ПРАВО И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Н.В. Летова*
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ
Характеристика правового положения ребенка осуществляется в рамках трех основных видов правовых статусов: общего, специального, индивидуального. В юридической литературе выделяются отдельные виды правовых статусов, а также проводится их классификация на основании определенных критериев: социально-правовых, политико-правовых, культурно-правовых1.
Наряду с этим предлагается и иная классификация. Так, Н.И. Матузов называет общий статус конституционным, специальный - родовым, а в рамках индивидуального статуса выделяет статус физических и юридических лиц, иностранных граждан, лиц без гражданства, отраслевые статусы (гражданско-правовой, административно-правовой), профессиональные, должностные и др.2
Однако не все авторы разделяют идею о необходимости классификации правовых статусов по определенным видам. Так, А.Ю. Якимов и В.А. Кучинский отмечают, что в подобного рода классификациях имеются определенные противоречия, так как общие и специальные статусы соответствуют пониманию субъективного права; отличающиеся стабильностью, они изменяются лишь в нормативном порядке, а не по воле конкретного субъекта. В этой связи предлагается вместо термина «конкретный индивидуальный правовой статус» использовать термин «правовое положение»3.
* Доктор юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН.
1 См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 281, 296.
2 См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. С. 267.
3 См.: Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4. С. 9; Кучинский В.А. Личность. Свобода. Право. М., 1978. С. 115.
Труды Института государства и права Российской академии наук № 6/2015
Каждый из представленных в литературе видов правовых статусов требует самостоятельной характеристики и всестороннего исследования видовых особенностей. Думается, что наряду с общими положениями о правовом статусе целесообразно выделить правовой статус ребенка. Выявление специфики, отличий каждого из указанных статусов позволит определить особенности правового положения ребенка, обладающего тем или иным статусом, что обусловлено системой действующего законодательства, в котором имеются специальные нормы, направленные на регулирование отношений с участием детей. Подобного рода особенности статуса детей проявляются в отличительных признаках, которые характерны только для данного вида субъекта. К числу определяющих критериев, характерных для детей, относятся возраст4, принадлежность к определенному полу5, наличие или отсутствие семьи, состояние здоровья. Необходимо также учитывать правовую природу межотраслевых связей с участием детей, что должно находить отражение в содержании их правового статуса. Нетрудно заметить, что указанные критерии отличаются по своему содержанию от тех, которые характеризуют правовое положение иных субъектов в рамках других отраслей, в частности, дееспособных граждан как субъектов гражданского права. Например, такой критерий, как возраст, не имеет определяющего значения, когда речь идет о совершеннолетнем гражданине. Некоторые из указанных критериев, такие как положение ребенка в семье, в целом указывают на то, каким образом реализуется его право жить и воспитываться в семье. Если у ребенка нет такой возможности (ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей), ему должны быть созданы условия, приближенные
4 Особое значение такого критерия, как возраст ребенка, проявляется в содержании конкретных норм специального законодательства, посвященного детям. Так, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802) гласит: родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема его дееспособности.
5 См.: Поленина С.В. Тридцатилетие Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Международное право и защита прав женщин. М., 2009. С. 10.
к семейным, путем его усыновления, установления опеки и попечительства или передачи в приемную семью. В этой связи форма устройства в отношении ребенка, безусловно, указывает на специфику его семейного статуса, определяемого в зависимости от того, воспитывается он в семье или в детском учреждении.
Решение такой теоретической проблемы, как определение правового статуса детей, его «выделение» в нормах действующего законодательства РФ не представляется возможным без активного участия государства и общества в целом. В этом смысле государство должно рассматривать детей как особую категорию населения нашей страны, интересы которой должны быть приоритетными. Справедливости ради следует сказать, что в нормах российского законодательства не только определена политика государства в отношении детей, но и закреплены основные принципы ее осуществления. Так, согласно ч. 2 ст. 4 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:
законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе;
ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Реализация государственной политики в данной сфере предполагает осуществление комплексных мероприятий не только в отношении ребенка, но и семьи в целом, взаимодействие должностных лиц и разного рода общественных объединений, деятельность которых направлена на защиту прав и интересов как отдельного ребенка, так и семьи. Несмотря на то что в последнее время принято значительное число нормативных актов, посвященных семейной проблематике, очевидно, что семье необходима особая поддержка и помощь со стороны государства. Более того, такое регламентирование должно осуществляться с учетом статуса семьи (малообеспеченная, молодая, неблагополучная и т.д.) и в рамках единого нормативного
регулирования, которое могло бы осуществляться специальным федеральным законом. В связи с этим следует согласиться с А.М. Нечаевой, считающей, что семья заявляет о себе как о самостоятельном объекте охраны со стороны государства во всех направлениях, вот почему необходим специальный закон «Об охране семьи». Принятие данного закона, по ее мнению, позволит укрепить правовые гарантии нормального существования семьи, защиты в случае нарушения ее интересов6.
Системный анализ действующего российского законодательства свидетельствует о том, что в настоящее время в России пока нет эффективной системы мер, направленных на решение детских проблем, а также необходимых условий для удовлетворения их потребностей7. В самом общем понимании удовлетворение потребностей детей предполагает оценку положения ребенка как субъекта права. Положение ребенка, равно как и его правовой статус, должны определяться в законодательстве РФ.
Как известно, общий правовой статус ребенка включает права и обязанности преимущественно конституционного характера, которые ему гарантированы законом. Вместе с тем этот статус не является универсальной категорией, поскольку невозможно предусмотреть в рамках одной категории разнообразные возможности, предоставленные нормами права ребенку.
По нашему мнению, правовой статус ребенка следует рассматривать как сложную, комплексную, межотраслевую категорию, в со-
6 См.: Нечаева А.М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны // Государство и право. 1996. № 12. С. 104, 106.
7 Несмотря на то что в последнее время приняты специальные акты, направленные на решение самых разных вопросов в отношении детей, нерешенных проблем все еще немало. Так, Указом Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 7860) дано поручение Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, во взаимодействии с органами государственной власти субъектов РФ и институтами гражданского общества реализовать комплекс мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, в том числе на позитивное восприятие института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также предусматривающих расширение доступа граждан к информации об этой категории детей (п. 4).
держании которой необходимо учитывать весь спектр разноотрасле-вых правоотношений, в которых участвует ребенок. Специфика правового статуса ребенка оказывает непосредственное влияние на содержание отдельных видов его статуса. Выявление специфики правового положения ребенка не может ограничиваться исследованием только его общего правового статуса, содержание которого составляют правоспособность, основные права и обязанности, в том числе права конституционного характера, которыми он обладает как гражданин РФ. Особое положение ребенка как субъекта права проявляется именно в содержании специального и индивидуального статусов. Обоснованием такого вывода является ст. 1 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в которой перечислены различные категории детей, обладающих определенным правовым статусом. В частности, это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом или психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Перечисляя категории детей, законодатель, по сути, обозначил различные правовые статусы, которым могут обладать дети, что подтверждает целесообразность выделения, в том числе и на законодательном уровне, специального и индивидуального статуса ребенка, наличие которых позволит идентифицировать каждого ребенка. Не вызывает сомнения, что принадлежность ребенка к каждой из указанных категорий свидетельствует о наличии у него специального и индивидуального статуса, отличного от аналогичного статуса других детей. При этом специальный статус указывает на принадлежность ребенка к определенной категории (например, дети-жертвы, дети с отклонениями в поведении), а индивидуальный
статус персонифицирует конкретного ребенка той или иной категории (например, в категории дети-инвалиды различаем инвалидов I, II групп, инвалидов детства и т.д.).
По нашему мнению, выделение на законодательном уровне специального и индивидуального статусов как отдельных видов правовых статусов ребенка позволит «разгрузить» нормы семейного законодательства, направленные на регулирование отношений с участием детей, путем указания на соответствующий вид правового статуса несовершеннолетнего.
Участие ребенка в различных правоотношениях, отличных по своей природе и отраслевой принадлежности, обусловливает особенности их правового регулирования той или иной отраслью законодательства. Общеизвестно, что каждая отрасль права не только преследует самостоятельные цели и задачи в процессе регулирования соответствующих отношений, но и использует методы правового регулирования, характерные для данной отрасли (гражданское, семейное). Очевидно, что специфика метода правового регулирования отношений с участием ребенка оказывает непосредственное влияние и на формирование его правового статуса. Таким образом, при регулировании отдельных видов правоотношений с участием ребенка в целях совершенствования механизма их регулирования необходимо учитывать эти особенности в рамках определенного статуса ребенка, отражающего специфику его правового положения. В данном случае можно говорить о необходимости «внедрения» в теорию семейного права понятия специального и индивидуального правового статуса ребенка.
В контексте рассматриваемого вопроса под специальным статусом ребенка следует понимать определенную совокупность прав и обязанностей специального характера, установленных законом, принадлежащих ребенку, относящемуся к определенной категории детей. Права и обязанности ребенка, составляющие содержание его специального правового статуса, имеют свою специфику в силу их различной правовой природы и разноотраслевого характера. Например, для «обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов (выделено мной. - Н.Л.), которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях» (ч. 10 ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»)8. В данном случае определяющим элементом являются специальные права и обязанности, принадлежащие ребенку как особому субъекту права, однако его участие в отношениях разноотраслевого характера оказывает влияние и на специфику его прав и обязанностей, а именно -получать образование на дому с учетом состояния здоровья.
В этом смысле в отличие от прав и обязанностей, составляющих содержание общего правового статуса ребенка, которые относятся к категории основных и определены прежде всего в Конституции РФ, специальные права и обязанности ребенка рассредоточены в разно-отраслевых нормах законодательства РФ. Иными словами, источником формирования большего числа основных прав и обязанностей ребенка является Конституция РФ, а специальных прав и обязанностей - все нормы отраслевого законодательства, посвященные регулированию отношений с участием детей. Исходя из этого, различие между общими правами ребенка и специальными можно провести по основанию их возникновения. Взаимосвязь этих статусов проявляется в том, что специальный статус без общего по законам логики невозможен. В этом смысле понятно, что специальные права и обязанности ребенка, составляющие содержание его специального статуса, не могут существовать в отрыве от норм общего характера, последние же составляют основу содержания норм, регулирующих отношения с участием детей. Таким образом, можно говорить о том, что права и обязанности общего характера, закрепленные в Конституции РФ, влияют на содержание конкретных норм законодательства, направленных на регулирование специальных прав и обязанностей ребенка. Например, в соответствии с ч. 1, 4 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, при этом основное общее образование обязательно, и родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Такое право ребенка общего характера отражено в Законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором имеются нормы специального характера, гарантирующие получение образования детьми отдельных категорий, а именно детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми с девиантным поведением. Так, согласно ч. 12 ст. 66 указанного Закона для «обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях
8 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. 140
воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (выделено мной. - Н.Л.), в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования уполномоченными органами государственной власти РФ или субъектов РФ создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов».
Определение правового статуса ребенка зависит не только от его правового положения, состояния здоровья, но и от семейного положения, социального статуса. Названные элементы статуса отражают специфику правового положения ребенка, выявляют особенности, характерные для его специального правового статуса. Так, социальный, семейный статус ребенка применительно к характеристике его специального статуса можно рассматривать как элемент, составляющий его содержание, определяющий его структуру. Как уже отмечалось, подвижность, динамика статуса обусловлена системой юридических фактов, в связи с чем в содержании правового статуса ребенка можно выделить факты прямого действия (например, его усыновление), так называемые статусные юридические факты. В связи с этим можно говорить о правовом статусе как об объективной и субъективной категории одновременно; в первом случае правовой статус рассматривается в широком смысле, во втором - в качестве положения, состояния конкретного субъекта общественных отношений (например, правовое положение усыновленного ребенка).
Таким образом, специальный статус ребенка в отличие от общего имеет сложную структуру, которая включает отдельные элементы, влияющие на его формирование. По своему функциональному назначению указанные элементы являются самостоятельными, каждый из них порождает комплекс определенных правовых последствий для ребенка. Так, особая роль принадлежит социальному статусу ребенка, поскольку он определяет фактическое положение ребенка в обществе, указывает на его принадлежность к определенной социальной группе, категории лиц с учетом выполняемых ими социальных ролей (функций) в структуре любого общества. В частности, ребенок может посещать детский сад, быть учеником школы, колледжа, гимназии и т.д. Очевидно, что каждый из указанных периодов жизни ребенка обусловливает его определенное социальное положение, социальный статус (ребенок, посещающий детский сад, ученик и студент).
Каждый из указанных социальных статусов влечет для ребенка наступление определенных правовых последствий, которые находят воплощение в его специальном статусе. Вместе с тем функциональная самостоятельность социального статуса проявляется в том, что он не всегда совпадает по своему содержанию с юридическим положением ребенка, определяемым законодательством РФ. Так, ребенок не может быть студентом вуза, поступить в вуз и обладать социальным статусом студента, пока не достигнет определенного возраста, как минимум 16 лет, и не окончит школу, т.е. сначала он должен получить общее среднее образование. По нашему мнению, наличие определенных условий позволяет говорить о взаимосвязи и взаимообусловленности юридических и социальных элементов, оказывающих непосредственное влияние на формирование специального правового статуса ребенка.
Особенность специального статуса состоит и в том, что он позволяет конкретизировать правовое положение ребенка по отношению к другим категориям детей, выявить его специальные права и обязанности, характерные именно для данной категории (группы) детей. При этом видовые особенности, характерные для специального статуса ребенка, выступают в качестве определяющих признаков такого статуса. Основой существования общего правового статуса являются основные права и обязанности ребенка, обеспечивающие неизменность статуса и в определенном смысле стабильность по отношению к статусу специальному, который отличается динамикой. Так, статус ребенка - ученика школы трансформируется в статус ребенка — студента вуза, т.е. изменяется и его специальный правовой статус, при этом общий статус сохраняется в неизменном виде (статус несовершеннолетнего). Динамику специального статуса подтверждает и то, что ребенок может одновременно обладать разными статусами, например, статусом ученика и статусом сироты. Таким образом, выделение специального статуса позволит точнее выявить специфику правового положения ребенка.
Применение такой теоретической конструкции, как «специальный правовой статус», на практике позволило бы четче обозначить особое правовое положение ребенка, определяемое в зависимости от того, к какой категории детей он принадлежит. Отдельные авторы предпринимали попытки дать определение специального статуса, однако в основном акцентировали внимание именно на его содержании, т.е. отождествляли понятие и содержание. Так, Н.В. Витрук
отмечает, что «понятие специального правового статуса охватывает специальные права и обязанности определенной категории людей, объединенных специфическими чертами их социального, семейного и тому подобного положения»9. Очевидно, что правовая природа специального правового статуса предполагает наличие специальных прав и обязанностей у того субъекта, который обладает соответствующим статусом. Однако такая совокупность прав и обязанностей обусловлена не только принадлежностью ребенка к определенной категории субъектов, но и особыми юридическими фактами, влияющими на формирование его специального статуса, например, возраст, пол, наличие или отсутствие у него семьи, состояние здоровья и др. Кроме того, специальные права могут классифицироваться в зависимости от степени их конкретизации в нормах действующего законодательства (например, права детей-сирот, детей, находящихся в детских учреждениях, детей, воспитывающихся в полной семье, детей, находящихся в местах лишения свободы). Так или иначе, специальный статус свидетельствует о принадлежности индивида к определенной категории лиц, обладающих комплексом прав и обязанностей специального характера. По нашему мнению, специальный правовой статус можно рассматривать как переходный от общего к индивидуальному. В этом смысле именно принадлежность лица к конкретной категории - дети - позволяет «трансформировать» их общий статус в индивидуальный через систему прав и обязанностей специального характера, составляющих содержание специального статуса ребенка. Использование таких условных определений, как «переходный», в отношении специального статуса не умаляет его самостоятельного юридического значения по отношению к другим видам правового статуса ребенка. Напротив, специальный правовой статус ребенка позволяет наиболее четко выявить особенности, характерные для отдельной категории субъектов -дети, отграничить их от иных участников гражданского оборота, определить такие права и обязанности, которые отражают специфику правового положения указанной категории субъектов.
В связи с этим под специальным правовым статусом ребенка следует понимать совокупность установленных законом прав и обя-
9 Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 187-188.
занностей, принадлежащих ребенку, свидетельствующих о его принадлежности к определенной категории детей. Вместе с тем конкретизация общего статуса осуществляется в рамках не только специального, но и индивидуального статуса. Наряду со специальным правовым статусом ребенка необходимо выделять индивидуальный статус ребенка, отражающий только его личные, персональные особенности. Как известно, индивидуальные права по своей природе являются абсолютными, а значит, они неотчуждаемы, непередаваемы и строго персонифицированы. В определенном смысле индивидуальный правовой статус ребенка можно сравнить с таким личным неимущественным правом, как право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). В данном случае речь идет о том, что индивидуальный статус ребенка является таким же неотъемлемым элементом личности, как и его право на собственное имя. Как право на имя неотделимо от личности конкретного ребенка, так и его индивидуальный правовой статус принадлежит только ему. Кроме того, право на имя отличается абсолютным характером защиты, что в полной мере относится к индивидуальному правовому статусу ребенка. Определение данного статуса позволит, на наш взгляд, персонифицировать ребенка как индивида и установить его личный статус по отношению к другому ребенку. Выявление индивидуального статуса ребенка будет способствовать более эффективному применению норм специального законодательства, направленных на регулирование отношений с участием детей.
На формирование указанного статуса оказывает влияние возраст, пол, состояние здоровья ребенка, социальная среда (воспитывается он в благополучной семье или в семье, где родители злоупотребляют спиртными напитками) - в самом общем понимании она предопределяет круг общения ребенка (с кем он дружит, где живет, в какой школе учится, в какой семье воспитывается), а также уровень его образования (данный критерий позволяет индивидуализировать ребенка по отношению к другим детям) и его, по нашему мнению, можно рассматривать как межстатусный, поскольку он может быть использован и при характеристике специального статуса ребенка, применительно к отдельным группам (категориям) детей (дети, имеющие начальное, основное общее образование, среднее профессиональное). Таким образом, уровень образования позволяет выделять отдельные категории детей в рамках специального статуса
ребенка, а также персонифицировать его личные качества, способности в рамках индивидуального статуса.
В процессе формирования индивидуального статуса ребенка степень влияния личностных признаков различна, одни из них проявляются в стадии наделении ребенка правами и свободами (например, факт рождения в полной семье), другие - в процессе реализации этих прав и свобод.
Вышесказанное позволяет сделать следующий вывод. Правовая природа общего правового статуса ребенка является неоднозначной, что обусловлено причинами разного характера. Учитывая назначение общего статуса, ребенку предоставляются возможности, предусмотренные законом, одинаковые для всех категорий детей. Вместе с тем общий статус не способен воплотить все разновидности прав и обязанностей, носителем которых может быть ребенок в разные периоды своей жизни. Его права и обязанности, их разноот-раслевой характер до сих пор не учитывался в законодательстве, поэтому необходимо выделять специальный и индивидуальный статус ребенка, в содержании которых его общий правовой статус получил бы конкретизацию. В специальном статусе должны найти воплощение специальные права и обязанности ребенка, в определенной степени зависящие от его социального, семейного положения, пола, возраста; в индивидуальном правовом статусе - права ребенка, обусловленные его личными качествами, способностями и навыками.
На основе анализа действующего законодательства РФ в рассматриваемой сфере можно следующим образом обобщить критерии, которые позволяют четко разграничить указанные виды правовых статусов ребенка: 1) правовая природа норм, составляющих содержание статуса ребенка, их отраслевая принадлежность; 2) возраст; 3) пол; 4) социальный статус; 5) состояние здоровья; 6) семейный статус; 7) физические и умственные способности.
В свою очередь, каждый из указанных критериев позволяет, на наш взгляд, выделить категории детей, каждая их которых обладает соответствующим статусом. Например, по возрастному критерию можно выделить следующие их группы: малолетние; несовершеннолетние; эмансипированные; по половому признаку - мальчик; девочка; по наличию или отсутствию семьи у ребенка - воспитывается в полной семье; находится на воспитании одного из родителей; воспитывается в приемной семье; по состоянию здоровья - здоровый ребенок; имеет инвалидность; имеет отклонения в развитии и т.д.
Таким образом, каждая категория детей будет обладать своим специальным правовым статусом.
Определение правового положения детей в действующем законодательстве РФ, их комплексная характеристика предполагает исследование самых различных аспектов межотраслевых связей с участием детей, позволит более четко отразить специфику правового статуса ребенка в конкретных правоотношениях.
Библиография
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.
Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
Кучинский В.А. Личность. Свобода. Право. М., 1978.
НечаеваА.М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны // Государство и право. 1996. № 12.
Поленина С.В. Тридцатилетие Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Международное право и защита прав женщин. М., 2009.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000.
Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4.