Научная статья на тему 'Основные направления и организация воспитательной работы в Ульяновском государственном техническом университете'

Основные направления и организация воспитательной работы в Ульяновском государственном техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стенина Татьяна Львовна

Рассмотрены вопросы организационной структуры, методического и кадрового обеспечения и перспективы развития воспитательного процесса в университете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления и организация воспитательной работы в Ульяновском государственном техническом университете»

продуманной, методологической работе с ее тенденциями и последствиями на родном для ученых пространстве - пространстве анализа и интерпретации.

Привычные представления о локальном знании, осмысливаемом в резком противопоставлении знанию рациональному и научному, уступают сегодня место пониманию условности границ между ними. Возможно, необходимо движение к пониманию локального знания как гетерогенного, происходящего из реальности, имеющей множество измерений, в которой пересекаются различные культуры, экономические и социальные факторы. Все знания происходят из взаимодействия множества социальных игроков, в разной мере наделенных ресурсами и властью. Все это делает невозможным продолжение работы с жесткими, острыми границами между тем знанием, которым мы, как жители определенного социокультурного региона, располагаем как «люди», и тем, что продуцируем ее как «ученые». Репертуары нашего локального знания стоит осмыслить как результаты многочисленных «встреч», в которых переплелись и сплавились локальное и глобальное, традиционное и модерное.

Будем ли мы способствовать постепенной маргинализации собственного локального знания или здесь возможно более или менее симметричное сосуществование различных форм знания? Вторая перспектива

способна предложить интересный угол зрения, под которым можно анализировать существующую гетерогенность знаний и множество путей, какими системы локального знания становятся связанными с глобальными репрезентациями знания и власти.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лиотар Ж. Т. Состояние постмодерна / Ж. Т. Лиотар. - СПб., 1998.-С. 18-22.

2. Игнатьев А. Ценности науки и традиционное общество (социокультурные предпосылки радикального политического дискурса) // Вопросы философии. - 1991. - № 4. - С. 11; 4.

3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. - М., 2000. - С. 252-254.

4. Мюрэ Ф. После Истории // Иностранная литература. - 2001. - №4. - С. 225.

Гильмутдинова Нина Амировна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» УлГТУ. Имеет публикации в области истории философии, философской культуры и философской антропологии.

УДК 377.5.02 Т. Л. СТЕНИНА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Н ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЛЬЯНОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рассмотрены вопросы организационной структуры, методического и кадрового обеспечения и перспективы развития воспитательного процесса в университете.

Федеральная программа развития образования акцентирует внимание на возвращение вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивает актуальность целенаправленного воспитания на всех уровнях образования. Одним из основных направлений развития системы образования является восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом... создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов.

Образование является одним из основных социальных институтов, обеспечивающих преемственность и устойчивость в развитии общества. «Направленность процессов обучения и воспитания в современном обществе должна соответствовать интегральной цели воспитания - формированию культурной

личности, жизнеспособной в условиях изменяющейся социальной и природной среды. Достижение данной цели может осуществляться через конкретные цели воспитательной деятельности, реализуемые на соответствующих этапах развития общества».

Одной из важных проблем в организации воспитательной деятельности является отсутствие актуальной методологии этого процесса, в связи с чем возникает вопрос разработки новых технологий воспитания студентов, которые отвечали бы современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям.

В 2003 году в Ульяновском государственном техническом университете была разработана и утверждена решением ректората университета «Концепция воспитательной работы со студентами в УлГТУ: формирование ценностного сознания студентов в процессе различных видов их деятельно-

сти», в которой отражены основные цели и задачи воспитательной работы.

Основными целями воспитательной работы со студентами являются:

-формирование ценностного мировоззрения личности студента, основанного на знании современных философских и социальных теорий, умение использовать эти знания в оценке окружающего мира; - повышение уровня компетентности студента в принятии решений, в том числе воспитание чувства ответственности за принятые решения и действия, формирование гражданской позиции; -формирование навыков творческого отношения к любому виду деятельности, обеспечение условий для развития конкретной индивидуальности личности, ее самореализаци и.

В соответствии с основными целями воспитательной работы ставятся и конкретные задачи:

- единство построения всей системы воспитательной работы в вузе;

- актуализация воспитательного потенциала образовательной, научно-исследовательской, практической и художественной деятельности студентов;

- применение аксиологического подхода к учебно-воспитательному процессу; обеспечение единства принципов индивидуального подхода и коллективизма.

Определение и построение системы целей и задач формирования ценностного сознания студента предполагает формирование в вузах соответствующих организационных структур, а также выбор наиболее результативных в данных условиях средств и методов управления.

Отделом внеучебной воспитательной работы университета разработаны такие методические материалы, как Положение о Совете по внеучебной воспитательной работе; Положение о внеучебной воспитательной работе со студентами; Положение о Центре культуры и досуга студентов «Полэкс»; Положение о Музее истории университета; Положение о кураторе академической группы; Положение о проведении смотра-конкурса по внеучебной работе; Положение о Центре содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников; Памятка первокурснику; Комплексный план внеучебных мероприятий, информационный материал для координации деятельности заместителей деканов факультетов по воспитательной работе.

[Модель организации воспитательной работы

Организацию и координацию внеучебной работы со студентами осуществляет заместитель первого проректора УлГТУ по внеучебной работе со студентами.

Учебно-методическим отделом регулярно проводится анализ состояния и уровня научно-методической работы кафедр, разработаны критерии оценки работы факультетов с учетом показателей по внеучебной воспитательной работе.

Для координации работы организаций, принимающих участие в осуществлении внеучебной воспитательной работы, создан Совет по внеучебной работе-основной коллегиальный руководящий орган.

В структуру внеучебных учреждений университета в качестве основных подразделений входят: Центр культуры и досуга, Центр содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников, дирекция студенческого городка, редакция газеты «Университетская панорама», Музей истории университета, спортивные организации и др. Деятельность наиболее значимых структурных звеньев рег-л а м е нти р у етс я п о л о же н и я м и.

Организацией работы со студентами на факультетах руководят заместители деканов по внеучебной работе со студентами, которые непосредственно подчиняются заместителю проректора во внеучебной работе.

В университете действует институт кураторов академических групп, в 2003 году начала свою работу Школа кураторов.

В течение года ведется целенаправленная методическая работа по изучению новых научно-методических, нормативных и правовых материалов по вопросам организации воспитательного процесса в вузе. Для изучения опыта организации внеучебной работы в ведущих вузах России сотрудники отдела по внеучебной работе принимают участие в работе Всероссийских научно-практических конференций, семинаров, совещаний, касающихся проблем внеучебной работы, а также повышают свою квалификацию на курсах повышения квалификации, организованных Министерством образования Российской Федерации.

В своей методической работе сотрудники отдела по воспитательной работе руководствуются следующими нормативными документами:

- Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза». Москва, 2000;

- «Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов» /В. С. Кагерманьяи, Л. И. Коханович;

- Рекомендации по формированию структуры программы воспитания социально активной личности / В. С. Кагерманьян, Л. И. Коханович;

- Оценка воспитательной работы на уровне ее представленности в вузе 1 Б. Н. Боденко; -«Гуманизация технического образования в средней и высшей школе: организационно-воспитательной императив» /В. И. Горбунов. О. Н. Викторов и др.

В 2002 г. начата работа по организации смотра-конкурса по внеучебной работе среди факультетов.

Немаловажную роль в формировании культуры будущего специалиста играет патриотическое воспитание. Формированию гражданско-

патриотических качеств студентов способствует функционирование Галереи ветеранов Великой Отечественной войны, торжественное празднование Дня Победы, организация шефских концертов в. госпитале ветеранов Великой Отечественной войны. В канун Дня Победы университетская библиотека проводит выставку «История Великой Отечественной войны в фотографиях, воспоминаниях и документах».

Студенты университета в рамках изучения курса огечее ¡ненной истории посещают городские музеи, в том числе Областной краеведческий музеи, Музей городского быта. Ульяновский областной художественный музей. Мемориальный центр имени В. И. Ленина. Студенты также участвуют в молодежной программе «Я люблю свой город» по благоустройству парков и скверов; университетская команда КВН в 2002 году была награждена грамотой областного комитета по делам молодежи администрации Ульяновской области «За любовь к родному городу».

Вот уже 10 лет в УлГТУ функционирует Музей истории вуза, экспозиции которого регулярно обновляются и пополняются.

При посещении Музея студенты знакомятся не только с историей своего учебного заведения, но и с историей возникновения факультета, на котором им предстоит в дальнейшем учиться.

В 2002 году в рамках мероприятий, посвященных 45-летию Ульяновского государственного технического университета, была организована выставка «Мы вместе - 45 лет УлГТУ», также был организован конкурс на создание лучшего альбома кафедры университета. Студенты приняли активное участие в фотоконкурсе, посвященном юбилею вуза. В следующем году планируется реконструкция Музея университета, замена выставочного оборудования, кардинальные изменения в формах подачи информации. Студентами строительного факультета уже подготовлен проект реконструкции Музея УлГТУ. Намечено также включение в музейное пространство рекреаций аудиторных корпусов для демонстрации современного состояния вуза, сменность этой информации и дальнейшее ее использование в основной - «исторической экспозиции музея».

Кроме того, что студенты посещают в рамках учебной программы музеи города, в выставочном фойе киноконцертного зала регулярно организовываются выставки полотен членов Ульяновского союза художников, была также организована выставка компьютерных копий произведений из коллекции Эрмитажа. Университет заключил договор с Ульяновской Областной филармонией о приобретении студенческих абонементов на посещение концертов Ульяновского государственного академического симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, а также концертов джазовых исполнителей - «Вечера джаза». Иллюстрации к теоретическому материалу в виде полотен известных художников или прекрасного исполнения музыки великих композиторов, несомненно, должны повысить интерес студентов к изучению истории мировой культуры и истории своего края. Важно также обогатить содержание и формы культурной деятельности студентов, одухотворить их занятия в сфере досуга. Содержание досуга - зеркало общей культуры личности. В сфере досуга для студенческой молодежи больше возможности для выбора поля деятельности, а значит, и интересы, и способности студентов реализуются более полно и свободно. Основным критерием в планировании этой деятельности должно быть

удовлетворение духовных потребностей студентов. И только в том случае, если будут учтены все важнейшие аспекты функционирования искусства, можно будет усовершенствовать условия для формирования культуры будущего специалиста.

В стенах УлГТУ действует Центр культуры и досуга студентов. Вся деятельность по организации художественной самодеятельности и организации досуга студентов осуществляется Центром на базе киноконцертного зала вместимостью до 800 мест. Деятельность ЦКиД включает в себя две составляющие: организацию художественной самодеятельности и организацию культурно-массовых мероприятий.

Программа проведения культурно-массовых мероприятий в киноконцертном зале весьма насыщена: это и традиционные межфакультетские фестивали «Студенческая осень» и «Студенческая весна», и шоу-программа «День всех влюбленных», концерты, посвященные праздничным датам , межфакультетские игры команд КВН, День знаний.

Традиционным мероприятием стал и конкурс «Мисс УлГТУ».

В планах развития Центра культуры и досуга студентов - привлечение как можно большего числа студентов к занятию самодеятельным художественным творчеством, увеличение числа кружков и творческих студий Центра, развитие материально-технической базы киноконцертного зала.

Перспективные направления развития внеучеб-ной воспитательной работы.

1. Совершенствование организационной структуры - создание студенческого совета университета как основного органа студенческого самоуправления; развитие студенческого самоуправления в различных видах деятельности студентов; создание лаборатории.

2. Расширение кадровой структуры - штатных социологических исследований по проблемам студенческой жизни при участии студентов специальности «Связи с общественностью»; организация работы школы кураторов академических групп, комплектование отдела внеучебной воспитательной работы.

3. Развитие творческого потенциала личности студентов - создание новых форм досуга студентов; взаимодействие и сотрудничество с культурно-досуговым центром молодежи города Ульяновска; создание на базе Центра культуры и досуга студентов городского студенческого Центра творческих инициатив, объединяющего студентов всех вузов города.

4. Укрепление материально-технической базы -создание условий для функционирования студенческого совета университета; оснащение киноконцертного зала современным концертным оборудованием; реконструкция Музея университета, замена выставочного оборудования; изменения в формах подачи информации, переоборудование информационных стендов университета, касающихся воспитательной работы.

5. Организация первичной профилактики употребления наркотиков среди студентов университета -сотрудничество и взаимодействие с городскими специализированными центрами; создание максимальных условий для организации досуга студентов; раскрытие смысла лозунга акции «Студенчество за жизнь без наркотиков!».

Контроль за выполнением программы воспитательной деятельности в вузе

Контроль за исполнением программы воспитательной деятельности осуществляется путем сбора информации о промежуточных итогах работы на факультетах и в структурных подразделениях, входящих в структуру отдела по воспитательной работе. Итоги обсуждаются на заседаниях Совета по воспитательной работе. Для подведения окончательных итогов работы разработаны критерии оценки воспитательной деятельности факультетов. Руководители

структурных подразделений, входящих в состав организационной структуры воспитательной работы, заместитель проректора по воспитательной работе отчитываются по итогам учебного года перед ректоратом и Ученым советом университета.

В университетской газете «Университетская панорама» отражаются основные достижения и недостатки воспитательной работы. Проведен социологический опрос среди студентов университета по вопросам их отношения к организации воспитательной работы и студенческого досуга в вузе. На основе анализа проведенного исследования внесены изменения в комплексный план внеучебных мероприятий вуза.

Стенина Татьяна Львовна, заместитель проректора по воспитательной работе Ульяновского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.