Научная статья на тему 'Основные направления диверсификации банковской деятельности в условиях кризиса'

Основные направления диверсификации банковской деятельности в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6423
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / КРИЗИС / BANK ACTIVITY / DIVERSIFICATION / CRISISL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифонов Д. А.

В статье рассматривается круг вопросов, связанных со спецификой диверсификации банковской деятельности в современной экономике России и зарубежных стран. Особое внимание уделяется изучению причин, побуждающих банки диверсифицировать свою деятельность и анализу ее основных направлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIVERSIFICATION TRENDS IN BANK ACTIVITY IN ECONOMIC CRISIS

The peculiarities of bank activity diversification in Russian economy and some foreign countries are considered in this article. A great attention is paid to the study of the reasons forcing banks to diversify their activity and the analysis of its main trends

Текст научной работы на тему «Основные направления диверсификации банковской деятельности в условиях кризиса»

УДК 336.71

Д.А. Трифонов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

В статье рассматривается круг вопросов, связанных со спецификой диверсификации банковской деятельности в современной экономике России и зарубежных стран. Особое внимание уделяется изучению причин, побуждающих банки диверсифицировать свою деятельность и анализу ее основных направлений.

Ключевые слова: банковская деятельность, диверсификация, кризис.

D.A. Trifonov

THE MAIN DIVERSIFICATION TRENDS IN BANK ACTIVITY IN ECONOMIC CRISIS

The peculiarities of bank activity diversification in Russian economy and some foreign countries are considered in this article. A great attention is paid to the study of the reasons forcing banks to diversify their activity and the analysis of its main trends.

The key words: bank activity, diversification, crisisl.

Современные банки как сложные финансовые институты действуют в различных отраслях финансового рынка и экономики в целом, осуществляют операции по привлечению и размещению денежных средств, расширяют ассортимент предоставляемых клиентам продуктов и услуг. Таким образом, диверсификация является важнейшим принципом в деятельности банков.

Но процесс диверсификации банковской деятельности носит сложный и противоречивый характер. Это объясняется тем, что диверсификация в нынешних российских условиях выступает, скорее, как способ выживания банков, а не как естественное направление движения к формированию эффективной банковской системы. Более того, остается открытым вопрос о том, насколько действенен этот способ выживания: поиск новых источников доходов сопряжен со значительными затратами, распылением ресурсов, отвлечением их от использования в традиционных доходоприносящих операциях. При этом не ясны перспективы получения доходов в новых сферах деятельности. Затрачиваются значительные усилия на обеспечение готовности выполнять целый ряд новых и прогрессивных видов услуг, выгодных как банку, так и его клиентам, однако эта готовность остается зачастую невостребованной из-за отсутствия спроса.

Причин, побуждающих банки к диверсификации, несколько. Основная - необходимость снижения рисков. Крупные диверсифицированные финансовые структуры могут снизить риск за счет распределения вложений в различные сектора и применять более дорогостоящие и совершенные системы управления рисками. Другая важнейшая причина - снижение прибыли (процентной маржи) в результате ужесточения конкуренции в традиционной банковской сфере.

В последние годы диверсификация банковской деятельности в России осуществлялась по следующим основным направлениям:

1. Диверсификация форм и методов привлечения денежных средств на внутреннем рынке. Банки активно диверсифицируют операции по привлечению денежных средств: расширяют набор выпускаемых долговых

обязательств, варьируя их номинал, условия приобретения и погашения; развивают систему операций по доверительному управлению средствами клиентов, по работе с депозитами юридических и физических лиц.

2. Диверсификация банковских активов, т.е. размещение их среди возможно большего числа заемщиков с целью сокращения кредитного риска, связанного с неспособностью отдельных заемщиков вернуть кредит.

3. Диверсификация валютных резервов банков путем включения в них (резервы) разных иностранных валют с целью бесперебойного обеспечения расчетов и защиты их от валютных рисков.

4. Диверсификация вложений в ценные бумаги, т.е. распределение имеющегося капитала на покупку разных ценных бумаг по видам, отраслям, срокам погашения с целью снижения экономических рисков.

5. Расширение ассортимента предоставляемых клиентам продуктов и услуг. Ведется работа по предостав -лению таких видов услуг, как доверительное управление средствами юридических и физических лиц, сопровождение экспортных контрактов, бухгалтерский и юридический консалтинг, реализация схем минимизации доходов и др.

6. Активное продвижение банков в регионы, выход за рамки национальных границ и создание конгломератов дочерних фирм с целью диверсификации банковского обслуживания (географическая и международная диверсификация), что позволяет создать эффективную инфраструктуру для привлечения дополнительных денежных ресурсов, расширить клиентскую базу за счет приобретения новых рентабельных и надежных заемщиков.

Охарактеризуем указанные направления более подробно. Говоря о диверсификации форм и методов привлечения денежных средств на внутреннем рынке, необходимо отметить, что целью банковского менеджмента в сфере управления обязательствами банка является привлечение достаточного объема средств с наименьшими затратами для финансирования тех активных операций, которые намеревается осуществить банк.

По степени надежности для размещения в банковские активы привлеченные средства распределяются в следующей последовательности:

- депозиты юридических лиц, средства, привлеченные под векселя и депозитные сертификаты;

- срочные вклады физических лиц, средства, привлеченные под сберегательные сертификаты;

- вклады до востребования физических лиц, остатки на счетах для расчетов по банковским (пластиковым) картам, остатки на расчетных (текущих валютных) счетах юридического лица, на корреспондентских счетах банков-корреспондентов.

По степени ликвидности они расположены в данном перечне в обратной последовательности.

С целью привлечения средств хозяйствующих субъектов и граждан в свой оборот банки разрабатывают и осуществляют целый комплекс мероприятий. Важным средством конкурентной борьбы между банками за привлечение ресурсов является процентная политика, так как величина дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к помещению клиентами своих временно свободных средств во вклады (депозиты).

Уровень процентных ставок по вкладам (депозитам) устанавливается каждым коммерческим банком самостоятельно с ориентацией на ставку рефинансирования Банка России и состояние денежного рынка, а также исходя из положений собственной депозитной политики. Прежде всего, уровень процентной ставки по вкладным (депозитным) операциям банков зависит от типа вкладов. Как правило, по депозитам до востребования, отличающимся нестабильностью остатка, большой мобильностью и подвижностью, устанавливаются минимальные процентные ставки.

С целью стимулирования клиентов к поддержанию стабильных, не снижающихся остатков на счетах до востребования, что в целом оказывает существенное влияние на доходность кредитных операций, банки устанавливают повышенные проценты по ним или к величине остатка не ниже минимального, рассчитанного банком и согласованного с клиентом (что оговаривается в договоре банковского счета).

При установлении размера процентной ставки по срочным вкладам (депозитам) определяющим фактором является срок, на который размещаются средства: чем длительнее срок, тем выше уровень процента. Не менее важным фактором является сумма вклада, и, следовательно, чем больше сумма вклада и дольше срок его хранения, тем выше по нему процентная ставка. Существенным моментом является и частота выплаты дохода по вкладам (депозитам). Ставка процента по вкладу находится в обратной зависимости от частоты выплаты дохода, т. е. чем реже они осуществляются, тем выше уровень устанавливаемой банком процентной ставки по вкладу (депозиту).

Финансовый кризис заставляет банки резко повышать ставки по депозитам, так как деньги населения для многих из них являются единственным доступным источником средств. Следует отметить, что выплата банком процентов по ставкам, значительно превышающим экономически обоснованный уровень, не является противозаконной. Но в этом случае материальная выгода, полученная от разницы между ставкой рефи-

нансирования ЦБ РФ и ставкой кредитной организации по конкретным вкладам, должна облагаться подоходным налогом.

Выплата процентов по вкладу (депозиту) может производиться: один раз в месяц; один раз в квартал; по окончании срока действия договора.

В целях стимулирования привлечения на срочные счета в банк средств клиентов в условиях вкладов (депозитов) может предусматриваться капитализация процентов. Она возможна, если банком при расчете дохода используется техника сложных процентов.

Привлекательным для вкладчиков является применение процентной ставки, прогрессивно возрастающей в зависимости от времени фактического нахождения средств во вкладе. Такой порядок начисления дохода стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.

Начисленные, но не выплаченные (невостребованные) проценты могут присоединяться к вкладу, увеличивая его сумму ежемесячно, а при длительном сроке хранения вкладов - ежеквартально. Сложные проценты целесообразно использовать и при пролонгации договора вклада, если фактическая выплата дохода по нему осуществляется по окончании срока действия договора.

Для привлечения средств во вклады отечественные коммерческие банки стали широко использовать зарубежный опыт, в частности они осуществляют:

- разработку различных программ по привлечению средств населения;

- предоставление клиентам-вкладчикам различного рода услуг, в том числе и небанковского характера (например, элементов медицинского обслуживания; подписку на периодические издания экономической литературы; абонементов на экскурсионное обслуживание в музеях и т.д.);

- проведение широкой открытой рекламы по привлечению клиентуры;

- использование «тихой» целевой рекламы (по почте, телефону);

- использование высокой процентной ставки по вкладам инвестиционного характера;

- выплату постоянным вкладчикам премии «за верность банку» и др.

Помимо гибкой процентной политики с целью привлечения средств банки должны давать вкладчикам гарантии надежности помещения средств во вклады. Наряду со страхованием депозитов (в России - до 700 тыс. руб) важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос о размещении имеющихся у них свободных средств, каждый кредитор должен быть достаточно информирован о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений. В этом неоценимую помощь вкладчикам и инвесторам могут оказать рейтинговые оценки деятельности банков специальных агентств и бюро.

Таким образом, для привлечения средств хозяйствующих субъектов и граждан в свой оборот коммерческие банки разрабатывают и осуществляют целый комплекс диверсификационных мероприятий, в том числе гибкую процентную политику, предоставление клиентам-вклад -

чикам различных услуг, использование широкой откры -той и тихой целевой рекламы и др.

В соответствии с тем, что диверсификация является методом сокращения суммарного инвестиционного риска путем вложения средств в разного рода активы, под диверсификацией банковской деятельности при размещении средств мы будем понимать, прежде всего, распределение вкладываемых в экономику или кредитуемых денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход. Кроме того, диверсификация деятельности банков при размещении средств также достигается вложением средств в активы различной срочности, различного месторасположения, в разные отрасли деятельности или типы ценных бумаг. Она выражается во владении многими рискованными активами вместо концентрации всех капиталовложений только в одном из них. Диверсификация является одним из способов уменьшения совокупной подверженности риску распределением вложений и (или) обязательств.

В качестве метода управления банковской деятельностью при размещении средств диверсификация может принимать следующие формы:

1. Диверсификация банковской деятельности, состоящая в поиске альтернативных вариантов извлечения прибыли от широкого спектра кредитных операций, непосредственно не связанных друг с другом.

2. Диверсификация программных установок кредитного риск-менеджмента, предполагающих открытие рисковых кредитных позиций с альтернативной отраслевой и региональной векторностью или формирование кредитного портфеля из множества кредитных проектов с меньшими объемами кредитования вместо портфеля, состоящего из узкого круга крупных кредитных проектов, что позволяет снизить совокупный кредитный риск портфеля.

3. Диверсификация банковских контрагентов, обуславливающая успешность кредитного риск-менеджмента.

4. Диверсификация источников пополнения кредитного портфеля. Снижение зависимости от одного или нескольких банковских «кормильцев» (например, депозитных вкладов) за счет поиска новых источников аккумулирования кредитных ресурсов (выход на международный рынок капиталов, секьюритизация банковских активов, использование кредитных деривативов и т. д .).

5. Диверсификация банковского рынка, предусматривающая банковскую деятельность одновременно на нескольких сегментах финансового рынка, что снижает потенциал реализации кредитных рисков.

Диверсификация ссудного портфеля является наиболее простым и дешевым методом хеджирования риска неплатежа по ссуде. Основными методами, применяемыми для обеспечения достаточной диверсификации ссудного портфеля, являются следующие:

- рационирование кредита, которое предполагает: установление гибких или жестких лимитов кредитования по сумме, срокам, видам процентных ставок и прочим условиям предоставления ссуд;

- установление лимитов кредитования по отдельным заемщикам или классам заемщиков в соответствии с финансовым положением;

- определение лимитов концентрации кредитов в руках одного или группы тесно сотрудничающих заемщиков в соответствии с их финансовым положением;

- диверсификация заемщиков может осуществляться также через прямое установление лимитов для всех заемщиков данной группы (например, для населения по потребительским ссудам) в абсолютной сумме или по совокупному удельному весу в ссудном портфеле банка;

- диверсификация принимаемого обеспечения по ссудам;

- применение различных видов процентных ставок и способов начисления и уплаты процентов по ссуде;

- диверсификация кредитного портфеля по срокам, что имеет особое значение, поскольку процентные ставки по ссудам разной срочности подвержены колебаниям различной амплитуды и уровень косвенно принимаемых на себя деловых рисков заемщика также существенно зависит от срока ссуды. Так, в случае ориентации банка на потребительские ссуды долгосрочного характера, имеющие черты инвестиционного кредита, разумным является включение в ссудный портфель краткосрочных ссуд, которые будут балансировать структуру портфеля. Кроме того, недостаточная сбалансированность ссудного портфеля может быть отчасти компенсирована за счет соответствующего структурирования портфелей прочих активов, но с таким расчетом, чтобы обеспечить оптимальный баланс сроков по всему портфелю активов в целом.

Можно сказать, что диверсификация - это метод контроля риска за счет подбора активов, доходы по которым по возможности мало коррелируют между собой; распределение активов по различным компонентам, как на уровне финансовых инструментов, так и по их составляющим. Метод диверсификации тесно связан с методом лимитирования. При определении портфеля ценных бумаг используются вложения в разные виды ценных бумаг, эмитентов, валют; при предостав -лении кредитов - по размещенным суммам, отраслям, регионам.

Механизм диверсификации используется, прежде всего, для нейтрализации негативных банковских по -следствий несистематических (внутренних) видов рисков. Принцип действия механизма диверсификации основан на разделении рисков, препятствующем их концентрации. Диверсификация - это рассеивание банковского риска. Однако она не может свести риск до нуля. Это связано с тем, что на деятельность банка оказывают влияние внешние факторы, которые не связаны с выбором конкретных объектов вложения или привлечения капитала, и, следовательно, на них не влияет диверсификация. Поэтому использование этого механизма носит в банке ограниченный характер. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени банковского риска.

Как показывает практика, многие банки вместо развития ассортиментного ряда своих услуг концентрируются на нескольких наиболее востребованных продуктах, попадая тем самым в зависимость от рыночной коньюнктуры. В такой ситуации применение метода диверсификации кредитного риска является важнейшей задачей российской банковской системы.

Метод диверсификации применяется в двух направлениях: с одной стороны осуществляется распределение ссуд по категориям заемщиков, срокам предоставления, залоговому имуществу, отраслям, регионам и т.п. посредством установления лимитов концентрации, с другой - анализируется ассортиментный ряд, продуктовая политика конкурентов, коньюнктура рынка, утверждается план развития и создания новых кредитных продуктов.

Следуя стратегии оптимальной диверсификации бизнеса, осваивая новые направления деятельности и предлагая клиентам новые или усовершенствованные банковские продукты, банк получает возможность своевременно отвечать на растущие потребности клиентов в разнообразии и качестве банковского обслуживания, реагировать на изменение показателей доходности и риска различных областей рынка банковских услуг, повышать адаптивность банка к меняющимся условиям внешней среды, укреплять способность к относительно быстрой реструктуризации рабочих активов, способствовать сохранению его финансовой устойчивости.

Диверсификация как метод управленческого воздействия на кредитные риски развивается в направлении, связанном с распределением, «распылением» кредитных рисков на сторонних инвесторов. Данное направление позволяет в общественном масштабе снять рисковую нагрузку с банковской системы страны, размыв ее по всей системе субъектов экономической жизни. В случае реализации негативных экономических процессов, вызванных к жизни объективными обстоятельствами, масштабы экономических кризисов будут «размыты» по всей экономической территории, не вызвав глобальных потрясений.

Рост и укрепление финансовой устойчивости банков предполагает как производственную, так и территориальную диверсификацию деятельности. Территориальная диверсификация позволяет элиминировать влияние коньюнктурных колебаний, перераспределять имеющиеся ресурсы между регионами с целью максимизации прибыли. Региональные различия ставок привлечения и размещения ресурсов являются для банков главным мотивом развития филиальной сети и важным источником доходов.

Международная диверсификация увеличивает используемый процентный дифференциал и финансовую устойчивость. В настоящее время международная диверсификация нашими банками рассматривается только как возможность реализации оптовых сделок (получение межбанковских кредитов, продажа ценных бумаг, покупка валюты и т.д.) с корпоративными партнерами. Естественно, что в таких сделках заложен интерес партнера, застрахованы страновые и любые другие риски. В результате получаем ресурсы как минимум вдвое дороже их стоимости, чем, скажем, в Евросоюзе.

В этом состоит главная слабость российских банков и объективное конкурентное преимущество иностранных банков, стремящихся на наш рынок. Под напором предложения более дешевых ресурсов российская банковская система просто не может устоять. Вопрос только во времени, форме (через филиалы или дочерние банки) и интенсивности проникновения международных капиталов на наш рынок. Но на российском рынке со временем может образоваться избыток или более низкая себестоимость финансовых ресурсов, и тогда

встанет вопрос о размещении наших капиталов на западных рынках.

Более активно развивается процесс интеграции банков с небанковскими компаниями. Покупка банками финансовых компаний (инвестиционных или страховых) -это проявление желания диверсифицировать возможные капиталовложения и предоставить клиентам полный спектр финансовых услуг. Такое поведение банков -естественная реакция на снижение доходности традиционных банковских услуг. Подобная деятельность банков является, безусловно, положительной тенденцией развития финансовой системы в целом и подтверждает предположение, что российские банки обладают известным потенциалом для осуществления значительных межбанковских слияний.

До недавнего времени российские банки не рассматривали инвестиционный и страховой бизнес в качестве цели диверсификации. Банки стремились взаимодействовать с крупными корпоративными клиентами. Это объяснялось стабильностью и объемностью их денежных потоков и необходимостью пополнения финансовых ресурсов банка. Основные операции по слиянию и поглощению проводились с действующими предприятиями реального сектора экономики. При участии коммерческих банков создавались крупные финансовопромышленные комплексы [2, с. 28].

В настоящее время ситуация значительно изменилась. Потребности банковской клиентуры в инвестиционных и страховых услугах способствуют активному уча -стию банков в расширении этих финансовых институтов. В рамках отраслевых интересов создавались кэптивные страховые организации, инвестиционные компании и негосударственные пенсионные фонды. Привлекательность для участия банков в этом процессе связана с возможностями концентрации ресурсов и их использованием в корпоративных интересах, снижения уровня налогообложения и обеспечения страховой защиты имущественных интересов всех звеньев финансово-промышленного комплекса.

Проникновение в относительно близкие виды финансового бизнеса также обосновывается возможностью получения дополнительных доходов. Это достигается за счет совместного использования каналов сбыта банковских, инвестиционных и страховых продуктов, а также с помощью перекрестных продаж, когда клиентам банка, например, предлагаются услуги по ценным бумагам и страхованию. Привлекает банки и более высокая прибыльность инвестиционного и страхового бизнеса по сравнению с прибыльностью банков.

Покупка банками акций и долей нефинансовых компаний - также распространенное явление в экономически развитых странах (кроме США, где прямые банковские инвестиции запрещены законодательно). Однако подобные операции в России и на Западе имеют совершенно разное происхождение. Западные банки приобретают небольшие доли в нефинансовых компаниях - клиентах банка. Это необходимо для того, чтобы банк мог получить доступ к системе управления такого клиента и проконтролировать его кредитоспособность. Российские же банки стараются получить контрольный пакет над предприятием с целью перевода его финансовых потоков под свой контроль.

Для понимания влияния процессов диверсификации на структуру банковской системы целесообразно

обратиться к опыту зарубежных стран. В настоящее время банковские системы стран Запада сильно диверсифицированы: в одних странах значительную роль играют банки с государственным капиталом и регио -нальные банки, контролируемые местными органами власти (Германия), в других (США, Великобритания, Франция) - кооперативные банки и банки взаимных сбережений. В Германии около 50% рынка кредитов и депозитов приходится на долю сбербанков, тогда как доля классических коммерческих банков не превышает 25% [3, с. 20].

Структура банковского сектора постоянно меняется, однако направления изменений различаются по странам. Так, в некоторых странах отмечается тенденция к сокращению сферы деятельности кооперативных банков и банков взаимных сбережений. В частности, в Великобритании жилищно-строительные кооперативы с 1997 г. стали менять свой статус и акционироваться. Во Франции кооперативные банки и банки взаимных сбережений берут под свой контроль коммерческие банки, в результате чего формируются смешанные банковские группы. Диверсификация банковских учреждений сохранится и в будущем, поскольку останутся такие ее пред -посылки, как разнообразие запросов клиентов, невыгодность некоторых услуг для коммерческих банков и т.д. Важную роль играет и то, что с макроэкономической точки зрения диверсифицированный банковский сектор по -зволяет легче преодолевать финансовые кризисы.

На мировом рынке ссудных капиталов ведущие позиции ныне занимают транснациональные банки, которые представляют собой новый тип международного банка и посредников в международной миграции капиталов. Отличие транснационального от национального крупного банка состоит прежде всего в наличии зарубежной институциональной сети, переносе за границу не только активных операций, но и части собственного капитала, в формировании депозитной базы для получения банковской прибыли.

Международный размах деятельности крупных банков ведет к диверсификации депозитной базы - расширяются круг вкладчиков, география и объем накопления ссудного капитала. В результате, например, к началу 1990-х гг. депозиты шести японских супергигантов достигли 1785,2 млрд дол., или 84,7% общей суммы их пассивов (2108,3 млрд дол.). У крупнейшего транснационального банка США «Ситикорп» они достигают 76,5%, у английского «Барклайз бэнк» - 80,7%, у французского «Банк насьональ де Пари» - 78,1%, у германского «Дойче банк» - 62,2% [1, с. 47].

Отличие транснациональных банков в области кредитных операций от национальных заключается в диверсификации кредитной стратегии, которая включает расширение круга заемщиков; умножение видов кредитных операций, рост числа и типов подразделений банка, участвующих в кредитных операциях; географическое расширение этих операций.

В последние годы диверсификации способствуют также и изменения банковского законодательства в большинстве стран Запада, направленные на отмену разграничения видов кредитно-финансовых учреждений в зависимости от их функций и на универсализацию их деятельности. Параллельно с диверсификацией банковских учреждений и банковской деятельности идет процесс углубления их специализации. Он осно-

вывается на «дезинтеграции» посреднической функции банков под влиянием трех факторов: оформления долговых обязательств в виде ценных бумаг (секьюритизация), дерегламентации кредитно-финансовой сферы и индустриализации банковского сектора.

Важнейшей банковской инновацией является развитие операций с ценными бумагами, связанных с тем, что процесс кредитования с использованием ценных бумаг разделяется на несколько последовательных операций, которые могут выполняться разными учреждениями. Дерегламентация устраняет барьеры для проникновения в сферу банковских услуг компаний, занятых в других отраслях экономики. Индустриализация проявляется в том, что отдельные виды деятельности (разработка концепции, производство, распределение, усовершенствование продукта и т.д.) осуществляет не банк, а другие хозяйствующие субъекты, достигшие наивысшего мастерства и конкурентоспособности в соответствующей области; банк производит как бы конечную «сборку» деталей из полуфабрикатов, поставляемых ему подрядчиками.

Если процесс дезинтеграции «банковского производства» и влечет за собой изменение организационной структуры банков, то при этом не ставится под сомнение принцип универсализации их деятельности. Факты свидетельствуют, что организационные изменения идут в направлении формирования крупномасштабных диверсифицированных банковских объединений. Объяснение этой тенденции обычно основывается на концепции «экономии за счет разнообразия», получившей распространение в последнее время. Эта концепция, обосновывающая эффективность диверсифицированных банков, противопоставляется подходу с позиции экономии на масштабах производства. Согласно этой концепции, производство нескольких товаров или услуг одновременно одним предприятием дает «экономию за счет разнообразия», так как в этом случае производственные издержки ниже, чем при производстве этих товаров или услуг разными предприятиями. Отсюда делается вывод, что банки заинтересованы в диверсификации, поскольку это обеспечивает экономию и способствует снижению издержек производства.

И все же главная причина диверсификации «банковского производства» обусловлена не факторами предложения, а факторами спроса: банки вынуждены диверсифицировать свои продукты и услуги для того, чтобы полнее удовлетворять потребности клиентов, завоевывая таким путем рынок. Именно с этой точки зрения следует оценивать мегаслияния крупнейших банков: в США - Морган Стенли и Диан Вайтер, Треве-лерс и Соломон Бразерс; во Франции - Индосиез и Кредит Эгрикол; в Швейцарии - Юнион де Банкью Свис и Сосиете де ла Банкью Свис.

Помимо диверсификации, с целью повышения эффективности банки проводят стратегию специализации. Эти, на первый взгляд, противоречащие друг другу стратегии удается осуществлять через реорганизацию структуры подразделений, в частности, с помощью формирования двухуровневой структуры. Нижний уровень включает специализированные производственные единицы, имеющие автономное управление и свою стратегию получения прибыли (обычно эти подразделения получают юридический статус филиалов). Верхний уровень состоит из более крупных подразделений, объе-

диняющих специализированные производственные единицы нижнего уровня.

Как правило, в организационной структуре крупных банков выделяются три основных подразделения, которые выполняют функции розничного банка (услуги частным лицам и предприятиям), оптового банка (инвестиционного и делового) и управляют активами. Для характеристики таких универсальных банков, которые имеют функционально разграниченную организационную структуру, эксперты стали использовать термин «мультиспециализированные банки».

Наиболее законченную форму стратегия диверси -фикации приобретает в случае создания финансовых конгломератов, развивающих три основных направления деятельности: классическое банковское посредничество, операции с ценными бумагами и страхование. Стратегию создания финансовых конгломератов используют как банки, так и страховые компании, стремящиеся увеличить свои размеры и получить таким

путем возможность диверсифицировать свою деятельность. Создание финансовых конгломератов, кроме того, является новой формой конкуренции, которая становится все более острой по мере регулирования кредитно-финансовой сферы.

Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет отметить, что новые явления в концентрации банков, процесс интеграции банков с небанковскими компаниями, активное участие в инвестиционном и страховом бизнесе и внутренняя диверсификация способствуют формированию и развитию банков как широко диверсифицированных структур.

1. Банковское дело: учебник для вузов / под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. М.: Юнити-Дана, 2007.

2. Мительман С.А. Диверсификация как инструмент роста коммерческого банка // Банковское дело. 2002. № 9.

3. Саркисянц А.Г. Универсальные банки, мегабанки и банки -дивиденды // Аудитор. 2006. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.