Научная статья на тему 'Правовая проблема и вопросы конституционных обязанностей несовершеннолетнего'

Правовая проблема и вопросы конституционных обязанностей несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1029
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / LEGAL STATUS OF UNDERAGE PERSON / RIGHTS OF UNDERAGE PERSON / DUTIES OF UNDERAGE PERSON / EDUCATION / CONSCRIPTION / FAMILY RESPONSIBILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихая Людмила Сергеевна

Ст атья по священа вопро с ам конституционных обязанно стей не совершеннолетних граждан Российской Федерации, а также проблемам правового регламентирования обязанностей несовершеннолетнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal problem and questions to the constitutional duties of an underage person

The article is devoted to problems of constitutional duties of an underage person, problems of legal regulation of duties of an underage person.

Текст научной работы на тему «Правовая проблема и вопросы конституционных обязанностей несовершеннолетнего»

УДК: 342.72/.73 Л.С. Тихая*

Правовая проблема и вопросы

конституционных обязанностей несовершеннолетнего

Статья посвящена вопросам конституционных обязанностей несовершеннолетних граждан Российской Федерации, а также проблемам правового регламентирования обязанностей несовершеннолетнего.

Ключевые слова: правовой статус несовершеннолетнего, права несовершеннолетнего, обязанности несовершеннолетнего, образование, воинская обязанность, семейные обязанности.

L.S. Tikhaya*. Legal problem and questions to the constitutional duties of an underage person.

The article is devoted to problems of constitutional duties of an underage person, problems of legal regulation of duties of an underage person.

Keywords: legal status of underage person, rights of underage person, duties of underage person, education, conscription, family responsibilities.

Вопросы и проблемы правового регулирования обязанностей несовершеннолетнего в настоящее время более чем актуальны, т.к. являются одной из наименее проработанных сфер правового регулирования общественных отношений, участниками которых являются несовершеннолетние лица. В настоящей статье автор предлагает вычленить основные виды обязанностей несовершеннолетнего лица: конституционная обязанность получить среднее общее образование, воинская обязанность, «семейные» обязанности; провести теоретический анализ правовой науки, изучающей вышеуказанные виды обязанностей, и законодательства, регламентирующего их.

Первой и, по нашему мнению, важнейшей обязанностью несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации является конституционная обязанность получить среднее общее образование.

Каждый гражданин РФ имеет закрепленное на высшем законодательном уровне - в Конституции Российской Федерации - право на образование. Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, получение среднего общего образование обязательно [1, ст. 43]. Родители, опекуны и попечители и иные лица, по правовому статусу приравненные к родителям, участвуют в реализации данного конституционного права, но вместе с тем и обеспечивают выполнение конституционной образовательной обязанности несовершеннолетнего, т.е. получение детьми основного общего образования. Данную норму развивают положения Закона РФ «Об образовании», которые закрепляют: «Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными» [11, п. 3 ст. 19]. Конституционное право содержит обязанности двух видов: одни носят императивный, предписывающий характер (прямой запрет), другие - косвенный. Л.Д. Воеводин отмечает, что, так же, как и конституционные права, конституционные обязанности оказывают прямое действие на социально-правовую жизнь гражданина и должны предусматривать конкретные меры ответственности в случае несоблюдения данных норм [13, с. 109].

Согласно общепринятому толкованию, конституционные обязанности понимают как меру социально значимого поведения, установленного Конституцией РФ и обеспеченного различными видами ответственности. Обязанность получить среднее общее образование имеет ряд особенностей.

1. Субъектом конституционного права на образование являются родители и лица, по правовому статусу приравненные к родителям, а не сам обучающийся, ввиду того, что именно на родителей, опекунов и попечителей возложена материальная и семейная обязанность содействовать и обеспечивать приобретение несовершеннолетним образования. Существует запрет на препятствование родителями или законными представителями получения общего образования детьми. Эти лица обязаны осуществлять всякое содействие получению основного образования. Из вышеперечисленного вытекает, что фактически субъект конституционного права на образование не совпадает с субъектом соответствующей конституционной обязанности.

2. Пространная формулировка. Понятие «обеспечивают» взамен «обязаны», не меняя сути содействия в приобретении общего образования, теряет юридический смысл. Фактическое отсутствие ответственности и низкий уровень санкционированности данных норм не способствуют повышению уровня грамотности детей в России и совокупного качественного уровня среднего общего образования.

3. Срок реализации данной конституционной обязанности ограничен. Моментом прекращения данного конституционного обязательства является момент наступления пятнадцати лет, в чем проявляется ограничение в сроках исполнения обязанности получить среднее общее образование несовершеннолетним.

* Тихая, Людмила Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, Адрес: Россия, 193079, Санкт-Петербург ул. Летчика Пилютова д. 1. Тел. 7447013. E-mail: [email protected].

Tikhaya, Lyudmila Sergeyevna, candidate of law, docent of chair constitutional and international law of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 193079, Russia, St.-Petersburg, of Pilot Piljutov str. Tel. 7447013. E-mail: [email protected] © Тихая Л.С., 2015

Конституционное право, административное право

4. Существует возможность исполнения данной конституционной обязанности - получения среднего общего образования - и в негосударственном общеобразовательном учреждении, но с обязательной государственной аккредитацией. Подобная реализация обязанности в частном секторе является уникальной, т.к., например, нельзя реализовать конституционную обязанность по прохождению военной службы в «частной армии» или заплатить установленные законом налоги и сборы через расчетный счет негосударственной организации. На основании сказанного выше можно сделать вывод о «делегировании» негосударственному общеобразовательному учреждению государственных функций, которые закреплены на государственном уровне.

В настоящее время основное общее образование установлено на уровне девяти классов. В некоторых субъектах Российской Федерации закреплено законом повышение уровня образования до полного (среднего) общего образования. На основании вышеизложенного возникает вопрос: нарушаются ли нормы Конституции РФ тем, что на родителей и лиц, их заменяющих, в конкретном субъекте возлагается дополнительная ответственность и обязанность, что приводит к дифференциации прав граждан?

Конституционный Суд РФ, проанализировав вопрос правомерности указанной нормы, постановил, что указанная норма законна и не противоречит Конституции РФ, если родители или иные лица, выполняющие их роль, принимают на себя обязанность в помощи в реализации права их детей на общее образование. Это решение Суд мотивировал тем, что Российская Федерация - социальное государство, целью которого выступает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в т.ч. путем развития государственной поддержки детства и установления гарантий социальной защиты [1, ст. 7]. Например, в Конституции Республики Алтай возможности в получении детьми общего образования шире, чем у других субъектов. Также в данной республике обеспечиваются более широкие перспективы для продолжения обучения путем предоставления финансирования и материально-технического обеспечения, что также, несомненно укрепляет право на образование. Данное регулирование по Конституции РФ не нарушает разделение предметов ведения и полномочий, поскольку защита прав и свобод граждан и общие вопросы образования находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Министерство образования и науки РФ в данное время разрабатывают федеральный законопроект, по которому игнорирование конституционных обязанностей повлечет за собой меры юридической ответственности, объектами которой будут выступать законные представители детей, которые своими действиями не позволяют детям получить общее образование. Но сегодня эти положения остаются только в форме непринятого законопроекта.

Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена административная ответственность за препятствование законными представителями несовершеннолетнего обучению и воспитанию несовершеннолетних лиц, устанавливается административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содействию в обучении, содержанию и воспитанию несовершеннолетних, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда [7, ст. 5.35]. В уголовном законодательстве, в свою очередь, усматривается своя ответственность за данные нарушения [6, ст. 156]. Но самые негативные последствия для несовершеннолетних - отсутствие возможности продолжать повышать свой уровень образования в высших учебных заведениях.

Основываясь на вышесказанном, представляется обязательным отметить необходимость пересмотра системы наказания за нарушение данной конституционной обязанности, которое видится более чем недостаточным и неполным. За нарушение иных обязанностей, таких как обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы [1, ст. 57], сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам [1, ст. 58], а также обязанность гражданина РФ защищать Отечество и нести военную службу [1, ст. 59], предусмотрена более суровая ответственность. Основываясь на этом, несложно сделать вывод о недооценености значения данного вида конституционного нарушения.

Образовательные обязанности гражданина РФ в общем смысле перечислены в ст. 43 ФЗ «Об образовании». В соответствии с вышеуказанной статьей обучающиеся обязаны: качественно усваивать программу и выполнять учебный план, посещая учебные занятия и выполняя дополнительные задания данные педагогами в рамках программы; соблюдать НПА организаций и правил распорядка, существующий внутри данного заведения; стремиться сохранить собственное здоровье, стремиться к внутреннему росту, повышая духовность и нравственность; чтить и уважать достоинство личности, основные права человека и гражданина, не препятствуя получению образования другими учениками, бережно относиться к материальному имуществу организации [11, ст. 43].

Гарантом успешной реализации образовательного процесса является уважение достоинства человека и отсутствие методов физического и психологического насилия. За нарушения различных локальных НПА к обучающимся могут применить меры дисциплинарного взыскания - от замечания до отчисления из организации, но на начальном этапе получения общего образования применять меры дисциплинарного взыскания законодательно запрещено. Также во время обоснованного отсутствия несовершеннолетнего в образовательном учреждении запрещено применять в отношениями обучаемых меры дисциплинарной ответственности. При вынесении решения о дисциплинарном взыскании должны учитываться внутренние и внешние, физические и психологические, субъективные и объективные факторы [11, ст. 43].

Может быть применена мера наказания в виде отчисления лица, достигшего 15-летнего возраста, если его действия оказывают негативное влияние на учеников и нарушают учебный процесс, ущемляя права обучаемых и работников данной организации.

Второй, не менее важной обязанностью является воинская обязанность несовершеннолетнего. В соответствии со ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации [1, ст. 59]. Применительно к теме настоящей статьи, воинская обязанность несовершеннолетнего состоит в постановке на воинский учет и подготовке к военной службе.

Первоначальная постановка на воинский учет, в соответствии со ст. 9 Федерального Закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения несовершеннолетним гражданином мужского пола 17 лет [12, ст. 9]. Исполнение данной обязанности обеспечивается специальными комиссиями по постановке на военный учет граждан. Такие комиссии создаются в муниципальных образованиях, округах городов и на внутригородских территориях городов федерального значения (Санкт-Петербурга, Москвы и Севастополя) решением компетентного должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего органа исполнительной власти по субъекту РФ) по представлению военного комиссара.

Цель первоначальной постановки граждан на воинский учет - максимально точное установление численности потенциальных призывников, дальнейшее прохождение ими медицинской комиссии с целью выявить категорию годности каждого конкретного призывника к службе в Вооруженных силах России по состоянию здоровья, уровню образования, навыков и умений в приобретенной ими специальности, которая также может быть использована при прохождении ими службы в армии, но уже в специальных родах войск или на специальных должностях, профпригодности к подготовке по военным специальностям, получению высшего и профессионального образования в военно-учебных заведениях, учебных военных центрах при федеральных государственных высших или профессиональных образовательных учреждениях, военных или ведомственных академиях, институтах и университетах.

В целом первоначальная постановка на воинский учет состоит из проведения медицинского освидетельствования (прохождения медицинской комиссии) с целями, указанными выше; она включает также комплекс регламентированных законодательством Российской Федерации мероприятий по профессиональному психологическому отбору будущих призывников; проводится сбор и анализ полученных сведений о жизни и правовой биографии, психологическом портрете потенциального призывника.

Как указано выше, общий порядок и сама обязанность прохождения воинской службы, а для несовершеннолетних - постановки на воинский учет и прохождения медицинского освидетельствования, регламентируются Федеральным Законом от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». В ст. 10 данного закона перечислены конкретные обязанности граждан по первоначальной постановке на воинский учет. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: 1) состоять на воинском учете по месту жительства или пребывания (в отдельных случаях) в военном комиссариате; 2) явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; 3) явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат, чтобы встать на воинский учет, произвести снятие с воинского учета и внести изменения в соответствующие документы при переезде на новое место жительства; 5) бережно хранить приписное свидетельство - документ, подтверждающий факт постановки несовершеннолетнего гражданина на воинский учет. [12, ст. 10]

Из общей воинской обязанности несовершеннолетнего гражданина РФ вытекает обязательная и добровольная подготовка к военной службе. Она по большей части регламентирована третьим разделом Федерального Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

В ст. 11 содержатся общие положения о обязательной подготовке гражданина РФ к военной службе. Она предусматривает получение потенциальными призывниками начальных знаний в области обороны, военно-патриотическое воспитание учащихся, обязанность пройти медицинское освидетельствование (медицинскую комиссию), начальную и профессиональную военную подготовку, изучение основ военной в рамках среднего общего образования (обычно в рамках учебной дисциплины ОБЖ или БЖД). [12, ст. 11] Начальная военная подготовка потенциальных призывников обеспечивается персоналом учреждений общего и профессионального образования в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным Законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено также получение знаний и навыков для военной службы в форме проведения учебно-полевых сборов [12, ч. 2 ст. 11]. Граждане, которые по каким-либо причинам не смогли получить соответствующие знания и умения в рамках получения среднего общего образования, привлекаются к прохождению начальной военной подготовки в специализированных учебных пунктах.

Одними из самых недооцененных и нерегулируемых современным российским законодательством являются семейные обязанности несовершеннолетнего. Вычленение семейных обязанностей несовершеннолетних представляется чрезвычайно сложным, т.к. большая часть разработок в этой области является теоретическими. Законодательно же закреплены семейные обязанности детей только в случае эмансипации, вступления в брак, т.е. фактического приравнивания несовершеннолетнего гражданина к совершеннолетнему, а также обязанность уже совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях, закрепленная в Конституции РФ [1, ст. 38].

Семейным Кодексом Российской Федерации не предусмотрены какие-либо обязанности несовершеннолетних детей. Как говорилось выше, у совершеннолетнего гражданина, который тем не менее остается, как бы прозаично это ни звучало, ребенком своих родителей, есть конституционная обязанность заботиться о своих нетрудоспособных родителях: в ст. 87 Семейного Кодекса Российской Федерации содержатся обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей [2, ст. 87].

Конституционное право, административное право

Согласно вышеупомянутой статье, на совершеннолетних трудоспособных детях лежит обязанность содержать своих нетрудоспособных родителей, если они нуждаются в соответственной помощи, и, в соответствии со ст. 38 Конституции РФ, заботиться о них.

Также совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих уклоняющихся от выполнения своих обязанностей нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если данный факт будет установлен в судебном порядке. Кроме того, если в суде при рассмотрении вопроса о взыскании алиментов с совершеннолетнего трудоспособного ребенка будет установлено уклонение от выполнения родительских обязанностей данным родителем, то ребенок может быть освобожден от обязанностей по материальному содержанию такого родителя. В случае лишения родительских прав дети автоматически освобождаются от уплаты алиментов на содержание.

Конституционное понятие заботы, с точки зрения науки конституционного права, состоит не только из материальной, денежной помощи, но и из физической и моральной, что абсолютно не урегулировано современным законодательством.

Вступление в брак и эмансипация - установленные законом случаи приобретения дееспособности в полном объеме до наступления совершеннолетия. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Также несовершеннолетний, достигший шестнадцатилетнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Подводя итог, необходимо вновь сказать о том, что вопросы и проблемы правового регулирования обязанностей несовершеннолетнего в настоящее время являются одной из наиболее проблемных и наименее проработанных сфер правового регулирования общественных отношений, участниками которых являются несовершеннолетние лица. Регламентация осуществления обязанностей несовершеннолетнего, обеспечения осуществления обязанностей несовершеннолетнего иными лицами, правовой ответственности за различные нарушения в данной области более чем недостаточна. Семейное законодательство, например, в принципе не предусматривает такого понятия, как «обязанности несовершеннолетнего», что, по мнению автора, считается недопустимым. Именно недостаточная регламентация и занижение значения правовых обязанностей несовершеннолетнего в российском праве, отчасти, и представляет интерес для изучения данной области.

Тем не менее, указанные виды обязанностей несовершеннолетнего лица: конституционная обязанность получить среднее общее образование, воинская обязанность, «семейные» обязанности -далеко не полный перечень обязанностей указанной категории лиц, но они, по мнению автора, являются основными и относительно регламентированными российским законодательством и изученными правовой наукой. Внимание к указанным проблемам велико в научном сообществе, но, к сожалению, законодатель не прислушивается к мнению и доводам ученых-исследователей данной области.

Данная статья является теоретической основой для масштабной научной работы, посвященной правовому регулированию обязанностей несовершеннолетних лиц в Российской Федерации.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N° 223-ФЗ // Российская газета. - 1996. - 27 января.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета.

- 2001. - 31 декабря.

4. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

5. Гражданский кодекс РФ. Часть 2 от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 1996. - № 5. - Ст. 410.

6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

9. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.

10. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // Российская газета.

- 2012. - 30 декабря. - № 303.

12. Федеральный Закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.

13. Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности в России : учебное пособие. - М.: Инфра-М-Норма, 1997. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.