УДК 343.16; 343.326
DOI: 10.18384/2310-6794-2018-4-153-160
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ1 ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Гринько СД.
Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируются состояние противодействия экстремистской направленности и причины экстремистскихпроявлений, предлагаются меры по повышению эффективности противодействия. С позиции новых научных подходов в статье даётся криминологическая и правовая оценка преступности экстремистской направленности. Новые научные взгляды позволяют сформулировать основные направления и меры противодействия экстремизму в современных условиях. Основными методами исследования проблемы стали методы системного анализа, синтеза, моделирования, а также статистический синтез. Состояние преступности экстремистской направленности анализируется в динамике за последние несколько лет. Выявлены факторы, влияющие на совершение преступлений экстремистской направленности. Проведённое исследование показало, что преступность экстремистской направленности в современных условиях носит стабильный характер, который сохранится в ближайшие годы.
Ключевые слова: экстремизм, противодействие, взаимодействие, распространение, факторы, меры борьбы.
THE MAIN DIRECTIONS AND MEASURES OF COUNTERACTION TO EXTREMISM IN MODERN RUSSIA
S. Grin ko
Moscow Region State University
24, Vera Voloshina st., Mytishchi, Moscow Region, 141014, Russian Federation
Abstract. Aim: the article analyzes the state of counteraction to the extremist trend and causes of extremist manifestations, suggests measures to increase the effectiveness of counteraction.
Research methods: methods of systemic analysis, synthesis, modeling, as well as statistical synthesis are the main methods of investigation. The state of extremist crime is analyzed in development over the past few years.
Results of research: the study showed that extremist criminality is stable at present and this state will be preserved in the years to come.
© CC BY Гринько С.Д., 2018.
Theoretical / practical significance: the article gives a criminological and legal assessment of an extremist crime from the position of new scientific approaches that allow to formulate the main directions and measures to counteract extremism in modern conditions.
Novelty: the factors influencing the commission of extremist crimes were identified.
Keywords: extremism, counteraction, cooperation, distribution, factors, crime fighting measures.
Состояние противодействия преступлениям экстремистской направленности свидетельствует о значительном увеличении числа фактов экстремизма и об активизации запрещённых в России террористических организаций, количество которых возросло. Их деятельность основана на идеологии разжигания религиозной и национальной вражды [1].
Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 17 запрещает нарушение прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 2 ст. 29 запрещает пропаганду и агитацию, которые влекут религиозную и национальную ненависть и вражду, а также языковое превосходство [6].
Президент Российской Федерации в своих указах: № 310 от 23 марта 1995 г. [8], № 1336 от 6 сентября 2008 г. [10], № 683 от 31 декабря 2015 г. [9] - обратил внимание общества и правоохранительных органов на то, что экстремизм уже стал угрожать национальной безопасности России, и потребовал от органов государственной власти и МВД России согласованных действий в борьбе с политическим экстремизмом.
С 2004 г. регистрируется рост количества актов экстремистской направленности. Если в 2004 г. в России было совершено 84 таких преступления, то в 2009 г. - 391, 2014 г. - 838, а в 2017 г. -1 402 [2, с. 303].
Наибольшее количество экстремистских проявлений зарегистрировано в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде.
Наибольшее количество преступлений экстремистской направленности в 2017 г. было зарегистрировано по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства - 985), ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности - 310) и ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации - 65) [2, с. 303]. Наибольший процент в числе экстремистских составляют такие общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 282 УК РФ, как возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (74%) [11].
Наибольшее количество экстремистских проявлений во всём мире регистрируется в периоды политического и социально-экономического реформирования общества. Преступления экстремистской направленности регистрировались практически в каждом субъекте Российской Федерации.
Общими причинами, влияющими на распространение экстремистских настроений на национальной и религиозной почве, являются коррупция, бюрократия чиновников и безработица, что снижает эффективность социального управления и доверие населения к органам власти.
В таких условиях эмиссары международных экстремистских организаций стараются повысить количество своих сторонников.
На появление экстремистских настроений в обществе оказывает также влияние постоянно увеличивающаяся миграция, преимущественно мусульманского населения, которое в условиях безработицы занимает рабочие места и пытается привнести свои традиции и менталитет в социально-экономическую жизнь городов с коренным христианским населением, что вызывает неприятие.
Крупные города в силу их экономической привлекательности служат основными центрами миграционных процессов, что неизбежно отражается и на уровне преступности как с участием иностранных граждан, так и в отношении их - обостряется криминогенная обстановка.
Миграционные процессы могут послужить дестабилизирующими факторами социально-экономического развития регионов и общественного порядка в них [4, с. 68].
На общественную жизнь в некоторых регионах могут повлиять и идеи нетрадиционного ислама. Органами власти в России созданы благоприятные условия для деятельности всех официально зарегистрированных религиозных организаций, предоставлены равные возможности участия в общественной и политической жизни страны.
В Российской Федерации зарегистрировано 22800 организаций различных конфессий, 3900 из которых являются мусульманскими.
Однако не все из них выполняют требования Конституции Российской
Федерации, некоторые пропагандируют радикальную исламскую идеологию.
Идеологи политического и религиозного экстремизма широко используют новые медиаресурсы для пропаганды и распространения своих идей, в частности ресурсы Интернета, где присутствует множество сайтов антироссийской направленности. Данные сайты вызывают повышенный интерес у исламского населения. Экстремистские организации используют отсутствие цензуры, анонимность принадлежности сайтов, дешевизну и быстроту распространения информации в своих преступных целях.
В настоящее время в Интернете насчитывается около 7 тыс. сайтов экстремистской направленности, из которых более 500 относятся к российскому сегменту, а в 1998 г. их было всего лишь 10.
Многие из лиц, привлечённых к уголовной ответственности, проходили обучение радикальному исламу в странах Ближнего Востока, в которых экстремистские идеи получили наибольшее распространение. Наряду с обучением основам нетрадиционного ислама нередко осуществляется и диверсионно-террористическая подготовка - согласно экспертным оценкам, на данный момент обучение данных направлений прошли уже около 1,2 тыс. чел.
По имеющейся информации, повсеместно наблюдается вытеснение законопослушного мусульманского духовенства, обучавшегося в России, радикально настроенным, прошедшим подготовку в зарубежных исламских учебных заведениях. Известны случаи, когда в отношении традиционных свя-
visy
щеннослужителей совершались особо тяжкие преступления, в том числе убийства, например, в Республике Ингушетия и Ставропольском крае - по одному убийству, а в Республике Дагестан - три.
Основой для создания экстремистских сообществ на территории России являлись незаконные вооружённые формирования террористической направленности. Эмиссары международных экстремистских организаций, преимущественно жители России, проводят идеологическую обработку членов организованных преступных формирований, вовлекая их в радикальные течения ислама [5, с. 35, 36].
Экстремистские идеи в обществе и средствах массовой информации популяризуются. Неоднократно преступления, которые совершены на бытовой почве, освещались как экстремистские. Наряду с реальным отражением событий в прессе регулярно появляются публикации, в которых допускаются некорректные, неэтические и враждебные высказывания, затрагивающие проблемы межэтнических и межрелигиозных отношений.
Особую озабоченность вызывает активизация усилий радикалов по привлечению к участию в несанкционированных акциях студентов высших и средних профессиональных учебных учреждений, а иногда и школьников.
Некоторые руководители образовательных учреждений допускают попустительство относительно студентов высших и средних профессиональных учреждений, что приводит к организации широкомасштабных вербовочных работ. Студентам предлагается денежное вознаграждение, а также послабления при сдаче экзаменов и зачётов. В
некоторых вузах созданы этнические землячества и ячейки радикальных организаций. Члены радикальных организаций зачастую придерживаются экстремистских взглядов и провоцируют межнациональные конфликты.
В целях дестабилизации обстановки отчётливо прослеживается тенденция использования различными деструктивными силами в массовых протестных акциях, в том числе на материальной основе, молодёжных право- и леворадикальных организаций, фанатов футбольных клубов, антиглобалистских организаций.
На сегодняшний день осуществляется переход экстремистских группировок к насильственным действиям, а сами они трансформируются в террористические группировки. Данная тенденция характерна и для других стран. Если ранее трансформация экстремистских организаций к насильственным действиям наблюдалась только в Северо-Кавказском федеральном округе, то в последнее время в совершении терактов изобличены экстремистские группировки Приволжского федерального округа и столичного региона Российской Федерации.
Серьёзный ущерб престижу государства наносится противозаконными действиями в отношении иностранных студентов на расовой, национальной и религиозной почве. Крайне негативный общественный резонанс был вызван убийствами иностранных студентов в Москве и Воронеже.
Рост проявлений экстремизма за последние несколько лет обусловлен не только разрастанием экстремистских идей в обществе. Увеличение числа выявленных преступлений экстремистской направленности связано
и с совершенствованием оперативно-розыскной деятельности, а также уголовно-процессуальной и судебной практики. Кроме того, дополнение нескольких статей Уголовного кодекса квалифицирующим признаком экстремистской деятельности также повлияло на рост регистрации данного вида преступности.
Национально-религиозная нетерпимость особенно проявляется в среде молодёжи, что является тревожным сигналом для общества переходного периода. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что именно молодёжь наиболее восприимчива к идеологии радикализма и экстремизма.
Экстремистские организации в целях противодействия российским правоохранительным органам повышают уровень своей конспирации, материально-технического оснащения, физической подготовленности участников протестных акций, привлекая в свои ряды служивших в горячих точках, применяют новые формы протестных акций на основе "флешмоба".
Повышение эффективности противодействия экстремистским проявлениям возможно лишь в тесном взаимодействии органов МВД, ФСБ и войск Федеральной службы национальной гвардии в целях решения следующих задач:
- необходимо постоянно анализировать поступающую оперативную информацию для выявления незарегистрированных религиозных учреждений и их влияния в учебных заведениях, а при установлении противозаконной деятельности принимать меры по прекращению такой деятельности;
- в отношении национальных диаспор осуществлять профилактические меры, препятствующие их использованию в религиозных и национальных конфликтах;
- предупреждать конфликтные ситуации, вызванные различиями национальных культур;
- осуществлять проверки мигрантов, работающих на социально-значимых объектах, по специальным учётам в целях выявления лиц, находящихся в розыске или принимавших участие в незаконных вооружённых формированиях;
- проводить проверки типографий и издательств в целях предупреждения и пресечения их использования для изготовления экстремистских материалов;
- взаимодействовать с ректоратами, деканатами, учебными отделами и студенческими коллективами образовательных учреждений в целях предупреждения распространения экстремистских идей;
- выявлять, предупреждать и пресекать попытки вовлечения молодёжи в деятельность экстремистских организаций;
- обеспечить получение информации о лицах, обучавшихся в зарубежных исламских образовательных центрах радикальной направленности.
Необходим механизм противодействия экстремистским настроениям и вовлечению в сферу влияния экстремистских организаций новых членов, прежде всего студенческой молодёжи [3, с. 183].
В целях предупреждения преступности мигрантов необходимо выделить ряд направлений совершенствования деятельности правоохрани-
Vis;;
тельных и государственных органов в данной сфере:
- контролировать исполнение законов о труде в строительстве, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве и других сферах использования труда мигрантов;
- обеспечивать рассмотрение жалоб граждан, связанных с незаконной торговлей мигрантами и их проживанием на рабочих объектах;
- оптимизировать обмен информацией правоохранительных органов с органами государственной власти;
- усилить надзор за исполнением трудового и миграционного законодательства;
- повысить взаимодействие правоохранительных органов и спецслужб в целях противодействия незаконной миграции [7, с. 290].
Для успешного реформирования российского общества одной из главных задач государства является создание институтов гражданского общества. Они обеспечивают взаимодействие национальных культур, сохранение ими исторических традиций совместного сосуществования народов.
В межэтническом обществе должно соблюдаться равенство всех наций и народностей, а в Конституции и законодательстве должны устанавливаться равные возможности для развития.
Для решения этой задачи необходимо на государственном уровне противодействовать опасным экстремистским тенденциям, осуществлять контроль за социальными процессами, соблюдать конституционные права граждан. В целях сохранения стабильности и гражданского мира общество должно заботиться о своём развитии и безопасности.
Для успешной борьбы с экстремизмом необходим комплекс мер, выработанный с учётом национальных особенностей страны, включая религиозные, культурологические и иные составляющие [1, с. 34].
Наличие экстремистских проявлений в современной жизни обуславливает дальнейшее совершенствование соответствующей правовой базы.
Защита личности, общества и государства от экстремизма должна осуществляться на концептуальной основе, с учётом его разновидностей и тенденций. Необходимы знания направлений, специфики экстремизма, форм его проявлений, влияния на общественное настроение, прогноз развития.
Эффективность социального противодействия и выбор мер борьбы с экстремизмом зависят от своевременного получения и анализа соответствующей информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бокарев С.Н. Экстремизм в современной России: направления и формы противодействия: учеб. пособие. М., 2014. 234 с.
2. Единый отчёт о преступности по России за 2004-2017 гг. ГИАЦ МВД России // Криминальные реалии, реагирование на них и закон / под ред. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2018. 316 с.
3. Законность: состояние и тенденции в 2010-2014 гг. Деятельность прокуратуры по её обеспечению: научный доклад / под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. 247 с.
4. Капинус О.С. Противодействие преступности мигрантов-иностранцев в Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 5. С. 68-73.
5. Козлов Б.А. Факторы, влияющие на распространение экстремистских настроений и преступлений экстремистской направленности в России. М., 2015. 235 с.
6. Конституция Российской Федерации. М.: Эксмо, 2018. 32 с.
7. Криминология. Особенная часть. Т. 2 / под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Юрайт, 2016.
8. Указ Президента Российской Федерации от 23.03.1995 № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 23 марта.
9. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 31 дек.
10. Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1336 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 6 сент.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2018. 256 с.
1. Bokarev S.N. Ekstremizm v sovremennoi Rossii: napravleniya i formy protivodeistviya [Extremism in Modern Russia: Directions and Forms of Opposition]. Moscow, 2014, 234 p.,.
2. Dolgova A.I., ed. [A Single Report on Crime in Russia Over the Period of 2004-2017. The
Main Information and Analytical Centre of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. In: Kriminal'nye realii, reagirovanie na nikh i zakon [Criminal Realities, Response and Law]. Moscow, Russian Criminological Association Publ., 2018, 316 p.
3. Kapinus O.S., ed. [Legitimacy: the State and Trends in 2010-2014. The Activities of the Office
to Ensure: A Research Report. Academy of Prosecutor]. Moscow, Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation Publ., 2015. 247 p.
4. Kapinus O.S. [Combating Migrants' Criminality in the Russian Federation]. In: Vestnik Akademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii [Bulletin of the Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation], 2014, no. 5, pp. 68-73.
5. Kozlov B.A. Faktory, vliyayushchie na rasprostranenie ekstremistskikh nastroenii i prestuplenii
ekstremistskoi napravlennosti v Rossii [Factors Affecting the Spread of Extremism and Extremist Crimes in Russia]. Moscow, 2015. 235 p.
6. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii [The Constitution of the Russian Federation]. Moscow,
Eksmo Publ., 2018, 32 p..
7. Kapinus O.S. Kriminologiya. Osobennaya chast'. T. 2 [Criminology. Special Part. Vol. 2].
Moscow, Yurait Publ., 2016, 460 p.
8. [On Measures to Ensure Coordinated Actions of State Authorities in the Fight Against Manifestations of Fascism and Other Forms of Political Extremism in the Russian Federation: the Decree of the President of the Russian Federation]. In: Rossiiskaya gazeta, no. 310, March 23, 1995.
9. [On the National Security Strategy of the Russian Federation: the Decree of the President of
the Russian Federation]. In: Rossiiskaya gazeta, no. 683, December 31, 2015.
10. [On some Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: the Decree of the President of the Russian Federation]. In: Rossiiskaya gazeta, no. 1336, September 6, 2008.
460 с.
REFERENCES
11. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii [Criminal Code of the Russian Federation]. Moscow, Eksmo Publ., 2018. 256 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Гринько Сергей Дмитриевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Московского государственного областного университета; e-mail: grinko-skags@yandex.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sergey D. Grin'ko - PhD in Law, associate professor, associate professor at the Department of Criminal Procedure and Criminology, Moscow Region State University; e-mail: grinko-skags@yandex.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Гринько С.Д. Основные направления и меры противодействия экстремизму в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 4. С. 153-160. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-4-153-160
FOR CITATION
Grinko S.D. The Main Directions and Measures of Counteraction to Extremism in Modern Russia. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2018, no. 4, рр. 153-160. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-4-153-160