Научная статья на тему 'Институт прав и свобод ребенка: понятие, содержание, признаки'

Институт прав и свобод ребенка: понятие, содержание, признаки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6006
776
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА РЕБЕНКА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА / CHILD RIGHTS AND FREEDOMS / HUMAN RIGHTS / CONSTITUTIONAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комбаров Николай Владимирович

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием особого правового института прав и свобод ребенка. Предлагается и обосновывается необходимость введения понятия конституционно-правовой статус ребенка, раскрывается содержание указанного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of child rights and freedoms: concept. matter, characteristics

The article is devoted to the problems concerned with the forming of the special constitutional protection the institute of child rights and freedoms. The author suggests to put into force the concept of the constitutional legal status for any child.

Текст научной работы на тему «Институт прав и свобод ребенка: понятие, содержание, признаки»

защита прав несовершеннолетних

Н. В. Комбаров*

институт прав и свобод ребенка: понятие, СОДЕРЖАНИЕ, признаки

Ключевые слова: права человека, права ребенка, правовое сознание, Конституция, конституционные права и обязанности, конституционные гарантии, конституционно-правовой статус ребенка.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием особого правового института - прав и свобод ребенка. Предлагается и обосновывается необходимость введения понятия конституционно-правовой статус ребенка, раскрывается содержание указанного понятия.

Правовой институт прав и свобод ребенка составляет одну из важнейших правовых основ современного российского общества, определяя дальнейшее развитие этой сферы общественных отношений. Как указывает С. А. Авакьян: «Конституция - это символ эпохи, политическое значение которой обуславливается тем, что она оформляет общественные отношения и становится фундаментом их развития».1 Следовательно, рассматриваемый правовой институт должен развиваться, основываясь на положениях действующей Конституции РФ, и с учетом присущих ему особенностей, отражающих его правовую сущность.

В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться

* Старший преподаватель Северо-Западного филиала Российской Академии Правосудия.

1 Авакьян С. А. Конституция как символ эпохи. М., 2004. С. 5.

о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование.

В доктрине российского права различаются термины «ребенок», «малолетний», «дети», «подросток», «несовершеннолетний». Как видим, все категории охватываются возрастным параметром, установленным в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,2 в рамках которого ребенок определяется как лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Такое же определение дано в статье 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».3 Для пра-вопонимания вышеуказанных терминов, например, «ребенок» и «несовершеннолетний» необходимо рассмотреть эти понятия системно.

В толковом словаре В. Даля понятия «дитя», «младенец», «ребенок», «малолетний», ограничивается возрастным периодом до 14 или 15 лет.4 В гражданском и семейном праве понятие «дети» применяется в отношении лиц, не достигших установленного законом возраста совершеннолетия. В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса «ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)».5 На основании статьи 28 Гражданского кодекса под «малолетними» понимаются лица «в возрасте от шести до четырнадцати лет».6

В Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. в статье 1 используется понятие «ребенок», под которым понимается человек, не достигший возраста 18 лет. Представляется, что если в международных документах отсутствует указание на возраст, с достижением которого наступает совершеннолетие, то выбор (из имеющихся в международной практике стандартов) при его определении должен быть сделан в пользу верхней возрастной границы. В большинстве случаев, несомненно, основанием для определения возрастных рамок несовершеннолетия должны стать положения Конвенции ООН о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка касается лиц, не достигших 18-летнего

2 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 5 августа.

3 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 5 июня.

4 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979. Т. 2. С. 256.

5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 января; Собрание законодательства Российской Федерации (далее: СЗ). 1996. № 1. Ст. 16.

6 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 декабря; СЗ. 1994. № 32. Ст. 3301.

возраста, «если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (статья 1 Конвенции о правах ребенка), и для их характеристики используется общий термин «дети». А в Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), не содержится никаких уточнений относительно 18-летнего порога, и, судя по их названию, они относятся к лицам, именуемым «несовершеннолетними».7 Напротив, в Пекинских правилах (принятых раньше, чем «Конвенция о правах ребенка»), где для определения целевой группы тоже использовался термин «несовершеннолетние», не установлен конкретный возраст, а вместо этого сказано, что для целей данного документа «несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому» (правило 2.2.а.).

В Эр-Риядских руководящих принципах тоже отсутствует конкретное определение, однако отмечается, что их следует толковать и применять «в расширенном контексте» других документов, в том числе «Конвенции о правах ребенка» и «Пекинских правилах». В отношении возраста это предполагает применение наивысшего стандарта из тех, которые установлены вышеназванными документами: в большинстве случаев это, несомненно, предусмотренные «Конвенцией о правах ребенка» «лица, не достигшие 18-летнего возраста», однако к странам, где дела лиц в возрасте 18 лет и старше, все еще рассматриваются органами (судами) по делам несовершеннолетних, может быть применимо открытое определение, данное «Пекинскими правилами». «Руководящие принципы», несмотря на свое название, как правило, используют термины «дети» и «юношество», причем зачастую одновременно; термин «несовершеннолетние» встречается в их тексте только в значении прилагательного, например: «правосудие в отношении несовершеннолетних» или «несовершеннолетняя преступность». Иной точки зрения придерживается Э. Б. Мельникова: «под несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т. е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны».8

7 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1990 г. «Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы» // Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1992.

8 Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Учебное пособие. М., 1999. С. 16.

Каждая из названных категорий лиц имеет право на существование, применение и теоретическое объяснение. Но между тем, нельзя между ними ставить знак равенства. Для их различия необходимо обозначить признаки, присущие указанным категориям лиц, которые могут послужить основой для формулирования соответствующих дефиниций.

По мнению автора, понятие «ребенок» состоит из составляющих понятий: «малолетний» и «подросток». Как указано выше, под малолетними понимаются лица, не достигшие четырнадцати лет. Понятие «малолетний» должно употребляться в отношении детей с момента их рождения и до десяти лет (0-10). Категория «малолетние» применяется в том случае, когда необходимо определить положение «ребенка» в обществе с момента рождения и до того времени, когда он сам может выражать свое мнение в предусмотренных законом случаях (усыновление, помещение в приемную семью). Вся ответственность за малолетних детей по отечественному законодательству лежит на родителях или их законных представителях. В соответствии с гражданским правом дети в возрасте от шести до четырнадцати лет (малолетние) могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, вправе распоряжаться средствами, предоставленными законными представителями.

Думается, подростком следует считать ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Ведь в соответствии со статьей 57 Семейного кодекса9 учет его мнения обязателен с этого периода, и ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства и т. д. Таким образом, в возрасте от 10 до 14 лет ребенка можно считать подростком и именно в этот период у него появляются некоторые права, которыми он вправе пользоваться без помощи родителей или законных представителей.

Понятие «ребенок» обладает, по мнению автора, наибольшей универсальностью. Поскольку оно применяется не только при характеристике лица до достижения 18 лет, но и после достижения данного возраста (например, для обозначения юридически признаваемой и значимой связи детей со своими родителями или лицами, их заменяющими, поскольку человек остается для них ребенком не зависимо от того, в каком он возрасте находится).

9 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-Ф3 // Российская газета. 1996. 27 января; СЗ. 1996. № 1. Ст. 16.

Согласно словарю С. И. Ожегова, термин «ребенок» обозначает «ранний возраст мальчика или девочки, до отрочества».10 Чаще всего термин «ребенок» используется в международном праве, например: Конвенция о правах ребенка, Женевская декларация о правах ребенка, Декларация прав ребенка и т. д.

По мнению О. В. Бутько и Т. В. Лобанова, целесообразно использовать в отечественном законодательстве только термин «ребенок», так как оно является универсальным и объединяет все категории лиц до 18 лет.

При определении всех понятий и терминов - «ребенок», «малолетний», «дети», «подросток», «несовершеннолетний» главным фактором является возраст. Однако отраслевое законодательство допускает разночтения возраста наступления ответственности, дееспособности и деликтоспособ-ности.

В Уголовном кодексе (статья 20)11 возраст наступления ответственности определен с 14 лет.

В Кодексе об административных правонарушениях РФ (статья 2.3)12 определен возраст наступления ответственности с 16 лет.

В Гражданском кодексе (статья 26)13 лица, достигшие 14 летнего возраста, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, совершать сделки и т. д., и соответственно самостоятельно несут по ним ответственность. Соответственно, нижний предел деликтоспособности этих лиц установлен в 14 лет.

Анализируя основные отрасли отечественного права, автор приходит к выводу, что верхнюю возрастную границу несовершеннолетия следует установить на уровне 18 лет, поскольку начиная именно с этого возраста физическое лицо практически становится полноправным членом общества. Это вовсе не означает отсутствия исключений из этого правила. Так, например, зачастую для занятия определенной должности (член Совета Федерации Федерального Собрания), а также для привлечения к уголовной ответственности (специальные субъекты) за некоторые категории преступлений физическим лицам необходимо обладать иными, более высокими, возрастными характеристиками.

10 Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов. М., 1989. С. 253.

11 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ. 1996. № 25. Ст. 2954.

12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от

30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.

13 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ, 1994. № 32. Ст. 3301.

Дополнительные сложности создает тот факт, что законодатель, как правило, не считает нужным сформулировать четкое определение этого понятия для каждой отрасли права, вероятно, относя его к очевидным. В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, семейное). Общим ориентиром для понимания дефиниции «ребенок» в отечественном праве могли бы стать соответствующие положения Конституции, однако в главном законе страны они отсутствуют.

Таким образом, с учетом вышесказанного, можно предложить следующее авторское определение понятия «ребенок». Ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет, наделенное правами, свободами и обязанностями мировым сообществом и Конституцией Российской Федерации, реализация которых возможна при достижении соответствующего возраста, и несущее ответственность в соответствии с законодательством.

Конституция РФ защищает права и свободы ребенка, подтверждением является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,14 в преамбуле которого указано, что федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. С принятием вышеуказанного закона появилась необходимость рассмотрения такого понятия как «конституционно-правовой статус ребенка», поскольку правовой статус ребенка имеет свою специфику.

Правовой статус определяют как юридически закрепленное положение личности в обществе. Традиционно в конституционном праве различают общий, специальный и индивидуальный правовой статус. Общий правовой статус - это базовый правовой статус человека, статус лица как гражданина государства и члена общества. В основе общего правового статуса лежит, прежде всего, конституционный статус, который является единым и одинаковым для всех. Ядром конституционного статуса личности являются признаваемые Конституцией РФ основные права, свободы и обязанности. Специальный правовой статус - это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан (детей, пенсионеров, военнослужащих, депутатов и др.). В основе специального правового статуса лежит общий правовой статус, однако правовое положение этой категории может иметь свою специфику, в связи с наличием дополнительных прав и обязанностей,

14 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 5 августа.

льгот или ограничений. По мнению Н. И. Матузова, совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.15 Индивидуальный статус

- это статус конкретного лица, «отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности» (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.).16 Индивидуальный статус в отличие от общего правового статуса отличается изменчивостью и подвижностью. Правовой статус ребенка должен быть рассмотрен как единство общего, особенного и единичного, поскольку именно такой подход позволит выявить специфику правового положения ребенка.

В качестве элементов конституционно-правового статуса ребенка исследователями рассматриваются следующие: правосубъектность; принципы правового статуса; конституционные (основные) права и свободы, а также конституционные обязанности; гарантии статуса личности.17 Отличия в выделении компонентов статуса проявляются в том, что одни исследователи добавляют к приведенным иные элементы (например, гарантии статуса человека;18 интересы, охраняемые законом;19 ответственность),20 в

то время как другие ограничиваются основными правами, свободами и обя-

21

занностями.

Так, Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин обоснованно исходят из того. что «правовое положение в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми гражданин наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права».22

Как справедливо отмечает Л. Д. Воеводин, «таким критерием является закрепленное правом место индивида в обществе и государстве, то есть

15 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2001. С. 268.

16 Институт прав человека в России / Под ред. Г. Н. Комковой. Саратов, 1998. С. 52.

17 Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 31-36; Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд. М., 2000. С. 154-155.

18 Советское государственное право / Под ред. А. И. Лепешкина. М., 1971. С. 211213.

19 Витрук Н. В. О категориях правового положения личности в социалистическом обществе // Советское государство и право. 1974. № 12. С. 11.

20 Матузов Н. И. Личность. Право. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 189-205.

21 Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., 1962. С. 15.

22 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М., 1995. С. 151-155.

в производстве, в управлении государственными и общественными делами, в сфере духовной жизни. Все институты, непосредственно раскрывающие место индивида в обществе и государстве, можно смело включить в основы правового положения личности».23

Между двумя близкими по содержанию понятиями - «конституционный статус» и «основы правового положения» - существует как единство, так и различие. Единство состоит, в частности, в общности исходных положений: как конституционный статус, так и его основы опираются на одни и те же устои. Вместе с тем, если конституционный статус включает в себя лишь конституционные положения (нормы), то основы статуса с ними развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве.

Следует согласиться с Б. Н. Топорниным, давшим конституционному статусу особое понятие, которое, составляя ядро всего правового статуса, остается вместе с тем относительно самостоятельным: «Такая самостоятельность является, прежде всего, в том, что в конституционном статусе определены не все, а лишь наиболее важные, исходные элементы правового статуса личности, которые действуют не только непосредственно, но и в значительной мере реализуются путем издания дополнительных правовых установлений, относящихся к сфере текущего законодательства».24

В этом смысле термин «конституционный статус», хотя и близок к понятию «основы правового положения личности», однако не исчерпывает содержание последнего. К тому же анализ научных работ по данной проблеме показывает, что исследователи в области конституционного права не ограничиваются исследованием норм Конституции РФ и также обращаются к текущему законодательству.

Например, М. В. Баглай справедливо отмечает, что «конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы».25

Следует выделять в структуре конституционно-правового статуса ребенка следующие элементы:

1. Конституционная правосубъектность (правоспособность и дее-

23 Воеводин Л. Д. Юридический статус личности ... С. 32.

24 Топорнин Б. Н. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 6-7.

25 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. С. 157.

способность) ребенка.

2. Принципы правового статуса ребенка.

3. Гражданство ребенка.

4. Основные права, свободы и обязанности ребенка.

5. Гарантии прав ребенка, а также средства и способы их защиты.

Под конституционной правоспособностью понимается способность

ребенка иметь конституционные права и исполнять обязанности. Правоспособность возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Под конституционной дееспособностью ребенка понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, исполнять конституционные обязанности. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств.26

Права ребенка предоставляются ему от рождения, однако, так как ребенок не является полностью дееспособным лицом, то в обеспечении его прав должны участвовать уполномоченные на это органы. В соответствии со статьей 7 Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»27 определены субъекты, осуществляющие обеспечение и защиту прав и свобод ребенка до достижения им полной дееспособности. К ним относятся: органы государственной власти РФ и субъектов РФ, должностные лица указанных органов: в соответствии со своей компетенцией, посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и свобод.

Вторым элементом конституционно-правового статуса ребенка являются принципы, в соответствии с которыми реализуются отношения в области детства. Принципами могут считаться лишь такие правила, которые признаны со стороны общества и государства и отнесены к разряду важнейших идей и установок правового статуса человека и гражданина Российской Федерации. Принципы правового статуса личности, закрепленные в Конституции России, в равной степени должны применяться при осуществлении прав и свобод ребенка. Такой всеобщий характер этих принципов объясняется их универсальностью, возможностью применения вне зависимости от возраста человека. Существуют общие (конституционные) и отраслевые

26 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник. М., 1999. С. 46.

27 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 5 августа.

принципы. Для правового статуса ребенка характерны общие (конституционные) принципы. При их характеристике выделяют различные теории конституционалистов. Согласно мнению М. В. Баглая и В. Е. Чиркина, можно выделить принцип равноправия, который в соответствии с Конституцией РФ делится на:

- равенство перед законом и судом;

- равенство, независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. д.;

- равенство прав и свобод мужчины и женщины.28

Принцип равноправия - важнейший среди принципов правового положения человека и гражданина, однако ограничиваться только его характеристикой нельзя. Так, А. В. Зиновьев выделяет принцип сочетания личных и общественных интересов и принцип постоянного расширения и углубления прав, свобод и обязанностей.29 В свою очередь, Е. И. Козлова выделяет принцип гарантированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, принцип презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимость ограничения прав и свобод, принцип обладания каждым лицом не только правами, но и обязанностями.30 Особого внимания заслуживает точка зрения Л. В. Воеводина, который представляет принципы правового статуса личности как систему, включающую:

1) Учредительность всех элементов (институтов) основ правового статуса личности.

2) Неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина.

3) Равноправие, то есть равенство в правах, свободах и обязанностях гражданина и человека вообще.

4) Гуманистическая направленность прав и свобод.

5) Общая доступность прав и свобод и непреложность обязанностей.31

28 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000. С. 24; Чиркин В. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003. С. 31.

29 Зиновьев А. В. Конституционное право России: Проблемы теории и практики. М., 2000. С. 23.

30 КозловаЕ. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999. С. 48.

31 Воеводин Л. Д. Юридический статус личности ... С. 11 - 13.

Все вышеперечисленные принципы отражены в Конституции РФ и в нормах международного права. Однако конституционно-правовой статус ребенка обладает своими принципами, которые выражены в следующей системе:

- Равноправия.

- Неотчуждаемости прав и свобод.

- Гарантированности прав, свобод и обязанностей.

- Признания общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров составной частью правовой системы РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Запрещения злоупотребления правами и обязанностями.

- Запрещения незаконного ограничения конституционных прав и

свобод.

Наибольшее правовое закрепление получила группа принципов, регулирующих деятельность субъектов, на которых возлагаются обязанности по обеспечению прав детей, закрепленные в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».32 В нем зафиксированы цели государственной политики и ее принципы: осуществление полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению прав ребенка; государственные минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей; условия и принципы формирования социальной инфраструктуры для детей и др. Например, в пункте 2 статьи 4 вышеназванного закона установлено, что: «Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах:

- законодательное обеспечение прав ребенка;

- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защита их прав, подготовка их к полноценной жизни в обществе;

- установление и соблюдение государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни с учетом региональных различий;

- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

- государственная поддержка органов местного самоуправления,

32 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 5 августа.

общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка».33

Третьим элементом конституционно-правового статуса ребенка является гражданство. Значение гражданства как обязательного элемента конституционно-правового статуса ребенка в России связано с тем, что очень большое количество российских детей усыновляются или удочеряются гражданами иностранного государства. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»34 определены основные принципы гражданства, которые учитываются при решении вопросов о гражданстве ребенка:

- обязательное согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет при решении вопросов о приобретении или прекращении им гражданства РФ;

- сохранение или изменение гражданства только по основаниям, предусмотренным настоящим законом, если возникает такая необходимость в связи с приобретением или прекращением гражданства РФ одним или обоими родителями;

- недопустимости прекращения ребенком гражданства РФ, если оно может повлечь за собой возникновение состояния без гражданства;

- независимости решения вопросов о сохранении или изменении ребенком гражданства РФ от воли родителей, лишенных родительских прав.

Российская Федерация способствует сохранению ребенком гражданства РФ, если его опекуном или попечителем выступает иностранец. Положения Федерального закона «О гражданстве РФ»35 в отношении гражданства ребенка очень актуальны на фоне демографической ситуации в РФ. Однако это тема другого исследования.

Четвертым элементом конституционно-правового статуса ребенка являются его права и обязанности. Из вышеуказанного понятия «ребенок» установлено, что он обладает правосубъектностью, то есть имеет права и исполняет обязанности. При этом в статье 60 Конституции РФ отсутствуют указания на закрепление в ней прав ребенка, они адресованы человеку и гражданину и понятие конституционных обязанностей также адресовано всем гражданам России, поэтому правосубъектность ребенка определяется в соответствии с правосубъектностью личности вообще.

33 Там же.

34 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 5 июня.

35 Там же.

Основные права и свободы принято различать, прежде всего, по времени возникновения. Существует понятие «поколение прав человека». Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах - праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым судом и ряде других. Эти права выражали так называемую «негативную» свободу: они обязали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.36

Второе поколение сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые «позитивные» права), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав. Права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование и другие нашли свое отражение в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Как вклад развивающихся стран предлагается рассматривать третье поколение: право на мир, право на разоружение, право на развитие и другие. В принятой в 1981 году Организацией африканского единства Африканской хартии прав человека и народов37 закреплен ряд прав народов (право на самоопределение, право на свободное распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами, право на развитие и т. д.). Перечень прав третьего поколения пытались продолжить на неправительственном уровне. Но главная проблема, которая в связи с этим возникла и продолжает обсуждаться на межгосударственном и научном уровнях, - это проблема связи прав че-

36 Права человека: Учебник / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 137.

37 Африканская хартия прав человека и народов. Принята на встрече глав государств - членов Организации африканского единства 26 июня 1981 г. в Найроби. Вступила в силу

21 октября 1986 г. // Международное право: Сб. документов. М., 2000. С. 177.

ловека и прав народов.38 Очевидно, нельзя отделять права человека от прав народов. Права народов (коллективные права) также могут рассматриваться как права человека. Кроме того, не все права народов можно отнести к третьему поколению прав человека.

Некоторые авторы определяют и четвертое поколение - группу прав, связанную с условиями научно-технической революции (например, право на здоровую окружающую среду).39

Большой вклад в структурирование прав человека внесла работа Е. А. Лукашевой, которая права человека классифицирует по сферам жизнедеятельности на личные, политические, экономические и социальные, культурные права.40

В юридической литературе права ребенка не были представлены до настоящего времени структурно, однако отдельными авторами проводились попытки их классифицировать. О. В. Бутько предложила классифицировать права ребенка с учетом их содержания в международно-правовых документах, и прежде всего в соответствии с Конвенцией «О правах ребенка», подразделив на группы.41

В первую группу включены права ребенка на жизнь, имя, равенство в осуществлении других прав.

Во вторую группу входят права ребенка на семейное благополучие.

В третью группу прав ребенка входят права на свободное развитие личности.

В четвертую группу входят права, обеспечивающие охрану здоровья ребенка.

Пятая группа объединяет образовательную сферу и обеспечивает возможности получения ребенком образования, а также право на отдых и др.

Шестая группа прав - это права в экономической сфере, они направлены на защиту детей от эксплуатации, от античеловеческого содержания и обращения.

Однако вышеуказанная классификация прав ребенка существенно отличается от классификации прав человека, сложившейся в российском праве.

38 Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М., 1999. С. 410.

39 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 60.

40 Права человека: Учебник / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2006. С. 573.

41 Бутько О. В. Правовой статус ребенка . С. 137.

Основываясь на сформировавшейся в юридической литературе классификации прав человека, по мнению автора, систему прав ребенка следует классифицировать на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные.

В первую очередь, следует рассмотреть личные права и свободы ребенка, поскольку они принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства.

1. Право ребенка на жизнь. Данное право закреплено в ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, и оно обеспечивается рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальным обеспечением, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и т. д.

2. Право ребенка на охрану чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ). Принятые некоторыми субъектами РФ законы о правах ребенка, например, прямо запрещают посягательство на честь и достоинство ребенка, жестокое обращение с детьми, физическое или психическое насилие (ст. 14 Закона Республики Карелия от 21 декабря 1995 г. «О защите прав детей»).42 В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка, а по достижении 14-летнего возраста - в суд.

3. Право ребенка на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений (ст. 22-25 Конституции РФ).

4. Право ребенка на свободу мысли, слова, свободный доступ к информации (ст. 29 Конституции РФ). Статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает необходимость принятия мер «по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий, а также распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркома-

42 Закон Республики Карелия от 21 декабря 1995 г. «О защите прав детей» // Собрание законодательства Республики Карелия. 2003. № 3. С. 17.

нию».43

5. Право ребенка на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ).

6. Право ребенка свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ место жительства ребенка в возрасте до 14 лет определяется по месту жительства его родителей или законных представителей.44

Кроме того, в семейном законодательстве России представлен широкий спектр личных прав ребенка. К ним относятся: право на жизнь и воспитание в семье, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов и уважения его человеческого достоинства. За ребенком закреплено такое право, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество, фамилию.

Во-вторых, необходимо рассмотреть политические права и свободы.

1. Право ребенка на объединение (ст. 30 Конституции РФ).

2. Право ребенка собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги (ст. 31 Конституции РФ). Согласно ст. 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.45

В-третьих, социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка. Данная группа прав касается таких важных сфер жизнедеятельности человека, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование, социальное обеспечение, творчество. Социально-экономические, культурные права направлены на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности ребенка. Закрепление данных прав у ребенка имеет немаловажное значение, поскольку их реализация

43 Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ. 1998. № 31. Ст. 3802.

44 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

45 Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ. 1998. № 31. Ст. 3802.

способствует личностному становлению ребенка как члена общества.

1. Право ребенка на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). По мнению Л. М. Середы, осуществление предпринимательской деятельности - результат реализации общего права граждан на труд, т. е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности.46

2. Право частной собственности ребенка. Согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Право ребенка на жилище (ст. 40 Конституции РФ).

4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).

5. Право на социальное обеспечение. В статье 39 Конституции РФ установлено, что социальное обеспечение гарантируется каждому по возрасту, для воспитания детей и в иных случаях. В России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, 38 Конституции РФ).

6. Право ребенка на труд (ст. 37 Конституции РФ).

7. Право на образование. Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

8. Право на участие в культурной и творческой жизни общества (ст. 44 Конституции РФ).

Все нормативные документы, защищающие права и свободы ребенка, и соответствующие правовые нормы можно условно классифицировать по различным основаниям: по назначению, по территории действия, по юридической силе, по отраслевой принадлежности и др. Эта классификация, хотя и имеет условный характер, помогает точному и грамотному осуществлению правового регулирования.

Необходимо отметить, что неотъемлемым элементом основ конституционно-правового статуса ребенка являются его обязанности. В то же время, если правам и свободам личности в Конституции РФ, в юридической

46 Середа Л. М. Право несовершеннолетнего на предпринимательскую деятельность // Актуальные социальные и правовые проблемы развития транзитивного общества: Сборник материалов III Всерос. научной конф. молодых ученых. Краснодар, 2004. С. 178.

литературе и научных трудах по конституционному праву уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об основных обязанностях.

В Конституции РФ содержится лишь пять статей, посвященных обязанностям (ст. 38, 44, 57, 58, 59). Н. И. Матузов, Б. М. Семенеко, В. А. Масленников, исследуя проблему обязанностей, подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка, и в конечном счете в обеспечении конституционных прав и свобод личности.47 Г. В. Мальцев полагает, что «юридическая обязанность есть не только должное, но и возможное в человеческом поведении».48 Однако содержащееся в обязанности возможное поведение в отличие от возможности, заключенной в субъективном праве, является одновременно и государственно необходимым. «Обязанность, утверждает он, - есть возможность поведения, имеющая необходимый характер, т. е. возможное в поведении одновременно является и необходимым».49

По назначению нормы права, регулирующие институт обеспечения и защиты прав и свобод ребенка, подразделяют на:

а) общие нормы, провозглашающие основные права и свободы человека, распространяющие свое действие и на ребенка, являющегося полноправным членом общества, и содержащиеся в Конституции Российской Федерации и ряде отраслевых федеральных законов;

б) нормы, специально созданные для обеспечения и защиты прав и свобод ребенка. Например, нормы гл. 14 УК «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», гл. 42 ТК «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет», гл. 50 УПК «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних».

По территории действия можно выделить:

а) международные правовые акты. В их числе: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных

47 Матузов Н. И., Семенеко Б. М. Исследование проблем юридических обязанностей граждан СССР // Советское государство и право. 1980. № 12; Масленников В. А. Конституционные обязанности граждан СССР: сущность и проблемы реализации // Советское государство и право. 1983. № 6.

48 Мальцев Г. В. Социалистическое право и свобода личности (Теоретические вопросы). М., 1968. С. 71.

49 Там же. С. 74.

правах 1966 г.; Женевская декларация прав ребенка 1924 г.; Декларация прав ребенка 1959 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.;

б) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ. В их числе Конституция, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указ Президента РФ «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)», Постановление Правительства от 18 декабря 1997 г. № 1565 «О Плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы» и др.;50

в) региональное законодательство, включающее, например, Закон Воронежской области от 26 июля 1999 г. № 101-ІІ-ОЗ «О защите прав ребенка на территории Воронежской области», Закон Республики Ингушетия от 29 ноября 1999 г. № 27-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», Закон Ивановской области от 6 мая 1997 г. № 9-ОЗ «О защите прав ребенка», Закон Орловской области от 9 июля 1999 г. № 108-ОЗ «О защите прав ребенка» и др.51

В настоящей статье рассмотрено четыре основных элемента конституционно-правового статуса ребенка, которые, по мнению автора, являются системой закрепленных в Конституции России прав, свобод и обязанностей, законодательно установленных и гарантированных государством. Таким образом, в данной работе было уточнено понятие ребенка, проанализированы элементы его конституционно-правового статуса. Автор предлагает для определения правового статуса особого субъекта права, каковым является человек в возрасте от рождения до достижения 18 лет, использовать универсальную категорию «ребенок» (во множественном числе «дети»).

50 См.: Ювенальное право: Учебник / Под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. М., 2005.

51 Там же.

Употребляемые в законодательстве Российской Федерации различные иные категории, например «новорожденный», «малолетний», «подросток», «несовершеннолетний» и другие охватываются этим общим понятием «ребенок».

Под «конституционно-правовым статусом ребенка» следует понимать систему закрепленных в Конституции РФ прав, свобод и обязанностей, законодательно установленных и гарантированных государством. Кроме того, автор разделяет детей на малолетних и подростков. Понятие «малолетний» должно употребляться в отношении ребенка с момента рождения и до 10 лет, а «подростком» является ребенок от 10 до 14 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.