Финно-угорский мир. 2013. № 2
А. Регули следует, что женский головной убор тоже мокшанский. Он был сделан из белого холста впереди с красной, черной, синей, белой и зеленой вышивкой. У мордвы этот головной убор относится к так называемому типу сорока. Кроме этого мордва носила на твердой основе возвышающиеся высоко над головой украшенные головные уборы специальных форм. Они свидетельствовали о месте происхождения, социальном статусе и возрасте их владельца.
Антал Регули стремился через материальный мир передать наиболее полную картину об образе жизни, материальной и духовной культуре мокши и эрзи. Несмотря на то что часть собранного исследователем материала утеряна и уничтожена, его предметы бесценны, в Этнографическом музее они представляют первую сознательно собранную коллекцию.
Поступила 21.09.2012
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИННО-УГОРСКОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА*
А. В. ИШМУРАТОВ,
кандидат педагогических наук, доцент, директор Финно-угорского научно-образовательного центра гуманитарных технологий ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск, РФ)
В Удмуртской Республике значительная часть коренного удмуртского населения живет в сельской местности. Не секрет, что уровень образования в сельских районах часто отстает от образования в городах. При этом проблема заключается в отсутствии не только высококвалифицированных кадров, но и современных высоких технологий. Кроме того, все более четко ощущается отстраненность молодежи от своих национальных корней, родного языка. Все это неблагоприятно сказывается на подготовке высококлассных национальных кадров среди удмуртов. Необходимость прививать уважение к
1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».
своим истокам и гордость за свою нацию, создавать условия для этнокультурного образования - эти и другие проблемы в определенной степени был призван решать образованный в конце 2007 года при Удмуртском государственном университете Финно-угорский научно-образовательный центр гуманитарных технологий (далее -Центр).
Основным в концепции системного подхода к организации Центра было определено налаживание связей с академическими структурами Удмуртии и других регионов, которые ведут исследования в области финно-угроведения. Центр призван выполнять междисциплинарные проекты с выходом на сравнительно-типологический уровень, осуществляя интеграцию исследований вуза с академической наукой. Достижения научно-
© Ишмуратов А. В., 2013
КРУГЛЫЙ СТОЛ
образовательного процесса университета в области финно-угроведения, его богатый интеллектуальный и кадровый потенциал оказывают содействие Центру в разработке образовательных, инновационных и гуманитарных технологий.
Стратегия Центра опирается на три «и» - интеграция, инновация, институцио-нализация - органически связанные аспекты целого. Особенность проекта по созданию Центра - не останавливаться только на гуманитарных направлениях. Поставлена задача сделать в перспективе удмуртский Центр одной из площадок российского финно-угорского образования, которое должно отвечать современным требованиям, чтобы наш выпускник был конкурентоспособным и на мировом уровне. Центром осуществляется координация работы ученых разных профилей, исследующих проблемы развития личности, гуманитаризации общества и социального прогресса.
Центр исходит из гипотетического положения, что восхождение к общечеловеческой культуре осуществляется через этнокультуру. Этнокультура - это целостная стройная система: самобытная, самодостаточная, самоорганизующаяся и самоценная. В ней все «притерто», «отлажено»: друг другу соответствуют мифология, миропонимание, фольклор, этнопедагогика, традиции, обычаи, обряды. Поэтому Центр занимается решением проблем сохранения и дальнейшего развития национальной культуры. Основополагающую роль играет процесс институционализации как формы получения и развития опережающего знания. Центр объединил исследования, которые ведутся в его лабораториях, связанных с сохранением и приумножением традиционного культурного наследия удмуртов.
Поступила 21.09.2012
ЗООМОРФНАЯ СИМВОЛИКА В УДМУРТСКОЙ ПОЭМЕ М. П. ПЕТРОВА «ИТАЛМАС»*
Р. В. КИРИЛЛОВА,
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Финно-угорского научно-образовательного центра гуманитарных технологий ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск, РФ)
Поэму удмуртского классика М. П. Петрова «Италмас» высоко оценили удмуртские и русские читатели, отечественные и зарубежные критики. Венгерский профессор П. Домокош назвал ее «самой задушевной лирической поэмой удмуртской литературы», «чистой поэзией», самой зрелой, самой яркой поэмой, «каждая клетка которой пропитана фольклором» [2]. Рус-
1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».
ский поэт и критик С. Наровчатов в статье «Второе знакомство» написал: «Народ-сказочник, он помог создать М. Петрову чудесную поэму "Италмас"». Какими разноцветными шелками выткана давняя легенда! Она по-новому заставила меня взглянуть на духовное прошлое удмуртов» [3, 13].
Смыслосодержательные глубины поэмы раскрываются через трактовку ее символики. «Когда душа начинает понимать символ, - подчеркивал К. Г. Юнг, - перед ней возникают представления, недоступные чистому разуму» [4, 113]. Значительна в ха-
© Кириллова Р. В., 2013