытекает из объективных закономерностей развития общества [3, с. 30]. Поэтому основные характеристики ИО являются критериальными для определения

и соответствующей У-Пп. В том числе каждого из её компонентов в модели. Необходимо учитывать также при моделировании факты, получаемые из реальной действительности и предыдущих исследований, на что указывал А. А. Герцензон в 1970 г. [4, с. 191].

В структуру модели уголовно-правовой политики следует включать те основные её составляющие, которые выражают её наполнение, целенаправленность и принципы их достижения. Следовательно, модель У-Пп должна включать объект и предмет, цель, направления и задачи, уровни, а также принципы такой политики. Применительно к ИО подобная конструкция модели меняется лишь в части соотношения указанных компонентов с требованиями соответствующей международной У-Пп.

Определяя в качестве высших ценностей ИО, объекты, нуждающиеся в уголовно-правовой охране, безопасности дистанционных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.