ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается психологическая специфика предпринимательской деятельности, раскрывается характер предпринимательской деятельности, содержится анализ предпринимателя с точки зрения его профессиональных знаний, умений и навыков, дается определение «предприниматель». Доказано, что успешность определяется множеством факторов, вносящих парциальный вклад в результат предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: предприниматель, деятельность, личность, ситуация, поведение, характер, проблема, специфика, направленность.
PSYCHOLOGICAL SPECIFICITY OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES
Annotation. The article considers the psychological specifics of business research activities, describes the nature of the business, co-holds the analysis of the entrepreneur from the perspective of his professional knowledge, abilities and skills, the definition of «entrepreneur». It is proved that success is determined by many factors, making a partial contribution to the business activity.
Keywords: entrepreneur, activity, person, situation, behavior, character, problem, profile, orientation.
Исследования в области психологии предпринимательства стали одним из приоритетных направлений экономической психологии. В настоящее время идет быстрое накопление данных, освещающих различные стороны психологии предпринимательства. Вместе с тем, психология предпринимательства имеет пока незначительное число общепризнанных, теоретически и эмпирически обоснованных концепций, объясняющих специфику предпринимательской деятельности.
Социальный статус предпринимателя идентифицируется с престижем, успехом и преуспеванием. Вместе с тем, этот статус должен быть субъективно подтвержден на уровне конкретного предпринимателя. Таким образом, социальный статус предпринимателя должен совпадать с его личностным статусом, определяющемся уровнем его профессиональной компетентности и способностью позитивно влиять на окружающие события. В противном случае предприниматель может испытывать кризис самоэффективности, актуализирующий деструктивное поведение, психологические защиты, фиксацию на атрибутивных моментах социальной роли [6].
Предпринимательство есть инициативная деятельность человека, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение личного дохода. Предмет предпринимательской деятельности достаточно широк и разнообразен, он зависит от вида предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность представляет собой не только профессию, но и специфический образ жизни. В связи с этим, анализ предпринимателя с точки зрения его профессиональных знаний, умений и навыков, должен быть дополнен рефлексией предпринимателя как субъекта индивидуального жизненного пути, носителя определенных мотивационно-смысловых образований и ценностных ориентаций, соответствующих субъективной модели экономического успеха.
Профессиональная предпринимательская деятельность является особым способом выстраивания жизненного пути, предъявляющего особые требования к развитию субъектных характеристик человека и связанного с риском, инновациями и постоянным самотворчеством. К общим моментам, характеризующим предпринимательскую деятельность, относятся: инновационный характер этой
УДК 159.923.591.5 Х.Н. Магомедова
Hava Magomedova
© Магомедова Х.Н., 2015
Психология, социология
деятельности, трудность ее стандартизации и алгоритмизации. Различают также экономические, связанные с получением прибыли, и психологические, связанные с развитием личности, цели предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность, требующая высокой степени субъектной включенности, актуализирует и мобилизует внутренние резервы личности, повышает заинтересованность в совершенствовании системы профессиональной деятельности, повышает ответственность за результаты реализации профессиональных планов. Достигнув индивидуального акме, предприниматель испытывает желание получить идеальную представленность в инобытии других. Эта социогенная потребность стимулирует предпринимателя активно включаться в систему социальных связей (меценатство, благотворительность, коллекционирование уникальных предметом и т.п.). Указанная тенденция свидетельствует о том, что, осуществляя предпринимательскую деятельность, предприниматель стремится реализовать свою потребность быть личностью. Отсутствие социогенных потребностей может привести к псевдоперсонализации, для которой характерна подчеркнутая ориентация на внешние атрибуты материального благополучия и власти, «насильственное» выдвижение себя на место значимого другого.
Предприниматели - это лица, владеющие и распоряжающиеся собственностью (капиталом, ресурсами, средствами производства), которую они вкладывают в то или иное предприятие, использующие наемный труд с целью получения прибыли. Предприниматель берет на себя функции риска и прогресса в экономической сфере жизни общества, создавая в условиях неопределенности и отсутствия гарантий новые формы удовлетворения общественных потребностей [3].
Предпринимательская деятельность, осуществляемая в пространстве, предоставляющем человеку широкие возможности самопрезентации, персонализации и самоактуализации, относится к профессиям, существенно расширяющим возможности субъектного полагания себя в мир. Субъект предпринимательской деятельности ставится перед необходимостью развития комплексов профессионально значимых характеристик.
Некоторые исследователи (П. Друкер, Б. Карлоф, Й. Шумпетер) ассоциируют предпринимательскую деятельность с новаторскими, инновационными действиями. Другие (С. Брю, Ф. Визер, К. Макконел, В.И. Яроцкий) объединяют предпринимательскую функцию с функцией управления
[4].
При анализе деятельности предпринимателя выделяются два ее аспекта: собственно, предпринимательская деятельность и менеджмент. Первый предполагает создание новой структуры и обеспечение ее роста и развития. Второй связан с необходимостью поддержания стабильности и порядка внутри уже созданной структуры. Современный российский предприниматель интегрирует два указанных аспекта в своей деятельности. Это обусловливает необходимость рассмотрения специфики предпринимательской деятельности в России с позиции как создания нового, так и поддержания его функционирования, управления им [2].
Успешность предпринимательской деятельности зависит от индивидуально-психологических особенностей ее субъекта, от уровня развития его аффективно-волевой сферы, познавательных способностей, самосознания, от отношения к «Я», от меры доверия к миру и к себе, от характера системы оценок и самооценок, уровня притязаний и характера мотивации, локуса контроля, системы ценностных ориентаций, коммуникативных навыков и др. Таким образом, успешность определяется множеством факторов, вносящих парциальный вклад в результат предпринимательской деятельности.
Деятельность предпринимателя предполагает частое столкновение с неопределенными ситуациями, что неизбежно требует быстрого выбора или быстрого принятия решений. В этих условиях предприниматель должен хорошо ориентироваться в сложной системе смыслообразующих мотивов и
личностных смыслов. Вместе с тем, ситуации свободного выбора дают личности возможность в максимальной степени манифестировать свою индивидуальность.
Предприниматель постоянно находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, противодействуя другим хозяйствующим субъектам, претендующим на его успех и ресурсы. Важной особенностью поведения предпринимателя является функционирование в условиях ситуационных лимитов, ограничивающих его жизненное пространство, что сводит на нет рациональные калькуляции будущего, которое он пытается планировать [1].
Деятельность предпринимателя характеризуется когнитивной сложностью и эмоциональной насыщенностью. В связи с этим она попала в орбиту анализа при рассмотрении проблемы психологического выгорания. Психическое выгорание - это состояние физического и эмоционального истощения, вызванное, как правило, длительным пребыванием в перегруженных ситуациях общения. Эмоциональное истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, в равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Направленность предпринимательской деятельности на получение личного дохода определяет пристальный интерес исследователей к психологическому анализу денежного поведения и отношения к деньгам. Установки по отношению к деньгам включат три компонента: аффективный (деньги ассоциируются с добром или злом), когнитивный (характер связи между деньгами и достижениями, уважением, свободой); поведенческий [5].
Деньги, являющиеся объективным показателем успешности предпринимательской деятельности и часто основной ее целью, могут стать причиной специфических личностных проблем и кризисов. По сравнению с представителями других групп населения предприниматели в большей мере осознают деньги как фактор влияния на людей, как форму власти. При этом они же испытывают большую зависимость от денег. Предприниматели осуществляют постоянный контроль за своими деньгами, реже используют деньги как фактор терапии и с большим трудом расстаются с ними. Деньги для предпринимателя являются самостоятельной социальной ценностью и предметом гордости [3].
Предмет предпринимательской деятельности разнообразен и зависит от вида предпринимательской деятельности (производство, торговля, кредит). К общим характеристикам предпринимательской деятельности относят ее инновационный характер, определяющийся специфическими личностными качествами предпринимателей, рыночной средой и предпринимательской культурой. Возможность инновационной деятельности предпринимателя обеспечивают такие личностными параметры, как инициатива, острота восприятия, авторитет, интуиция, способность оказывать влияние на окружающих.
Библиографический список
1. Котова, И. Б. Психологическая характеристика предпринимательской деятельности / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич, В. Н. Петриевский // Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве. - Ставрополь, 2002. - С. 23-31.
2. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособности личности / Л. М. Митина. - М. - Воронеж, 2002. - 400 с.
3. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. - М., 1999. - 584 с.
4. Сапрыкин, И. Н. Становление и развитие предпринимательского потенциала российских граждан: авто-реф ... канд. психол. наук / И. Н. Сапрыкин. - Курск, 2003. - 23 с.
5. Фернхем, А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. - СПб., 2001. - 368 с.
6. Щербакова, Т. Н. Психологическая компетентность предпринимателя как субъекта социального взаимодействия / Т. Н. Щербакова, Л. В. Седлецкая. - Ростов на Дону, 2003. - 192 с.