Научная статья на тему 'Актуальные проблемы совершенствования системы мер криминологического предупреждения преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей'

Актуальные проблемы совершенствования системы мер криминологического предупреждения преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
534
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЯ / МОТИВЫ НЕНАВИСТИ И ВРАЖДЫ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORKS / CYBERCRIME / CRIMINOLOGY / MOTIVES OF HATRED AND HOSTILITY / PREVENTION OF EXTREMISM / PREVENTION OF CRIMINAL BEHAVIOR / MASS MEDIA / EXTREMIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванцов Сергей Вячеславович, Борисов Сергей Викторович, Узембаева Гульфия Ишбулдовна, Музычук Татьяна Леонидовна, Тищенко Юрий Юрьевич

Цель исследования заключается в выявлении проблем существующей системы мер криминологического предупреждения преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, и в формировании предложений по ее совершенствованию. При подготовке статьи применялись общеи частнонаучные методы с преобладанием социологических методов исследования. Авторы изучили 184 уголовных дела о преступлениях экстремистской направленности, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые были рассмотрены судами Иркутска, Москвы, Пензы, Курской, Московской, Мурманской, Самарской и Челябинской областей, Республики Башкортостан в 2010-2017 гг. Также изучена опубликованная практика Верховного Суда Российской Федерации. Опрошены 158 сотрудников органов внутренних дел, 42 судьи, 80 сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, а также 46 научно-педагогических работников, работающих в Москве, Московской области и Республике Башкортостан. Осуществлен анализ статистических сведений за 2010-2017 гг., предоставленных ГИАЦ МВД России и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. В статье учтены новеллы уголовного законодательства, касающиеся использования информационно-телекоммуникационных сетей для совершения преступлений экстремистской направленности, внесенные в 2013-2017 гг., положения Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» 2016 г. Также уделено внимание Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Доктрине информационной безопасности 2016 г., Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и новым разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Комплексное изучение проблем противодействия преступлениям экстремистской направленности, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, позволило авторам сформулировать предложения по совершенствованию системы мер криминологического предупреждения данных уголовно наказуемых деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванцов Сергей Вячеславович, Борисов Сергей Викторович, Узембаева Гульфия Ишбулдовна, Музычук Татьяна Леонидовна, Тищенко Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevant Problems of Improving the Measures of Criminological Prevention of Extremist Crimes Committed Using Information and Telecommunication Networks

The goal of this study is to identify the problems in the existing system of criminological prevention of extremist crimes committed using information and telecommunication networks, and to work out ideas for its improvement. The authors use general and special research methods, primarily, sociological ones. They have studied 184 criminal cases of extremist crimes committed using information and telecommunication networks tried in courts in the cities of Irkutsk, Moscow, Penza, in Kursk, Moscow, Murmansk, Samara and Chelyabinsk Regions and in the Republic of Bashkortostan in 2010-2017. The have also analyzed the published decisions of the Supreme Court of the Russian Federation and surveyed 158 employees of the internal affairs bodies, 42 judges, 80 employees of the Investigation Committee of the Russian Federation, as well as 46 faculty members from Moscow, Moscow Region and the Republic of Bashkortostan. The authors have analyzed statistical data for 2010-2017 gathered by the Chief Information and Analytics Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Court Department of the Supreme Court of the Russian Federation. The article takes into account novels of criminal legislation regarding the use of information and telecommunication networks for committing extremist crimes introduced in 2013-2017, the clauses of the Federal Law «On the Basics of the System of Preventing Crimes in the Russian Federation» of 2016. The authors also pay attention to the Strategy of State National Policy of the Russian Federation until 2025, the Counter-Extremism Strategy of the Russian Federation until 2025, the Doctrine of Information Security of 2016, the Strategy of Developing Information Society in the Russian Federation in 2017-2030, and the new Clarifications of the Plenary Session of the Supreme Court of the Russian Federation. A complex research of the problems of counteracting extremist crimes committed with the use of information and telecommunication networks allowed the authors to formulate suggestions on improving the system of criminological prevention of these criminal acts.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы совершенствования системы мер криминологического предупреждения преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»

УДК 343.85:004

DOI 10.17150/2500-4255.2018.12(6).776-784

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕР КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

С. В. Иванцов1, С. В. Борисов2, Г. И. Узембаева3, Т. Л. Музычук4, Ю. Ю. Тищенко5

1 Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация

2 Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

3 Сибайский институт Башкирского государственного университета, г. Сибай, Республика Башкортостан, Российская Федерация

4 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

5 Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Москва, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 27 ноября 2017 г.

Дата принятия в печать 15 ноября 2018 г.

Дата онлайн-размещения 24 декабря 2018 г.

Ключевые слова Информационно-телекоммуникационные сети; киберпреступность; криминология; мотивы ненависти и вражды; предупреждение преступлений экстремистской направленности; профилактика преступного поведения; средства массовой информации; экстремистская деятельность

Аннотация. Цель исследования заключается в выявлении проблем существующей системы мер криминологического предупреждения преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, и в формировании предложений по ее совершенствованию. При подготовке статьи применялись обще- и частнонауч-ные методы с преобладанием социологических методов исследования. Авторы изучили 184 уголовных дела о преступлениях экстремистской направленности, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые были рассмотрены судами Иркутска, Москвы, Пензы, Курской, Московской, Мурманской, Самарской и Челябинской областей, Республики Башкортостан в 2010-2017 гг. Также изучена опубликованная практика Верховного Суда Российской Федерации. Опрошены 158 сотрудников органов внутренних дел, 42 судьи, 80 сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, а также 46 научно-педагогических работников, работающих в Москве, Московской области и Республике Башкортостан. Осуществлен анализ статистических сведений за 2010-2017 гг., предоставленных ГИАЦ МВД России и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. В статье учтены новеллы уголовного законодательства, касающиеся использования информационно-телекоммуникационных сетей для совершения преступлений экстремистской направленности, внесенные в 2013-2017 гг., положения Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» 2016 г. Также уделено внимание Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Доктрине информационной безопасности 2016 г., Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и новым разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Комплексное изучение проблем противодействия преступлениям экстремистской направленности, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, позволило авторам сформулировать предложения по совершенствованию системы мер криминологического предупреждения данных уголовно наказуемых деяний.

RELEVANT PROBLEMS OF IMPROVING THE MEASURES OF CRIMINOLOGICAL PREVENTION OF EXTREMIST CRIMES COMMITTED USING INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORKS

Sergey V. Ivantsov1, Sergey V. Borisov2, Gulfiya I. Usembaeva3, Tatiana L. Muzychuk4, Yuri Yu. Tishchenko5

1 V. Ya. Kikotya Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, the Russian Federation

Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 6. C. 776-784 ISSN 2500-4255-

2 Institute of Legislation and Comparative Law of the Government of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation

3 Sibay Institute of Bashkir State University, Sibay, the Republic of Bashkortostan, the Russian Federation

4 Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

5 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, the Russian Federation

Article info

Received

2017 November 27 Accepted

2018 November 15 Available online 2018 December 24

Keywords

Information and telecommunication networks; cybercrime; criminology; motives of hatred and hostility; prevention of extremism; prevention of criminal behavior; mass media; extremist activity

Abstract. The goal of this study is to identify the problems in the existing system of criminological prevention of extremist crimes committed using information and telecommunication networks, and to work out ideas for its improvement. The authors use general and special research methods, primarily, sociological ones. They have studied 184 criminal cases of extremist crimes committed using information and telecommunication networks tried in courts in the cities of Irkutsk, Moscow, Penza, in Kursk, Moscow, Murmansk, Samara and Chelyabinsk Regions and in the Republic of Bashkortostan in 2010-2017. The have also analyzed the published decisions of the Supreme Court of the Russian Federation and surveyed 158 employees of the internal affairs bodies, 42 judges, 80 employees of the Investigation Committee of the Russian Federation, as well as 46 faculty members from Moscow, Moscow Region and the Republic of Bashkortostan. The authors have analyzed statistical data for 2010-2017 gathered by the Chief Information and Analytics Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Court Department of the Supreme Court of the Russian Federation. The article takes into account novels of criminal legislation regarding the use of information and telecommunication networks for committing extremist crimes introduced in 20132017, the clauses of the Federal Law «On the Basics of the System of Preventing Crimes in the Russian Federation» of 2016. The authors also pay attention to the Strategy of State National Policy of the Russian Federation until 2025, the Counter-Extremism Strategy of the Russian Federation until 2025, the Doctrine of Information Security of 2016, the Strategy of Developing Information Society in the Russian Federation in 2017-2030, and the new Clarifications of the Plenary Session of the Supreme Court of the Russian Federation. A complex research of the problems of counteracting extremist crimes committed with the use of information and telecommunication networks allowed the authors to formulate suggestions on improving the system of criminological prevention of these criminal acts.

Число преступлений экстремистской направленности характеризуется положительной динамикой: в 2013 г. в России было зарегистрировано 896 таких преступлений (+28,7 %), в 2014 г. — 1 024 (+14,3 /), в 2015 г. — 1 329 (+27,7 /); в 2016 г. — 1 450 (+9,1 /), в 2017 г. — 1 521 (+4,9 "/о)1.

Изучение судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности показало, что в подавляющем числе случаев для их публичного совершения используются различные ресурсы сети Интернет.

На сегодняшний день около 60 / населения в России пользуется сетью Интернет (в крупных городах — более 75 /) [1]. Активизация применения сети Интернет в экстремистских целях обусловлена такими ее особенностями, как неограниченное число пользователей, относительная анонимность совершаемых действий, простота размещения информации и отсутствие ограничений по сроку ее хранения, наличие возможности постоянного доступа к соответ-

1 Состояние преступности. URL: 1"|Н^://мвд.рф/ Deljatelnost/statistics.

ствующим сведениям, изображениям, видеозаписям и т. д. [2-4]. Поэтому неслучайным является то, что сведения об использовании виновными лицами сети Интернет содержались в 177 из 184 (96,2 /) уголовных дел о действиях, запрещенных ст. 280, 280.1 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы (утв. указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) говорит об обществе, «в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан»2. В Стратегии отмечается, что для российского информационного общества, в котором уже сегодня более 80 млн чел. яв-

2 Официальный интернет-портал правовой инфор-

мации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

ляются пользователями сети Интернет, характерно широкое распространение и доступность мобильных устройств, различных беспроводных технологий и сетей связи. Очевидно, что данные обстоятельства можно рассматривать не только с положительной, но и с отрицательной стороны — как условие дальнейшего расширения возможностей для распространения информации экстремистского толка.

В Стратегии национальной безопасности РФ указывается на необходимость постоянно совершенствовать меры по выявлению и предупреждению деяний экстремистской направленности, в том числе связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе3. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года4 и Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года5 конкретизируются цели и задачи в сфере предупреждения преступлений экстремистской направленности. Также отметим утвержденную в 2016 г. Доктрину информационной безопасности Российской Федерации6, содержащую основы для формирования государственной политики по развитию общественных отношений, обеспечивающих информационную безопасность. Изучение содержания данного документа позволяет сделать вывод об официальном отнесении рассматриваемых преступлений к угрозам информационной безопасности государства.

Производимые в последние годы законодательные изменения и дополнения свидетельствуют о том, что повышение эффективности противодействия экстремистским проявлениям

3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ч. 2. Ст. 212.

4 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666 // Там же. 2012. № 52. Ст. 7477.

5 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] : утв. Президентом РФ 28 нояб. 2014 г. Пр-2753 // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

6 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утв. указом Президента РФ от 15 дек. 2016 г. № 646 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.

в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях является одной из приоритетных задач государственной политики в области предупреждения преступности. В частности, в 2014 г. в ч. 2 ст. 280 и ч. 1 ст. 282 УК РФ было внесено дополнение, учитывающее совершение соответствующих преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет7. Ранее указание на тот же способ, равно как на использование средств массовой информации или электронных сетей, было учтено в ч. 2 ст. 280.1 УК РФ для нового состава преступления в виде публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России8.

В связи с указанными законодательными изменениями и вопросами, возникающими в практике судов, 3 ноября 2016 г. Пленум Верховного Суда РФ внес существенные изменения в два своих постановления, посвященных судебной практике по делам о преступлениях террористической и экстремистской направленности9, и учел специфику их совершения — с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Соответствующие особенности, присущие преступлениям экстремистской направленности, были более подробно разъяснены в изменениях, внесенных 20 сентября 2018 г. в постановление Пленума от 28 июня 2011 г. № 1110.

В ходе осуществления предупреждения выделенной группы преступлений экстремист-

7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ // Российская газета. 2014. 3 июля.

8 О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 433-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52, ч. 1. Ст. 6998.

9 О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» и от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» : постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 3 нояб. 2016 г. № 41 // Российская газета. 2016. 16 нояб.

10 О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности : постановление Пленума Верхов. Суда от 20 сент. 2018 г. № 32. URL: http://www.vsrf.ru.

ской направленности необходимо учитывать положения Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ11, а также ряд других нормативных правовых актов, регламентирующих различные аспекты противодействия преступности, в том числе информационному экстремизму. К таким нормативным правовым актам относится, в частности, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ12, в соответствии с ч. 3-5 ст. 15.1 которого Правительством РФ принято постановление13, утвердившее Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы, включающей сведения

11 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26, ч. 1. Ст. 3851.

12 Собрание законодательства РФ. 2006. № 31, ч. 1. Ст. 3448.

13 О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов,

позволяющих идентифицировать сайты в информа-

ционно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено : постановление Правительства РФ от 26 окт. 2012 г. № 1101 // Там же. 2012. № 44. Ст. 6044.

для идентификации сайтов в сети Интернет с информацией, запрещенной к распространению в России.

В Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ14, указываются виды информации, вредной для развития детей, и предусматривается порядок введения запретов и ограничений по доступу к ней подростков.

Однако изучение содержания и практики применения данных нормативных правовых актов привело нас к выводу о целесообразности их дальнейшего совершенствования, направленного на создание эффективной правовой базы, обеспечивающей непрерывное воздействие на детерминанты экстремизма в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях. При блокировке определенного сайта без последующего контроля сохранения его недоступности велика вероятность восстановления к нему доступа, в том числе в измененном виде. Это же замечание в полной мере касается и экстремистских организаций, создаваемых вновь под иными наименованиями либо без официальной регистрации нового объединения.

Как уже отмечалось выше, число рассматриваемых преступлений характеризуется положительной динамикой с тенденцией ее сохранения и

14 Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

Динамика количества осужденных по основной и дополнительной квалификации

в 2010-2017 гг. *

Dynamics in the number of persons convicted for principal and secondary offences

in 2010-2017

Статья УК РФ / Art. of the CC of FR Количество осужденных / Number of convicts

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Часть 1 ст. 280 / Part 1, Art. 280 15 12 17 48 61 74 42 30

Часть 2 ст. 280 / Part 2, Art. 280 4 0 2 3 5 22 101 140

Часть 1 ст. 280.1 / Part 1, Art. 280.1 - - - - 0 1 0 0

Часть 2 ст. 280.1 / Part 2, Art. 280.1 - - - - 0 4 3 8

Часть 1 ст. 282 / Part 1, Art. 282 62 82 118 173 289 420 482 562

Часть 2 ст. 282 / Part 2, Art. 282 43 35 12 11 12 24 20 9

Всего / Total 124 129 149 235 367 545 645 749

* Составлена по отчетам о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 2010-2017 гг. URL: http://www.cdep.ru.

в будущем, при этом доля посягательств с использованием сети Интернет неуклонно возрастает [5].

Приведенные в таблице статистические сведения указывают на явную тенденцию к постоянному увеличению числа осужденных за деяния, запрещенные ст. 280 и 282 УК РФ, образующие основу преступлений экстремистской направленности. Так, за восемь лет (с 2010 по 2017 г.) количество лиц, ежегодно осуждаемых за преступления, предусмотренные ст. 280 УК РФ, выросло почти в 9 раз, а за преступления, предусмотренные ст. 282 УК РФ, — более чем в 5 раз.

Вместе с тем в ближайшее время в связи ожидаемой реализацией законодательной инициативы президента РФ по введению административной преюдиции как обязательного условия для наступления уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ в структуре данных преступлений возможны существенные изменения. Уже сейчас можно спрогнозировать, что значительная часть таких деяний останется без правовых последствий по причине невозможности их выявления с помощью мер, не связанных с оперативно-розыскной деятельностью, которая по делам об административных правонарушениях не осуществляется15.

При планировании и реализации мероприятий по предупреждению данных преступлений необходимо учитывать специфику мотивов, присущих им (ненависть либо вражда) и предопределяющих их экстремистскую направленность [6; 7].

Изучение уголовных дел о рассматриваемых преступлениях показало, что в большинстве случаев органы предварительного расследования и суды в качестве мотивов содеянного указывают ненависть либо вражду (64,38 %), а равно одновременное присутствие в психике виновных ненависти и вражды (25,34 %). При этом данные побуждения связаны с такими признаками, как национальность (65,75 %); раса (7,53 %); отношение к религии (6,85 %); политика (4,79 %); идеология (3,42 %); определенная социальная группа (6,16 %); совокупность таковых (5,48 %).

Мотивы ненависти и вражды характеризуются избирательностью, поскольку направлены на определенные социальные группы, вместе с тем им присущи и эмоциональные моменты, связанные с негативным отношением к таким группам и их представителям [8-10].

С учетом изложенного можно заключить, что в системе факторов, детерминирующих соверше-

ние данных преступлений, в том числе посредством использования информационно-коммуникационных технологий, ведущая роль отведена мотивационной сфере виновных лиц, основу которой составляют ненависть и вражда, формируемые и катализируемые в психике личности под влиянием внешних условий, присущих общему причинному комплексу преступности. При этом следует учитывать, что криминогенное значение средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей не только связано со средствами и способом совершения конкретных уголовно наказуемых деяний, но и выходит за эти рамки, поскольку они способствуют оказанию воздействия на психику широкого круга людей, разжиганию ненависти или вражды в обществе.

Так, З. был признан виновным в том, что, находясь в квартире по месту жительства, используя персональный компьютер и кабельный ADSL-модем, умышленно разместил на своей странице, доступной для пользования неограниченному количеству лиц сети Интернет, в социальной сети «ВКонтакте» под псевдонимами «К. Ш.», «Г. Ш.» материалы, унижающие достоинство лиц, исповедующих ислам и православие, отнесенных к социальной группе «ветераны», а также материалы, направленные на возбуждение вражды в отношении лиц еврейской национальности и лиц, принадлежащих к социальной группе «коммунисты»16.

Отметим, что чаще всего выделенные преступления совершаются с использованием социальных сетей, причем наиболее часто в приговорах упоминается социальная сеть «ВКонтакте» (более 90 % изученных уголовных дел о таких преступлениях, совершенных с использованием сети Интернет), что свидетельствует о типичном характере данного способа и наличии благоприятных условий для использования социальных сетей в противоправных целях. Имеющиеся средства цензуры и возможности по удалению или блокированию определенной информации существенно уступают масштабам криминальной активности в сети Интернет.

Поэтому одним из направлений повышения эффективности системы предупреждения таких преступлений должно стать совершенствование системы контроля (надзора) за существующими и создаваемыми интернет-ресурсами, включа-

15 О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации : проект федер. закона

№ 558345-7. URL: http://duma.gov.ru.

780-

16 Апелляционное постановление судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 14 апреля 2015 г. по уголовному делу № 22-700 // Архив Верховного Суда Республики Бурятия.

ющей своевременную блокировку и удаление их экстремистских компонентов.

Так, применительно к закону «О противодействии экстремистской деятельности»17 считаем важным регламентировать в нем положения, учитывающие особенности предупреждения проявлений экстремизма в интернет-пространстве. Также важным направлением в данной области представляется ратификация Конвенции Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации18 с восприятием ее положений российским законодательством, что создаст предпосылки для унификации правовой базы для противодействия экстремистской деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях взаимодействующих государств и повышения эффективности сотрудничества их правоохранительных органов. Соглашение о сотрудничестве в данной области государств — участников СНГ19 является слишком узким, так как касается исключительно преступлений, которые посягают на саму компьютерную информацию, а не совершаются с ее использованием [11].

Последние годы характеризуются расширением масштабов и увеличением опасности преступной активности экстремистских и террористических сообществ и организаций [12-14], использующих для пропаганды своей противоправной деятельности и призывов к участию в ней различные ресурсы сети Интернет, при этом многие из соответствующих публикаций выявляются со значительным опозданием и должное реагирование на них, в том числе с применением уголовно-правовых средств, не осуществляется. Поэтому на сегодняшний день возрастает значение своевременного выявления таких деяний и предупреждения перерастания однократного размещения той или иной информации экстремистского толка в ее массовую рассылку, копирование и демонстрацию на более популярных сайтах или в социальных сетях. Такая превентивная деятельность мо-

17 О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Российская газета. 2002. 30 июля.

18 Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации [Электронный ресурс] : заключена в Будапеште 23 нояб. 2001 г. ETS № 185 // СПС «Консуль-тантПлюс».

19 Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в

борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации : заключено в Минске 1 июня 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 13. Ст. 1460.

жет осуществляться и в рамках более сложных мер по выявлению и прекращению деятельности подобных преступных объединений на территории России.

Одновременно растет и значение профилактического информационного воздействия на население, особенно на молодежь, для чего целесообразно использовать широкие возможности современных информационно-коммуникационных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раннее выявление и предупреждение преступлений экстремистской направленности, совершаемых в сети Интернет, способствует своевременному предотвращению дальнейшего распространения экстремистской идеологии, вовлечения в ряды экстремистских и террористических сообществ и организаций [15; 16].

Отметим, что в 2011 г. была создана Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации20, призванная способствовать совершенствованию предпринимаемых мер, координации деятельности различных органов, участвующих в противодействии экстремизму, а равно организационно-методического руководства этой деятельностью. Опрос 238 сотрудников правоохранительных органов показал, что 189 (79,41 /) из них считает необходимым активизировать деятельность данной Межведомственной комиссии в направлении обеспечения реального взаимодействия между субъектами противодействия экстремизму, в том числе планирования и реализации совместных планов по предупреждению преступлений экстремистской направленности с учетом новых способов их совершения, организации повышения квалификации на совместных курсах представителей взаимодействующих ведомств.

Деятельность судов и органов предварительного расследования в направлении превенции рассматриваемых преступлений требует интенсификации, что будет способствовать формированию моделей более ответственного поведения пользователей сети Интернет, а также лиц, отвечающих за размещение и удаление информации на определенных сайтах, в социальных сетях и т. д.

Анализ уголовных дел о данных преступлениях показал, что судьи весьма редко вы-

20 О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 : (ред. от 17 февр. 2016 г.) // СПС «Кон-сультантПлюс».

носят частные постановления, указывающие на недостатки предварительного расследования. Вместе с тем результаты опроса 42 судей свидетельствуют, что более половины из них (64,28 %) сталкивались с определенными недостатками предварительного расследования по делам о таких преступлениях, но указывали на них только в случаях, когда они обусловливали существенное изменение объема обвинения или были связаны с недостатками в составлении обвинительного заключения, причем чаще всего данные недостатки отмечались в постановлении о возвращении дела прокурору без их дублирования в частном постановлении.

Так, в одном из постановлений суда о возвращении уголовного дела прокурору было указано, что основанием к этому является то, что существо предъявленного лицу обвинения не соответствует диспозиции ч. 1 ст. 282 УК РФ и фактическим обстоятельствам, установленным в ходе судебного следствия. Одновременно в данном постановлении было отмечено нарушение, допущенное при назначении экспертизы: эксперту были поставлены вопросы юридического характера (например, о том, содержатся ли в тексте призывы к осуществлению экстремистской деятельности)21.

Респонденты из числа сотрудников органов внутренних дел к условиям низкой эффективности предупреждения данных преступлений отнесли недостаточное количество квалифицированных сотрудников (более 27 % опрошенных), недостатки в техническом обеспечении подразделений (свыше 71 %), недостаточную осведомленность о причинах и условиях данных уголовно наказуемых деяний, об особенностях выявления последних и эффективных мерах по их устранению (22,5 %), а также загруженность на работе (16,4 %).

Считаем целесообразным разработать межведомственный приказ относительно особенностей профилактики и последующего предупреждения проявлений экстремизма в сети Интернет.

Опрос 46 научно-педагогических работников образовательных учреждений пока-

21 О возвращении уголовного дела №-588/15 прокурору : постановление Кузьм. район. суда г. Москвы от 7 сент. 2015 г. // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru/regular/doc/cTSGLjrSA7lw.

зал необходимость разработки и включения в учебный процесс комплексных курсов по предупреждению преступлений экстремистской направленности, в том числе совершаемых с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей (более 95 % опрошенных).

Общая превенция данных преступлений касается всех людей, живущих в эпоху информационного общества, поскольку информация, уровень ее применения и доступность через использование современных средств коммуникации кардинальным образом влияют на всевозможные условия жизни социума. Поэтому в условиях развития информационного общества в Российской Федерации в профилактической деятельности необходимо всесторонне задействовать возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей.

В настоящей статье мы рассмотрели отдельные актуальные проблемы повышения эффективности системы мер предупреждения преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей. Имеющиеся сегодня правовые, организационные и другие предпосылки для осуществления такой превентивной деятельности могут получить дальнейшее развитие при условии уделения большего внимания профилактике преступлений экстремистской направленности и реальному взаимодействию всех субъектов противодействия экстремизму.

Профилактическая деятельность, учитывающая специфику данных преступлений, предполагает осуществление информирования населения, касающегося основ толерантных отношений между различными социальными группами, общественной опасности и правовых последствий различных публикаций в средствах массовой информации и в сети Интернет, призывающих к экстремистской деятельности и (или) разжигающих ненависть и вражду, а также причин и условий экстремизма и результатов противодействия ему. При этом сами средства массовой информации и сеть Интернет должны стать основными площадками для осуществления такой и другой профилактической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ларина Е. Кибервойны XXI века. О чем умолчал Эдвард Сноуден / Е. Ларина, В. Овчинский. — М. : Кн. мир, 2014. — 352 с.

2. Борисов С. В. Интернет-пространство как среда для совершения преступлений экстремистской направленности / С. В. Борисов // Экономика, педагогика и право. — 2013. — № 1. — С. 54-58.

3. Citron D. K. Hate Crimes in Cyberspace / D. K. Citron. — Boston : Harvard Univ. Press, 2014. — 352 p.

4. Malkinen B. A. Mass media and crime prevention / B. A. Malkinen. — Boston : Harvard Univ. Press, 2012. — 141 p.

5. Иванцов С. В. Противодействие преступлениям экстремистской направленности, совершаемым с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей: уголовно-правовые и криминологические аспекты / С. В. Иванцов, Г. И. Узембаева. — М. : Юрлитинформ, 2018. — 144 с.

6. Иванцов С. В. Организованные формы террористической и экстремистской деятельности: регламентация и реализация ответственности / С. В. Иванцов, С. В. Борисов // Общество и право. — 2016. — № 2 (56). — С. 91-97.

7. Спасенников Б. А. Проблемы противодействия распространению религиозно-экстремистской идеологии в местах лишения свободы / Б. А. Спасенников, А. В. Цатуров // Человек: преступление и наказание. — 2014. — № 2. — С. 29-32.

8. Спасенников Б. А. Социально-правовая характеристика осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях / Б. А. Спасенников, А. М. Смирнов // Социологические исследования. — 2015. — № 9 (377). — С. 120-124.

9. Schwartz L. Straight talk about hate crimes bills: Anti-gay, anti-transgender bias stall federal hate crimes legislation / L. Schwartz, I. T. Ulit, D. Morgan // Georgetown Journal of Gender & the Law. — 2006. — Vol. 7 (2). — P. 171-186.

10. Williams K. S. Textbook on Criminology / K. S. Williams. — Oxford : Oxford Univ. Press, 2012. — 640 p.

11. Иванцов С. В. Средства массового информационного ресурса и противодействие преступности / С. В. Иванцов // Современные проблемы уголовной политики : материалы 5-й междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. Н. Ильяшенко. — Краснодар, 2014. — Т. 1. — С. 256-263.

12. Chakraborti N. Hate crime: impact, causes and responses / N. Chakraborti, J. Garland. — London : Sage Publications, 2009. — 185 p.

13. Gerstenfeld P. B. Hate crimes: causes, controls, and controversies / P. B. Gerstenfeld. — London : Sage Publications, 2004. — 293 p.

14. Hall N. Hate Crime / N. Hall. — Cullompton : Willan Publishing, 2005. — 268 p.

15. Abel J. A. Americans Under Attack: The Need for Federal Hate Crime Legislation in Light of Post-September 11 Attacks on Arab Americans and Muslims / J. A. Abel // Asian American Law Journal. — 2005. — Vol. 12. — P. 41-65.

16. Суходолов А. П. Запретительная политика государства в сфере средств массовой информации: анализ законодательства и правоприменительной практики / А. П. Суходолов, М. П. Рачков, А. М. Бычкова. — М. : Аргументы недели, 2018. — 224 с.

REFERENCES

1. Larina E., Ovchinskii V. Kibervoiny XXI veka. О chem umolchal Edvard Snouden [Cyberwars of the 21st Century. What Edward Snowden was Silent about]. Moscow, Knizhnyi Mir Publ., 2014. 352 p.

2. Borisov S. V. The Internet as an environment for extremist crimes. Ekonomika, pedagogika ipravo = Economics, Education and Law, 2013, no. 1, pp. 54-58. (In Russian).

3. Citron D. K. Hate Crimes in Cyberspace. Boston, Harvard University Press, 2014. 352 p.

4. Malkinen B. A. Mass media and crime prevention. Boston, Harvard University Press, 2012. 141 p.

5. Ivantsov S. V., Uzembaeva G. I. Protivodeistvie prestupleniyam ekstremistskoi napravlennosti, sovershaemym s ispol'zovaniem sredstv massovoi informatsii ili informatsionno-telekommunikatsionnykh setei: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty [Counteracting Extremist Crimes Committed with the use of Mass Media and Information-Communication Technologies: Criminal Law and Criminological Aspects]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2018. 144 p.

6. Ivantsov S. V., Borisov S. V. Organized forms of terrorist and extremist activities: the regulation and prosecution of responsibility. Obshchestvo i pravo = Society and Law, 2016, no. 2 (56), pp. 91-97. (In Russian).

7. Spasennikov B. A., Tsaturov A. V. Counteraction to the spread of religious extremist ideology in imprisonment places. Chelovek: prestuplenie i nakazanie = Human: Crime and Punishment, 2014, no. 2, pp. 29-32. (In Russian).

8. Spasennikov B. A., Smirnov A. M. Social and legal characteristics of the convicts serving sentences in Russian correction colonies. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2015, no. 9 (377), pp. 120-124. (In Russian).

9. Schwartz L., Ulit I. T., Morgan D. Straight talk about hate crimes bills: Anti-gay, anti-transgender bias stall federal hate crimes legislation. Georgetown Journal of Gender & the Law, 2006, vol. 7, iss. 2, pp. 171-186.

10. Williams K. S. Textbook on Criminology. Oxford University Press, 2012. 640 p.

11. Ivantsov S. V. Mass media resources and crime counteraction. In Ilyashenko A. N. (ed.). Sovremennye problemy ugolovnoi politiki. Materialy 5-i mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Contemporary Issues of Criminal Police. Materials of the 5th International Research Conference]. Krasnodar, 2014, vol. 1, pp. 256-263. (In Russian).

12. Chakraborti N., Garland J. Hate crime: impact, causes and responses. London, Sage Publications, 2009. 185 p.

13. Gerstenfeld P. B. Hate crimes: causes, controls, and controversies. London, Sage Publications, 2004. 293 p.

14. Hall N. Hate Crime. Cullompton, Willan Publishing, 2005. 268 p.

15. Abel J. A. Americans Under Attack: The Need for Federal Hate Crime Legislation in Light of Post-September 11 Attacks on Arab Americans and Muslims. Asian American Law Journal, 2005, vol. 12, pp. 41-65.

16. Sukhodolov A. P., Rachkov M. P., Bychkova A. M. Zapretitel'naya politika gosudarstva v sfere sredstv massovoi informatsii: analiz zakonodatel'stva i pravoprimenitel'noi praktiki [Restrictive State Policies in the Sphere of Mass Media: an Analysis of Legislation and Law Enforcement Practice]. Moscow, Argumenty Nedeli Publ., 2018. 224 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Иванцов Сергей Вячеславович — профессор кафедры Ivantsov, Sergey V. — Professor, Chair of Criminology,

криминологии Московского университета МВД России V. Ya. Kikotya Moscow University of the Ministry of Internal

—:---783

Russian Journal of Criminology, 2018, vol. 12, no. 6, pp. 776-784

им. В. Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Борисов Сергей Викторович — ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Узембаева Гульфия Ишбулдовна — и. о. заведующего кафедрой гражданского права и процесса Сибайского института Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук, г. Сибай, Республика Башкортостан, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Музычук Татьяна Леонидовна — проректор по научной работе Байкальского государственного университета, доктор филологических наук, доцент, г. Иркутск, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Тищенко Юрий Юрьевич — ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат юридических наук, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Иванцов С. В. Актуальные проблемы совершенствования системы мер криминологического предупреждения преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей / С. В. Иванцов, С. В. Борисов, Г. И. Узембаева, Т. Л. Музычук, Ю. Ю. Тищенко // Всероссийский криминологический журнал. — 2018. — Т. 12, № 6. — С. 776-784. — DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(6).776-784.

Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor, Moscow, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

Borisov, Sergey V. — Leading Researcher, Institute of Legislation and Comparative Law of the Government of the Russian Federation, Doctor of Law, Ass. Professor, Moscow, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

Usembaeva, Gulfiya I. — Acting Head, Chair of Civil Law and Process, Sibay Institute of Bashkir State University, Ph. D. in Law, Sibay, the Republic of Bashkortostan, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

Muzychuk, Tatiana L. — Vice Rector for Research, Baikal State University, Doctor of Philology, Ass. Professor, Irkutsk, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

Tishchenko, Yuri Yu. — Leading Researcher, Center for the Study of Penitentiary Problems and Psychological Support of the Professional Activities of Penitentiary System's Employees, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ph. D. in Law, Moscow, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

FOR CITATION

Ivantsov S. V., Borisov S. V., Usembaeva G. I., Muzychuk T. L., Tishchenko Yu. Yu. Relevant problems of improving the measures of criminological prevention of extremist crimes committed using information and telecommunication networks. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2018, vol. 12, no. 6, pp. 776-784. DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(6).776-784. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.