Научная статья на тему 'Личностные типы построения предпринимательской карьеры'

Личностные типы построения предпринимательской карьеры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
757
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ТИПОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ / VALUES / CAREER ORIENTATIONS / RESPONSIBILITY / LOCUS CONTROL / BUSINESSMAN / TYPES OF CAREER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Колодина Анастасия Викторовна

Рассматриваются структура ответственности, ценностей и карьерных ориентаций, а также личностные типы студентов, намеревающихся реализовывать предпринимательскую карьеру после окончания вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality kinds for developing business career

In this article the structure of responsibility, values, career orientations and personality types of students who intends to build their career in business are considered

Текст научной работы на тему «Личностные типы построения предпринимательской карьеры»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

%

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1599 Л. И. ДЕМЕНТИЙ

А. В. КОЛОДИНА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ЛИЧНОСТНЫЕ ТИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КАРЬЕРЫ

Рассматриваются структура ответственности, ценностей и карьерных ориентаций, а также личностные типы студентов, намеревающихся реализовывать предпринимательскую карьеру после окончания вуза.

Ключевые слова: ценности, карьерные ориентации, ответственность, локус контроля, предприниматель, типология карьеры.

Современное российское общество ориентировано на активный, преобразующий и преодолевающий тип личности. Высокая конкуренция, неопределенность и нестабильность внешней среды создают основу для разрешения такой личностью противоречий между данной средой и ее внутренним миром. Разрешая данные противоречия, личность опирается на свои личностные свойства, которые и выступают ее ресурсами. Такими свойствами личности, как было доказано в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Дементий, Ш. Шварца, являются ценности и ответственность личности. При реализации этих личностных свойств человек приобретает субъект-ность, позволяющую ему преобразовывать внешнюю среду и достигать эффективного разрешения противоречий.

Одним из ярких примеров преобразующей и достигающей личности является личность предпринимателя, который при реализации своей профессиональной деятельности, в условиях высокой конкуренции и экономической нестабильности, демонстрирует самостоятельность и независимость в своей деятельности, даже при «отсутствии представлений о конечном результате» [1, с. 208 — 209]. Организуя новые формы деятельности на основе личной инициативы, предприниматели принимают на себя всю ответственность и риски за ее осуществление. Создание новых экономических структур, направлений деятельности помогает предпринимателям удовлетворять потребности общества. Следовательно, эффективно организованное дело является показателем успешной предпринимательской карьеры и наоборот.

В отечественной психологии предпринимательская деятельность рассматривается в рамках деятельностного подхода (В. Д. Шадриков, Д. Сьюпер, Й. Шумпетер, Л. Е. Душацкий, Е. Н. Емельянова, Е. Е. Повар-ницина, А. Е. Чирикова, Е. К. Завьялова, С. Т. Посо-хова, А. В Батаршев, И. В. Ромазан, Г. Бардиер), что дает возможность выделить ее структурные компоненты и этапы развития [2]. Согласно теории профессионального становления личности Д. Сьюпера, выделяются [2]:

— начальный этап построения карьеры, включающий профессиональное обучение, характеризуется осознанием собственного направления деятельности в рамках определенного сектора или их совокупности, формированием образа будущих профессиональных стратегий и образа себя как специалиста;

— этап реализации, который можно подразделить на два подэтапа: 1) создание собственного направления своей деятельности в рамках определенного сектора или их совокупности, а также его внедрение путем апробирования своих возможностей; 2) человек на основе имеющегося опыта развивает и совершенствует существующее дело либо развивает новые отрасли на основе созданных;

— заключительный — характеризующий осознание пройденного пути и полученных результатов. Следует отметить, что для предпринимательской деятельности данный этап не является обязательным, поскольку многие предприниматели включены в деятельность до потери физической работоспособности/ухода из жизни.

В рамках настоящей статьи будут изложены результаты исследования начального этапа построения предпринимательской карьеры. Наш исследовательский интерес к данному этапу карьеры обусловлен актуальностью и необходимостью комплексного исследования формирования личности будущего специалиста на этапе профессионального обучения. Учебные заведения формируют личность будущего профессионала, обеспечивают сопровождение построения карьеры специалиста на ранних этапах его профессионального становления, посредством планомерно организованной системы получения необходимых знаний, поэтапного механизма овладения необходимыми умениями и навыками.

Согласно утверждению Е. А. Климова, получение человеком профессионального образования сопровождается внутренними и поведенческими перестройками, что обуславливает его адаптацию к новыми условиям жизнедеятельности. Пр еобразование личности в учебно-профессиональной деятельности является основой формирования системы ценностных ориентаций и представлений, профессионально важных качеств, профессиональной пригодности, профессионального самосознания [2, 3]. Данные новообразования являются детерминантами профессиональной Я-концепции, которая выражается в карьерных решениях и установках по отношению к профессиональной деятельности. Карьерные решения и установки в американской психологии (D. E. Super, D. T. Hall, P. H. Mirvis) рассматривались как социально обусловленные побуждения к деятельности и получили название «карьерные ориентации». Карьерные ориентации складываются на начальном этапе развития карьеры, при этом, являются устойчивыми и могут оставаться неизменными длительный период времени [2].

Формирование карьерных ориентаций обусловлено в наибольшей степени ценностями личности. Данный факт находит свое подтверждение в исследо-

ваниях Л. И. Катаевой и Т. А.Полозовой, в которых было установлено, что успех профессионального самоопределения и профессиональной самореализации обеспечивается «согласованной и непротиворечивой системой ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования согласованной системы жизненных целей и планов» [4]. Более того, любая профессиональная группа задает специфическую систему ценностей, без ориентации на которую невозможно успешное продвижение по карьерной лестнице. Знакомство с этой системой ценностей, преломляющейся в деловой культуре специалистов, происходит именно на этапе профессионального обучения.

Таким образом, ценности человека — это основа его нравственности, поведения, жизненной стратегии. Однако реализация жизненной стратегии и нравственности невозможна без их осознания, понимания и принятия, как на внешнем, так и на внутрилич-ностном уровне. Этому осознанию и принятию способствует ответственность личности, выражающаяся «в её способности соотносить необходимое и желательное индивидуальным, оптимальным с точки зрения своих индивидуальных особенностей способом» [5, с. 88]. Данная способность личности проявляется во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Следовательно, ответственность позволяет человеку разрешать противоречия и проблемы жизни и деятельности «опираясь не на других людей, не на обстоятельства, а на себя, свои ценности», проявляя свой нравственный склад, который, согласно К. А. Абульхановой-Славской, «цементируется прежде всего ответственностью» [1, с. 91]. На основе этого ответственность выделяется нами как одна из важнейших характеристик в построении предпринимательской карьеры.

Важно подчеркнуть, что, по мнению К. А. Абуль-хановой-Славской, «ответственность складывается, в основном, в студенческом возрасте, когда возникают основы для первого профессионального самоопределения и самостоятельности» [1, с. 89]. В студенческом возрасте личность является наиболее активной, поскольку это этап «достижения личностью взрослости, включения в общественную жизнь» и формирования отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности и жизни [5, с. 128]. Следовательно, на этапе построения своей предпринимательской карьеры студенты создают некоторый образ развития своего профессионального пути, посредством принятия и реализации личной ответственности за понимание сути будущей профессиональной деятельности, осознания и укрепления системы ценностей, формирования стратегий вхождения и реализации профессии.

Для комплексного изучения данных личностных характеристик, определяющих специфику построения карьеры будущими предпринимателями, мы провели исследование, целью которого явилось выделение личностных типов построения предпринимательской карьеры.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1) изучить компоненты ответственности, локус контроля, структуру ценностей и карьерных ориентаций студентов; 2) создать личностную типологию построения карьеры будущими специалистами-предпринимателями.

В качестве методического инструментария использовался диагностический комплекс, включающий четыре методики: для изучения компонентов ответственности использовалось интервью «Компоненты

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

Характеристики, оказывающие наибольшее влияние на формирование личностных типов построения предпринимательской карьеры

№ Характеристика F Р?

1 Интернальность в сфере профессиональной деятельности 90,51 0,001

2 Стабильность места жительства б5,3 0,001

3 Общая интернальность 5б,58 0,001

4 Когнитивный компонент ответственности 51 ,б8 0,001

5 Готовность к самостоятельному осуществлению и планированию деятельности и ответственности за нее 50,54 0,001

б Эмоциональный компонент ответственности 43,78 0,001

7 Предпринимательство 42,37 0,001

8 Интернальность в сфере достижений 41,17 0,001

9 Интеграция стилей жизни 37,74 0,001

10 Достижение 35,93 0,001

11 Конформность 32,б9 0,001

ответственности» Л. И. Дементий [5, с. 329 — 333], позволяющее выделить когнитивный, эмоциональный и поведенчески-результативный компоненты ответственности. Направленность ответственности будущих предпринимателей была изучена с помощью опросника Е. Г. Ксенофонтовой, «Локализация контроля личности» [6, с. 39 — 51]. Изучение системы ценностей «будущих» предпринимателей осуществлялось с помощью методики Ш. Шварца, в адаптации В. Н. Карандашева [7]. Карьерные ориентации были изучены с помощью методики «Якоря карьеры» Э. Шейна, в адаптации В. А. Чикер [8, с. 85 — 96]. Для обработки полученных данных использовался кластерный анализ (методом К-средних) [9]. Математическая обработка осуществлялась с помощью пакета SPSS 11,5 Professional.

Выборку нашего исследования оставили 153 студента Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, имеющие выраженное желание развивать предпринимательскую карьеру после окончания университета. Возраст испытуемых составил 19 — 21 год.

Результаты исследования. На первом этапе нашего исследования мы изучили преобладающие ценности, карьерные ориентации, а также компоненты ответственности и локус контроля студентов — будущих предпринимателей.

Преобладающими карьерными ориентациями у студентов — будущих предпринимателей являются: интеграция стилей жизни, предпринимательство и менеджмент, что свидетельствует о наличии развитого стремления к самореализации в труде, личностной готовности действовать в условиях рыночной экономики, независимости, решимости, самостоятельности и ответственности за реализацию и построение своего профессионального пути. Таким образом, уже на этапе профессиональной подготовки будущие специалисты обладают способностями к планированию своего карьерного пути, основываясь на приобретенных профессиональных знаниях, умениях и навыках, а также индивидуальных приоритетах.

При исследовании ценностей будущих специалистов было установлено, что ведущее значение в их структуре занимают такие ценности, как «самостоятельность», «гедонизм», «традиции». Это свидетельствует о том, что молодые специалисты придают

большую значимость самостоятельности мышления, самостоятельному выбору способа действия при реализации активности, обусловленную потребностями в автономности и независимости, а также уважением к существующим традициям.

В результате изучения структуры ответственности на этапе построения предпринимательской карьеры нами было установлено, что преобладающим у студентов является когнитивный компонент ответственности. Он характеризует развитую способность самостоятельного планирования и осуществления деятельности при учете внешних требований, сформированное умение качественно и своевременно ее выполнять, а также осознавать ее значимость для других людей и готовности нести за нее ответственность на всех этапах ее реализации.

Описанные выше результаты дополняются данными, полученными при изучении локуса контроля студентов — для исследуемой нами группы характерен средний уровень общей интернальности, а также интернальности в сфере достижений и профессиональной деятельности. Это говорит о наличии способности осознавать собственные ресурсы, возможности и способности в решении проблемных и жизненных ситуаций.

На следующем этапе нашего исследования были выделены личностные типы студентов, находящихся на этапе формирования своей карьеры. Характеристики, оказывающие наибольшее влияние на формирование личностных типов построения предпринимательской карьеры, представлены в табл. 1.

Результаты кластерного анализа показали, что будущие предприниматели демонстрируют 5 типов построения своей предпринимательской карьеры, которые отличаются степенью принятия и реализации ответственности за свою деятельность. Ниже представлены описания выделенных типов.

1. «Предприниматель-новатор» — данный кластер информативен для 31,37 % респондентов. Преобладающими ценностями представителей данного типа являются «универсализм», «достижение», «самостоятельность», «стимуляция», что говорит о склонности к достижению личного и социального успеха, ориентации на творчество и исследовательскую активность в жизни и профессии, благополучие, лидерство, а также стремлении реализовывать в своей жизнедеятельности активную и преобразующую

позицию. Представители данного типа склонны к самоуправлению и самоконтролю в деятельности, стремлением возлагать на себя ответственность не только за результаты, но и за процесс реализации и планирования деятельности, на что указывают высокие показатели общей и профессиональной интер-нальности, а также интернальности в сфере достижений. У них одинаково высоко выражены все компоненты ответственности: когнитивный, поведенческий и эмоциональный. Что указывает на сформирован-ности ответственности как личностного свойства. Следовательно, такие предприниматели будут охотно осваивать новые рискованные области и направления предпринимательской деятельности, возлагать на себя обязательство и качественно и своевременно их реализовывать. Ведущими карьерными ориентациями являются «интеграция стилей жизни», «стабильность места работы», «предпринимательство», «вызов», что обуславливает их склонность к риску, готовность преодолевать препятствия, выраженное стремление организовать свое дело, марку, предприятие и т.п., несмотря на возникающие препятствия, противоречия и трудности, как в стабильных условиях, так и при наличии конкуренции.

2. «Предприниматель-менеджер» — данный кластер информативен для 20,94 % респондентов. Выраженными ценностями представителей данного типа являются «самостоятельность» и «достижение», что говорит об ориентации на личных успех посредством проявления компетентности и исследовательской активности в деятельности, на основе существующих социальных стандартов и деловой культуры. Стремятся проявлять свою независимость в мышлении и выборе способов действий. Способны аккумулировать и преобразовывать существующие стратегии организации деятельности и продуктивности работы, с целью их эффективности и рентабельности. Представители данного типа характеризуются преобладанием эмоционального компонента ответственности, амбиналы в жизни и деятельности, однако имеют выраженную интернальность в профессиональной деятельности. Такие специалисты будут склонны к командному типу работы при разрешении профессиональных задач, о чем свидетельствует преобладание таких карьерных ориентаций, как «менеджмент», «независимость», «интеграция стилей жизни» и «предпринимательство».

3. «Предприниматель-служащий» — данный кластер информативен для 16,33 % респондентов. Наиболее выраженными ценностями данного типа являются «универсализм», «стимуляция» и «гедонизм», что указывает на стремление получать удовольствие от реализуемой деятельности и жизни в целом, стремление к новым переживаниям и ощущениям, а также личному благополучию. Карьерными ориентациями представителей данного типа являются «стабильность места работы», «интеграция стилей жизни» и «служение», которые обуславливают наличие стремления предоставить возможность планировать свою карьеру не только себе, но и третьим лицам, имеющим стаж и успех в предпринимательской деятельности. Это позволит им ощущать стабильность и безопасность жизни, а также уверенность в завтрашнем дне, сбалансировано принимать участие во всех событиях своей жизни. Данные закономерности находят свое подтверждение и при анализе преобладающих компонентов ответственности и локус контроля у представителей данного типа. Низкие показатели имеют все компоненты ответственности, преобладает экс-тернальность в жизни и профессиональной деятель-

ности. Такие студенты при реализации своей профессиональной карьеры в предпринимательстве будут ориентированы на работу в организации, имеющей хорошую репутацию и надежность, позволяющей реализовывать свои интересы, ценности, а также получать удовлетворение от деятельности. Вероятность создания и развития ими нового направления мала, скорее они будут хорошими исполнителями в рамках уже организованного дела.

4. «Социально ориентированный предприниматель» — данный кластер информативен для 15,68 % респондентов. Для представителей данного типа характерно преобладание эмоционального и поведенческого компонентов ответственности, при средних показателях общей интернальности и интернальнос-ти в профессиональной деятельности. Такие студенты охотно и добровольно принимают новые обязанности, стараются качественно и своевременно их выполнять, не нуждаются во внешней поддержке на этапе планирования и выполнения деятельности. Стремятся самостоятельно преодолевать трудности. Преобладающими ценностями будущих предпринимателей данного типа являются «доброта», «достижение» и «самостоятельность», что указывает на стремление достигать личного успеха социально полезными способами, учитывая потребности социума, стремясь не только к собственному благополучию, но и благополучию других людей. Такие предприниматели будут охотно реализовывать социально значимые проекты, посредством профессионально компетентной и самостоятельной деятельности. Предпочитаемыми карьерными ориентациями представителей данного типа являются «независимость», «интеграция стилей жизни» и «служение», что свидетельствует о тенденции студентов, в своей профессиональной деятельности, полагаться на внутреннюю систему ценностей, интегрирующую все значимые сферы жизни. Такие предприниматели будут ориентированы на дело, соответствующее их интересам и социально полезное как для потребителей, так и для региона — зоны их экономической активности. Возможно, именно представители данного типа в наибольшей степени будут склонны к реализации социально ответственного бизнеса.

5. «Предприниматель, ориентированный на профессионализм» — данный кластер информативен для 15,68 % респондентов. Преобладающими ценностями являются «традиции», «самостоятельность», «достижение ». Представители данного типа будут ориентированы на достижение высоко эффективных и рентабельных показателей деятельности при построении своей карьеры. Для их достижения они будут основываться на имеющихся профессионально важных умениях и навыках, а также «багаже» имеющихся знаний, полученном в результате профессионального обучения. Карьерными ориентациями, свойственными данному типу, являются «профессиональная компетентность», «предпринимательство» и «независимость», что указывает на стремление развивать свои профессиональные способности посредством освоения новых областей и направлений, четкое осознание границ своей профессиональной компетентности и предпочтение автономного стиля деятельности, с целью минимизации потерь и издержек. У представителей данного типа выражены эмоциональный и поведенчески-результативный компоненты ответственности, обуславливающие самостоятельное, качественное и своевременное выполнение всех взятых на себя обязательств. Следует отметить и то, что такие специалисты принимают на себя только те обязательства, которые могут выполнить в рамках своей

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

компетенции. Стараются всегда оперировать фактами. Амбиналы в жизни и профессиональной деятельности. Главная задача представителей этого типа — быть мастером своего дела.

Выделенные нами типы позволяют говорить о том, что уже на этапе профессионального обучения будущих специалистов достаточно четко сформирована тенденция развития их карьеры. Каждый тип имеет характерные карьерные ориентации и ценности, преобладание различных компонентов ответственности и локус контроля. Это свидетельствует о том, что будущие специалисты достаточно глубоко ориентируются в потребностях рынка, потребителей, позициях будущих конкурентов, готовы создавать инновационные проекты.

На основе результатов исследования начата разработка методических рекомендаций по организации психологического сопровождения построения, будущей профессиональной карьеры студентов различных курсов и специальностей ОмГУ им. Ф. М. Достоевского в рамках психологической службы вуза. Ведется разработка тренинга «Управление карьерой» и программа оценки карьерных компетенций для тренинговой, консультативной и коррекционной работы с будущими и действующими предпринимателями.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульха-нова-Славская ; Московский психолого-социальный институт. — Москва — Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.

2. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология : учеб. пособие / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. — СПб. : Издательство «Речь», 2000. — 298 с.

3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие / Е. А. Климов. — Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 1996. — 422 с.

4. Катаева, Л. И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества / Л. И. Катаева, Т. А. Полозова // Мир психологии. — 2005. — № 1. — С. 147 — 156.

5. Дементий, Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01: защищена 20.05. 05 / Дементий Людмила Ивановна. — М. , 2005 - 357 с.

6. Дементий, Л. И. Теоретические основания и диагностика ответственности и локуса контроля : учебно-методическое пособие / Л. И. Дементий — Омск : Издательство Омск. гос. ун-та, 2001. — 72 с.

7. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. — СПб. : Издательство «Речь», 2004. — 70 с.

8. Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и персонала / В. А. Чикер. — СПб. : Издательство «Речь», 2004 — 176 с.

9. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. / А. Д. Наследов. — СПб. : Издательство «Речь», 2006 — 392 с.

ДЕМЕНТИЙ Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии.

Адрес для переписки: e-mail: dementiy@univer. omsk.su

КОЛОДИНА Анастасия Викторовна, ассистент кафедры общей психологии, аспирантка кафедры социальной психологии.

Адрес для переписки: e-mail: avkolodina@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2010 г.

© Л. И. Дементий, А. В. Колодина

УДК 330 16 Е. В. ГОЛУБЕВА

Технологический институт Южного Федерального университета

в г. Таганроге

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДОХОДА_______________________________

Работа посвящена исследованию отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода. Рассмотрен уровень дохода как один из факторов отношения к деньгам. Эмпирическим путем определены особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода. Для этих целей выявлены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты отношения к деньгам и проведено их сопоставление в группах, различающихся по уровню дохода.

Ключевые слова: психология денег, отношение к деньгам, уровень дохода.

Актуальность работы определена переходом нашей страны к рыночной экономике, который в общих чертах можно считать состоявшимся. Одним из результатов этого перехода является то, что в жизни россиян деньги стали занимать более важное место, чем несколько лет назад. Деньги перестали быть абстрактным средством для регулирования человеческих отношений. Идолизация денег или презрение к ним, негативное, а зачастую и агрессивное отношение к богатым, неумение обсуждать вопросы, связанные с

оплатой труда, составляют реальность отношения к деньгам в нашем обществе. Кроме того, переход к рыночной экономике привел к возникновению имущественного расслоения. В связи с этим одним из актуальных направлений психологических исследований становится изучение влияния уровня дохода на отношение к деньгам.

В исследованиях зарубежных и отечественных авторов были выделены следующие переменные, влияющие на отношение к деньгам: пол, возраст,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.