Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
749
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРОМЫШЛЕННОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костырев А.П.

В статье приведен анализ нового законодательства, регулирующего промышленную политику в России на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ»

сии: региональный аспект. Сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции. - 2006. - С. 101-103.

14. Черепухин Т.Ю. Формирование и оценка ресурсного потенциала развития региона: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. - Ставрополь, 2011

15. Черепухин Т.Ю. Государственно-частное партнерство как составной элемент экономического механизма государственной поддержки АПК // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2014. - Т. 3, № 31. - С. 20.

16. Черепухин Т.Ю., Гунько А.Ю. Государственное регулирование модернизации агропромышленного производства в условиях ВТО // В сборнике: Институциональные преобразования национальных экономических систем / Университет Вагенинген (Нидерланды), Белградский институт аграрной экономики (Сербия), Чешский университет естественных наук (Чехия), Ставропольский государственный аграрный университет (Россия). - 2014. -С. 265-269.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

© Костырев А.П.1

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород

В статье приведен анализ нового законодательства, регулирующего промышленную политику в России на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: промышленная политика, государственные фонды развития промышленности, государственная информационная система промышленности, специальный инвестиционный контракт.

В условиях неустойчивого развития мировой экономики и усиления конкурентной борьбы между странами за лидерство в определенных секторах на первый план выходит проблема модернизации национальной экономики. Основой системной модернизации российской экономики выступает промышленная политика. Эффективность реализации промышленной политики государства во многом определяется качеством ее организационно-институционального обеспечения. Одним из важнейших аспектов такого обеспечения является законодательное регулирование промышленной политики.

1 Аспирант.

30 июня 2015 г. в нашей стране начал действовать Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Данный документ регулирует общие вопросы организации и регулирования промышленной политики и государственной поддержки промышленных предприятий.

Закон состоит из пяти глав. Первая глава устанавливает общие положения правового регулирования в сфере промышленной политики. В частности, здесь законодателем введены основные понятия, прописаны цели, задачи и принципы промышленной политики, определены полномочия Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, полномочия органов государственной власти субъектов РФ и полномочия органов местного самоуправления в сфере промышленной политики. Собственно промышленная политика определяется в Законе как «комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции» [1].

В Законе выделены следующие цели промышленной политики:

- формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан России.

Первая цель является ведущей и отражает стремление государства повысить конкурентоспособность национальной экономики, а также указывает на возможности грамотно организованной промышленной политики способствовать диверсификации российской экономики. Очевидно, что вторая цель при ее реализации означает особое место военно-промышленного комплекса в структуре отечественной промышленности. Третья цель подчеркивает социально-экономический характер промышленной политики и обосновывает потенциальную поддержку государства градообразующих и иных определяющих социальное положение значительного числа людей предприятий.

Следующая глава Закона затрагивает вопросы стимулирования деятельности в сфере промышленности. Согласно ст. 9 Закона стимулирование деятельности в промышленной сфере осуществляется путем предоставления осуществляющим ее субъектам финансовой, информационно-консультационной поддержки, поддержки проводимой ими научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности, поддержки развития кадрового потенциала, внешнеэкономической деятельности, предоставления государственных и муниципальных преференций и иных мер.

Среди вводимых мер стимулирования деятельности в сфере промышленности следует обратить внимание на государственные фонды развития промышленности, государственную информационную систему промышленности и так называемый специальный инвестиционный контракт.

Государственные фонды развития промышленности являются организациями, призванными предоставлять финансовую поддержку деятельности в сфере промышленности в любой соответствующей российскому законодательству форме, в том числе в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга).

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2014 г. № 1651-р основан Фонд развития промышленности путем преобразования Российского фонда технологического развития. Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе передовых технологий.

Для реализации новых промышленных проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5 % годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 500 млн. рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор российской экономики [6].

Государственная информационная система промышленности создается в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации, служащей целям промышленной политики, информирования о предоставляемой поддержке субъектам деятельности в сфере промышленности, а также для повышения эффективности обмена информацией о состоянии промышленности и прогнозе ее дальнейшего развития.

Специальный инвестиционный контракт представляет собой соглашение, заключаемое на срок до десяти лет в установленном законодательством порядке. Специалисты обращают внимание на то, что, в отличие от соглашения о государственно-частном партнерстве и концессионного соглашения, в рамках инвестиционного контракта государство не осуществляет вложения бюджетных средств или государственного имущества в объект инвестирования и не получает права собственности на него, но предоставляет инвестору благоприятные условия для реализации инвестиционного проекта в целях создания добавочного продукта, новых рабочих мест и налоговых поступлений [5, с. 15].

Третья глава Закона посвящена территориальному развитию промышленности, которое осуществляется через функционирование специальных институтов - индустриальных (промышленных) парков и промышленных кластеров.

Четвертая глава характеризует особенности промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе, а пятая глава устанавливает срок вступления Закона в силу.

В целях реализации Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» Правительством РФ был принят ряд подзаконных нормативно-правовых актов. Среди них можно выделить следующие:

- Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (вместе с «Правилами заключения специальных инвестиционных контрактов»);

- Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 24 июля 2015 г. № 751 «О показателях, используемых для сопоставления условий осуществления деятельности в сфере промышленности на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств» (вместе с «Правилами расчета показателей используемых для сопоставления условий осуществления деятельности в сфере промышленности на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств»);

- Постановление Правительства РФ от 25 июля 2015 г. № 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности» (вместе с «Правилами создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности»;

- Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (вместе с «Требованиями к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности», «Правилами подтверждения соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности»);

- Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» (вместе с «Требованиями к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности», «Правилами подтверждения соответствия индуст-

риального (промышленного) парка и управляющей компании индустриального (промышленного) парка требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности»).

Одним из ключевых документов, регулирующих промышленную политику в России, является также государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328. Ответственным исполнителем Программы выступает Министерство промышленности и торговли РФ, участниками Программы является ряд профильных федеральных министерств и ведомств. Программа включает в себя 21 подпрограмму.

Целью Программы объявлено создание в России устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны [2].

В рамках реализации основных положений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, Программа направлена на существенные преобразования в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности.

Принятие Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» послужило стимулом к переработке регионального законодательства, посвященного промышленной политике. Так, в Нижегородской области был принят Закон Нижегородской области от 25 декабря 2015 г. № 206-З «О промышленной политике в Нижегородской области», заменивший собой Закон области от 21 декабря 2011 г. № 190-З «О промышленной политике в Нижегородской области» [3]. Новый закон основан на Федеральном законе и определяет реализацию промышленной политики государства в данном регионе.

Промышленная политика в Нижегородской области основывается также на государственной программе «Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 297. Координатором данной программы является Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области. Программа включает в себя пять подпрограмм.

Государственная программа «Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области» базируется на Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. № 127, и является инструментом ее реализации в части развития промышленного комплекса.

Программа направлена непосредственно на решение проблем:

- низкого уровня производительности труда, в том числе за счет модернизации основных фондов предприятий, повышения профессионального уровня кадров путем развития системы профессиональной подготовки и переподготовки, внедрения инновационных разработок;

- низкой степени интернационализации промышленности, в том числе за счет привлечения ведущих мировых производителей на территорию области и интеграции существующих нижегородских товаропроизводителей в мировой рынок [4].

В заключение стоит отметить, что промышленная политика, несомненно, представляет собой деятельность государства, которая должна всесторонне и детально регулироваться законодательством на различных уровнях. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» должен стать краеугольным камнем построения стройной системы законодательного регулирования промышленности в России, включающей, в том числе, законы субъектов РФ и муниципальные нормативно-правовые акты. Вместе с тем, нельзя забывать, что развитие промышленности предполагает и внесение изменений в действующее законодательство. Эти изменения должны быть своевременными и учитывающими передовой мировой опыт развития промышленности.

Промышленная политика России должна быть, с одной стороны, направлена на восстановление утраченного потенциала и, с другой стороны, на развитие совершенно новых производств, которые станут определять конкурентоспособность и потенциал национальных экономик в будущем.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О промышленной политике в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 2015. - № 1 (часть I). - Ст. 41.

2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Текст] // СЗ РФ. - 2014. - № 18 (часть IV). - Ст. 2173.

3. Закон Нижегородской области от 25 декабря 2015 г. № 206-З «О промышленной политике в Нижегородской области» [Текст] // Нижегородские новости. - 2016. - № 5 (5721). - 19 января.

4. Постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 297 «Об утверждении государственной программы «Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области» (с изм. на 25 февраля 2016 г.) [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://minprom.govemment-nnov.ru/?id=66644. - Загл. с экрана.

5. Дианова, Я. Новая промышленная политика в Российской Федерации [Текст] / Я. Дианова // Нефть, Газ и Право. - 2015. - № 1. - С. 13-18.

6. Фонд развития промышленности [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://frprf.ru/. - Загл. с экрана.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Малей Н.В.1

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье исследуются характерные особенности автомобильной промышленности и основные тенденции мирового автомобилестроительного бизнеса на современном этапе. Автор анализирует конкурентные преимущества и экономический потенциал компаний в данной отрасли и предлагает возможные пути повышения конкурентоспособности автомобильной индустрии в России.

Ключевые слова автомобильная промышленность, международный автомобильный бизнес, автомобилестроительные компании, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, потенциал компании.

Автомобильная промышленность играет одну из ключевых ролей в развитии транспортного машиностроения страны, а также всего машиностроения в целом. Автомобилестроение - это основополагающий элемент мировой промышленности, так как уровень социально-экономического развития страны в настоящее время во многом определяется состоянием ее автомобильной промышленности. Выступая в качестве одного из традиционных индикаторов конкурентоспособности, автомобилестроение на данном этапе является специфическим экономическим рычагом индустриальных стран и в определенном смысле вершителем хозяйственной конъюнктуры [1].

Среди основных факторов основополагающего значения автомобилестроения в развитых странах следует выделить следующие. Во-первых, увеличение объемов производства непременно ведет к увеличению транспортных потоков, используемых для осуществления различных экономических задач на всех этапах производства. Это условие является для развития автомобильной промышленности мотивирующим фактором.

1 Магистрант кафедры Предпринимательства и логистики факультета бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.