Научная статья на тему 'Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению незаконного оборота оружия'

Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению незаконного оборота оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2149
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савчишкина О.Г.

Статья посвящена основным направлениям деятельности органов внутренних дел по предупреждению незаконного оборота оружия. Автор приходит к выводу о том, что субъекты предупреждения рассматриваемых преступлений различны по своему правовому положению и назначению. Компетенция данных субъектов, формы и методы их работы позволяют классифицировать деятельность по предупреждению незаконного оборота оружия в зависимости от ее направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Савчишкина О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению незаконного оборота оружия»

7. Monahan J, Steadman H, Silver E, et al: Rethinking Risk Assessment: the MacArthur Study of Mental Disorder and Violence. New York : Oxford University Press, 2001. P. 43.

8. Дмитриева Т. Б., Иммерман К. Л., Качаева М. А., Ромасенко Л. В. Криминальная агрессия женщин с психическими расстройствами // Москва : Медицина, 2003. 373 с.

9. Качаева М. А., Русина В. В. Гендерные аспекты особенностей агрессивных преступлений, совершенных женщинами // Российский психиатрический журнал. 2002. № 5. С. 33-37.

10. Greenfeld LA, Snell TL: Women Offenders. Washington, DC: US Department of Justice; Bureau of Justice Statistics Special Report NCJ175688, 1999

11. Щербакова Л. М. Женская насильственная преступность в современной России: криминологические проблемы: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2008.

12. Baird, V., Bavidge, L. et al. (2003): Commission on Women and the Criminal Justice System: Interim Report on Women and Offending

13. Sabol, W. J., Minton T. D. and Harrison P. M.: Prison and jail inmates at midyear 2006, Bureau of Justice Statistics Bulletin, Washington, DC: US Department of Justice, Bureau of Justice Statistics, NCJ 217675, 2007

14. Warner R., Girolamo de G. Шизофрения. Женева, 1996. 191 с.

15. Hafner H. et al. Causes and consequences of the gender difference in age at onset of schizophrenia. Schizophr Bull. 1998; 24 (1): 99-113.

16. Faraone SV et al. Gender differences in age at onset of schizophrenia. Br J Psychiatry. 1994 May; 164(5): 625-9.

17. Дмитриева Т. Б., Положий Б. С. Этнокультуральная психиатрия. М., 2003. 448 с.

18. Качаева М. А. Психические расстройства у женщин, совершивших агрессивные действия против личности (клинический и судебно-психиатрический аспекты) : дис. докт. мед. наук. М., 1999.

© Афзалетдинова Д. Х.

^ттттг о лп сг пп 1т О. Г. САВЧИШКИНА, преподаватель

<а УДК 343.85:351.753 , . г

<ч кафедры криминологии и психологии

а Уфимского юридического института МВД

^ России, кандидат юридических наук

| ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ

| ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕЗАКОННОГО

| ОБОРОТА ОРУЖИЯ

а |

а Аннотация. Статья посвящена основным направлениям деятельности органов

§ внутренних дел по предупреждению незаконного оборота оружия. Автор приходит к

У выводу о том, что субъекты предупреждения рассматриваемых преступлений раз-

§ личны по своему правовому положению и назначению. Компетенция данных субъектов,

Ц формы и методы их работы позволяют классифицировать деятельность по преду-

2 преждению незаконного оборота оружия в зависимости от ее направлений.

Ключевые слова и словосочетания: предупреждение преступлений, незаконный

о

^

0 «

1 оборот оружия, сотрудники органов внутренних дел. £

а «

S

Предупреждение незаконного оборота оружия - системное воздействие на незаконный оборот оружия, заключающееся в целенаправленной деятельности определенных субъектов по нейтрализации и устранению вызывающих его криминогенных факторов и пресечению совершаемых преступлений, осуществляемое в определенных законом формах [1, с. 483].

Субъекты предупреждения рассматриваемых преступлений различны по своему правовому положению и назначению, однако элементом, объединяющим их в единую систему, является объект воздействия - преступления в сфере незаконного оборота оружия.

Компетенция данных субъектов, формы и методы их работы позволяют классифицировать деятельность по предупреждению незаконного оборота оружия в зависимости от ее направлений.

Одним из основных специализированных подразделений органов внутренних дел, осуществляющим деятельность по предупреждению преступлений в сфере оборота оружия, является лицензионно-разрешительная служба, сотрудники которой правомочны выдавать лицензии и разрешения на владение оружием. В каждом случае поступления заявления от граждан либо юридических лиц о выдаче такой лицензии или разрешения сотрудники лицензион-но-разрешительной системы обязаны тщательно проверить заявителя, его соответствие требованиям, определенным Федеральным законом «Об оружии». Помимо этого, сотрудники лицензион-но-разрешительной службы также осуществляют систематическую перерегистрацию владельцев гражданского и служебного оружия. Эта деятельность позволяет выявлять лиц, владеющих оружием без соответствующего разрешения, устанавливать факты утраты оружия (с тем, чтобы вовремя объявить его в розыск), изымать разрешения у лиц, злоупотребляющих спиртными на-

питками, наркотическими веществами, занимающихся токсикоманией.

Лицензионно-разрешительная работа, осуществляемая службой, имеет важное значение в предупреждении преступлений. Порядок, в соответствии с которым приобретение, хранение, перевозка оружия и других предметов, обладающих опасными свойствами, возможны только после получения соответствующего разрешения, выдаваемого ОВД, в значительной мере противодействует возможности противоправного завладения и использования оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов в преступных целях.

Сотрудники подразделений ли-цензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью наделены широкими полномочиями, в числе которых необходимо отметить следующие:

- проверять оружие, подлежащее регистрации в органах внутренних дел, боеприпасы и патроны к ним в местах их хранения, торговли, экспони- ^ рования, коллекционирования или

уничтожения, а также выявляют факты <ч

а

ненадлежащего хранения и перевозки а

взрывчатых материалов; принимают к ©

£

правонарушителям меры, предусмот- ¡^

ренные законодательством Российской Й

Федерации [2, с. 319]; ^

- осуществлять ежемесячный ^ контроль за своевременной регистраци- | ей и перерегистрацией владельцами §

гражданского, служебного и боевого а ручного стрелкового огнестрельного оружия; выявлять и устранять причины

ручного стрелкового огнестрельного ®

неисполнения юридическими и физиче- »

скими лицами требований Федерально- Ц

го закона «Об оружии», иных норма- ^ тивных правовых актов, изданных для

его развития; »«

- направлять запросы в соот- §

ветствующие учреждения и информа- ^

ционные центры для получения необхо- « димой информации о возможности допуска лиц к работам в организациях, связанным с приобретением, хранением,

учетом, использованием, охраной и перевозкой оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, а также при принятии решения о выдаче лицензий и разрешений;

- осуществлять не реже одного раза в квартал контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами установленных правил оборота оружия и боеприпасов, принимают меры к пресечению выявленных нарушений;

- изымать оружие и боеприпасы;

- в установленном порядке аннулировать лицензии и разрешения у юридических и физических лиц в случаях систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами и гражданами требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обороте оружия и бое-

^ припасов, а также при возникновении ^ обстоятельств, исключающих возмож-^ ность дальнейшего владения и пользо-^ вания оружием, предусмотренных Фе-§ деральным законом «Об оружии»; У - проводить не реже одного

^ раза в квартал проверку деятельности § охранно-сыскных предприятий и служб ^ безопасности, расположенных на терри-I тории обслуживания, на предмет выяв-§ ления фактов оказания услуг юридиче-§ ским и физическим лицам без регистра-Ц ции и получения в соответствующих ® органах лицензий; приема на работу в | эти предприятия и службы граждан, не ^ отвечающих установленным требованиям, а также иных нарушений уставной Ц деятельности;

- проводить проверку догово-§ ров (контрактов), заключаемых частными детективными охранными предпри-

^^ ятиями (объединениями) с клиентами, ^ для установления соответствия их дея-■е тельности учредительным документам, § требованиям нормативных правовых

актов, принимают меры к устранению выявленных недостатков;

- обеспечивать ежеквартальный контроль за использованием в частной детективной и охранной деятельности оружия и специальных средств, порядком его приобретения и хранения в соответствии с установленными требованиями;

- взаимодействовать с сотрудниками подразделений криминальной полиции и полиции общественной безопасности по вопросам предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также в розыске похищенного и утраченного оружия [3].

В предупредительной работе органов внутренних дел в сфере оборота оружия важное место занимают следственные подразделения. Однако в настоящее время следственная профилактика является одним из слабых звеньев уголовного судопроизводства. Изучение уголовных дел о незаконном обороте оружия позволило выявить ряд типичных ошибок, допускаемых в процессе доследственной проверки и в ходе расследования. В частности, осуществляются некачественная проверка сообщений и заявлений по фактам преступлений в сфере незаконного оборота оружия, неправильное оформление материалов изъятия оружия (не всегда отражаются его индивидуальные признаки -вид, модель, маркировка, конструктивные изменения и т. д.); не принимаются меры для соответствующей упаковки; не используется видеозапись изъятия оружия у виновных лиц; не изымается одежда с целью обнаружения следов выстрела, оружейной смазки и т. д.; по месту жительства задержанных обыски производятся несвоевременно; работники оперативных служб редко осуществляют оперативное сопровождение по делу после его передачи следователю.

В материалах уголовных дел отсутствуют данные о мерах, предприни-

маемых для проверки показаний виновных об источнике приобретения оружия и его установлении. Отсутствуют постановления о выделении в отдельное производство материалов по установлению источника приобретения оружия [4, с. 106].

Участие в деятельности по контролю за оборотом оружия принимают в соответствии с поставленными перед ними задачами и иные службы органов внутренних дел: уголовный розыск, участковые инспектора полиции и др.

В настоящее время борьба с незаконным оборотом оружия является одной из главных задач, стоящих перед аппаратами уголовного розыска, что требует от них особого внимания и принятия, более эффективных мер.

Организация работы аппаратами уголовного розыска возможна по следующим направлениям:

- предупреждение и раскрытие криминальных взрывов;

- предупреждение и раскрытие контрабанды огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

- предупреждение и раскрытие хищений огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

- предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с раскопками на местах бывших боев и восстановлением оружия;

- предупреждение и раскрытие фактов изготовления самодельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Общеизвестно, что определенная часть преступных посягательств совершается с применением огнестрельного или холодного оружия.

Чтобы этого не допустить, участковые уполномоченные во взаимодействии со службой по лицензионно-разрешительной работе проверяют соблюдение правил приобретения, хранения, учета и перевозки огнестрельного и газового оружия и взрывчатых веществ,

в установленном законом порядке изымают охотничье и иное огнестрельное оружие у лиц, систематически нарушающих общественный порядок и правила общежития, злоупотребляющих спиртными напитками и употребляющими без назначения врача наркотики; выявляют лиц, незаконно хранящих огнестрельное, холодное оружие, изготовляющих ножи, кастеты и другие специальные приспособления, которые могут использоваться для совершения преступлений, принимают меры к их изъятию и привлечению виновных к ответственности [5, с. 628].

Обязанностями работников уголовного розыска, подразделений лицен-зионно-разрешительной службы, участковых уполномоченных полиции, являются выявление лиц, незаконно владеющих оружием; проведение работы среди населения по добровольной сдаче такого оружия в органы внутренних дел; привлечение к уголовной ответственности виновных в незаконном обо- ^ роте оружия, предупреждение тем самым совершения других, более тяжких ^ преступлений. ^

Многогранность профилактиче- ^ ских задач, динамика и многовариант- ^ ность конкретных условий, в которых протекает деятельность тех или иных органов внутренних дел, предопреде- | ляют многообразие способов и форм ¡^ внутреннего взаимодействия их служб и а подразделений. §

Наиболее распространенными а формами такого взаимодействия явля- ^ ются следующие: обмен информацией, | совместное обсуждение информации, д согласованное планирование мероприя- а

тий, совместное выполнение отдельных 2

о

мероприятий, оказание содействия ^ службам в выполнении ими профилак- о тических мероприятий, осуществляемое Д

путем информационного обеспечения, ^ выделения сотрудников или техниче- д ских средств, создания необходимых | условий для качественной работы, соз- ^

дание специальных групп из сотрудников различных служб для решения конкретных профилактических задач.

Для того чтобы предотвратить или пресечь любое противоправное действие, необходимо создать условия, делающие его невозможным. Учитывая, что в основе незаконного оборота оружия чаще всего лежит его хищение во всех возможных формах, для предотвращения хищений оружия, боеприпасов, комплектующих деталей для его дальнейшей сборки следует соблюдать следующие условия:

- строгий учет оружия и боеприпасов, как на стадии изготовления, так и в стадии передачи его физическим лицам и организациям;

- обеспечение сохранности ору-

жия, боеприпасов и комплектующих на заводах-изготовителях и объектах их хранения;

- ответственность и высокую дисциплинированность субъектов, имеющих оружие;

- высокую результативность работы по раскрытию хищений и выявлению оружия, находящегося в незаконном обороте.

Очевидно, что предотвращение хищений оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ является предпосылкой снижения общего количества преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия на территории России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

<ч а а

и

и ^

1. Аванесов Г. А. Криминология / под ред. Г. А. Аванесова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 483-500.

2. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел : учебник / под ред. В. Я. Кикотя, С. Я. Лебедева, Н. В. Румянцева. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. С. 319-338.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 06.12.2011) // Российская газета. 2011. 10 февраля. № 28; Собрание законодательства РФ. 2011. 14 февраля. № 7. Ст. 900; 2011. 12 декабря. № 50. Ст. 7352

4. Морозов Н. А., Шевцов А. С. Проблема оборота огнестрельного оружия на Дальнем Востоке // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 105-113.

5. Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии : учебник. В 2 т. Т. II. Особенная часть. М. : Издательство Юрайт, 2011. С. 628-735.

© Савчишкина О. Г.

и «

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

а «

и

X « X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.