Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чинчараули М.Г., Дашян К.А.

В статье рассматривается налоговая политика России, а также ее влияние на современную экономику. Определены итоги реализации налоговой политики за 2015 год. Показаны основные пути повышения эффективности налоговой политики, планируемые к реализации в 2016-2018 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

© Чинчараули М.Г.1, Дашян К.А.1

Ставропольский государственный агарный университет, г. Ставрополь

В статье рассматривается налоговая политика России, а также ее влияние на современную экономику. Определены итоги реализации налоговой политики за 2015 год. Показаны основные пути повышения эффективности налоговой политики, планируемые к реализации в 2016-2018 гг.

Ключевые слова налогообложение, налоговая политика, совершенствование налогообложения, антикризисные меры.

Налоговая политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое выражение в видах применяемых налогов, размеров ставок налога, установлении субъектов и объектов налогообложения, в налоговых льготах [2, 11].

Налоговая политика является важной частью стратегии развития государства. При смене или корректировке направлений налоговой политики соответствующие изменения находят свое отражение в Налоговом кодексе РФ, первая часть которого была введена в действие 31 июля 1998 г. Налоговый кодекс содержит полную информацию о налоговой системе России. В нем также указываются все элементы налоговой системы [7].

План действий в налоговой сфере, которые предпринимаются государством, разрабатывает Министерство финансов РФ. Минфин задолго до начала следующего года публикует документ «Основные направления налоговой политики», который содержит следующую информацию:

1. Анализ и уровень налоговой нагрузки в России и зарубежных странах.

2. Анализ итогов принятых решений в области налоговой политики.

3. Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в указанных годах.

Документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» был введен в действие 27 июля 2015 г. Как указано в предисловии к документу, «приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику» [3]. Данный запрет должен обеспечить стабильность налоговой системы, а также повысить ее привлекательность для партнеров.

1 Студент 2-го курса Экономического факультета.

В первой части документа анализируется налоговая нагрузка, приводятся данные о налоговых доходах и их отношение к ВВП, как в России, так и в зарубежных странах.

Далее указываются итоги реализации налоговой политики за предыдущий период. К некоторым проведенным мероприятиям по реализации планов налоговой политики за 2015 год Министерство финансов РФ относит:

1. Введение понятия налогового резидентства организаций. Налоговые резиденты РФ (помимо юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации) - организации, местом фактического управления которых является РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Такие организации будут уплачивать налог на прибыль организаций в РФ.

2. Введение фактического получателя дохода - направлено на противодействие уклонения от налогообложения в РФ с помощью офшорных компаний, которые зарегистрированы в странах с льготным налогообложением.

3. Введение налоговых каникул для малого бизнеса. Это позволит субъектам РФ для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в производственной, социальной и в научной сферах, устанавливать «налоговые каникулы» в виде ставки налога в размере 0 % в первые три года деятельности организации.

4. Установление единого срока уплаты имущественных налогов физических лиц - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Введение льготного налогообложения на социальные услуги. До 1 января 2020 г. организации, которые осуществляют социальное обслуживание граждан, имеют право применять налоговую ставку в размере 0 % по налогу на прибыль организаций.

6. Совершенствование налогообложения иностранных компаний.

7. Разработка дорожных карт - комплексов мер по совершенствованию процедур ведения бизнеса. С помощью реализации дорожных карт в Министерстве финансов надеются в ближайшее время получить следующие результаты [4]:

- упрощение правил регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- поддержка экспорта товаров, не относящихся к сырью;

- сближение налогового и бухгалтерского учета.

В рамках запрета на увеличение налоговой нагрузки отличительная особенность налоговой политики на 2016-2018 годы состоит в том, что основное внимание при проведении налоговой политики будет уделяться проведению антикризисных мер [9]. В связи с этим, можно выделить следующие направления налоговой политики РФ в текущем периоде:

1. Стимулирование деятельности вновь создаваемых предприятий («гринфилдов») за счет следующих мероприятий:

- снижение налога на прибыль организаций до 10 %;

- введение ограничений для субъектов РФ повышения региональных и местных налогов, а также региональной части налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;

- использование «гринфилдами» метода ускоренной амортизации для оборудования, произведенного в результате специального инвестиционного контракта.

2. Повышение стоимости оборудования, которое можно списать единовременно, с 80 000 до 100 000 руб.

3. Изменение критериев оценки сделок по трансфертному ценообразованию. Разрабатываются определенные критерии, по которым часть сделок по трансфертному ценообразованию попадают под проверку налоговыми органами.

4. Уточнение положений по обложению физических лиц НДФЛ при следующих событиях:

- увольнение гражданских служащих, военнослужащих и судей;

- получение дохода в иностранной валюте;

- получение выигрышей в лотерею.

5. Совершенствование налогообложения в части налога на добавленную стоимость. В огромном количестве мер по данному направлению наблюдаются следующие тенденции:

- единое толкование Налогового кодекса РФ в части получения вычета по НДС при получении и уплате авансов;

- противодействие неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы.

6. Совершенствование налогового администрирования. В рамках данного направления планируется создать институт предварительного контроля, который имеет следующее предназначение:

- снижение налоговых рисков;

- повышение стабильности правового регулирования налогообложения;

- борьба с уклонением от уплаты налогов.

7. Противодействие злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях неуплаты или минимизации налогов.

8. Совершенствование «дорожных карт». В разработанных законопроектах предлагается:

- расширить электронный документооборот между участниками налоговых правоотношений;

- сократить издержки на подготовку и представление налоговых деклараций в налоговые органы РФ;

- ввести механизм, регулирующий налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов.

9. Совершенствование подходов к установлению налоговых льгот.

10. Сохранение тарифа страховых взносов во внебюджетные фонды (на уровне 30 %). Сохранение тарифа связано с анализом балльной системы начисления страховых пенсий, что позволит лучше увидеть тенденцию развития такой системы.

Также остаются актуальными вопросы относительно борьбы с уклонением от уплаты налогов через офшоры. Меры, которые планируются принимать, станут, по заверению Министерства финансов РФ, более продуманными по сравнению с предыдущими годами [10].

На основе вышеизложенной информации стоит сделать следующие выводы. Налоговая политика представляет собой действия государства в области налогов и налогообложения. Разработкой налоговой политики в России занимается Министерство финансов РФ. В документе «Основные направления налоговой политики» отражается уровень налоговой нагрузки в России и других странах, итоги реализации мер за предыдущий год и направления налоговой политики на три года. С помощью налоговой политики Министерство финансов РФ пытается выполнить следующие основные задачи:

- поддержка инвестиционного климата;

- противостояние кризису;

- противостояние выводу прибыли через офшоры;

- стимулирование малого и среднего бизнеса;

- усиление контроля над недобросовестными налогоплательщиками.

Список литературы:

1. Айдинова А.Т., Черепухин Т.Ю. Роль государства в развитии ресурсного потенциала регионов // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). - 2010. - № 23. - С. 125-128.

2. Антонова И.Ю. Интегрированные маркетинговые коммуникации как важнейший фактор эффективного функционирования предприятия // В сборнике: Перспективы развития аграрной экономики в условиях кризиса: 73-я научно-практическая конференция. - 2009. - С. 71-73.

3. Антонова И.Ю. Разработка вопросов экономической эффективности производства маслосемян подсолнечника // В сборнике: Состояние и перспективы модернизации экономики России: сборник научных трудов по ма-терилам 74-й научно-практической конференции / Ставропольский государственный аграрный университет; редколлегия: О.Н. Кусакина, Г.В. Токарева, А.Ю. Старухин. - 2010. - С. 8-10.

4. Антонова И.Ю., Ушвицкий Л.И., Удовыдченко В.И. Региональные проблемы развития животноводства в условиях реформирования аграрного сектора. - Ставрополь, 2001.

5. Белкина Е.Н., Черепухин Т.Ю. Ресурсный потенциал региона: формирование, оценка, перспективы развития: монография. - Ставрополь, 2011.

6. Гунько А.Ю., Черепухин Т.Ю. Оценка эффективности инновационной деятельности в АПК // В сборнике: Институциональные преобразования национальных экономических систем / Университет Вагенинген (Нидерланды), Белградский институт аграрной экономики (Сербия), Чешский университет естественных наук (Чехия), Ставропольский государственный аграрный университет (Россия). - 2014. - С. 85-89.

7. Лебедева И.В., Лебедев В.И., Смыкова Н.В. Самоорганизация, прогнозирование и управление в макроэкономических системах // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 2. - С. 22.

8. Макроэкономика / Н.А. Довготько, Л.И. Медведева, М.В. Пономарен-ко, Е.В. Русановский, Г.В. Токарева; Кафедра экономической теории и прикладной экономики. - Ставрополь, 2014.

9. Основы компьютерного моделирования / К.А. Катков, И.П. Хвостова,

B.И. Лебедев, Е.Н. Косова, А.А. Плетухина, О.Л. Серветник, О.В. Вельц, М.Г. Крамаренко. - Ставрополь, 2013.

10. Пономаренко М.В. Основные тенденции развития оффшорного бизнеса в России // НаукаПарк. - 2015. - № 7 (37). - С. 63-67.

11. Черепухин Т.Ю. Государственно-частное партнерство как составной элемент экономического механизма государственной поддержки АПК // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2014. - Т. 3, № 31. - С. 20.

12. Черепухин Т.Ю., Гунько А.Ю. Государственное регулирование модернизации агропромышленного производства в условиях ВТО // В сборнике: Институциональные преобразования национальных экономических систем / Университет Вагенинген (Нидерланды), Белградский институт аграрной экономики (Сербия), Чешский университет естественных наук (Чехия), Ставропольский государственный аграрный университет (Россия). - 2014. -

C. 265-269.

13. Шкрыль К.Ю. Основные направления реформирования налоговой системы РФ // НаукаПарк. - 2013. - № 4 (14). - С. 75-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.