Научная статья на тему 'Основные направления исследования личности и деятельности предпринимателя в психологии'

Основные направления исследования личности и деятельности предпринимателя в психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1620
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления исследования личности и деятельности предпринимателя в психологии»

2. ЛитвакА.Г. Тифлопсихология М., 1985.

3. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

4. Петровский А.В. Быть личностью - М.: Педагогика 1990

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. - М.1989.

З.Г. Ханова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ПСИХОЛОГИИ

Исследования в области психологии предпринимательства являются одним из приоритетных направлений экономической психологии. В настоящее время идет быстрое накопление данных, освещающих различные стороны психологии предпринимательства. Вместе с тем, психология предпринимательства имеет пока незначительное число общепризнанных, теоретически и эмпирически обоснованных концепций, объясняющих специфику предпринимательской деятельности.

В современной экономической психологии выделяются социальнопсихологический (становление предпринимателей как новой социально-психологической общности, ее влияние на экономическую и социальную жизнь); деятельностный (предмет, мотивы, цели, средства предпринимательской деятельности, требования к ее субъекту); профессиографический (предпринимательство как особый вид профессионально-трудовой деятельности); личностный (личностные качества предпринимателей); организующе-проектирующий (планирование и построение предпринимательской карьеры).

Выделяются два аспекта деятельности предпринимателя: собственно предпринимательская деятельность (создание новой структуры и обеспечение ее роста и развития) и менеджмент (поддержание стабильности и порядка внутри уже созданной структуры). Современный российский предприниматель интегрирует два указанных аспекта в своей деятельности. Различают экономические (получение прибыли) и психологические (развитие личности) цели предпринимательской деятельности.

Предмет предпринимательской деятельности разнообразен и зависит от вида предпринимательской деятельности (производство, торговля, кредит). К общим характеристикам предпринимательской деятельности относят ее инновационный характер, определяющийся специфическими личностными качествами предпринимателей, рыночной средой и предпринимательской культурой. Возможность инновационной деятельности предпринимателя обеспечивают такие личностными параметры, как инициатива, острота восприятия, авторитет, интуиция, способность оказывать влияние на окружающих.

Предприниматель постоянно находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, противодействуя другим хозяйствующим субъектам, претендующим на его успех и ресурсы. Особенностью поведения предпринимателя является функционирование в условиях ситуационных лимитов, ограничивающих его жизненное пространство. Специфика профессиональных задач, заключающаяся в их высокой ситуативной вариативности, не позволяет типизировать и технологизировать варианты их решения. В этих условиях предприниматель вынужден проявлять активность, направленную на творческое преобразование ситуации и динамизирующую личностное развитие.

Социальный статус предпринимателя идентифицируется с престижем, успехом и преуспеванием. Вместе с тем, этот статус должен быть субъективно подтвер-

жден на уровне конкретного предпринимателя. Таким образом, социальный статус предпринимателя должен совпадать с его личностным статусом, определяющемся уровнем его профессиональной компетентности и способностью позитивно влиять на окружающие события. В противном случае предприниматель может испытывать кризис самоэффективности, актуализирующий деструктивное поведение, психологические защиты, фиксацию на атрибутивных моментах социальной роли [11].

Отсутствие концептуального единства в экономической психологии сказывается на психологии предпринимательства, на осмыслении ее направлений и тенденций развития. Осуществляемая на протяжении последнего десятилетия разработка обобщенной теории экономической психологии позволяет уточнить и углубить представления о психологии предпринимательства как одном из ее подразделов.

Предпринимательство есть инициативная деятельность человека, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение личного дохода. Предмет предпринимательской деятельности достаточно широк и разнообразен, он зависит от вида предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность представляет собой не только профессию, но и специфический образ жизни. В связи с этим, анализ предпринимателя с точки зрения его профессиональных знаний, умений и навыков, должен быть дополнен рефлексией предпринимателя как субъекта индивидуального жизненного пути, носителя определенных мотивационно-смысловых образований и ценностных ориентаций, соответствующих субъективной модели экономического успеха. Профессиональная предпринимательская деятельность является особым способом выстраивания жизненного пути, предъявляющего особые требования к развитию субъектных характеристик человека и связанного с риском, инновациями и постоянным самотворчеством.

Выбор предпринимательской деятельности в качестве профессиональной требует психологической готовности к существенной перестройке времени и пространства жизни. Неготовность к этому может стать причиной профессиональных и личностных кризисов у людей, выбравших предпринимательство без надлежащего осмысления его сущности и возможных препятствий на пути к успеху [11]. Деятельность предпринимателя характеризуется быстрым темпом, высокой скоростью как на уровне действий, так и на уровне принятия решений. Вместе с тем, исследования показывают, что для людей, имеющих тенденцию к скоростным способам деятельности, характерной является высокая личностная и ситуативная тревожность.

К общим моментам, характеризующим предпринимательскую деятельность относятся: инновационный характер этой деятельности, трудность ее стандартизации и алгоритмизации. Различают также экономические, связанные с получением прибыли, и психологические, связанные с развитием личности, цели предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность, требующая высокой степени субъектной включенности, актуализирует и мобилизует внутренние резервы личности, повышает заинтересованность в совершенствовании системы профессиональной деятельности, повышает ответственность за результаты реализации профессиональных планов.

Предприниматели - это лица, владеющие и распоряжающиеся собственностью (капиталом, ресурсами, средствами производства), которую они вкладывают в то или иное предприятие, использующие наемный труд с целью получения прибыли (Поздняков В.П., Филинкова Е.Б.). Предприниматель берет на себя функции риска и прогресса в экономической сфере жизни общества, создавая в условиях неопреде-

ленности и отсутствия гарантий новые формы удовлетворения общественных потребностей. [7]

Существует универсальная модель структуры любой профессиональной деятельности, включающая в себя три компонента:

- постановку профессиональных целей и задач;

- выбор средств и способов решения задач;

- анализ и оценка деятельности.

Центральным понятием профессиональной деятельности является система действий специалиста, которая определяется его личностными характеристиками, его личностно-профессиональной направленностью и профессиональной компетентностью [6].

Некоторые исследователи (П. Друкер, Б. Карлоф, Й. Шумпетер) ассоциируют предпринимательскую деятельность с новаторскими, инновационными действиями. Другие (С. Брю, Ф. Визер, К. Макконел, В.И. Яроцкий) объединяют предпринимательскую функцию с функцией управления [9].

Успех предпринимательской деятельности в существенной степени определяется тождественностью исходных мотивов личности предпринимателя и конечных целей его деятельности. В качестве отличительной характеристики предпринимательской деятельности большинство исследователей отмечает ее инновационный характер. Предприниматель рассматривается как новый человек, реализующий посредством все более новых комбинаций факторов производства нововведения, обеспечивающие экономический рост. Предприниматель разрушает существующие традиционные рамки и придает экономической системе динамизм и развитие. Возможность инновационной деятельности предпринимателя обеспечивается такими личностными параметрами, как инициатива, острота восприятия, авторитет, дар предвидения, способность оказывать влияние на окружающих [6].

Предприниматель действует в условиях постоянной конкуренции, основу которой составляет универсальное противоречие между ограниченными ресурсами и неограниченными притязаниями людей. Сам факт неравенства в распределении преимуществ в конкурентной борьбе порождает стремление к выравниванию ресурсов или минимизации других преимуществ, что является важнейшим мотивом предпринимательского поведения (Г. Одиорне) [4].

Деятельность отечественного предпринимателя осуществляется в социальноэкономическом пространстве, характеризующемся неопределенностью и нестабильностью. Неопределенность будущего и связанные с этим экзистенциальные кризисные состояния, являющиеся характерной чертой деятельности предпринимателя, становится причиной иррациональных поступков предпринимателя.

В отличие от стран со сформировавшейся системой рыночных отношений, в которых личность не берет на себя свою правозащиту, в России предприниматели вынуждены решать большое количество проблем собственными силами (сохранность имущества, надежность банка, права и обязанности работников, собственная безопасность, система договоренностей с различными структурами) [1].

Социальным фоном предпринимательской деятельности является отмечаемое исследователями диспозициональное негативное отношение к мотивации личного успеха в отечественной культуре. Неприятие личного успеха экспериментально выявлено в исследованиях А.Г. Шмелева. В семантическом пространстве наших соотечественников понятия «карьера» и «личный успех» располагаются рядом с понятиями «рвач», «хапуга» и т.п. [10].

Вместе с тем, специфической чертой российского предпринимателя является умеет жить в коллективе и способность извлекать уроки не только из своего, но и из

чужого опыта. Ориентируясь в большой степени на мнение окружающих, предприниматель зависим от постоянной поддержки и одобрения со стороны [5].

Социальным фоном предпринимательской деятельности является негативное отношение к личному успеху в отечественной культуре. Действуя в социокультурной среде неодобрения, российские предприниматели часто отчуждены от общества и используют защитные психологические механизмы.

Кросскультурные исследования восприятия предпринимателей показывают существенные отличия образа предпринимателя, распространенного в США и Японии, от образа предпринимателя в Европе и России. В США и Японии предприниматель воспринимается как человек, обслуживающий нужды общества и создающий рабочие места. В Европе и России образ предпринимателя в основном не позитивен, что объясняется: скрытностью его деятельности; стереотипами восприятия («делец», «эксплуататор»); категоричным стилем общения и поведения большинства предпринимателей; завистью и т.д. Российские предприниматели в большей степени отчуждены от общества и лучше защищены психологически от социального неодобрения, чем предприниматели немецкие. Это объясняется спецификой развития предпринимательства в условиях несбалансированного рынка и в социокультурной среде неодобрения.

Профессиональные качества российских бизнесменов, управленческие инструменты, применяемые ими, ориентированы на западный стиль деловых отношений, однако в реальном поведении они часто демонстрируют патриархальные традиции. Исследуя этическую составляющую российских предпринимателей, И.Н. Сапрыкин приходит к выводу о том, что этичность и неэтичность тех или иных поступков российского предпринимателя часто определяется не личностным выбором, т.е. этичность самого субъекта не гарантирует этичности бизнеса. Разрешение указанного этического парадокса возможно при условии устойчивости и стабильности будущего российского бизнеса. Только тогда этичность субъекта предпринимательства будет напрямую определять этичность бизнеса [9].

Эффективность предпринимательской деятельности определяется понятиями «карьера» и «успех». Карьера предпринимался - это индивидуальный путь в предпринимательской деятельности, слитый с образом жизни, направленный на реализацию личностного потенциала, на достижение социальною признания и материального благосостояния. Специфика карьеры предпринимателя заключается в том, что она является результатом личных усилий человека.

Карьера предпринимался - это индивидуальный путь в предпринимательской деятельности, слитый с образом жизни, направленный на реализацию призвания, на достижение социальною признания и материального благосостояния. Специфика реализации карьеры предпринимателя в современных условиях определяется высокой вероятностью финансовых рисков и низкой надёжностью партнеров. В ходе карьеры предприниматель осуществляет особый вид профессиональной деятельности, которая, будучи инновационной по содержанию, отличается высокой степенью неопределённости по условиям [8]. Понятие карьеры содержит в себе социальнопсихологическую составляющую, поскольку оценка успешности продвижения человека предполагает объективирование данного феномена в общественном мнении

и, прежде всего, во мнении группы референтных лиц, занятых в той же сфере деятельности. В психологическом плане истинная карьера предполагает не только формальное продвижение человека в деятельности и достигаемые в ней успехи, но и личностное и субъектно-деятельностное развитие [2].

Специфика карьеры предпринимателя, выражающей социальный престиж личности, заключается в том, что она является результатом личных усилий человека. Ни к одному предпринимателю нельзя применить понятие «карьеризм», которое

означает продвижение человека не за счет его личных усилий и способностей, а на основе родства, связей и т.п. [3].

Успешность предпринимательской деятельности определяется множеством личностных факторов, вносящих парциальный вклад в ее результат. Среди них: уровень развития аффективно-волевой сферы ее субъекта, познавательных способностей, самосознания, особенности самоотношения, уровень притязаний и характер мотивации, локус контроля, система ценностных ориентаций, коммуникативные навыки и др.

Особенности денежных отношений и поведения отечественных предпринимателей с очень высокими доходами выявлены в исследованиях О.С. Дейнека. Самым весомым фактором оказался фактор «деньги-власть». Ядром фактора стала возможность использования денег в качестве средства для управления или устрашения других людей. Такие признаки, как ориентация на «покупку» дружбы и любви, зависть по поводу денег, чувство личной неудовлетворенности в случае переплаты за что-то, напряжение при вопросах о финансовом положении, оценки людей по деньгам, фантазии по поводу денег, также вошли в фактор и показали корреляции между собой.

Вторым по значимости фактором стал фактор «деньги-сила». Богатые люди чаще других решают проблемы с помощью денег. К тому же экономический статус обязывает соответствовать определенным нормам потребления. Чем больше испытуемые приписывают силу деньгам, тем больше их убеждение, что деньги могут все.

Прибыль, являющаяся объективным показателем успешности предпринимательской деятельности и часто основной ее целью, может стать причиной специфических личностных проблем и кризисов. Наличие у предпринимателей личностных деформаций, связанных с властной функцией денег, свидетельствует о высоком уровне тревожности и напряженности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.Абульханова К.А. Психология и сознание личности. - М.-Воронеж, 1999. -

224 с.

2. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? -М., 2003. - 287 с.

3. Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М., 1988. - 283 с.

4. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психологическая характеристика предпринимательской деятельности // Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве. - Ставрополь, 2002. - С.23-31.

5. Лукьянов А.С. Психологические качества предпринимателя, обеспечивающие успешность его деятельности // Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве. - Ставрополь, 2002. - С.175-182.

6.Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. - М.

- Воронеж, 2002. - 400 с.

7. Психология. Учебник. \ Под ред. А.А.Крылова. - М.,1999. - 584 с.

8. Рудакова С.В. Личностные детерминанты карьерных планов предпринимателей. Автореф ... канд. психол. н. - Ростов н/Д, 2003. - 19 с.

9. Сапрыкин И.Н. Становление и развитие предпринимательского потенциала российских граждан. Автореф ... канд. психол. н. - Курск, 2003. - 23 с.

10. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб., 202. - 480 с.

11. Щербакова Т.Н., Седлецкая Л.В. Психологическая компетентность предпринимателя как субъекта социального взаимодействия. - Ростов н/Д., 2003. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.