Актуальные проблемы конституционного права
«mmistere-juge». Жалобы сначала подавались в соответствующее министерство и только в случае отказа могли быть направлены гражданином в Государственный Совет. В результате, жалобы, затрагивающие чиновников высокого ранга, просто не принимались к рассмотрению в министерствах и, соответственно, не доходили до государственного Совета4.
Из-за этого, в 1889 г. после громкого дела CADOT (СЕ 13 декабря 1889) Совет прекратил подобную практику. Таким образом, у гражданина появилась возможность непосредственно обращаться с жалобой в государственный Совет, минуя уровень министерства.
Более того, произошли определенные изменения в организации Совета также важные для его развития как суда административной юрисдикции. В 1806 г. внутри Совета был создан особый орган — комиссия по судебному разрешению споров. В 1849 г. Комиссия была переименована в Секцию по судебному разрешению споров. Это название сохранилось и до сегодняшнего дня.
Другой важной датой является 1831 г., когда Комиссия получила право проводить слушания по делу при присутствии публики. В этом же году в процедурную работу Комиссии был введен правительственный комиссар, который изначально должен был представлять точку зрения правительства,
но со временем стал отстаивать и общественный интерес.
Отделение Комиссии по судебному разрешению споров от Совета произошло в 1849 г., когда решения Комиссии перестали нуждаться в одобрении Генеральной Ассамблеи Совета для получения ими юридической силы. другим важным изменением был Декрет от 2 ноября 1964 г., который освобождал тяжбу, путем административного акта, от судебных издержек и от необходимости законного представительства, тем самым, способствуя ее применению.
В результате, к концу 19 в. Государственный Совет стал судом последней инстанции, имевшим общую юрисдикцию по жалобам или искам в отношении административных органов.
Именно в этом суде, происходящем из административной системы и состоящем из высокопоставленных госслужащих, осуществлялся судебный контроль за административными органами в конце 19 столетия. Такой контроль ознаменовал собой переход от либерализма позапрошлого века к плановой экономике века 20-го.
1 J.L. Mestre, Introduction historique au droit administrative français. Paris, 1985.
2 An Englisch Readers Guide to the French Legal System Oxford, 1991. 141.
3 Le Conseil d"Etat 1799—1974. ch. 2.
4 E. Poitou, la liberte et le pouvoir administrative. Paris, 1869. ch. 9.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОРЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В.Е. ХАЗОВА
кандидат юридически наук, преподаватель Московского университета МВД России
Д.Е. БАРИКАЕВА слушатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы морально-патриотического воспитания и правовой культуры несовершеннолетних, конституционно-правовой статус, основные нормативно правовые акты и международные процедуры. Обсуждаются основные теоретические проблемы, различные точки зрения ученых и предлагается свое видение данной проблемы.
Ключевые слова: конституционно-правовой статус и его элементы, правовая культура, морально-патриотическое воспитание, права и свободы несовершеннолетних.
ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ v
Актуальные проблемы конституционного права
THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE INTERNATIONAL FRAMEWORK FOR THE PROTECTION AND THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE RUSSIAN FEDERATION
V.E. HAZOVA
candidate legally sciences, teacher of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
D.E. BARIKAYEVA
listener of the Ministry of Internal Affairs Moscow university ofRussia
Annotation. The constitutional legal status, the main standardly legal acts and the international procedures is considered problems of moral and patriotic education and legal culture of minors. The main theoretical problems, the various points of view of scientists are discussed and offered the vision of this problem.
Key words: Constitutional legal status and its elements, legal culture, moral and patriotic education, rights and freedoms of minors.
Проблемам морально — патриотического воспитания и правовой культуры несовершеннолетних, настоящее время, уделяется повышенное внимание со стороны государства. Правовая культура общества — это разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. Правовая культура несовершеннолетнего, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида, имеет свою особенность. элементами правовой культуры являются: право, правовые отношения, правопорядок, правосознание, законность и правомерная деятельность субъектов1.
В настоящее время можно выделить три основных уровня правовой культуры несовершеннолетних: обыденный — ограниченный повседневными рамками жизни людей при их соприкосновенности с правовым явлениями; профессиональный — складывается у лиц, занимающихся правовой деятельностью; теоретический — научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования. Разрабатывается коллективными усилиями ученых философов, социологов, юристов и т.д.
Рассматривая содержание правовой культуры можно выделить и ряд основных ее направлений:
гражданско-правовую активность несовершеннолетнего; фактическое правовое и правозначимое поведение несовершеннолетнего; привычки к правомерному поведению; отношения к праву и к другим правовым явлениям; осознание социальной значимости права и правопорядка; признание уважительного отношения к правам другого человека.
Для успешного выполнения данных направлений необходимо совершенствовать морально-патриотическое и правовое воспитание несовершеннолетних. Правовое воспитание, прежде всего, заключается в том, чтобы несовершеннолетние знали, понимали свои права, свободы и обязанности и правильно ими пользовались. Изучение своих прав и свобод необходимо начать с уяснения конституционно-правового статуса несовершеннолетнего.
Под конституционно-правовым статусом несовершеннолетних следует понимать обусловленные социально-экономической сущностью общества и мировым сообществом их права, свободы и обязанности, закрепленные нормами права (конституцией, законами, международными документами) и обеспеченные соответствующими гарантиями.
Конституционно-правой статус несовершеннолетнего основывается на следующих принципах:
Ф права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции); права и свободы являются не-
Актуальные проблемы конституционного права
посредственно действующими (ст. 18, ст. 15 Конституции);
$ единство прав, свобод и обязанности (Гл. 2 Конституции); гарантированность прав и свобод (ст. ст. 45, 46, 48, 51—55);
неотчуждаемость и принадлежность основных прав и свобод от рождения; равенство прав, свобод и обязанностей (ст. 19);
признание, соблюдение и защита прав и свобод (ст. 2 Конституции); сочетание личных и общественных интересов;
постоянное расширение и углубление прав и свобод2.
При рассмотрении конституционно-правового статуса несовершеннолетних можно выделить, следующие основные элементы: принадлежность к гражданству несовершеннолетних или нахождение несовершеннолетних на территории России; правосубъектность (правоспособность и дееспособностью), т.е. предусмотренная нормами права способностью быть участниками правоотношений; права, свободы и обязанности; гарантии основных прав, свобод и обязанностей несовершеннолетнего.
Субъектами отношений будут несовершеннолетние и их организации, участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Несовершеннолетние обладают правоспособностью — это предусмотренная нормами права способность, возможность иметь субъективные права и юридические обязанности3.
Правоспособность можно условно разделить на: общую, отраслевую и специальную. Общая правоспособность представляет собой принципиальную возможность иметь несовершеннолетним любые права, свободы и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством. отраслевая правоспособность — возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Специальная правоспособность — возможность приобретать права при наличии дополнительных специальных познаний.
Дееспособность — это предусмотренная нормами права способность лично несовершеннолетним, своими действиями приобретать права и обязанности, а также свободно пользоваться и реализовывать свой права, свободы и обязанности.
Дееспособность можно разделить на полную, частичную и ограниченную.
Полная дееспособность — это способность своими действиями осуществлять права обязанности в полном объеме. она наступает с момента совершеннолетия (с 18 лет, в некоторых государствах с 21 года).
Частичная дееспособность — способность своими действиями осуществлять права и обязанности частично т.е. в не полном объеме, когда определенные сделки допускаются законом.
В гражданском праве иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается за всеми гражданами в равной мере (ст. 17). Право собственности, наследования. Право заниматься предпринимательской деятельностью. Право создания юридического лица.
Дееспособность в гражданском праве — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность); наступает с совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста или:
$ в случае вступления в брак до 18 лет, гражданин, не достигший совершеннолетия, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. При расторжении брака дееспособность сохраняется (ст. 21. Гражданского кодекса);
$ ст. 27 гражданского кодекса говорит об эмансипации. Эмансипация — это когда несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным по решению суда, если он работает по трудовому договору или занимается с согласия родителей предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным может быть только с согласия родителей, попечителей. Родители несут ответственность за несовершеннолетнего по обязательствам;
дееспособность несовершеннолетних (ст. 26) в возрасте 14—18 лет ограниченная. Заключение сделок с разрешений, с письменного согласия представителей — родителей, усыновителей, попечителя. Несовершеннолетние самостоятельно могут: распо-
Актуальные проблемы конституционного права
ряжаться своим заработком, стипендией; авторские права на труды науки, литературы, искусства; вносить вклады в кредитные учреждения; совершать бытовые сделоки;
ф дееспособность малолетних (ст. 28 Гражданского кодекса). Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать: мелкие бытовые сделки; сделки направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариальное заверение, либо государственной регистрации;
ф дееспособность отсутствует полностью у малолетних детей в возрасте до 6 лет.
основные права и свободы несовершеннолетних — это установленные государством и закрепленные Конституцией вид и мера возможного поведения.
Права несовершеннолетних можно классифицировать на: личные, политические, экономические, социальные, культурные.
Личные права и свободы несовершеннолетних: право на жизнь (ст. 20 Конституции), смертная казнь не может быть применена к несовершеннолетнему, т.е. абсолютное право на жизнь; право на достоинство несовершеннолетнего (ст. 21); право на безопасность (ст. 21 ч. 2); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну, чести и доброго имени (ст. 23); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных и иных сообщений; право на ознакомление с документами и материалами, затрагивающими права и свободы (ст. 24 ч. 2); право на неприкосновенность жилища; право указывать свою национальную принадлежность (ст. 26); право на пользование родным языком (ст. 26 ч. 2); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ограничено) (ст. 27); право выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ст. 27 ч. 2); свобода совести и вероисповедания (ст. 28); свобода мысли и слова (ст. 29); право на информацию (ст. 29 ч. 4); право ребенка жить в семье насколько это возможно (ст. 54 Семейного кодекса).
Политические права и свободы: право на объединение в молодежные организации, профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Например: скаутские движения;
право собираться мирно и без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31) студенческие демонстрации; право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в ораны государственной власти и местного самоуправления (ст. 33).
Ограничения: несовершеннолетние не обладают такими политическими правами; право избирать наступает с 18 лет, а быть избранным с 21 года; участвовать в управлении государством (ст. 32 п. 1); право участвовать в отправлении правосудия.
Экономические права: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и экономической деятельностью (частично ст. 34 ч. 1., распоряжаться своим заработком, иметь авторские права, вносить вклад, с 16 лет быть членами кооператива); право на частную собственность (ст. 35); право свободно распоряжаться своим способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37); право на вознаграждение за труд; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 ч. З Конституции); право на индивидуальные коллективные споры (ст. 37 Конституции); право на забастовку (ст. 37).
Социальные права и свободы: право на отдых (ст. 37 п. 5), ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня, предоставляется в любое время; право на защиту от безработицы (п. З ст. 37 Конституции), (квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи (особенно, сирот, выпускников детских домов, детей оставшихся без попечителей, родителей; право на социальное обеспечение, выплаты по потере кормильца; право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) для работающей молодежи ежегодный медицинский осмотр; право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); право на образование (ст. 43). Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образовании в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее
Актуальные проблемы конституционного права
образование в государственных или муниципальных учреждениях.
Культурные права и свободы: каждый имеет право свободно выбирать, иметь и распоряжаться религиозными и иными убеждениями и действовать в соответствии с ними (ст. 28): каждому гарантирована свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; интеллектуальная собственность, авторское право охраняются законом; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, и культурными ценностями на досуг.
Основные обязанности несовершеннолетних — это установленные государством и закрепленные Конституцией вид и мера должного поведения.
Обязанности: каждый обязан соблюдать Конституцию и законы (п. 2. ст. 15); основное общее образование обязательно (ст. 43) родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ст. 43). Учеба основная обязательна; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44); платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Гарантии конституционных прав и свобод и обязанности несовершеннолетних. Под гарантиями конституционных прав, свобод и обязанностей понимаются условия и средства, обеспечивающие несовершеннолетним реальную возможность пользоваться основными правами и свободами и неукоснительно выполнять возможные обязанности. Условия — это политико-правовой режим; средства — это механизм и материальные источники, обеспечивающие реальную возможность пользоваться основными правами и свободами и неукоснительно выполнять возложенные на них обязанности. Гарантии делятся на политические, экономические, социально нравственные, юридические.
Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей нормами права и обеспечение их реализации
органами государства и общественно-политическими организациями: гарантия на государственную защиту (ст. 45); гарантии и право на самозащиту всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45); судебная защита; получение квалифицированной юридической помощи; пользование помощью адвоката (несовершеннолетнему адвоката предоставляют бесплатно) (ст. 48); право не свидетельствовать против самого себя, близких родственников (ст. 51); презумпция невиновности.
Таким образом, правовое воспитание несовершеннолетних целесообразно проводить по следующим основным направлениям:
передача несовершеннолетним новых знаний о нормативных актах, правилах, принципах, идеалах и признаках нравственного и этического поведения;
создание в коллективах несовершеннолетних атмосферы доверия и одобрения нравственного, этического поведения и осуждения отклонений от установленных норм, т.е. нарушения дисциплины;
целенаправленное влияние на личность путем использования педагогических приемов, способных формировать у несовершеннолетних необходимые моральные и этические качества на основе индивидуального подхода к ним;
воздействие силой положительных примеров на несовершеннолетних: встреча с знаменитыми людьми, известными учеными, представителями культуры, артистами, космонавтами, ветеранами войны и труда;
поощрение несовершеннолетних, отличившихся в учебе, работе, общественной работе; ф сплочение коллективов несовершеннолетних через общие мероприятия: спорт, художественная самодеятельность, экскурсии, музеи, театр и т.д.
1 См.: Теория права и государства: основные схемы и определения. Учебное пособие.Спб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 1999. С. 17.
2 См.: Конституция Российской Федерации, гл. 1. 2. М., Известия, 1996. С. 4—23.
3 См.: Конвенция о правах ребенка одобренная ООН 20 ноября 1989 г. / Защита прав ребенка в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. СПб.: Виктория Плюс, 2000. С. 4—19.