Финно-угорский мир. 2013. № 2
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕНТРЫ
КАК УСЛОВИЕ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР*
Н. И. УЧАЙКИНА,
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории финно-угорской культуры ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Процессы глобализации, происходящие в современном мире, затрагивают все уровни человеческой жизни. Этому способствуют Интернет, СМИ и другие формы социально-информационного взаимодействия между людьми. В результате происходит унификация жизни по какому-либо единому образцу. Наиболее ощутимым является влияние западной культуры, образа жизни, моделей поведения, ценностей и норм и пр. В этих условиях становится актуальной проблема сохранения национальных культур.
В Программе развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» на 2010-2019 годы «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» признаны одним из приоритетных направлений развития. Таким образом, проблема изучения, сохранения и развития языка и культуры малых народов, в данном случае финно-угорских, находится под пристальным вниманием мордовских ученых (проф. Н. Ф. Мокшин, проф. Е. Н. Мок-шина, проф. Ю. Н. Сушкова, проф. М. В. Мосин, проф. Г. А. Корнишина,
1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».
проф. В. К. Абрамов и др.). В этом направлении работают многие структуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева - Научно-исследовательская лаборатория «Финно-угристика» (филологический факультет), Научно-исследовательская лаборатория финно-угорской культуры (Институт национальной культуры), Межрегиональный научный центр финно-угроведения и др.
Миссия национального исследовательского университета заключается в формировании модели университета нового типа, где образовательная, научная, инновационная и информационная деятельность базируется на принципах фундаментальности, креативности и качества в целях модернизации российского общества и его интеграции в мировое образовательное и научное пространство. Одной из главных стратегий развития университета нового типа является создание международных научно-образовательных центров. В настоящее время повышается их значимость, так как именно они помогают решать стратегические задачи. В области образования это разработка совместных образовательных программ, расширяющих возможности для выпускников: продолжение образования за рубежом, получение двойных дипломов, дополнительных сертификатов и т. д. Международные специализации могут быть
© Учайкина Н. И., 2013
КРУГЛЫЙ СТОЛ
открыты при Институте национальной культуры в области финно-угорской культуры. В научной области это расширение взаимного сотрудничества с ведущими учеными финно-угорского мира, активизация совместных научных проектов через российские и зарубежные фонды, проведение международных конференций и научно-практических семинаров по проблемам финно-угроведения. В области информационной это создание специализированных библиотек, медиатек по финно-угроведению, что способствует глубокому изучению куль-
туры, языка и истории финно-угорских народов. Организация Международного научно-образовательного центра при ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» позволит решать многие конкретные задачи в области образования и науки, среди которых приоритетной является создание условий для постоянно развивающихся международных контактов. Основу для формирования этих связей составляет многостороннее социокультурное, научно-образовательное взаимодействие, создающее уникальную возможность межкультурного диалога.
Поступила 21.09.2012
ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭЛИТ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ*
Н. А. ХАФИЗОВА,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права Пермского научно-исследовательского политехнического университета (г. Пермь, РФ)
Одна из наиболее значимых проблем финно-угорских народов, проживающих на территории России в ситуации много-этничности и исторически сложившегося лидерства русской культуры, - это создание условий для обретения, для актуализации вторичной идентичности. Последняя является результатом осознанного выбора себя в качестве представителя конкретного этноса; этот момент осознанности важен, ибо позволяет обеспечивать существование этнической культуры не столько самой по себе, но как возможности для
1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».
высекания индивидуальных смыслов и раскрытия своей индивидуальности тем или иным человеком. Решение данной проблемы предполагает максимальное задействование потенциала научной и профессиональной культурной элит.
Научная элита призвана прежде всего развивать теоретический уровень этнического самосознания, который дает представления об устройстве и способах его функционирования. Данный фактор предъявляет к ученым требование глубокого теоретического осмысления не только основ сознания своего этноса и форм проявления, но и культурных пределов в его возможности давать адекватные ответы на вызовы времени в условиях много-этничности. И это является чуть ли не
© Хафизова Н. А., 2013