Научная статья на тему 'Совершенствование российского законодательства в сфере обеспечения миграционной безопасности'

Совершенствование российского законодательства в сфере обеспечения миграционной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лянной Владимир Анатольевич

В статье рассматриваются основные проблемы и направления развития российского законодательства в сфере обеспечения миграционной безопасности в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING RUSSIAN LEGISLATION IN SOFTWARE SECURITY MIGRATION

This article discusses the main issues and directions of development of Russian legislation in the sphere of migration in the Russian Federation security

Текст научной работы на тему «Совершенствование российского законодательства в сфере обеспечения миграционной безопасности»

Бизнес в законе

4’2014

5. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

5.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Лянной Владимир Анатольевич, заместитель директора ФМС России, кандидат юридических наук, соискатель Академии управления МВД России

Место работы: ФМС России

Место учебы: Академия управления МВД России

[email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы и направления развития российского законодательства в сфере обеспечения миграционной безопасности в Российской Федерации

Ключевые слова: миграция, безопасность, законодательство

IMPROVING RUSSIAN LEGISLATION IN SOFTWARE SECURITY MIGRATION

Lyannoy Vladimir A., deputy director of the Federal Migration Service of Russia, PhD, Academy of Management Competitor Russian Interior Ministry

Work place: the Federal Migration Service of Russia Study place: Academy of Management Competitor Russian Interior Ministry

[email protected]

Annotation: This article discusses the main issues and directions of development of Russian legislation in the sphere of migration in the Russian Federation security

Keywords: migration, security, legislation.

Интенсивность миграционных процессов в Российской Федерации, необходимость обеспечения миграционной безопасности в стране обусловливают необходимость совершенствования российского миграционного законодательства.

Так, в июле 2006 г. принят Федеральный закон № 109-ФЗ1 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», вступивший в силу с 15 января 2007 года и направленный на противодействие нелегальной миграции путем систематизации и совершенствования миграционного учета, кардинально изменивший подход к вопросу регистрации иностранных граждан. Вместо существовавшего разрешительного порядка регистрации был введен уведомительный порядок регистрации. Ныне под миграционным учетом иностранных граждан и лиц без гражданства понимается деятельность по

1 Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.06.2006) // Собрание законодательства РФ. - 24.07.2006. - № 30. - Ст. 3285.

фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства, информации об их перемещениях на территории Российской Федерации. Законом четко определен порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства и по месту пребывания, процедурные вопросы существенно упрощены и продолжают уточняться (последние изменения были внесены в июле 2010 года в части снятия с учета).

Одновременно с этим Федеральным законом от 05.11.06 № 189-ФЗ2 внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые усиливают меры ответственности за незаконное привлечение иностранной рабочей силы. В главу 18 КоАП РФ введены три новых статьи (18.15-18.17), расширяющих список объектов и субъектов правонарушений в сфере миграционных правоотношений. Значительно увеличены размеры штрафных санкций за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, принятие законов, параллельно упрощающих многие административные процедуры, которые представляли серьезные барьеры на пути легализации мигрантов, и ужесточающих административную ответственность за правонарушения в сфере миграции, позволяет говорить о введении нового более либерального и одновременно рационального режима управления миграцией.

В целом прогрессивный характер нового иммиграционного законодательства убедительно доказан правоприменительной практикой и результатами мониторинга его применения, проведенного Бюро MOM в Москве и Центром миграционных исследований совместно с ФМС России. Один из основных выводов о результатах введения новых миграционных правил - сокращение в три раза доли мигрантов, не зарегистрированных по месту пребывания3.

Департамент по международному миграционному праву и правовым вопросам штаб-квартиры MOM в Женеве отметил, что нововведения в российское миграционное законодательство «без преувеличения, могут считаться серьезным шагом на пути формирования сбалансированной и слаженной миграционной политики Российской Федерации»4.

В настоящее время российское миграционное законодательство претерпевает очередной период развития, суть которого обусловлена необходимостью перехода от количества нормативно-правовых актов к ка-

2 Федеральный закон от 05.11.2006 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» (принят ГД ФС РФ 20.10.2006) // Собрание законодательства рФ. -06.11.2006. - № 45. - Ст. 4641.

3 И.В. Семенов «Миграционная политика современной России в отношении иностранных работников» // Бизнес в законе. № 1. 2014 г. Стр. 239-246.

4 Витковская Г., Платонова А., Школьникова В. Новое миграционное законодательство Российской Федерации: правоприменительная практика.- М.: ИТ «АдамантЪ», 2009.

46

Лянной В. А.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

честву законотворческой деятельности и обеспечению эффективности их реализации.

Свидетельством тому может служить Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.

Кроме того, качественной подготовке материалов по делам об административных правонарушениях должен способствовать Федеральный закон от 03.06.2009 № 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», позволяющий применять процедуру административного расследования при выявлении фактов нарушения миграционного законодательства5.

В тоже время современное миграционное законодательство России представляет довольно сложную, многоплановую, очень подвижную конструкцию, что обусловлено:

во-первых, необходимостью реагирования на быстро меняющуюся ситуацию в сфере миграции, постоянным поиском наиболее оптимальных правовых решений, адаптацией международных стандартов, попытками приспособить миграционное законодательство к потребностям бизнеса и др.;

во-вторых, его межотраслевым характером, оно дополняется нормами административного, трудового, семейного, жилищного, налогового и других отраслей права;

в-третьих, дополнением самостоятельных законодательных актов, непосредственно касающиеся регулирования миграционных процессов, большим количеством нормативных правовых актов различного уровня юрисдикции (источниками миграционного права, помимо федеральных законов и иных нормативных правовых актов, являются судебные решения, внутригосударственные договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права)6.

В итоге, крайне затруднены восприятие миграционного законодательства как целостной системы и возможность его комментирования в целях практического применения.

В целом, если оценивать соотношение нормативных правовых актов, регулирующих миграционные процессы в Российской Федерации, с точки зрения их юридической силы, то можно прийти к выводу, что значительное их число имеет характер подзаконных актов, регламентирующих и уточняющих процедуры для участников правоотношений - государственных органов, иностранных граждан и лиц без гражданства, работодателей.

Такое положение создает существенные трудности для их практического использования ввиду сложности конструкции итоговой правовой нормы, содержание которой, в свою очередь, определяется множеством самостоятельных нормативных правовых документов.

5 URL:

http://www.fms.gov.ru/press/publications/news_detail.php?ID=29440 (дата обращения: 17.10.2010).

6 В.А. Лянной «К вопросу об определении понятия «нелегальная миграция» // Пробелы в российском законодательстве. № 2. 2011 г. Стр. 64-66.

Как результат, у подавляющего большинства участников миграционных правоотношений - работодателей, иностранных граждан и лиц без гражданства, миграционное законодательство вызывает недопонимание, а практическое владение им вызывает определенные затруднения.

В целом можно сказать, что действующее российское законодательство не обеспечивает достаточной юридической базы для борьбы с незаконной миграцией. Поэтому следует внести изменения и дополнения в ряд законодательных актов Российской Федерации: в уголовном законодательстве предусмотреть ответственность за организацию незаконного привлечения и использования иностранных гражданин или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации.

в административном законодательстве:

- предоставить право осуществления административного задержания должностными лицами органов ФМС России, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 18.8, 18.11, 18.12, частью 3 статьи 19.3, частью 1 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- установить четкий порядок исполнения постановлений о назначении административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в формах, предусмотренных частью первой статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепить механизм осуществления процедуры депортации иностранного гражданина в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В целях повышения эффективности иммиграционного контроля:

- четко разделить полномочия между должностными лицами, осуществляющими проверочное мероприятие и уполномоченными принимать административные решения;

- ввести более совершенные механизмы взаимодействия между территориальными органами ФМС, а также с органами внутренних дел и ФСБ России для создания условий решения задач по выявлению и пересечению фактов противоправных деяний в сфере миграции в любых территориальных масштабах;

- предусмотреть в технических требованиях к изготовлению миграционных карт необходимую степень защиты данного документа от подделок;

- обеспечить техническое оснащение подразделений иммиграционного контроля специальной техникой, средствами связи и другим оборудованием, позволяющим в режиме online осуществлять соответствующие проверки транспортными средствами, в том числе высокой проходимости, для использования в трудных климатических и дорожных условиях.

Ускорить решение вопроса о расширении сети специализированных учреждений для содержания в соответствии с судебными решениями иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (принят ГД фС РФ 30.06.2006) // Собрание законодательства РФ. - 24.07.2006. - № 30. - Ст. 3285.

2. Федеральный закон от 05.11.2006 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об администра-

47

Бизнес в законе

4’2014

тивных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» (принят ГД ФС РФ 20.10.2006) // Собрание законодательства РФ. - 06.11.2006. - № 45. - Ст. 4641.

3. Витковская Г., Платонова А., Школьникова В. Новое миграционное законодательство Российской Федерации: правоприменительная практика.- М.: ИТ «АдамантЪ», 2009.

4. В.А. Лянной «К вопросу об определении понятия «нелегальная миграция» // Пробелы в российском законодательстве. № 2. 2011 г.

5. И.В. Семенов «Миграционная политика современной России в отношении иностранных работников» // Бизнес в законе. № 1.2014 г.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью к.ю.н. В.А. Лянного «Совершенствование российского законодательства в сфере обеспечения миграционной безопасности»

Автор статьи справедливо отмечает, что именно интенсивность миграционных процессов в Российской Федерации, необходимость обеспечения миграционной безопасности в стране обусловливают необходимость совершенствования российского миграционного законодательства. При этом нельзя не согласиться с его мнением о том, что принятие законов, параллельно упрощающих многие административные процедуры, которые представляли серьезные барьеры на пути легализации мигрантов, и ужесточающих административную ответственность за правонарушения в сфере миграции, позволяет говорить о введении нового более либерального и одновременно рационального режима управления миграцией.

Интересными являются рассуждения автора относительно нового этапа развития российского миграционного законодательства, суть которого обусловлена необходимостью перехода от количества нормативно-правовых актов к качеству законотворческой деятельности и обеспечению эффективности их реализации. Свидетельством тому может служить Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.

При этом автор небезосновательно считает, что действующее российское законодательство не обеспечивает достаточной юридической базы для борьбы с незаконной миграцией. Поэтому следует он вносит ряд предложений по изменению и дополнению ряда законодательных актов Российской Федерации.

Изложение материала в статье аргументировано, последовательно, логично.

Статья соответствует предъявляемым требованиям ктакого рода работам.

Рекомендую статью В.А. Лянного к опубликованию в открытой печати.

Начальник кафедры

теории и социологии управления ОВД

Академии управления МВД России

доктор социологических наук, профессор

В.Б. Коробов

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.