Научная статья на тему 'Зооморфная символика в удмуртской поэме М. П. Петрова «Италмас»'

Зооморфная символика в удмуртской поэме М. П. Петрова «Италмас» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
155
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭМА / СИМВОЛ / УДМУРТЫ-ЯЗЫЧНИКИ / МЕНТАЛИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА / POEM / A SYMBOL / UDMURT GENTILES / MENTALITY / NATIONAL FORM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кириллова Роза Владимировна

Раскрывается содержание удмуртской поэмы М. П. Петрова «Италмас». Дается расшифровка зооморфной символики: птица-лебедь, беркут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zoomorphic Symbolism in the Udmurt Poem by M. P. Petrov «Italmas»1

The article tells about the content of the Udmurt poem by M. P. Petrov «Italmas» and explains the zoomorphic symbols: a swan, and a golden eagle.

Текст научной работы на тему «Зооморфная символика в удмуртской поэме М. П. Петрова «Италмас»»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

образовательного процесса университета в области финно-угроведения, его богатый интеллектуальный и кадровый потенциал оказывают содействие Центру в разработке образовательных, инновационных и гуманитарных технологий.

Стратегия Центра опирается на три «и» - интеграция, инновация, институцио-нализация - органически связанные аспекты целого. Особенность проекта по созданию Центра - не останавливаться только на гуманитарных направлениях. Поставлена задача сделать в перспективе удмуртский Центр одной из площадок российского финно-угорского образования, которое должно отвечать современным требованиям, чтобы наш выпускник был конкурентоспособным и на мировом уровне. Центром осуществляется координация работы ученых разных профилей, исследующих проблемы развития личности, гуманитаризации общества и социального прогресса.

Центр исходит из гипотетического положения, что восхождение к общечеловеческой культуре осуществляется через этнокультуру. Этнокультура - это целостная стройная система: самобытная, самодостаточная, самоорганизующаяся и самоценная. В ней все «притерто», «отлажено»: друг другу соответствуют мифология, миропонимание, фольклор, этнопедагогика, традиции, обычаи, обряды. Поэтому Центр занимается решением проблем сохранения и дальнейшего развития национальной культуры. Основополагающую роль играет процесс институционализации как формы получения и развития опережающего знания. Центр объединил исследования, которые ведутся в его лабораториях, связанных с сохранением и приумножением традиционного культурного наследия удмуртов.

Поступила 21.09.2012

ЗООМОРФНАЯ СИМВОЛИКА В УДМУРТСКОЙ ПОЭМЕ М. П. ПЕТРОВА «ИТАЛМАС»*

Р. В. КИРИЛЛОВА,

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Финно-угорского научно-образовательного центра гуманитарных технологий ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск, РФ)

Поэму удмуртского классика М. П. Петрова «Италмас» высоко оценили удмуртские и русские читатели, отечественные и зарубежные критики. Венгерский профессор П. Домокош назвал ее «самой задушевной лирической поэмой удмуртской литературы», «чистой поэзией», самой зрелой, самой яркой поэмой, «каждая клетка которой пропитана фольклором» [2]. Рус-

1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».

ский поэт и критик С. Наровчатов в статье «Второе знакомство» написал: «Народ-сказочник, он помог создать М. Петрову чудесную поэму "Италмас"». Какими разноцветными шелками выткана давняя легенда! Она по-новому заставила меня взглянуть на духовное прошлое удмуртов» [3, 13].

Смыслосодержательные глубины поэмы раскрываются через трактовку ее символики. «Когда душа начинает понимать символ, - подчеркивал К. Г. Юнг, - перед ней возникают представления, недоступные чистому разуму» [4, 113]. Значительна в ха-

© Кириллова Р. В., 2013

Финно-угорский мир. 2013. № 2

рактеристике заглавной героини поэмы зооморфная символика. Италмас сравнивается со священной птицей-лебедем - символом любви и преданности, доброты и чистоты.

Ву дуре васькыкуз, тодьы юсь кожалод...

А когда Италмас приходила к реке,

Словно лебедь плыла...

М. П. Петров озвучивает закон гармонии человека и природы, несущий в себе глубинную философскую мысль, питаемую духовной культурой удмуртов, их менталитетом. В результате художественное произведение обретает духовную глубину и неповторимо своеобразную национальную форму.

В древние времена удмурты-язычники поклонялись божествам, а также явлениям и предметам живой и неживой природы: солнцу, птицам, особенно лебедям. Поклонение птице-лебедю происходило не только из «эстетических соображений» (лебедь - самая прекрасная и «романтическая» птица), но и потому, что в сознании народа это носитель добра, верности, возвышенной любви. Один раз в году удмурты опускали пару лебедей на воду белой Камы, чтобы плыли они к богу Инмару и заступились за людей. И никто на протяжении всего долгого пути не смел тронуть этих «парламентариев добра» [1, 11]. Отсюда же идет дополнение девичьего образа белым цветом одежды. Белая одежда женщины у М. П. Петрова передает ее нежность, верность и преданность в любви. Не избегая новаторских исканий, поэт оставался верным народным традициям. Как символ нежности, красоты, чистоты души, белый цвет издревле «звучал» в удмуртских народных песнях. Надевание чистых, белых нарядов при встрече гостей и родственников - традиционное для удмуртов выражение радости и уважения к встречаемым.

Для придания большей полноты и индивидуализации личности Лади автор обращается к орнитоморфному символу:

Италмас - тодьы юсь, казакпи - луд быркыт, Нош кужмо луд быркыт-а юсез бен уз кут! Со понна со быркыт.

Италмас - лебедица, а парень - как беркут степной.

Лебедицу ли беркут не схватит? Взовьет над землей, Унесет за собой.

Перевод К. Камского

Образ беркута в народном сознании несет в себе несколько значений: птица -страсть - борьба - свобода. Добавим, что традиционная семантика птиц в поэме «Италмас» дополняется или вытесняется авторской: образ соловья у М. П. Петрова осмысляется как символ тоски, а образ кукушки - как символ смерти, предвестье трагического исхода событий.

Ог вить пол кутскыса сильылйз пыдйылчи: Улон азь со сЬзе паймымон ик вакчи, Яке, чик дугдытэк, ог сю пол со силе, -Лыдъя вал пумозяз, лыдъяны акылес.

Куковала кукушка в сосновом лесу за рекой. Сколько лет обещала? Повелся обычай такой Верить птице такой.

Раз пяток куковала бездомная птица в лесу. Мало жить обещала в этот раз молодцу

Перевод К. Камского

М. П. Петров как бы озвучивает закон гармонии человека и природы, несущий в себе глубинную философскую мысль, питаемую духовной культурой удмуртов, их менталитетом. В результате художественное произведение обретает духовную глубину и неповторимо своеобразную национальную форму.

Поступила 21.09.2012

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Владыкин, В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. - Ижевск : Удмуртия, 1994. - 384 с.

2. Домокош, П. История удмуртской литературы / пер. с венг. В. Васовчик. -Ижевск : Удмуртия, 1993. - 448 с.

3. Ермаков, Ф. К. История с поэмой // Луч. -1993. - № 7. - С. 9-14.

4. Юнг, К. Г. Душа и миф : Шесть архетипов : пер. с англ. - М.; Киев : ЗАО «Совершенство» : «Port-Royal», 1997. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.