Научная статья на тему 'Проблема классификации информации по доступу и видам тайны в российском информационном праве и теории информационной безопасности'

Проблема классификации информации по доступу и видам тайны в российском информационном праве и теории информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1234
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА / ЗАЩИЩАЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION LAW / INFORMATION SECURITY / RESTRICTED ACCESS INFORMATION / PROTECTED INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимцева Светлана Юрьевна, Линьков Алексей Владимирович

В статье анализируются актуальные вопросы правового обеспечения информационной безопасности и защиты информации. Выявлен ряд недоработок российского информационного законодательства, в том числе и в области классификации информации. Предложены изменения и дополнения в модель классификации информации по доступу и видам тайны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INFORMATION CLASSIFICATION CONCERNING THE ACCESS TO SECRETS (AS IT IS PRESENTED IN RUSSIAN INFORMATION LAW AND THEORY OF INFORMATON SECURITY)

The paper analyzes current legal issues of information security and data protection. A number of shortcomings of Russian information legislation, including the ones in the sphere of information classification are revealed. Amendments to the model of information classification concerning the access to different types of secrets are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблема классификации информации по доступу и видам тайны в российском информационном праве и теории информационной безопасности»

14. Постановление Правительства РФ № 526 от 15.07.02г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 16.03.2012).

15. Приказ ФСБ РФ № 635 от 25.12.08г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

- URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.03.2012).

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.11г. № 3-П. - [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 10.06.2011).

17. Сборник решений и разъяснений по классификации по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

- URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.06.2011).

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF № 526 ot 15.07.02g. [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. -URL: http://www.consultant.ru (data obrawenija: 16.03.2012).

15. Prikaz FSB RF № 635 ot 25.12.08g. [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. - URL: http:// www.consultant.ru (data obrawenija: 16.03.2012).

16. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 31.03.11g. № 3-P. - [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. - URL: http://www.consultant. ru (data obrawenija: 10.06.2011).

17. Sbornik reshenij i raz#jasnenij po klas-sifikacii po edinoj tovarnoj nomenklature vneshnejekonomicheskoj dej atel'nosti tamozhennogo sojuza (TN VJeD TS) otdel'nyh tovarov. [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus. - URL: http://www.consultant. ru (data obrawenija: 07.06.2011).

УДК 34

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИИ

ПО ДОСТУПУ И ВИДАМ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ И ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Трофимцева Светлана Юрьевна

кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры общегуманитарных дисциплин, ФКОУ ВПО «Самарский юридический институт».

' [email protected]

© Линьков Алексей Владимирович

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры безопасности инфор мационных систем, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет».

Ш [email protected]

В статье анализируются актуальные вопросы правового обеспечения информационной безопасности и защиты информации. Выявлен ряд недоработок российского информационного законодательства, в том числе ив области классификации информации. Предложены изменения и дополнения в модель классификации информации по доступу и видам тайны.

Ключевые слова: информация, информационное право, информационная безопасность, информация ограниченного доступа, защищаемая информация.

В и

I

> информационном обществе с его многомерными связями между субъектами немаловажную роль играет формирование принципиально новых видов отношений - информационных, которые требуют правового регулирования и обеспечения безопасности

информации как важнейшего ресурса социального развития.

В правовом поле обращает на себя внимание факт неоднородности информации, в силу чего различные её типы подлежат регулирова-

нию нормами гражданского, административного или уголовного права.

Проблема выделения типов классификации информации в этом аспекте является достаточно дискуссионной проблемой. В трудах отечественных исследователей в области информационного права и теории информационной безопасности были сделаны попытки классификации информации на общедоступную и с ограниченным доступом, причём последняя, в свою очередь, рядом исследователей делится на несколько подклассов.

Однако в Федеральном законе РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [5] (далее - 149-ФЗ) были разработаны несколько иные классификации, нежели предложенные специалистами. Даже при первичном анализе данного закона становится очевидным, что была сделана попытка заменить иерархическую классификацию фасетной, так как вместо выделения одного, отличного для каждого класса элементов, типологического признака используется свой набор признаков для каждого класса. Следует отметить, что применение фасетной классификации в области законодательства вряд ли всегда возможно, поскольку если иерархическая классификация позволяет относительно чётко разграничить виды информации, то при использовании фа-сетной - может сложиться ситуация, когда один и тот же вид информации будет отнесён двум или более классам одновременно, что является недопустимым.

В 149-ФЗ закреплены два типа классификации информации: по категории доступа (ч. 2 ст. 5 149-ФЗ) и в зависимости от порядка предоставления или распространения информации (ч. 3 ст. 5 149-ФЗ). Разделение указанных классификаций уже вызывает ряд вопросов, так как доступ 149-ФЗ определяет как «возможность получения информации и её использования» (п. 6 ст. 2 149-ФЗ) [5], при этом «предоставление» и «распространение» информации тем же 149-ФЗ определены как «действия, направленные на получение информации» или «передачу информации» (п.п. 8, 9 ст. 5 149-ФЗ) [5], то есть как процесс, в результате которого доступ из потенциального стал реальным, следовательно, данный процесс подлежит одному нормативному регулированию, предметом которого является один и тот же вид информации, независимо от фаз данного процесса.

Далее следует конкретнее остановиться на выделенных в 149-ФЗ четырёх классах информации по признаку порядка её предоставления или распространения. Законодатель разграничивает «информацию, свободно распространяемую» (п. 1 ч. 3 ст. 5 149-ФЗ) [5], «информацию, предо-

ставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях» (п. 2 ч. 3 ст. 5 149-ФЗ) [5], «информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению» (п. 3 ч. 3 ст. 5 149-ФЗ) [5], «информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается» (п. 4 ч. 3 ст. 5 149-ФЗ) [5]. Нарекания здесь вызывает следующее. Информация, которая «в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению», может быть «свободно распространяемой», согласно нормам Конституции РФ (ч. 4 ст. 29) [1], либо в соответствии с нормами отдельных федеральных законов, которыми определены разновидности информации, не подлежащие засекречиванию [6, 23], либо по решению судебных органов, если конкретная информация была необоснованно выведена из свободного доступа или должна находиться в свободном доступе.

Кроме этого, «информация, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается», может быть предоставляемой «по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях». Так, участники коммерческой сделки могут предоставить друг другу информацию, содержащую коммерческую тайну, представляющую коммерческую ценность для участников сделки именно «в силу неизвестности её третьим лицам», поскольку к ней «нет свободного доступа на законном основании» (ст. 3 98-ФЗ) [6]. А предприятиям или организациям, получившим лицензию на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, предоставляется информация, распространение которой в Российской Федерации и за её пределами карается российским уголовным законом. Исходя из этого можно констатировать, что при составлении данной классификации основной недоработкой является грубейшее нарушение принципов классификации как таковых.

В этой связи представляется более рациональным использовать уже разработанную в российском правоведении и в теории информационной безопасности классификацию информации по доступу с внесением в уже имеющуюся модель определённых корректировок.

Как уже указывалось выше, нормой 149-ФЗ предусмотрено деление информации по критерию доступности. Таким образом, общедоступность информации в Российской Федерации гарантируется ч. 4 ст. 29 Конституции РФ: «каждый гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [1]. Понятие «ограничение доступа» не должно трактоваться в узком смысле, под-

разумевая лишь «возможность ознакомления с информацией» [14], так как закреплённое в норме 149-ФЗ «использование» (п. 6 ст. 2 149-ФЗ) [5] означает и копирование, и тиражирование, в том числе для получения коммерческой выгоды, и передачу третьему лицу, и даже попытки перекодирования в соответствии с типом полученных данных.

Ограничивать доступ к информации в РФ могут только нормы, закреплённые в законодательстве.

При этом представляется совершенно неправомерным отнесение общедоступной информации и информации с ограниченным доступом к защищаемой информации [ 20, с. 8], поскольку ГОСТ Р 50922-2006 защищаемую информацию определяет как предмет собственности [14], а собственник общедоступной информации может либо не определяться, либо отсутствовать вообще, либо определённые права утрачивают силу. К примеру, в международном и российском законодательствах ограничиваются авторские и смежные права (кроме права считаться автором - создателем произведения) определёнными сроками, после чего произведение становится общедоступным и возможным для свободной трансляции. Общедоступной информацией являются, в частности, тексты федеральных и региональных нормативных актов, и в Российской Федерации (да и нигде в мировой практике) не существует правовых норм, закрепляющих собственность государства на данную информацию. Свободные интернет-энциклопедии также не имеют собственника и открыты для редактирования, что свидетельствует о том, что общедоступная информация не может быть отнесена к защищаемой (во всяком случае, пока действует положение ГОСТ Р 50922-2006).

Информация с ограниченным доступом большинством специалистов ассоциируется с защищаемой информацией, причём объёмы данных понятий, по их мнению, полностью совпадают. Однако с этим следует не согласиться, так как ГОСТ Р 50922-2006 защищаемую информацию определяет как информацию, являющуюся «предметом собственности и подлежащую защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации» [14]. Поэтому с точки зрения гражданского права, естественно, в определённых случаях к информации такого рода доступ может быть ограничен. Тем не менее представляется неверным полностью отождествлять объёмы понятий «информация с ограниченным доступом» и «защищаемая информация», так как рядом законодательных и подзаконных актов РФ сфор-

мирован класс информации, доступ к которой ограничен определённым категориям граждан. Такая информация может официально не находиться в чьей-то собственности, и в отношении неё предпринимаются попытки широкого распространения. К примеру, в настоящее время в России стала актуальной проблема так называемого спама - массовой рассылки электронных сообщений, в основном, рекламного характера, не запрошенных получателями. В результате получение спама ложится на всех пользователей российского сегмента сети Интернет невидимым налогом. По различным оценкам, объёмы финансовых потерь колеблются в пределах от 120 до 200 млн дол. США в год [18].

К указанному классу информации в РФ согласно нормам ФЗ «О рекламе» относится реклама табачных изделий, распространение которой ограничено, реклама алкогольной продукции, трансляция которой средствами теле- и радиовещания ограничена по времени суток, информационные продукты порнографического характера и т. п. [8]. Это ограничение обусловлено стремлением защитить физиологическое здоровье граждан, оградить несовершеннолетних от потребления табачных изделий и алкогольной продукции или реализуется в целях защиты субъектов информационных отношений от негативного информационного воздействия [16, с. 24].

Проблема корректировки классификации информации в таком ключе российскими исследователями начала осознаваться сравнительно недавно, в связи с чем делаются попытки терминологически определить данную информации как «вредную», «вредоносную», «негативную». К негативным информационным воздействиям Доктрина информационной безопасности РФ относит различные виды информационно-психологического воздействия (дезинформация, пропаганда, манипуляции) [11]. В этой связи на уровне законодательных органов России неоднократно предпринимались попытки разработать и принять закон «Об информационно-психологической безопасности» для того, чтобы в законодательном порядке регулировать вопросы защиты таких субъектов информационных отношений, как личность и общество от негативных информационных воздействий психологического характера. Тем не менее, с 1 сентября на территории России вступает в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ (с изм. от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ), что можно считать (несмотря на весь комплекс претензий специалистов к указанному нормативному акту и изменениям к нему) началом

формирования законодательной базы в области информационно-психологической защиты социума и личности.

Таким образом информацию «вредную» или негативную для субъектов информационных отношений предлагается отнести к разновидности информации с ограниченным доступом, от воздействия которой следует защищать субъектов информационных отношений. К ней, как правило, относят информацию порнографического характера или содержащую призывы к национальному, расовому, религиозному или языковому превосходству, разжиганию розни, конфликтов и т. п.

Однако поскольку на законодательном уровне данный класс информации стал только оформляться с принятием 436-ФЗ, чёткого нормативного закрепления данный класс пока не получил, поскольку проект Федерального закона РФ «Об информационно-психологической безопасности» так и не был принят.

На основании вышеизложенного, на наш взгляд, следует разделить класс информации с ограниченным доступом на два подкласса: 1) защищаемую информацию; 2) «негативную для субъектов информацию» (или информацию, «от которой необходимо защищать психику субъектов информационных отношений»).

В свою очередь защищаемую информацию в Российской Федерации предлагается разделить на два подкласса: 1) информацию, содержащую тайну; 2) информацию, тайну не содержащую.

Если первый из указанных подклассов сомнений у исследователей не вызывает, то в отношении второго следует привести ряд уточнений. К информации, не содержащей тайну, но, тем не менее, попадающей в категорию защищаемой, относится, например, информация, являющаяся объектом авторского права и определяемая Гражданским кодексом РФ как «любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя» (ч. 1 ст. 1300 ГК РФ) [4].

Следует не согласиться с теми специалистами, которые не относят информацию, являющуюся объектом авторского права, ни к защищаемой, ни к информации с ограниченным доступом в принципе [16, 19, 21]. Если исходить из нормы 149-ФЗ, где доступ к информации - это возможность как получения субъектом информации, так и её использования, и поскольку автор является собственником созданного им произведения (значит, информация уже может быть отнесена к категории защищаемой), то исходя из нормы ч. 2 ст. 1330 ГК РФ [4] распространение (копирование, тиражирование, транслирование), безусловно, является одним из

способов использования информации, поэтому распространение может быть ограничено автором или лицом, получившим смежные права на определённых условиях. В этой связи выделение в классификации информации, не содержащей тайну, можно считать обоснованным.

Информация, содержащая тайну, в Российской Федерации, в свою очередь, разделяется на два вида: информацию, составляющую государственную тайну, и конфиденциальную информацию - сформированных на основании указов Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесённых к государственной тайне» [10] и «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» [9], где к конфиденциальной информации отнесена коммерческая, профессиональная и служебная тайна, а также персональные данные.

Основополагающим документом для этой области является Конституция РФ. Однако в Конституции данные вопросы регулируются нормами всего трёх статей (ст. 23, 24, 29), причём гарантируется неприкосновенность только личной и семейной тайны, а наличие государственной тайны только декларируется.

В этой связи остальной круг вопросов регулируется нормами отдельных федеральных законов, указов Президента и постановлений и распоряжений Правительства.

Введённое указами Президента РФ разделение информации, содержащей тайну, на информацию, содержащую государственную тайну, и конфиденциальную информацию, с одной стороны, нарушает принцип равноправности субъектов информационных отношений, ставя государство в преимущественное положение. Однако необходимость именно в таком разграничении связана с тем, что нарушение статуса, установленного в отношении государственной тайны, влечёт за собой ущерб национальным интересам Российской Федерации и нарушает систему всей национальной безопасности, от чего страдают все субъекты информационных отношений. Нарушение статуса, установленного в отношении определённого рода конфиденциальной информации, наносит ущерб её непосредственному собственнику, что не обязательно должно повлечь за собой ущерб национальной безопасности. Так, с одной стороны, разглашение тайны усыновления может нанести моральный ущерб и лицам, усыновившим ребёнка, и самому усыновлённому лицу, однако это вряд ли снизит статус России на международной арене или поставит в более уязвимое положение в международной конкурентной политической борьбе. С другой стороны, разглашение коммерческой тайны, например, «Газпрома», может нанести серьёзный финансовый ущерб этой компании,

что чревато её вытеснением с рынка мировых энергетических ресурсов или банкротством. Как следствие, банкротство компании такого уровня приведёт к подрыву национальной экономики, резкому изменению конъюнктуры цен на энергоносители, росту безработицы в топливно-энергетическом комплексе, общему экономическому спаду и, в итоге, к снижению позиций России на мировой арене, что является нарушением национальных интересов. Однако ущерб национальным интересам в данном случае был бы нанесён не прямо, а косвенно.

Значит, разделение защищаемой информации на информацию, содержащую государственную тайну и конфиденциальную информацию, можно считать оправданным с точки зрения правового регулирования информационных отношений и защиты национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Правовое регулирование института государственной тайны было начато в Российской Федерации одним из первых в данной предметной области. Основа заложена Конституцией Российской Федерации и одним из первых значительных федеральных законодательных актов - Федеральным законом «О государственной тайне» с неоднократными изменениями, последние из которых были внесены 08 ноября 2011 г. Однако несмотря на серьёзную доработку ряда последних лет, все попытки учесть максимальное количество нюансов и не допустить пробелов, таковые до сих пор имеются. Все эти факты в совокупности свидетельствуют о необходимости продолжать доработку нормативно-правовых положений в данной предметной области.

Конфиденциальной информацией в Российской Федерации на основании указа Президента «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» считается информация, содержащая коммерческую, служебную тайну, различные виды профессиональной тайны, например, врачебную, адвокатскую, личную и семейную тайны [9].

Следует заметить, что именование термином «конфиденциальная» информации, содержащей любую тайну, кроме государственной, представляется не совсем верным как с лингвистической, так и с юридической точки зрения, что неоднократно отмечалось специалистами [15].

Словарь С. И. Ожегова определяет понятие «конфиденциальный» как «тайный, доверительный» [21], что синонимично понятиям «тайный», «секретный», «закрытый от третьих лиц», следовательно, с точки зрения языковой нормы, информация, содержащая государственную тайну, тождественна конфиденциальной. В принципе, законодатель может сузить на-

бор дефиниций, переводя распространённый в языке термин в область права, но 149-ФЗ определяет конфиденциальность информации как «обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя» (п. 7 ст. 2 149-ФЗ) [5]. Таким образом, в российском законодательстве, регулирующем информационные отношения, присутствует ещё одна значимая недоработка, связанная с нечётким заданием норм-дефиниций, что создаёт немало сложностей.

Особое место в этом ряду занимают правовые нормы, связанные с коммерческой тайной. Прежде всего, следует указать на то, что, хотя попытки раскрыть данный термин предпринимались ещё в 1980-е гг., Федеральный закон «О коммерческой тайне» [6] был принят только в 2004 г., когда информационные отношения в экономической сфере в России давно вышли на качественно новый уровень.

Правовой основой для принятия этого закона стала Конституция РФ (ст. 34), Гражданский кодекс РФ (ст. 139 ч. I - утратила силу), - где дано понятие служебной и коммерческой тайны, и ст.ст. 771, 772 ч. II ГК, закрепляющие институт коммерческой тайны и определяющие основные принципы конфиденциальности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ). Федеральный закон «О коммерческой тайне» имел достаточно большое значение, хотя не устранил противоречий в законодательстве. К примеру, в понятие коммерческой тайны не отнесены некоторые результаты интеллектуальной деятельности и права на них.

Практически не конкретизировано в законе применение его норм по отношению к ноу-хау, что, как утверждают составители закона, стало «камнем преткновения» в споре с Президентом, по причине чего закон долго не мог быть принят [21, с. 40]. Поскольку при создании и использовании ноу-хау в силу вступает законодательство, регулирующее авторское или патентное право (ГК ч. IV), данный вопрос можно отнести к числу не до конца решённых. В этой связи можно утверждать, что закон «О коммерческой тайне» требует серьёзной доработки.

Нормативное регулирование института служебной тайны можно отнести к наиболее не развитым в российском информационном праве. До 01 января 2008 г. в отношении служебной тайны действовала норма ст. 139 ч. I ГК РФ, определявшая служебную тайну как информацию, имеющую <...> «ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и об-

ладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности» [3]. Однако данная норма утратила силу, в связи с чем в настоящий момент в российском законодательстве сложилась неординарная ситуация: класс защищаемой информации присутствует, а законодательных норм по его выделению и регулированию нет.

Данная проблема достаточно давно осознавалась специалистами, в связи с чем предпринимались попытки принятия в РФ закона «О служебной тайне», в котором предполагалось, что в режиме служебной тайны должна охраняться конфиденциальная служебная информация, в том числе получаемая органами государственной власти от других субъектов, а также информация, создаваемая ими в процессе деятельности и в целях защиты определённых государственных интересов и не предназначенная для неограниченного распространения [22], иными словами, авторы проекта закона рассматривали служебную тайну как некую внутрисистемную информацию. Но согласно предполагаемым нормам проекта закона «О служебной тайне» функционирование данного класса информации было возможно только в государственных органах, что существенно ограничивало права коммерческих организаций. Кроме этого, такое определение служебной тайны создавало прецедент по переводу информации одного класса в другой (коммерческой, профессиональной и прочих, кроме государственной, - в служебную), хотя каждый из данных видов защищаемой информации может иметь свой режим защиты, а самое главное, его нарушение предполагает ответственность по разным нормативным правовым актам РФ.

Несмотря на это, проект закона содержал целый ряд положительных моментов, что потенциально позволяло заложить правовой фундамент для формирования системы оборота и защиты подобной категории информации [22]. Тем не менее проект закона «О служебной тайне» не был принят до настоящего момента.

В результате единственным федеральным нормативным документом, регламентирующим отношения субъектов инфосферы в области служебной информации, является постановление Правительства РФ от 03 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Данное постановление регламентирует оборот служебной информации в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях [12], что означает невозможность оборота информации подобного типа в других учреждениях организациях.

Кроме этого, обращает на себя внимание тот факт, что в постановлении Правительства служебная информация была отнесена к категории несекретной, но с ограниченным доступом. В принципе, такое положение было бы возможным, если бы с 1996 г. не стала действовать норма ст. 139 ГК РФ, где прямо признавалось, что служебная информация содержит тайну, а указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 в редакции указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. (!) служебная информация отнесена к конфиденциальной. При этом постановление Правительства, которое в связи с принятием ч. I ГК РФ и указа Президента № 188, по не совсем понятной причине не утратило силу, предписывает обрабатывать служебную информацию вместе с несекретной (п. 1.2) [12], хотя она не подлежит разглашению (п. 1.7), а сам порядок работы с документами, содержащими служебную информацию, аналогичен порядку работы с документами, содержащими государственную тайну.

В этой связи отдельные положения постановления Правительства № 1233 вызывают некоторое недоумение: если федеральный кодифицированный закон относит служебную информацию к содержащим тайну, и эта же норма зафиксирована в указе Президента, то постановление Правительства как подзаконный акт, по иерархии находящийся ниже вышеперечисленных, не может выводить указанный вид информации из установленного правового режима. Тем более, что служебную информацию в правительственном варианте со служебной тайной в ГК РФ и указе Президента № 188 сближает не только правовой режим, но и мера ответственности за разглашение: виновный несёт дисциплинарную или иную ответственность (п. 1.8) [11].

К классу конфиденциальной информации также в отдельных случаях можно отнести информацию, составляющую объект патентного права (секретные патенты). Хотя данная информация является объектом интеллектуальной собственности, наряду с информацией, составляющей объект авторского права, отнесение указанных двух разновидностей к разным классам и подклассам оправдано тем, что информация, содержащаяся в секретном патенте или в свидетельстве, составляет тайну его собственника и может стать доступной (как и любой другой вид защищаемой информации) определённому или неопределённому кругу лиц только по особому решению собственника патента или свидетельства и государства, принявшего решение об отнесении этой информации к закрытой, а охрана этой тайны гарантирована Конституцией РФ (ч. 1 ст. 44).

Ещё одна неясность связана с информацией, содержащей персональные данные. При том, что Конституцией РФ введено понятие «личная и семейная тайна» (ч. 1 ст. 23) [1], Федеральный закон РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» определяет персональные данные как любую информацию, относящуюся к определённому или определяемому на основании такой информации физическому лицу (п. 1 ст. 3) [7], не упоминая понятия «личная и семейная тайна», в связи с чем Конституционному суду РФ пришлось давать разъяснения: под личной и семейной тайной (частной жизнью) лица понимаются те сведения, которые не могут быть известны неопределённому кругу лиц, та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства [13].

В Конституции РФ нет понятия «персональные данные». Основной закон защищает частную жизнь и запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о ней без согласия человека (ст. 24) [1]. «Персональные данные» - термин международного права, закреплённый в Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», ратифицированной Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ. Конвенция определяет персональные данные обобщённо как «информацию, касающуюся конкретного или

могущего быть идентифицированным лица» [2], гарантирует их надлежащую охрану, законную обработку, ограничение доступа к таким сведениям, но не содержит запрета на сбор, хранение, использование и распространение персональных данных без согласия соответствующего лица.

Закон № 152-ФЗ [7] фактически включает в понятие «персональные данные» любую информацию, относящуюся к определённому или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). К защищаемым данным отнесены: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Следует также согласиться со специалистами, указывающими на несовершенство Федерального закона «О персональных данных« и вытекающие отсюда проблемы правоприменительной практики.

Таким образом, как показал проведённый анализ, российское законодательство содержит ряд недоработок и коллизий, что затрудняет проведение чёткой классификации информации, а это, в свою очередь, может оказать негативное влияние на качество правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Материалы поступили в редакцию 15.06.2012 г.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст : [в ред. от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4.

- Ст. 445. - ISSN 1560-0580.

2. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» [Текст] : федеральный закон № 160-ФЗ : [ратифицирована 19 декабря 2005 г.] // Российская газета. - 2005.

- 22 дек. - № 288.

3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 [Текст] : федеральный закон № 51-ФЗ : [принят 30 ноября 1994 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5496. - ISSN 1560-0580.

4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. Ч. IV [Текст] : федеральный закон № 230-ФЗ : [принят 30 декабря 2006 г.] / / Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 52 (ч. 1). - ISSN 1560-0580.

1. Rossijskaja Federacija. Konstitucija (1993).

Konstitucija Rossijskoj Federacii [Tekst] : ofic. tekst : [v red. ot 30.12.2008 g. № 6-FKZ, № 7-FKZ] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii.

- 2009. - № 4. - St. 445. - ISSN 1560-0580.

2. Rossijskaja Federacija. Zakony. O

ratifikacii Konvencii Soveta Evropy «O zawite fizicheskih lic pri avtomatizirovannoj obrabotke personal'nyh dannyh» [Tekst] : federal'nyj zakon № 160-FZ : [ratificirovana 19 dekabrja 2005 g.] // Rossijskaja gazeta. - 2005. - 22 dek. - № 288.

3. Rossijskaja Federacija. Zakony. Grazh-danskij kodeks RF. Ch. 1 [Tekst] : federal'nyj zakon № 51-FZ : [prinjat 30 nojabrja 1994 g.] / / Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1994.

- № 52 (ch. 1). - St. 5496. - ISSN 1560-0580.

4. Rossijskaja Federacija. Zakony. Grazh-danskij kodeks RF. Ch. IV [Tekst] : federal'nyj zakon № 230-FZ : [prinjat 30 dekabrja 2006 g.] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. -2006. - № 52 (ch. 1). - ISSN 1560-0580.

5. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и защите информации [Текст] : федеральный закон № 149-ФЗ : [принят 27 июля 2006 г.] / / Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006.

- № 31 (ч. 1). - Ст. 3448. - ISSN 1560-0580.

6. Российская Федерация. Законы. О коммерческой тайне [Текст] : федеральный закон № 98-ФЗ : [принят 29 июля 2004 г. : по сост. на 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004.

- № 32. - Ст. 3283. - ISSN 1560-0580.

7. Российская Федерация. Законы. О персональных данных [Текст] : федеральный закон № 152-ФЗ : [принят 27 июля 2006 г. : по сост. на 27 июля 2011 г. № 261-ФЗ] // Российская газета.

- 2011. - 27 июля. - № 5538.

8. Российская Федерация. Законы. О рекламе [Текст] : федеральный закон № 38-ФЗ : [принят 13 марта 2006 г.] // Российская газета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2006. - 15 марта. - № 4017.

9. Российская Федерация. Президент. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера [Текст] : указ Президента РФ № 188 : [издан 6 марта 1997 г. : с изм. от 23 сентября 2005 г. № 1111] // Российская газета.

- 1997. - 10 мар. - № 67.

10. Российская Федерация. Президент. Об

утверждении перечня сведений, отнесённых к государственной тайне [Текст] : указ Президента РФ № 1203 : [издан 30 ноября 1995 г. : в ред. от 11 февраля 2006 г. № 90] // Российская газета.

- 2006. - 17 фев. - № 4000.

11. Российская Федерация. Президент. Доктрина информационной безопасности РФ [Текст] : указ Президента РФ № Пр-1895 : [утверждена 09 сентября 2000 г.] // Российская газета. - 2000. - 28 сент. - № 187.

12. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти [Текст] : постановление Правительства РФ № 1233 : [принято 03.11.1994 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 30(2). - Ст. 3165. - ISSN 1560-0580.

13. Российская Федерация. Конституционный суд. Определение Конституционного суда РФ № 248-О : [вынесено 09 июня 2005 г.].

- URL: http://www.ksrf.ru/Decision/Pages/default. aspx (дата обращения: 21.02.2012).

14. ГОСТ Р 50922-2006. Защита информации. Основные термины и определения [Текст]. - М. : Госстандарт России, 2006.

15. Алексенцев А. И. О классификации конфиденциальной информации по видам тайны [Текст] / А. И. Алексенцев // Безопасность ин-

5. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i zawite informacii [Tekst] : federal'nyj zakon № 149-FZ : [prinjat 27 ijulja 2006 g.] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2006. - № 31 (ch. 1). -St. 3448. - ISSN 1560-0580.

6. Rossijskaja Federacija. Zakony. O kommercheskoj tajne [Tekst] : federal'nyj zakon № 98-FZ : [prinjat 29 ijulja 2004 g. : po sost. na 11 ijulja 2011 g. № 200-FZ] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2004. -№ 32. - St. 3283. - ISSN 1560-0580.

7. Rossijskaja Federacija. Zakony. O personal'nyh dannyh [Tekst] : federal'nyj zakon № 152-FZ : [prinjat 27 ijulja 2006 g. : po sost. na 27 ijulja 2011 g. № 261-FZ] // Rossijskaja gazeta.

- 2011. - 27 ijulja. - № 5538.

8. Rossijskaja Federacija. Zakony. O reklame [Tekst] : federal'nyj zakon № 38-FZ : [prinjat 13 marta 2006 g.] // Rossijskaja gazeta. - 2006. - 15 marta. - № 4017.

9. Rossijskaja Federacija. Prezident. Ob

utverzhdenii perechnja svedenij konfidencial'nogo haraktera [Tekst] : ukaz Prezidenta RF № 188 : [izdan 6 marta 1997 g. : s izm. ot 23 sentjabrja 2005 g. № 1111] // Rossijskaja gazeta. - 1997. - 10 mar. - № 67.

10. Rossijskaja Federacija. Prezident. Ob

utverzhdenii perechnja svedenij, otnesjonnyh k gosudarstvennoj tajne [Tekst] : ukaz Prezidenta RF № 1203 : [izdan 30 nojabrja 1995 g. : v red. ot 11 fevralja 2006 g. № 90] // Rossijskaja gazeta. -2006. - 17 fev. - № 4000.

11. Rossijskaja Federacija. Prezident. Doktrina informacionnoj bezopasnosti RF [Tekst] : ukaz Prezidenta RF № Pr-1895 : [utverzhdena 09 sentjabrja 2000 g.] // Rossijskaja gazeta. - 2000.

- 28 sent. - № 187.

12. Rossijskaja Federacija. Pravitel'stvo. Ob

utverzhdenii polozhenija o porjadke obrawenija so sluzhebnoj informaciej ogranichennogo rasprostranenija v federal'nyh organah ispolnitel'noj vlasti [Tekst] : postanovlenie Pravitel'stva RF № 1233 : [prinjato 03.11.1994 g.] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2005.

- № 30(2). - St. 3165. - ISSN 1560-0580.

13. Rossijskaja Federacija. Konstitucionnyj sud. Opredelenie Konstitucionnogo suda RF № 248-O : [vyneseno 09 ijunja 2005 g.]. - URL: http://www.ksrf.ru/Decision/Pages/default.aspx (data obrawenija: 21.02.2012).

14. GOST R 50922-2006. Zawita informacii. Osnovnye terminy i opredelenija [Tekst]. - M. : Gosstandart Rossii, 2006.

15. Aleksencev A. I. O klassifikacii konfidencial'noj informacii po vidam tajny [Tekst] / A. I. Aleksencev //

формационных технологий. 1999. - № 3. - ISSN 2074-7136.

16. Алексенцев А. И. Сущность и соотношение понятий «защита информации», «безопасность информации» и «информационная безопасность» [Текст] / А. И. Алексенцев // Безопасность информационных технологий. - 1999. - № 1. -С. 24. - ISSN 2074-7136.

17. Бачило И. Л. Информационное право [Текст] : учебник / И. Л. Бачило, И. Л. Лопатин, М. А. Фёдоров; под ред. Б. Н. Топорнина. - СПб. : Юридический центр-Пресс, 2001. - 787 с. - ISBN 5-94201-034-Х.

18. Гусева Н. И. Защита информации от криминальных возможностей её использования [Электронный ресурс] / Н. И. Гусева. - URL: http://www.itsec.ru/doc/Gyseva3.doc (дата обращения: 27.06.2009).

19. Информация ограниченного доступа в сфере государственного и муниципального управления [Текст] / В. Г. Кулаков [и др.]. - Воронеж : ВИ МВД России, 2002.

20. Ковалёва Н. Н. Информационное право России [Текст] / Н. Н. Ковалёва. - М. : Дашков и Ко, 2008. - 360 с. - ISBN 978-5-394-00086-7.

21. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Русский язык, 1990. - 921 с. - ISBN 5-200-01088-8.

22. Развитие правового обеспечения информационной безопасности [Текст] / под ред. А. А. Стрельцова. - М. : Престиж, 2006. - ISBN 5-98169-002-Х.

23. Российская Федерация. Законы. О государственной тайне [Текст] : закон РФ № 5485-1 : [принят 21 июля 1993 г.] - URL: http://www.svr. g0v.ru/svr_t0day/d0c05.htm.

УДК 34

Bezopasnost' informationnyh tehnologij. 1999. -№ 3. - ISSN 2074-7136.

16. Aleksencev A. I. Suwnost' i sootnoshenie ponjatij «zawita informacii», «bezopasnost' informacii» i «informacionnaja bezopasnost'» [Tekst] / A. I. Aleksencev // Bezopasnost' informacionnyh tehnologij. - 1999. - № 1. - S. 24.

- ISSN 2074-7136.

17. Bachilo I. L. Informacionnoe pravo [Tekst] : uchebnik / I. L. Bachilo, I. L. Lopatin, M. A. Fjodorov; pod red. B. N. Topornina. - SPb. : Juridicheskij centr-Press, 2001. - 787 s. - ISBN 5-94201-034-X.

18. Guseva N. I. Zawita informacii ot kriminal'nyh vozmozhnostej ejo ispol'zovanija [Jelektronnyj resurs] / N. I. Guseva. - URL: http://www.itsec.ru/ doc/Gyseva3.doc (data obrawenija: 27.06.2009).

19. Informacija ogranichennogo dostupa v sfere gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija [Tekst] / V. G. Kulakov [i dr.]. - Voronezh : VI MVD Rossii, 2002.

20. Kovaljova N. N. Informacionnoe pravo Rossii [Tekst] / N. N. Kovaljova. - M. : Dashkov i Ko, 2008. - 360 s. - ISBN 978-5-394-00086-7.

21. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka [Tekst] / S. I. Ozhegov. - M. : Russkij jazyk, 1990. - 921 s. -ISBN 5-200-01088-8.

22. Razvitie pravovogo obespechenija informacionnoj bezopasnosti [Tekst] / pod red. A. A. Strel'cova.

- M. : Prestizh, 2006. - ISBN 5-98169-002-X.

23. Rossijskaja Federacija. Zakony.

O gosudarstvennoj tajne [Tekst] : zakon RF № 5485-1 : [prinjat 21 ijulja 1993 g.] - URL: http:// www.svr.gov.ru/svr_today/doc05.htm.

ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ. ВСЕ ЛИ ПРОБЛЕМЫ РЕШЕНЫ?

N

у , © Черкасов Валерий Николаевич

кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры информационных систем в экономике, Саратовский государственный социально-экономический университет.

%

И [email protected]

В статье рассматривается гл. 28 УК РФ, в которую новый Федеральный закон РФ № 420-ФЗ от 7декабря 2011 года внёс существенные изменения. Анализируются новеллы и предлагаются дополнительные пути совершенствования этой главы УК РФ.

Ключевые слова: закон, компьютерная информация, составы преступления, квалифицирующие обстоятельства, наказание.

Говый Федеральный закон РФ «О вне- конодательные акты Российской Федерации» [.сении изменений в Уголовный ко- существенно изменил ст. ст. 272, 273 и 274 УК декс Российской Федерации и отдельные за- РФ, которые устанавливают уголовную от-

Но

с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.