Научная статья на тему 'Особенности принципов конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации'

Особенности принципов конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1375
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / THE LEGAL STATUS OF THE INDIVIDUAL / ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА / THE PRINCIPLES OF THE LEGAL STATUS / ПРАВА РЕБЕНКА / RIGHTS OF THE CHILD / ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / LEGAL INTERESTS / THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF A CHILD / THE RESPONSIBILITIES OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедь Анна Викторовна

Статья посвящена рассмотрению специфического элемента правового положения личности, определяющего его сущность и содержание, а также взаимосвязь его структурных элементов. Таким элементом, значение которого сложно переоценить, являются принципы правового статуса личности, закрепленные в законе либо вытекающие из правовой природы отношений личности, общества и государства. Будучи спроецированными на личность ребенка, принципы правового статуса обретают специфические черты и своеобразно влияют на осуществление ребенком своих прав, свобод, обязанностей и реализацию законных интересов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности принципов конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации»

Dergalev S.M. Philosophical and Religious Studies of the Phenomenon of Asceticism in Non-Christian and Christian Traditions. dis. cand. PhD. - Belgorod, 2007. P. 144. (In Russ.).

Lysenko V.G. Asceticism in India: Principles and Basic Forms. In: Religious Studies. 2004. № 1. [Electronic resource]:

http://shantira.narod.ru/text/nauka/lysenko_01.htm. (In Russ.).

Pakhomov S., Rakhmanin A., Svetlov R. Creative Legacy of Evgeny Torchinov and Features of His Religion Typology. In: State, Religion, Church in Russia and Abroad. 2013. No. 3 (31). P. 110-129. (In Russ.).

Torchinov E.A. Religions of the World. Experience of the Beyond: Psychotechnics and Tanspersonal States. SPb., 1998. (In Russ.).

Torchinov E.A. Ways of Eastern and Western Philosophy: the Knowledge of the Beyond. SPb., 2005. (In Russ.).

Horuzhy S.S. To the Phenomenology of Asceticism. M., 1998. (In Russ.).

Horuzhy S.S. Lectures on Synergetic Anthropology. In: Diogenes' Lantern: A Project of Synergistic Anthropology in the Modern Humanitarian Context. Ed. S.S. The Horuzh. M., 2010. P. 514-625. (In Russ.).

Horuzhy S.S. Ancient Care for Oneself and the Practice of Hesychasm: Comparative Analysis. In: Questions of Philosophy. 2016. No. 8. P. 89-102. (In Russ.).

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для цитирования: Лебедь А.В. Особенности принципов конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №4, 2017. С. 22-30.

Автор: ЛЕБЕДЬ А.В.

ЛЕБЕДЬ Анна Викторовна - соискатель кафедры конституционного и международного права Белгородского государственного национального исследовательского университета. Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85. E-mail: lebed. ania@yandex.ru.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению специфического элемента правового положения личности, определяющего его сущность и содержание, а также взаимосвязь его структурных элементов. Таким элементом, значение которого сложно переоценить, являются принципы правового статуса личности, закрепленные в законе либо вытекающие из правовой природы отношений личности, общества и государства. Будучи спроецированными на личность ребенка, принципы правового статуса обретают специфические черты и своеобразно влияют на осуществление ребенком своих прав, свобод, обязанностей и реализацию законных интересов.

Ключевые слова: конституционно-правовой статус ребенка, правовое положение личности, принципы правового статуса, права ребенка, обязанности ребенка, законные интересы

В современной юридической науке актуальными задачами познания правового статуса личности являются раскрытие взаимосвязей элементов правового статуса личности с экономической, социальной структурой общества, с уровнем его культурного и нравственного развития. Не менее актуальной остается проблема соотношения статуса социальной общности, с социально-правовым статусом личности, представителем которой она выступает. В представленном исследовании рассматривается один из элементов правового положения личности, относящейся к определенной социальной общности, -конституционно-правовые принципы правового положения ребенка.

Исходя из определения, сформулированного Н.В. Витруком, правовое положение личности - широкая, обобщающая категория (более широкая, нежели правовой статус), которая раскрывает все элементы закрепленного в праве состояния личности, находящиеся между собой в определенных связях, в социальном плане обусловленные тем местом, какое личность занимает в системе общественных отношений. В системе элементов правового положения личности основное фундаментальное место занимает правовой статус личности - признанные государством права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве [Витрук, 2008, с. 29].

Некоторые авторы в качестве элементов конституционно-правового статуса личности выделяют гражданство, общую правоспособность физического лица, гарантии осуществления прав, свобод и обязанностей [Конституционный статус, 1980, с. 21-26]; принципы правового положения личности, в соответствии с которыми строятся ее взаимоотношения с другими субъектами; юридическую ответственность [Кучинский, 1978, с. 115] и др.

Многие исследователи выделяют правовые принципы в качестве элемента правового положения личности. В настоящей работе автор солидарен с рассмотрением правовых принципов в этом качестве, акцентируя внимание на их значении в качестве содержательного, сущностного, а не структурного элемента правового положения личности. Принципы основ правового положения личности являются исходными началами, которым должны соответствовать все нормы этого конституционно-правового института и текущего законодательства в целом [Мамонтов, 2001, с. 9].

Авторская трактовка правового статуса ребенка основана на правовом статусе личности как системе юридических прав, свобод, обязанностей и законных интересов в их единстве. Гражданство, правосубъектность, а также юридические гарантии рассматриваются в качестве элементов правового положения личности ребенка. Как специфический элемент выделяются принципы, закрепленные в законе либо вытекающие из правовой природы

отношений личности, общества и государства, определяющие сущность и содержание правового положения личности и его структурных элементов [Витрук, 2008, с. 32].

До середины XX столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя XX века Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей» [Антология, 1999, с. 90-91].

Нормы, непосредственно упоминающие о правах ребенка, в конституционно-правовом законодательстве практически отсутствуют. В общей теории права не в полной мере отражены признаки особого субъекта права, которым является ребенок; исследования, посвященные изучению правового положения ребенка в России немногочисленны. Специфика правового положения ребенка является общепризнанной. Психофизиологические и социальные качества личности детей вызывают потребность в выделении их в специализированную общность субъектов, в создании механизма их специальной правовой защиты.

При определении специфики правового статуса ребенка следует изначально обратиться к принципам правового положения личности как к правовому явлению, без которого невозможна реализация правового статуса. В юридической литературе встречаются различные классификации и формулировки принципов правового положения личности. Н.В. Витрук классифицирует принципы на относящиеся к правовому положению личности в целом (общие); и имеющие отношение к структурным элементам правового положения (частные), т.е. к правовому статусу и его гарантиям, гражданству и правосубъектности [Витрук, 2008, с. 90].

В качестве общих принципов называются уважение достоинства личности; наивысшая ценность человека, его прав и свобод; равенство всех перед законом и судом; признание, соблюдение и защита общепризнанных прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства. Отдельного внимания заслуживает классификация принципов, которые, по мнению Н.В. Витрука, «свойственны исключительно правовому статусу личности как совокупности прав, свобод, законных интересов и обязанностей:

1) полнота основных прав, свобод и равенство обязанностей граждан;

2) недопустимость отмены или умаления прав и свобод человека и гражданина;

3) непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина;

4) допустимость ограничения прав и свобод человека и гражданина лишь в целях, установленных Конституцией России;

5) запрет злоупотребления правами и свободами;

6) гарантированность государственной защиты прав и свобод человека в Российской Федерации;

7) гарантированность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации;

8) признание за каждым, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, права защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом;

9) гарантированное возмещение государством потерпевшему причиненного ему вреда (ущерба);

10) признание международно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина» [Витрук, 2008].

Л.Д. Воеводин выделяет в качестве принципов: 1) учредительность всех элементов (институтов) основ правового статуса личности; 2) неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина; 3) равноправие, т.е. равенство в правах, свободах и обязанностях граждан и человека вообще; 4) гуманистическая направленность прав и свобод; 5) общая доступность прав, свобод и непреложность обязанностей [Воеводин, 1997, с. 61].

Как видно из приведенного выше перечня, изложенные двумя выдающимися российскими конституционалистами классификации принципов правового статуса личности во многом пересекаются, однако, они не идентичны.

Рассмотрим, как могут видоизменяться некоторые принципы правового статуса личности, будучи спроецированными на личность ребенка.

Принцип учредительности всех элементов основ правового статуса личности, предложенный Л.Д. Воеводиным, в данном аспекте означает, что правовое положение человека и гражданина устанавливает исходные начала для развития отраслевого законодательства, обеспечивающего механизм реализации прав, свобод, законных интересов и обязанностей. Учитывая тот факт, что на современном этапе развития российского законодательства не выработана общепринятая дефиниция и структура правового статуса личности ребенка, то фактически отсутствует исходный базис для дальнейшего развития и конкретизации законодательства о правовом положении детей в России.

Н.В. Витрук в качестве специального принципа правового положения личности выделяет принцип, непосредственно относящийся к правовому положению ребенка, а именно совершеннолетие граждан как условие иметь, обладать и осуществлять ими права, свободы и обязанности в полном объеме. Данный принцип дает ключ к пониманию отличия правового статуса ребенка от правового статуса личности взрослого человека и гражданина. Согласно ст. 60 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В сфере применения гражданского законодательства с целью расширения объема прав детей действует эмансипация, предусмотренная ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации1. С этого возраста человек приобретает полный объем правоспособности, дееспособности и

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015 г.) // Российская газета. - 1994, 8 декабря // www.garant.ru

деликтоспособности. Однако в возрасте до 18 лет ребенок обладает определенным набором прав, свобод, законных интересов и обязанностей. Так, согласно ч. 2 ст. 17 Гражданского кодекса России правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью2.

Согласно ч. 2 ст. 28 Гражданского кодекса малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Все остальные сделки, за исключением вышеуказанных, от их имени могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. При этом закон возлагает имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным им самостоятельно, на его родителей, усыновителей или опекунов, в том случае, если они не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними. Исходя из данного положения, неправомерное осуществление своих прав малолетними детьми влечет образование у родителей, усыновителей или опекунов дополнительных обязанностей.

При переходе ребенка из возрастной группы малолетних детей в другую возрастную группу - несовершеннолетних - качественные и количественные характеристики набора прав и обязанностей меняются в сторону приращения объема прав, свобод, законных интересов и обязанностей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовому статусу ребенка свойственна такая характеристика как динамичность в сторону приращения объема прав, свобод и обязанностей.

Таким образом, с увеличением возраста ребенка увеличивается объем его правомочий, возрастает объем его ответственности и уменьшается количество обязанностей родителей, усыновителей или опекунов по отношению к ребенку. Взаимозависимость объема прав ребенка и обязанностей взрослого коррелируется с возрастом ребенка, с фактом его принадлежности к категории малолетних либо несовершеннолетних лиц.

Принцип полноты основных прав, свобод и равенства обязанностей граждан закреплен Конституцией России в ч. 2 ст. 6, согласно которой «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Обратимся к ст. 30 Конституции России, которая предоставляет гражданам право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Применительно к гражданам, не достигшим совершеннолетия, это

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015 г.) // Российская газета. - 1994, 8 декабря // www.garant.ru

положение действует только в отношении детских общественных объединений, пионерских организаций и т.д. При этом свобода деятельности детских общественных объединений относительна, поскольку деятельность таких объединений контролируется взрослыми. Как видим, при анализе правового статуса ребенка принцип полноты прав, свобод и равенства обязанностей является опосредованным зависимостью ребенка от взрослых и возрастных рамок, в пределах которых описывается категория «ребенок».

Принцип недопустимости отмены или умаления прав и свобод человека и гражданина и его метаморфозы в отношении прав и свобод детей крайне важны для формулирования дефиниции правового статуса ребенка. Речь идет скорее не об отмене прав и свобод, а об их умалении, т.е. принижении их значения, необоснованного ограничения содержания прав и свобод ребенка. Ребенок по причине не достаточно развитого сознания и жизненного опыта зачастую не имеет возможности реализовать принадлежащие ему по закону права и обязанности. В таких случаях принадлежащий ребенку объем правомочий за него могут использовать его законные представители, чаще всего это родители. При невозможности или отсутствии желания родителей реализовывать принадлежащие ребенку права от имени ребенка могут выступать другие его законные представители, как то: усыновители, опекуны или попечители, государство в лице его органов, обеспечивающих законные интересы ребенка. Всех вышеперечисленных лиц объединяет одно свойство - они являются представителями взрослого населения, т.е. правовой статус ребенка практически всегда опосредован волей взрослых. Этот тезис относится и к внутрисемейным отношениям, которые не регулируются нормами конституционного права. Необходимо отметить, что в определенной степени осуществление прав ребенка, соблюдение его законных интересов является обязанностью взрослого (родителя либо лица его заменяющего, либо представителя государственных органов, обеспечивающих законные интересы ребенка).

Учитывая зависимость реализации прав и свобод ребенка от воли взрослых, стоит задаться вопросом не нарушают ли взрослые (сами того не осознавая) права ребенка, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Согласно её ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними3. Нередко родители или лица, их заменяющие, производят в отношении своих детей религиозные обряды, ритуалы, приобщая их к определенному религиозному учению, выбирая за них вероисповедание, тем самым посягая на свободу ребенка исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

3 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.

А.Г. Мамонтов рассматривает в своих работах немаловажный принцип естественного ограничения пределов реализации прав и свобод индивида, правами и свободами других лиц, нашедший закрепление в ч. 3 ст. 17 [Мамонтов, 2001, с. 12]. Этот принцип лежит в основе сбалансированности прав и свобод отдельных членов общества, на нем основано цивилизованное взаимоотношение людей в обществе. Лицо, существующее в обществе и стремящееся к удовлетворению собственных интересов, может использовать все свои права и свободы, до тех пор, пока их реализация не причиняет вреда законным интересам других лиц. Анализируя выполнение данного принципа применительно к реализации прав и свобод человека и гражданина во внутрисемейных отношениях можно констатировать, что родителями (или лицами их заменяющими) и детьми взаимно нарушаются права других лиц при осуществлении своих прав. В качестве примера, малолетний ребенок, существующий в обществе, в семье, и стремящийся к удовлетворению собственных интересов, использует все свои права и свободы, не учитывая тот факт, что их реализация причиняет вред законным интересам других лиц, в частности, родителей либо лиц их заменяющих.

Рассматривая, казалось бы, признанный принцип равноправия человека и гражданина, можно выделить его особенности в конституционно-правовом положении ребенка. В широком плане равноправие есть обладание каждым гражданином равными с другими гражданами правами, свободами и обязанностями, установленными законодательством [Воеводин, 1997, с. 68]. При этом стоит сфокусировать внимание не только на равенстве прав, согласно данному принципу, но и на равенстве обязанностей. Исходя из того, что до достижения восемнадцати лет человек и гражданин не обладает полным объемом правосубъектности и осуществление его прав, свобод и обязанностей опосредованно волей взрослых, то следует рассматривать принцип равноправия ребенка только по отношению к представителям социальной общности, к которой он принадлежит, - общности детей. Учитывая динамичный характер правового статуса ребенка, т.е. возрастание объема прав, свобод и обязанностей при переходе ребенка из одной возрастной группы в другую (малолетние, несовершеннолетние), стоит отметить, что равноправными являются только дети, которые относятся к одной и той же возрастной группе. Малолетний ребенок не обладает всеми правами и свободами и не несет обязанности, идентичные правам, свободам и обязанностям несовершеннолетнего ребенка, и тем более взрослого.

Особенности принципов конституционно-правового статуса детей необходимо учитывать при разработке юридической конструкции правового статуса и правового положения ребенка. Понимание специфики вышеуказанных принципов немаловажно для фактической реализации правового статуса детей.

Источники

Антология гуманной педагогики. Монтессори / Сост. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. М., 1999.

Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М., 1978.

Мамонтов А.Г. Понятие, структура и принципы основ правового статуса личности: Лекция. М.: Московская академия МВД России, 2001.

PECULIARITIES OF THE PRINCIPLES OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF A CHILD IN RUSSIAN FEDERATION

For citation: Lebed A.V. Peculiarities of the Principles of Constitutional and Legal Status of a Child in Russian Federation. In: Communicology: the online scientific journal. Vol. 2. No.4. 2017. P. 22-30.

Author: LEBED A. V.

LEBED Anna V. - competitor of the Constitutional and International Law Department of Belgorod State National Research University. Address: 308015, Belgorod, Pobedy st., 85. E-mail: lebed.ania@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of a specific element of a person's legal position, determining its essence and content, as well as the interrelation of its structural elements. Such an element, the value of which is difficult to overestimate, are the principles of the legal status of the individual, enshrined in the law or arising from the legal nature of relations between the individual, society and the state. Being projected onto the personality of a child, the principles of legal status acquire specific features and peculiarly influence the child's exercise of their rights, freedoms, duties and realization of legitimate interests.

Key words: the constitutional and legal status of a child, the legal status of the individual, the principles of the legal status, the rights of the child, the responsibilities of the child, legal interests

References:

Anthology of humane pedagogy. Montessori. Comp. M.V. Boguslavsky, G.B. Cornetov. M., 1999. (In Russ.).

Vitruk N.V. Legal status of an individual: general theory. M. Norma, 2008. (In Russ.).

Voevodin L.D. The legal status of a person in Russia. M. MSU Publishing House, INFRA-M Publishing Group - NORMA. 1997. (In Russ.).

The constitutional status of a person in the USSR. M. 1980. (In Russ.). Kuchinsky V.A. Personality, freedom, right. M. 1978. (In Russ.). Mamontov A.G. Legal status of an individual: concept, structure and principles. Lecture. M. Moscow Academy of the Ministry of Internal Affairs, Russia, 2001. (In Russ.).

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Для цитирования: Лебедь В.Н., Терещенко Б.И., Восканян К.А. Управление процессами обеспечения кибербезопасности как фактор международной стабильности // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №4, 2017. С. 30-37.

Авторы: ЛЕБЕДЬ В. Н., ТЕРЕЩЕНКО Б. И., ВОСКАНЯН К. А.

ЛЕБЕДЬ Виктор Николаевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и управления Белгородского государственного аграрного университета им. В. Горина. Адрес: 308503, Белгородская обл., Белгородский р-н, п. Майский, ул. Вавилова, 1. E-mail: vickt.lebed@yandex.ua.

ТЕРЕЩЕНКО Богдан Иванович - студент факультета горного дела и природопользования Белгородского государственного национального исследовательского института. Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85. E-mail: boger.trekker@mail.ru.

ВОСКАНЯН Кристина Арсеновна - студентка факультета управления процессами перевозок Ростовского государственного университета путей сообщения, Адрес: 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2. E-mail: miss.voskanyan2010@yandex.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития информационного общества. Освещены современные процессы управления обеспечением кибербезопасности, определены субъекты этих процессов и их специфика. Киберугрозы представлены как деструктивные явления информационно-коммуникационной среды, которые подрывают информационную безопасность на международном, региональном и национальном уровнях её обеспечения. Определено, что обеспечение кибербезопасности и создание средств ведения современных кибервойн являются приоритетными направлениями государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Авторами отмечается, что мировому сообществу крайне трудно прийти к согласию и выработать общие подходы по целому ряду принципиально важных вопросов политико-правового обеспечения сферы кибербезопасности, что обусловлено различиями идеологических, политических, религиозных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.