СПС Консультант Плюс. - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 12.12.2012 г.). 5. Российская Федерация. Законы. Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс] : федеральный закон № 172-ФЗ : [принят 17.07.2009г.] // СПС Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 12.12.2012 г.).
http://www.consultant.ru (data obrashhenija: 12.12.2012 g.).
5. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob anti-korrupcionnoj jekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov : federal'nyj zakon № 172-FZ : [prinjat 17.07.2009g.]. SPS Konsultant Pljus. URL: http://www.consultant. ru (data obrashhenija: 12.12.2012 g.).
УДК 343.2.01
О НЕКОТОРЫХ СПОРНЫХ АСПЕКТАХ МОДЕЛИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
© Савинова Наталия Андреевна
кандидат юридических наук, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт информатики и права Национальной академии правовых наук Украины.
Статья содержит подходы к определению понятия модели уголовно-правовой политики и её основных элементов (предмета, объекта, цели, направлений, принципов), входящих в структуру такой модели.
Ключевые слова: уголовно-правовая политика, информационное общество, модель уголовно-правовой политики.
Сс
о
Човременные возможности функционирования человечества в едином информационном пространстве, формирование/ развитие в современных государствах информационного общества (далее - ИО), требует своевременного политико-правового реагирования государств на необходимость защиты новых видов общественных отношений от общественно опасных посягательств. Такая функция, прежде всего, возлагается на уголовно-правовую политику (далее - У-Пп). Её основой является модель, которая может рассматриваться как образец такой политики [1, с. 15].
По мнению А. Э. Жалинского, модель У-Пп должна отражать восприятие социальной реальности [2, с. 69]. У-Пп, как указывают И. М. Даньшин и А. Ф. Зелинский, вытекает из объективных закономерностей развития общества [3, с. 30]. Поэтому основные характеристики ИО являются критериальными для определения
и соответствующей У-Пп. В том числе каждого из её компонентов в модели. Необходимо учитывать также при моделировании факты, получаемые из реальной действительности и предыдущих исследований, на что указывал А. А. Герцензон в 1970 г. [4, с. 191].
В структуру модели уголовно-правовой политики следует включать те основные её составляющие, которые выражают её наполнение, целенаправленность и принципы их достижения. Следовательно, модель У-Пп должна включать объект и предмет, цель, направления и задачи, уровни, а также принципы такой политики. Применительно к ИО подобная конструкция модели меняется лишь в части соотношения указанных компонентов с требованиями соответствующей международной У-Пп.
Определяя в качестве высших ценностей ИО, объекты, нуждающиеся в уголовно-правовой охране, безопасности дистанционных
коммуникаций и сознания, а также основные ресурсы такого общества: информацию, знания и информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ), У-Пп обеспечения ИО призвана применять политико-правовые меры, направленные на ограждение указанных ценностей и ресурсов от общественно опасных посягательств.
У-Пп обеспечения ИО необходимо воспринимать как политику, совокупность тактических и стратегических мер которой обеспечивает надлежащую разработку, своевременное внедрение и эффективную реализацию норм материального уголовного права, направленных на ограждение дистанционных коммуникаций (в том числе общественных отношений, осуществляемых при их посредничестве), сознания, а также информации, знаний, ИКТ от общественно опасных посягательств.
Модель У-Пп обеспечения ИО представляет собой системную основу доктринальных положений, предусматривающих ориентацию теории и практики уголовного права на обеспечение безопасности общественных отношений в ИО от общественно опасных посягательств, осуществляемых с использованием дистанционных коммуникаций.
Объектом У-Пп обеспечения ИО выступает безопасность отношений, осуществляемых при помощи дистанционных коммуникаций, и самих дистанционных коммуникаций от общественно опасных посягательств. Безусловно, что сфера действия У-Пп обеспечения ИО не ограничивается вышеуказанным. Спектр таких отношений в ИО значительно шире, он охватывает все общественные отношения, которые осуществляются с использованием дистанционных коммуникаций. Таким образом, под объектом У-Пп обеспечения ИО целесообразно воспринимать общественные отношения, обеспечивающие безопасность от общественно опасных посягательств дистанционных коммуникаций и иных общественных отношений, осуществляемых с их использованием.
Говоря о предмете У-Пп, следует исходить из того, что последняя призвана осуществлять «выявление тех негативных явлений, с которыми необходимо бороться уголовно-правовыми средствами, осознание потребности общества в уголовно-правовом регулировании, установление наказуемости общественно опасных деяний, ограничение круга преступного, определения характера наказуемости, мер уголовной ответственности и условий освобождения от неё» [5, с. 38]. В связи с этим предмет её должен восприниматься как составляющая объекта, в которой проявляется суть действия У-Пп - влияние на эти отношения. По этому поводу Н. А. Лопашенко
указывает, что предметом У-Пп является стратегия и тактика уголовно-правового воздействия на преступность [6, с. 29]. Соглашаясь с определением таких групп действий У-Пп, необходимо сделать оговорку: восприятие на этапе разработки и принятия тактико-стратегических решений преступности может иметь место исключительно в широком смысле, то есть включая весь круг общественно опасных деяний. П. Л. Фрис относит к предмету У-Пп «не только правотворчество, но и правоприменительную деятельность» [5, с. 38], разделяя по видам соответствующих действий У-Пп, с акцентом на криминализацию и декриминализацию, с чем также следует согласиться.
Итак, стратегические и тактические действия У-Пп не могут касаться исключительно круга преступлений, а должны распространяться на все общественно опасные деяния в сфере соответствующей У-Пп. В этом контексте предмет У-Пп обеспечения ИО должен пониматься как стратегические и тактические меры уголовно-правового воздействия на общественно опасные деяния в сфере осуществления дистанционных коммуникаций.
Направление какого-либо влияния не может формироваться без ориентации на определённую желаемую для достижения цель, конечный результат целеустремленности политических действий. Так, П. Л. Фрис отмечает, что политика в сфере борьбы с преступностью в Украине в конечном итоге призвана достичь снижения уровня преступности в государстве [5, с. 49] и такой же целью наделяет У-Пп [5, с. 47]. Однако с этим подходом трудно согласиться, ведь цель У-Пп в данном контексте, скорее, должна сводиться к созданию надлежащих условий для функционирования других составляющих политики в сфере борьбы с преступностью именно средствами уголовного права. Но и это не может в полной мере быть реально желаемой для государства целью, а, вероятно, представляется целью промежуточной в смысле влияния на преступность для достижения другой - более значимого для общества результата.
С позиций У-Пп обеспечения ИО, противодействие преступности или снижение её уровня как цель в современных условиях неприемлема из-за невозможности активного действия, отсутствия первичных уголовно-правовых оснований. Когда трансформация новейшей преступности находится в активной фазе, такую конечную цель желательно видеть с позиций криминологической безопасности, ведь большинство общественно опасных деяний, присущих ИО, ещё не криминализированы, а значит не признаны преступлениями. Чему же в таких условиях противодействовать и уровень чего снижать?
Информационная безопасность регионов. 2013. № 1(12)
Поэтому оптимальным путём решения постоянной проблемы направления У-Пп обеспечения ИО становится тезис М. М. Бабаева о необходимости переосмысления подходов к определению цели У-Пп вообще. Он указывает, что в условиях современной низкой эффективности уголовной политики (в понимании её как политики в сфере борьбы с преступностью), применение именно этого подхода способно радикально повлиять на эффективность. Так, он указывает, что ценность такой политики, её содержание и смысл, «в конце концов, её значение и её оправдание - в служении делу обеспечения безопасности. ... в этом смысле мы и говорим, что безопасность охватывает, «вбирает» в себя все виды, все формы и направления деятельности, которые осуществляются в рамках сложных и противоречивых взаимоотношений преступности и общества» [7, с. 325].
Правильность поставленных целей обусловливает не только верность построения концепций, программирования и моделей. Как указывает М. М. Бабаев, именно криминологическая цель для деятельности У-Пп способна изменить ситуацию, поскольку при таком подходе «главные приоритеты деятельности (У-Пп - Н.С.) переносятся из субъектов нападения на объекты защиты» [7, с. 325], что именно и является важнейшим в действия У-Пп. А с точки зрения точности это определение цели является не только оптимальным, но и единственно возможным, поскольку такой политикой должны быть приняты все необходимые меры для создания условий необходимого уголовно-правового воздействия на ИО для предупреждения и устранения общественно опасных посягательств, которые до сих пор не признаны преступными.
Поэтому в качестве цели У-Пп обеспечения ИО следует воспринимать информационную безопасность как безопасность информационного пространства.
Это позволяет выделить круг общественных отношений в ИО, которые являются наиболее уязвимыми от общественно опасных посягательств в ИО к социальным ценностям (благам), которые обусловливают образование таких отношений. В ИО можно причислить естественную потребность общения, обмен информацией и знаниями, что обусловливает развитие дистанционных коммуникаций, ИКТ.
По территории, на которую распространяется действие уголовно-правового обеспечения в современных условиях, У-Пп должна характеризоваться исключительно как национальная. В то же время У-Пп государства в условиях глобализации и открытости общества должна учитывать международные направления, которые избраны и поддержаны государством.
Международная У-Пп именно сегодня выступает катализатором модернизации и повышения эффективности многих национальных У-Пп. Международные политико-правовые акты зачастую прямо диктуют необходимость модернизации национальных законодательств, в частности изменения модельными конвенциями.
В условиях развития ИО, с учётом интересов участников такого общества и потребности в гарантиях глобальной безопасности, У-Пп уже не может замыкаться в рамках характеристик «национальная» и «внутренняя». Она должна базироваться на международных инициативах, стандартах, требованиях и одновременно выражать интересы определённых обществ и государств, ведь «международные договоры, которые тем или иным образом влияют на национальное уголовное законодательство, становятся источником уголовно-правовой политики» [5, с. 68-69].
В условиях формирования У-Пп обеспечения ИО важно определить круг её субъектов, поскольку У-Пп является направлением деятельности «специально уполномоченных на то государственных органов и организаций» [8, с. 74].
К субъектам У-Пп, по определению П. Л. Фриса относятся: парламент, правительство, конституционный суд, высший орган судебной власти - «только те государственные институты, которые формируют уголовно-правовую политику» [5, с. 36], а суды общей юрисдикции правоохранительные органы и граждане ха-растеризуются им как «участники» У-Пп, поскольку «в отличие от субъектов не формируют уголовно-правовой политики, а лишь действуют в сфере уголовно-правовой охраны» [5, с. 36].
Субъект является носителем предметно-практической деятельности, источником активности, направленной на объект, носителем прав и обязанностей [9]. Поэтому при определении субъектов У-Пп следует исходить из того, что в их составе не только органы государственной власти, полномочные её синтезировать, но и лица, которые осуществляют её реализацию. В противном случае процесс реализации У-Пп не мог бы считаться частью таковой, а об эффективности её вообще было бы излишним говорить.
В то же время важной и практически целесообразной является позиция относительно определения в качестве участников У-Пп граждан. Этот аргумент наводит на правильную мысль об определении участников У-Пп как лиц, на которых распространяется действие У-Пп.
Субъектов У-Пп условно можно разделить на три группы по последовательности действий:
1) субъекты разработки стратегических мероприятий У-Пп;
2) субъекты реализации У-Пп;
3) субъекты обеспечения эффективности У-Пп - реализации уголовно-правового обеспечения.
У-Пп развивается согласно направленным на достижение цели ориентирам. Н. А. Беляев указывает, что У-Пп «имеет отношение не ко всем направлениям борьбы с преступностью. С помощью её ... государство направляет деятельность только органов, ведущих борьбу с преступностью с помощью наказания» [10, с. 15]. П. Л. Фрис направления У-Пп классифицирует по функциональным сферам: национальной безопасности, борьбы с преступлениями против жизни и здоровья человека, против свободы, чести и достоинства личности, против собственности, с преступлениями против безопасности производства и т. д. [5, с. 268]. С точки зрения политики в сфере борьбы с преступностью, само направление У-Пп обусловливает направления уголовно-правовых средств (и тут необходимо полностью согласиться с Н. А. Беляевым), которые дают почву для действия первой. Сфера влияния политики характеризует именно круг общественных отношений, через который проходит направление У-Пп.
Библиографический
1. Бибик О. Н. Концепция развития уголовного законодательства РФ как основа для формирования новой модели государственного управления в сфере противодействия преступности [Текст] // Современная уголовная политика: поиск оптимальной модели : матер. VII Российского конгресса уголовного права (31 мая-1 июня 2012 года). - М. : Проспект, 2012. - С. 14-18. - ISBN 978-5-392-06477-9.
2. Жалинский А. Э. Уголовная политика: актуальные задачи, субъекты и механизмы реализации [Текст] // Современная уголовная политика: поиск оптимальной модели: матер. VII Российского конгресса уголовного права (31 мая-1 июня 2012 года). - М. : Проспект, 2012. -С. 67-72. - ISBN 978-5-392-06477-9.
3. Даньшин I. М. Кримшальна полггика: за i проти [Текст] / I. М. Даньшин, А. Ф. Зелшський // Право Украши. - 1992. - № 8. - С. 29-31. - ISSN 0132-1331.
4. Герцензон А. А. Уголовное право и социология: проблемы социологии уголовного права и уголовной политики [Текст]. - М. : Юридическая литература, 1970. - 286 с. - ISBN 978-5-49807-478-8.
5. Фр^ П. Л. Кримшально-правова пол^ика Украши [Текст] : дис. ... док. юрид. наук / Павло Львович Фр^. - 1вано-Франювськ : Прикарпатський юридичний шстигут внутршшх справ, 2005. - 381 с.
нив
У-Пп обеспечения ИО является видом У-Пп, действия которой находятся в области осуществления общественных отношений, присущих ИО, характеризующие само поле её влияния.
Направление У-Пп описывает, определяет её путь, действие. В то же время направления У-Пп обеспечения ИО, векторы её действия должны соотносится с характером противодействия, поскольку такие действия являются контрагентами общественно опасных посягательств. Поэтому при формировании модели У-Пп обеспечения ИО в качестве её основного направления следует определять её воздействие с целью ограждения общественных отношений, присущих ИО, от общественно опасных посягательств средствами уголовного права.
Основным направлением У-Пп обеспечения ИО является формирование и внедрение целенаправленных стратегий и тактики обеспечения безопасности дистанционных коммуникаций и общественных отношений, которые осуществляются с их использованием, от общественно опасных посягательств средствами материального уголовного права.
Материалы поступили в редакцию 28.ll.20l2 г.
список (References)
1. Bibik O. N. Koncepcija razvitija ugolovnogo zakonodatel'stva RF kak osnova dlja formirovanija novoj modeli gosudarstvennogo upravlenija v sfere protivodejstvija prestupnosti. Sovremennaja ugolovnaja politika: poisk optimal'noj modeli : mater. VII Rossijskogo kongressa ugolovnogo prava (3l maja-l ijunja 20l2 goda). Moskva. Prospekt, 20l2. S. l4-l8. ISBN 978-5-392-06477-9.
2. Zhalinskij A. Je. Ugolovnaja politika: aktual'nye zadachi, sub#ekty i mehanizmy realizacii. Sovremennaja ugolovnaja politika: poisk optimal'noj modeli: mater. VII Rossijskogo kongressa ugolovnogo prava (3l maja-l ijunja 20l2 goda). Moskva. Prospekt, 20l2. S. 67-72. ISBN
978-5-392-06477-9.
3. Dan'shin I. M., Zelins'kij A. F. Kriminal'na politika: za i proti. Pravo Ukraïni. l992. № 8. S. 29-3l. ISSN 0l32-l33l.
4. Gercenzon A. A. Ugolovnoe pravo i sociologija: problemy sociologii ugolovnogo prava i ugolovnoj politiki. Moskva. Juridicheskaja literatura, l970. 286 s. ISBN 978-5-49807-478-8.
5. Fris P. L. Kriminal'no-pravova politika Ukraïni : dis. ... dok. jurid. nauk. Ivano-Frankivs'k. Prikarpats'kij juridichnij institut vnutrishnih sprav, 2005. 38l s.
Информационная безопасность регионов. 2013. № 1(12)
6. Лопашенко Н. А. Уголовная политика [Текст]. - М. : Волтерс Клувер, 2009. - 608 с. -ISBN 978-5-466-00377-2.
7. Бабаев М. М. Криминологические основы российской уголовно-правовой политики [Текст] // Современная уголовная политика: поиск оптимальной модели : матер. VII Российского конгресса уголовного права (31 мая-1 июня 2012 г.). - М. : Проспект, 2012. - С. 318-340. -ISBN 978-5-392-06477-9.
8. Звечаровский И. Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика [Текст]. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2001. - 312 с. - ISBN 5-94201-048-Х.
9. Банк бесплатных словарей онлайн (on-line) Lib.Deport.Ru [Электронный ресурс]. - URL: http://Hb.deport.ru/sk>var/bes/s/subjekt.html (дата обращения: 10.12.2012).
10. Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути её реализации [Текст] : монография. - Л. : Изд-во ЛенГУ, 1986. - 176 с.
6. Lopashenko N. A. Ugolovnaja politika. Moskva. Volters Kluver, 2009. 608 s. ISBN 978-5-46600377-2.
7. Babaev M. M. Kriminologicheskie osnovy rossijskoj ugolovno-pravovoj politiki. Sovremennaja ugolovnaja politika: poisk optimal'noj modeli : mater. VII Rossijskogo kongressa ugolovnogo prava (31 maja-1 ijunja 2012 g.). Moskva. Prospekt, 2012. S. 318-340. ISBN 978-5-392-06477-9.
8. Zvecharovskij I. Je. Sovremennoe ugolovnoe pravo Rossii: ponjatie, principy, politika. SPb. Juridicheskij centr Press, 2001. 312 s. ISBN 5-94201-048-X.
9. Bank besplatnyh slovarej onlajn (on-line) Lib. Deport.Ru [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// lib.deport.ru/slovar/bes/s/subjekt.html (data obrashhenija: 10.12.2012).
10. Beljaev N. A. Ugolovno-pravovaja politika i puti ejo realizacii : monografija. Leningrad. Izd-vo LenGU, 1986. 176 s.
УДК 341.231.14
ЦЕННОСТЬ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
© Сухова Надежда Ивановна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».
© Тогузаева Екатерина Николаевна
кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского ^ права и процесса, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского».
В статье исследуется право на информацию в двух аспектах: как субъективная ценность и как объективная ценность.
Ключевые слова: право на информацию, ценность, правовой мониторинг, комплексный мониторинг, эффективность, реализация права, открытость органов государственной власти.
Сс
оциальные связи по своей природе /нуждаются в упорядоченности, в первую очередь, законодательной. Отношение к праву не всегда может быть позитивным. Имея в виду недостаточно высокое качество современ-
ного российского права, отличающегося частой противоречивостью, непоследовательностью, пробельностью, возникают определённого рода сомнения в его способности оказывать адекватное воздействие на общественные отно-