ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10215 © О.Г. Яткевич, 2019
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ольга Григорьевна Яткевич,
начальник кафедры гражданского права факультета (командного),
кандидат юридических наук
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
(198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются и анализируются вопросы и основные направления взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления.
Ключевые слова: органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, взаимодействие, полномочия, ответственность.
THE MAIN DIRECTIONS AND PROBLEMS OF INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENTS IN RUSSIAN FEDERATION
Olga G. Yatkevich,
Head of the Departament of Civil faculty (command),
Candidate of Law
Saint-Petersburg Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation
(198206, Saint-Petersburg, ul. L. Pilyutova, d. 1)
Abstract. The article deals with the issues and main directions of interaction between the state authorities of the Russian Federation and local self-government.
Keywords: public authorities of the Russian Federation, bodies of local self-government, interaction, authority, responsibility.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Яткевич О.Г. Основные направления и проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):67-70.
В последнее время идет активный процесс реформирования органов местного самоуправления, связано это с тем, что необходимо оптимизировать деятельность органов муниципальной власти по обеспечению социальных и культурных прав человека и их деятельность в целом [1]. Местное самоуправление — это самоопределение населения на определенной территории для решения вопросов местного значения и под свою ответственность, с учетом исторических и культурных местных традиций [2]. Местное самоуправление — это основы конституционного строя, необходимые для построения демократического правового Российского государства. Органы местного самоуправления в органы государственной власти не входят [3].
В Российской Федерации свыше 20 тысяч муниципальных образований. Непосредственное развитие института местного самоуправления напрямую зависит от взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и обуславливается необходимостью совместной работы местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в проведении культурной и социальной политики на местах [4].
В последнее время ряд ученых-правоведов все чаще обращают внимание на тот факт, что взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации не достаточно нормативно урегулированы, что значительно осложняет процесс взаимо-
действия органов на практике, а также способствует актуальности научной проблемы [5].
Одна из главных проблем органов местного самоуправления — это взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти [6].
При отсутствии ряда правового урегулирования проблем, нормативного правового закрепления данного вопроса, участники взаимодействия вынуждены постоянно находиться в поиске нормативной правовой формы закрепления этих взаимоотношений. На наш взгляд, необходимо дополнить уже существующий нормативный правовой акт — Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — общими положениями, которые уточняли и упрощали бы процесс взаимодействия [7].
Следующей не менее значимой проблемой взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления являются разностатусные положения органов. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены большим объемом властных полномочий, который заставляет органы местного самоуправления подчиняться и быть зависимыми от органов государственной власти различных уровней власти. Таким образом, партнерские отношения между участниками взаимодействия — это трудно достижимый процесс, поскольку одна сторона будет пытаться подчинить другую своей воле. К сожалению, процесс создания и совершенствования института местного самоуправления на практике оказался не настолько простым процессом, как на бумаге. Современное российское общество еще не достаточно осознало необходимость существования органов местного самоуправления, поэтому не активно прибегает к использованию возможности решения вопросов на муниципальном уровне, что делает работу муниципальных властей менее эффективной [8].
В правовой науке существует теория о том, что муниципальная всласть должна формироваться в результате повышения ответственности, правовой активности и заинтересованности общества в решении местных проблем. Инициатива создания органов местного самоуправления должна исходить от населения, которое морально и интеллектуально
созрело для формирования муниципальной власти, которую они смогли бы посвятить в свои проблемы и предоставить представлять их интересы перед органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, муниципальная власть должна функционировать в основном на общественных началах, представители депутаты или главы муниципальных образований должны выбираться и формироваться самостоятельно народом, а органы государственной власти не должны вмешиваться [9]. Для такого единогласного выдвижения, проведения избирательной компании, необходимо вовлечь население в деятельность местных органов, предоставить им реальные права и возможности по решению их местных полномочий и проблем [10].
К сожалению, процесс дальнейшего вовлечения населения в деятельность местного самоуправления — это долгий и сложный путь, который идет уже не один десятилетие. Здесь необходимо учитывать особенности муниципальных образований, при соблюдении которых этот процесс взаимодействия можно упростить: необходимо обеспечить население достаточной правовой информацией об институте местного самоуправления; повысить количество образовательных услуг для местного населения в обществе; повысить уровень правовой грамотности общества [11]. Эти, на первый взгляд, несущественные условия играют важную роль в становлении института местного самоуправления, поскольку большая часть населения не верит в потенциал муниципальных властных структур из-за недостаточных правовых знаний. Знание и понимание правовых норм возможно только при условии наличия у человека минимального уровня образования. Например, если озвучить одну и ту же правовую норму для разной категории населения несовершеннолетние, средний возраст 20—50 лет. и пенсионного возраста, то разница в понимании их этой нормы будет колоссальной [12, с. 20—25].
Для повышения уровня правовой грамотности, на наш взгляд, необходимо задействовать современные тенденции обучения и пропаганды. Молодое поколение большую часть времени использует телекоммуникационную связь Интернет, но не как старшее поколение для отслеживания новостной информации, а как средство общения — социальные сети. Мы предлагаем ввести в качестве рекла-
мы «всплывающие окна», которые будут содержать выдержки нормативных правовых актов понятных и адаптированных под конкретную возрастную категорию. На первый взгляд может показаться, что более молодое поколение не заинтересуется, однако от частоты появления таких «окон» лицо будет вынуждено либо досмотреть до конца интерактивную информацию, либо совершить ряд действий, чтобы «окно» зарылось [13, с. 57—62].
Также предлагается ввести в школьных учреждениях предметы по основам правовой науки, на занятиях по этому предмету предлагается разъяснять школьникам основы права и правоприменения, в частности основы конституционного права, муниципального права, гражданского права, административного права и уголовного. Однако не стоит предполагать, что выжимки основ законодательства будут интересны и усвоены молодым поколением, поэтому в качестве разнообразия предлагается внедрять интересные правовые случаи из практики применения права, чтобы правовая наука носила вполне конкретизированный и направленный характер [14, с. 79—82].
Еще одна проблема — это общественный контроль со стороны населения в отношении деятельности органов местного самоуправления. Конечно, государственные властные органы осуществляют контрольные функции за деятельностью органов местного самоуправления в рамках их полномочий, однако население в большей степени заинтересовано в качественном исполнении органами местного самоуправления своих прав и обязанностей [15].
Органы государственной власти получают различные отчетные документы о деятельности органов местного самоуправления, так же органы государственной могут инициировать проверки деятельности органов местного самоуправления на местах в рамках их полномочий, но для таких проверок необходима обращение населения, проживающего на территории данного муниципального образования, либо данное мероприятие проводится в соответствии с планом-графиком осуществления проверок.
На наш взгляд, целесообразно, если перед назначением на должность муниципального служащего лицо будет проходить краткий обучающий курс по основам управления и правового образования. Поскольку опросы показали, что представители ор-
ганов местного самоуправления не умеют грамотно организовать рабочее время и работу коллектива муниципального органа власти, а в некоторых случаях представители органы местного самоуправления не знают правовых основ, на которых строится их профессиональная деятельность.
Важным вопросом взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является финансирование. Поскольку органы государственной власти субъекта Российской Федерации из своих бюджетных средств, предоставляют дотации и субвенции органам местного самоуправления. Самостоятельно органы местного самоуправления могут обеспечить себя финансовыми доходами лишь за счет средств, поступающих от налогов и сборов на имущество, земельные участки и сдачи в аренду муниципальной собственности [16, с. 121—125].
В Российской Федерации существует Всероссийский Совет местного самоуправления, который призван оказывать консультативную помощь в принятии решений и взаимодействии федеральных, региональных органов власти в органами местного самоуправления по вопросам обеспечения гражданина и человека социальными и культурными правами и свободами [17].
Подводя итоги вышеизложенного, можно констатировать, что институт местного самоуправления в России нуждается в дальнейшем совершенствовании. Прежде, чем он начнет эффективно функционировать в полную силу пройдет еще не мало времени, однако положительный опыт и результаты от его существования уже приносят уже сейчас плоды.
Мы считаем, что на уровне федеральных и региональных властных органов необходимо создавать координационные советы, направленные на улучшение процесса взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Литература
1. Гасанов К.К., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Еремян В.В., Зиборов О.В., Осавелюк А.М., Чих-ладзе Л.Т., Эриашвили Н.Д., Миронов А.Л., Харламов С.О., Кирсанов А.Ю., Егоров С.А., Каль-гина А.А., Саудаханов М.В., Пашенцев Д.А., Варсеев В.В., Бышков П.А., Галушкин А.А., Забелина Е.П. Муниципальное право России. учебник
для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция / М., 2019. (9-е изд-е, перераб. и доп.).
2. Горшенева И.А., Богданов А.В., Зинчен-ко Е.Ю., Померлян А.Н., Санин В.Е., Уткин Н.И., Хазов Е.Н., Яткевич О.Г. Теоретические и правовые основы муниципального права в определениях и схемах.(особенная часть) / Новосибирск, 2019.
3. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., Бе-лоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Пряхина Т.М., Зинченко Е.Ю., Опалева А.А., Оса-велюк А.М., Чепурнова Н.М., Зиборов О.В., Прудников А.С., Харламов С.О., Егоров С.А., Кикоть-Глуходедова Т.В., Миронов А.Л., Саудаханов М.В., Чертова Н.А., Булавин С.П. и др. Конституционное право России. М., 2019. (10-е изд-е, перереб. и доп.).
4. Эбзеев Б.С., Бялкина Т.М., Бышков П.А., Бабаева Ю.Г., Галушкин А.А., Колованов К.П., Гаглоев Д.В., Забелина Е.П., Комарова В.В., Кучеренко П.А., Месилов М.А., Осавелюк А.М., Па-шенцев Д.А., Поддубная О.С., Усманова Р.М., Чихладзе Л.Т., Федоров В.В., Хазов Е.Н. Актуальные проблемы муниципального права. М., 2018.
5. Маилян С.С., Зиборов О.В., Эриашвили Н.Д., Кадников Н.Г., Хазов Е.Н., Ординарцев И.И., Давитадзе М.Д., Клименко А.И., Иванов А.А., Варсе-ев В.В., Никитин М.И., Джафаров Н.К. Правоведение. М., 2019. (4-е изд-е, перераб. и доп.).
6. Воробьев В.Ф., Гарашко А.Ю., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Комахин Б.Н., Ларина Л.А., Саудаханов М.В., Уткин Н.И., Харламов С.О., Хазов Е.Н. Органы государственной власти в Российской федерации в таблицах и схемах. учебное пособие для курсантов и слушателей очной и заочной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению юриспруденция, правоохранительная деятельность и правовое обеспечение национальной безопасности / М., 2018.
7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822, http://www.pravo.gov.ru/
8. Чихладзе Л.Т., Эриашвили Н.Д., Зиборов О.В., Хазов Е.Н., Саудаханов М.В., Миронов А.Л., Кучеренко П.А., Забелина Е.П., Голованов К.П., Клочко Е.И. Местное самоуправление: вопросы теории и практики. М., 2018.
9. Эбзеев Б.С., Гасанов К.К., Виноградов В.А., Хазов Е.Н., Прудников А.С., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Егоров С.А., Курскова Г.Ю., Осавелюк А.М., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Павлов Е.А., Шуленин В.В., Кирсанов А.Ю., Саудаханов М.В., Громов К.Э., Тутханян Г.А. Избирательное право. М., 2015. Сер. Юриспруденция для бакалавров (2-е изд-е, перераб. и доп.).
10. Хазов Е.Н., Егоров С.А., Ларина Л.А., Воробьев В.Ф., Зинченко Е.Ю., Уткин Н.И., Комахин Б.Н., Несмелов П.В., Гарашко А.Ю., Саудаха-нов М.В. Альбом схем по конституционному праву России. Учебное пособие для слушателей заочной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению Юриспруденция, Правоохранительная деятельность и Правовое обеспечение национальной безопасности / М., 2017.
11. Бышков П.А., Галушкин А.А., Голованов К.А., Кучеренко П.А., Хазов Е.Н., Чихлад-зе Л.Т. Актуальные проблемы муниципального права. Учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / М., 2017.
12. Лобзов К.М., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Правовой статус личности как субъект и объект правоотношений в современном законодательстве (теоретико-методологический анализ) Вестник экономической безопасности. 2015. № 7.
13. Лимонов А.М., Хазов Е.Н. Реализация миграционной политики в муниципальных образованиях. Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 1.
14. Зинченко Е.Ю., Зинченко О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. (основные черты и юридические свойства). Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 6.
15. Хазов Е.Н., Зинченко Е.Ю., Саудаханов М.В., Мохова Т.С. Муниципальное право России в таблицах и схемах. М., 2017.
16. Лимонов А.М., Хазов Е.Н. Вопросы перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации: проблемы теории и практики. Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 5.
17. Всероссийский Совет местного самоуправления http://www.vsmsinfo.ru/