Научная статья на тему 'Международные центры как условие изучения и сохранения национальных культур'

Международные центры как условие изучения и сохранения национальных культур Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ФИННО-УГОРСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / INTERNATIONAL CENTRE / EDUCATION / SCIENCE / FINNO-UGRIC CULTURE / SOCIO-CULTURAL INTERACTION / INTERCULTURAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Учайкина Наталья Ивановна

Обосновывается необходимость объединения усилий в плане изучения, развития и сохранения национальных (финно-угорских) культур. Определяется роль международных научно-образовательных центров в области взаимного сотрудничества с ведущими учеными финно-угорского мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Учайкина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Centers as the Condition for Study and Preservation of National Cultures

It proves the necessity of combining efforts for the research, development and preservation of national (Finno-Ugric) cultures. It defines the role of international academic and research centers in cooperation with the leading scholars of the Finno-Ugric world.

Текст научной работы на тему «Международные центры как условие изучения и сохранения национальных культур»

Финно-угорский мир. 2013. № 2

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕНТРЫ

КАК УСЛОВИЕ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР*

Н. И. УЧАЙКИНА,

доктор философских наук,

ведущий научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории финно-угорской культуры ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Процессы глобализации, происходящие в современном мире, затрагивают все уровни человеческой жизни. Этому способствуют Интернет, СМИ и другие формы социально-информационного взаимодействия между людьми. В результате происходит унификация жизни по какому-либо единому образцу. Наиболее ощутимым является влияние западной культуры, образа жизни, моделей поведения, ценностей и норм и пр. В этих условиях становится актуальной проблема сохранения национальных культур.

В Программе развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» на 2010-2019 годы «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» признаны одним из приоритетных направлений развития. Таким образом, проблема изучения, сохранения и развития языка и культуры малых народов, в данном случае финно-угорских, находится под пристальным вниманием мордовских ученых (проф. Н. Ф. Мокшин, проф. Е. Н. Мок-шина, проф. Ю. Н. Сушкова, проф. М. В. Мосин, проф. Г. А. Корнишина,

1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».

проф. В. К. Абрамов и др.). В этом направлении работают многие структуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева - Научно-исследовательская лаборатория «Финно-угристика» (филологический факультет), Научно-исследовательская лаборатория финно-угорской культуры (Институт национальной культуры), Межрегиональный научный центр финно-угроведения и др.

Миссия национального исследовательского университета заключается в формировании модели университета нового типа, где образовательная, научная, инновационная и информационная деятельность базируется на принципах фундаментальности, креативности и качества в целях модернизации российского общества и его интеграции в мировое образовательное и научное пространство. Одной из главных стратегий развития университета нового типа является создание международных научно-образовательных центров. В настоящее время повышается их значимость, так как именно они помогают решать стратегические задачи. В области образования это разработка совместных образовательных программ, расширяющих возможности для выпускников: продолжение образования за рубежом, получение двойных дипломов, дополнительных сертификатов и т. д. Международные специализации могут быть

© Учайкина Н. И., 2013

КРУГЛЫЙ СТОЛ

открыты при Институте национальной культуры в области финно-угорской культуры. В научной области это расширение взаимного сотрудничества с ведущими учеными финно-угорского мира, активизация совместных научных проектов через российские и зарубежные фонды, проведение международных конференций и научно-практических семинаров по проблемам финно-угроведения. В области информационной это создание специализированных библиотек, медиатек по финно-угроведению, что способствует глубокому изучению куль-

туры, языка и истории финно-угорских народов. Организация Международного научно-образовательного центра при ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» позволит решать многие конкретные задачи в области образования и науки, среди которых приоритетной является создание условий для постоянно развивающихся международных контактов. Основу для формирования этих связей составляет многостороннее социокультурное, научно-образовательное взаимодействие, создающее уникальную возможность межкультурного диалога.

Поступила 21.09.2012

ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭЛИТ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ*

Н. А. ХАФИЗОВА,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права Пермского научно-исследовательского политехнического университета (г. Пермь, РФ)

Одна из наиболее значимых проблем финно-угорских народов, проживающих на территории России в ситуации много-этничности и исторически сложившегося лидерства русской культуры, - это создание условий для обретения, для актуализации вторичной идентичности. Последняя является результатом осознанного выбора себя в качестве представителя конкретного этноса; этот момент осознанности важен, ибо позволяет обеспечивать существование этнической культуры не столько самой по себе, но как возможности для

1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».

высекания индивидуальных смыслов и раскрытия своей индивидуальности тем или иным человеком. Решение данной проблемы предполагает максимальное задействование потенциала научной и профессиональной культурной элит.

Научная элита призвана прежде всего развивать теоретический уровень этнического самосознания, который дает представления об устройстве и способах его функционирования. Данный фактор предъявляет к ученым требование глубокого теоретического осмысления не только основ сознания своего этноса и форм проявления, но и культурных пределов в его возможности давать адекватные ответы на вызовы времени в условиях много-этничности. И это является чуть ли не

© Хафизова Н. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.