При сравнении ИКЗ юношей и девушек выявляются достоверные гендерные различия в таких количественных показателях как физическая самооценка и выраженность ответственности за свое здоровье (по методике ИКЗ). Не выявлено достоверных гендерных различий в таких количественных показателях как выраженность типа ИКЗ, уровень локуса контроля здоровья, самооценка психического здоровья.
Гендерные особенности ИКЗ студентов проявляются в большей степени в качественном своеобразии содержания их ИКЗ по отдельным параметрам. Причем, различия обнаруживаются в тех аспектах, которые совпадают с принятыми в обществе гендерными стереотипами, и не имеют отличий в проявлениях, на которых не акцентируется внимание в ходе гендерной социализации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.АнаньевВ.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.
3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М.: Академия, 2001.
4. ГринбергДж. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002.
5. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья - термин или концепция? // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С.86-88.
6. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. - СПб.: Питер, 2004.
7. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2003.
8. Сиерес Д., Гавидия В. О различных подходах к понятию «здоровье» // Школа здоровья. - 1998. - Т.5. №1. - С.7-16.
Н.В. Кучеренко
ОТНОШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЗНАЧИМАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ЕЕ УСПЕШНОСТИ
Отношение, согласно теории В.Н. Мясищева, понимается как компонент системы теоретических представлений личности, отражающий ее субъективнооценочный, сознательно избирательный подход к действительности и представляющий собой интериоризированный опыт существования в социальном окружении. Отношение является одной из сторон психической жизни, наряду с психическими процессами, состояниями и свойствами личности.
Отношение связывается с системой человеческой мотивации и регуляции поведения. В.А. Ядов в качестве механизма регуляции поведения выделяет диспозици-онную систему, в которую входят четыре элемента: общая (доминирующая) направленность интересов личности, система ценностных ориентаций, система социальных установок, система элементарных фиксированных установок. Общей направленности личности и системе ценностных ориентаций принадлежит решающая роль в регуляции поведения, они образуют целостную подструктуру. Направленность интересов личности как компонент отношения может проявлять себя в доминирующих и устойчивых потребностях. В процессе развития личности происходит существенное изменение направленности и доминирующих ценностей личности, следовательно, данный фактор может явиться определяющим для формирования отношения к деньгам.
В современных исследованиях проявляется тенденция рассматривать удовлетворенность как отношение. Если удовлетворенность как эмоциональное состоя-
ние есть явление скорее ситуативное, то удовлетворенность как отношение достаточно стабильна во времени и связана с особенностями личности. Отношение к деятельности может быть непосредственным и опосредствованным. Непосредственное отношение проявляется в процессе деятельности через состояния активности или пассивности. Представления субъекта о возможностях реализации наиболее значимых для него ценностей и целей в конкретном виде экономической деятельности не только формируют определенное отношение к нему, но и способствуют осознанному выбору этого вида деятельности.
Совпадение реального предпринимательства с представлениями о нем, т.е. на личностном уровне совпадение ценностей, целей, мотивов с возможностями их реализации приводит к формированию устойчивой удовлетворенности предпринимательской деятельностью. Таким образом, удовлетворенность предпринимательством в значительной степени есть результат выбора данного вида экономической деятельности. Удовлетворенность предпринимательской деятельностью формируется также в процессе конкретной деятельности, но глубинными причинами ее являются не столько факторы деятельности, сколько личностные факторы в их взаимосвязи с содержательными характеристиками деятельности.
Психологические отношения субъекта предпринимательской деятельности к внешним условиям выступают весьма существенным деловой активности. Условия внешней среды выступают в качестве факторов социальной детерминации поведения, а субъективные психологические отношения к этим условиям - в качестве социально-психологических механизмов этой детерминации. Сами внешние условия рассматриваются как многоуровневое образование, включающее в себя как условия макросреды, так и условия микросреды.
Наиболее актуальным для психологии видом психологических отношений являются отношения к другим людям, которые приобретают в этом случае характер взаимных отношений. Исключительную важность анализа отношений к другим людям для психологической характеристики человека подчеркивают С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов, Е.В. Шорохова и др. Применительно к анализу психологических отношений предпринимателей речь идет об отношениях между самими предпринимателями, а также между предпринимателями и представителями других социальных групп.
Центральным объектом психологических отношений субъекта предпринимательской деятельности выступает он сам, как носитель индивидуально-своеобразных качеств, реализованных в его экономической деятельности и потенциальных, выступающих как его возможности. Субъективные оценки предпринимателей собственной деятельности и себя как ее субъектов выступают как интегральные показатели их психологических отношений к деятельности, ее интегральные оценки в прошлом и настоящем.
Выделяют эмоциональную, когнитивную и конативную стороны психологических отношений предпринимателей. Эмоциональная сторона отношений есть совокупность субъективных, эмоционально окрашенных мнений, представлений и оценок, объектами которых выступают внешние условия предпринимательской деятельности, представители различных социальных групп, с которыми они связаны партнерскими и иными формами взаимодействия, характеристики самой предпринимательской деятельности и самих предпринимателей как ее субъектов.
Когнитивная сторона отношений связана с осознанием и рациональной оценкой субъектом различных сторон его экономической деятельности, особенностями самосознания и самооценки предпринимателей. Конативная сторона отношений представлена в сознании субъекта в виде осознаваемых мотивов и целей его предпринимательской деятельности, места, которое занимает работа и связанные с
нею жизненные ценности в структуре ценностных ориентации субъекта, намерений и готовности субъекта к осуществлению тех или иных действий.
Интегральными показателями психологического отношения к предпринимательской деятельности выступают оценки деловой активности предпринимателя, успешности предпринимательской деятельности и удовлетворенности ею. Характер психологических отношений и реального экономического поведения субъектов, будучи тесно взаимосвязанными друг с другом, могут и не совпадать между собой.
Экономическое поведение предпринимателей, содержание и уровень их деловой активности неоднозначно определяется экономическими факторами, но имеет место их преломление со стороны психологических характеристик субъектов экономической деятельности. Неоднозначной является и связь между заявляемыми психологическими отношениями и реальным экономическим поведением предпринимателей.
Удовлетворенность предпринимателей результатами своей деятельности является одним из ведущих факторов их деловой активности. Изучение удовлетворенности позволяет лучше понять как особенности личности предпринимателя, так и психологические основы предпринимательства в целом.
В случае вынужденного выбора предпринимательства, например, вследствие невозможности с помощью иного вида экономической деятельности обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, жизненно важные мотивы и цели не реализуются, человек принужден заниматься работой, которая не отвечает его потребностям и интересам, что приводит в итоге к глубокой неудовлетворенности. Однако степень неудовлетворенности существенно изменяется в зависимости от результатов деятельности и их субъективной оценки.
Удовлетворенность результатами предпринимательской деятельности складывается из трех компонентов: удовлетворенности экономическими результатами, которая представляет собой эмоционально-оценочное отношение предпринимателя к результатам деятельности своей фирмы; удовлетворенности социальными результатами, которая является подведением итогов взаимодействия предпринимателя и его фирмы с социумом; удовлетворенности личностными результатами (это оценка себя как субъекта предпринимательской деятельности, оценка степени реализации мотивов и целей деятельности).
Удовлетворенность деятельностью может рассматриваться одним из критериев соответствия способностей личности этой деятельности. Изучение способностей к предпринимательству позволяет не только глубже понять психологию субъекта предпринимательской деятельности, но и вести практическую работу по бизнес-консультированию действующих предпринимателей.
Выбор предпринимательской деятельности может быть обусловлен следующими мотивами: стремлением к самостоятельности и независимости, реализацией профессиональных способностей, достижением материального успеха, полезностью выполняемой работы и авторитетом окружающих. Содержание каждого из этих мотивов может проявляться в двух различных формах: как позитивное стремление к реализации своих побуждений и как стремление устранить неблагоприятные условия жизнедеятельности, вызывающие неудовлетворенность человека.
Люди, чей выбор предпринимательской деятельности основан на позитивной мотивации (стремление к самореализации и независимости), имеют больше шансов достичь успеха, чем те, чей выбор носит вынужденный характер, связан с неудовлетворенностью своим материальным положением, ограниченной самостоятельностью и чувством бесполезности самостоятельной работы.
И. Шумпетер выделяет три предпринимательских мотива. Первый - потребность в господстве, власти, влиянии; второй - жажда победы, стремление к успеху в борьбе с соперником или с самим собой; третий - радость творчества, кото-
рую дает самостоятельное ведение дел.
Достижение высокого материального благополучия, независимости, самостоятельности в работе и возможности реализовать свои способности выступают основными наиболее значимыми мотивами предпринимательской деятельности. Мотивы полезности своего бизнеса и достижения авторитета у окружающих представлены в значительно меньшей степени. Таким образом, фактор материального благополучия доминирует в мотивации предпринимательской деятельности.
Однако представление о преобладании у предпринимателей материальных интересов не находит эмпирических подтверждений. Для них важны самоутверждение, профессиональный рост, получение удовольствия от решения сложных профессиональных задач.
Результаты большого числа исследований показывают, что желание личной независимости, а не внешние экономические побудители выступают в качестве первичной мотивации при выборе карьеры предпринимателя. Цели и ожидания отдельных предпринимателей формируются под влиянием их потребностей, возможностей, ограничений и способностей. Вместе с тем результат, конечная удовлетворенность, выбор цели зависят также и от ценностных установок, социальных позиций и надежд, которые индивидуальные предприниматели связывают с собой - со своим образом Я.
Данные о мотивации человека в начале карьеры и обстоятельства основания фирмы свидетельствуют о том, что до 2/3 предпринимателей склонны принижать значение экономической мотивации, однако явно отмечали влияние более простой потребности - заработать на жизнь. Большинство владельцев малых и средних предприятий считают более важным поддерживать свой стиль жизни, чем добиваться прибыли. Тем самым, они не демонстрируют стремления к более высокому стилю жизни. Доминирование мотива независимости - наиболее частое основание начала карьеры владельца предпринимателя. Настоящее и прошлое политики предпринимательства проникнуто идеологией индивидуализма.
Лидирующее место занимает индивидуалистическое стремление «принимать мои собственные решения». Это желание может рассматриваться как стремление к усилению личной власти. Однако даже у способных и успешных предпринимателей желание независимости может тормозить дальнейший рост, если они будут ставить себе нереалистичные или недостижимые цели.
Выбор предпринимательства как вида экономической деятельности, особенности мотивации предпринимательской деятельности и удовлетворенность ею являются взаимосвязанными социально-психологическими характеристиками. Основным, ведущим мотивом выбора предпринимательства выступает стремление к созданию своего собственного дела, связанного с систематическим извлечением прибыли и работа на себя, являющаяся центральным признаком, отличающим предпринимательство как вид экономической деятельности от наемного труда. Главной целью предпринимательства является достижение экономической независимости и самостоятельности и экономического успеха, связанного, с одной стороны, с получением высокого дохода, а с другой - с достижением высокой материальной обеспеченности.
Ценностные ориентации лидеров бизнеса концентрируются вокруг идеи укрепления и развития дела. Лишь немногие начинают выходить за круг проблем собственных фирм. Ярко выражено утилитарное отношение к государству и политике. Формируется осознание того факта, что развивать бизнес невозможно исключительно за счет собственных усилий. Но тех, кто считает, что предприниматели должны активно влиять на общество, пока недостаточно.
Отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности являются важными психологическими характеристиками предпринимателей, непосредственно связанными с оценками их деловой активности и результа-
тами предпринимательской деятельности, ее успешности и удовлетворенности. В целом более эффективные предприниматели характеризуются положительным отношением к конкуренции и умеренному риску.
Сущность предпринимательской деятельности - получение прибыли. В связи с этим значимой составляющей системы отношений предпринимателя становятся отношения к собственности и деньгам. Среди успешных предпринимателей встречаются различные типы отношения к богатству. Для одних оно значимо; на других богатство мало влияет, и они считают его важным только для удовлетворения потребностей в свободе, внутреннем комфорте, независимости. Предприниматели, которые психологически стремятся не замечать богатства, сохраняют привычки, нормы потребления, стиль жизни практически неизменными (исключение составляют члены их семей).
Для успешных предпринимателей среднего бизнеса характерно выраженное отношение к деньгам как к средству, а не цели, мотив прибыли сочетается с мотивом самореализации и творчества. Об этом свидетельствуют траты на повышение профессиональной квалификации, получение дополнительного образования, личностное развитие. Деформации в структуре отношения к деньгам, а также системе ценностей, выраженные в других категориях предпринимателей, у них практически незаметны.
Для представителей крупного бизнеса самым весомым фактором является фактор «деньги - власть». Ядром фактора стала возможность использования денег в качестве оружия для управления или устрашения других людей. Такие признаки, как ориентация на «покупку» дружбы и любви, зависть по поводу денег, чувство личной неудовлетворенности в случае переплаты за что-то, напряжение при вопросах о финансовом положении, оценки людей по деньгам, фантазии по поводу денег, также вошли в фактор и показали корреляции между собой. Если у бедных фантазии по поводу денег связаны с потреблением, то у богатых они связаны с воздействием на других людей.
Субъект с доминирующей потребительной направленностью мотивационной сферы стремится проявлять себя и получать удовлетворение в соответствующих формах активности; наиболее характерным из них является потребление - процесс присвоения, поглощения тех или иных средств или условий существования, среди которых: пища, воздух, комфортные условия обитания, предметы роскоши; комфортное социальное окружение и проявления внимания, почтения, слава, власть. Становясь доминирующими в мотивационной сфере, эти ценности фетишизируются, подчиняют себе ценности реального развития.
Лица, ориентированные преимущественно на потребление и комфорт, встречаются среди предпринимателей, не занимающих лидирующих позиций в бизнесе, но имеющих высокий доход. Демонстративное окружение себя символами роскоши чаще всего свидетельствует о неспособности реализовать себя в деле.
Как показало исследование, у личностно зрелых людей ниже ценность денег и выше уровень монетарной удовлетворенности. У них формируется более рациональное и осознанное отношение к деньгам, которые воспринимаются как средство, и не происходит их фетишизации, преобладание установок на рациональное потребительское поведение. Личностно зрелые люди быстрее обучаются новым правилам поведения в экономической ситуации, более уверены в себе в финансовых вопросах, в ситуации безденежья чаще ориентированы на объективное и рациональное восприятие сложившейся ситуации и поиск решения проблемы. В мотивах расходования денег в большей степени представлены мотивы творчества, познания, саморазвития, альтруистической помощи другим людям.
Связанные с личностной зрелостью изменения в направленности и ценностях
как ведущих регуляторных образованиях являются причиной трансформации монетарных отношений. Существенные изменения в монетарных отношениях у личностно зрелых людей проявились на разных уровнях, что свидетельствует о системном характере этих изменений. В оценке своих достижений успешные предприниматели делают упор на нереализованном и не склонны оценивать свою деятельность как успешную. Испытывая глубокое чувство неудовлетворенности, предприниматели часто не могут сформулировать для себя составляющие «внутренней комфортности».
Предприниматели отмечают, что процесс осознания себя в деле постоянно сопровождает их деятельность и создает постоянное психологическое напряжение. Вместе с тем, постоянная рефлексия предпринимательской деятельности позволяет предпринимателям рассматривать ее как деятельность творческую. Постоянное самоопределение вызвано повышенным риском предпринимательской деятельности и потребностью поддержания внутренней мотивации. Самомотивация и умение воодушевить себя на поиск нетривиальных путей достижения цели являются главным отличием лидера от исполнителя.
У успешных предпринимателей возрастает значимость мотивов профессионального и духовного самосовершенствования. Они стремятся заниматься тем, что интересно и в чем «можно расти». В связи с этим проявляется желание совершенствования в смежных областях, потребность в дополнительных знаниях. Конечный смысл предпринимательской деятельности большинство бизнесменов (до 80%) видят не в достижении прагматических целей, а в личностном самоутверждении.
С.В. Хребина
ПОНЯТИЕ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» КАК БАЗОВАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие - начальная, исходная, родовая категория. Любое явление, объект, состояние может быть понято (познано) только в связи и отношении с другими, ибо все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Взаимодействие, предполагая действие друг на друга как минимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими.
А.Н. Леонтьев, рассматривая категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в органическом мире, в мире живой материи. «Жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел». Чем выше организация «тел», тем сложнее это взаимодействие. Во всех формах взаимодействия в неживой природе (классические примеры ветра и скалы, капли воды и камня) или объектов живой и неживой природы (человек - камень, металл) воздействие одного объекта приводит к разрушению другого. Объект, испытывающий воздействие, оказывается в пассивной, страдательной позиции. Он может участвовать во взаимодействии только силой своего природного сопротивления.
В условиях взаимодействия «тел» живой природы, особенно взаимодействия людей, всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Эта активность может быть инициальной или реактивной в плане агента действия или, точнее, его субъекта, если осуществляется деятельность. Особенно существенна субъектность для социального взаимодействия людей. С инициальной позиции активность может быть преобразующей или сохраняющей; она может быть сози-