Научная статья на тему 'Основные направления сетевого взаимодействия финно-угорских университетов'

Основные направления сетевого взаимодействия финно-угорских университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / SCIENTIFIC SCHOOLS / НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФИННО-УГОРСКОЙ ТЕМАТИКЕ / RESEARCH TRENDS ON FINNO-UGRIC TOPICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаркин Николай Петрович

Исходя из сложившихся научных и научно-педагогических школ и выполняемых НИР по финно-угорской тематике автором предлагаются основные направления научно-исследовательского взаимодействия университетов и научных учреждений финно-угорских республик России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаркин Николай Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Directions of Networking of Finno-Ugric Universities

Basing on the existing scientific and pedagogical schools and the research performed on Finno-Ugric topics, the author offers the main directions of academic and research collaboration of Universities and research institutions of Finno-Ugric Republics of Russia.

Текст научной работы на тему «Основные направления сетевого взаимодействия финно-угорских университетов»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИННО-УГОРСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Н. П. МАКАРКИН,

доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой экономики и управления производством, президент ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Во второй половине XX в. произошла заметная активизация сотрудничества научных, образовательных, общественных и культурных организаций финно-угорского мира. Оно получило развитие как на региональном и межрегиональном уровнях, так и на международном, расширяясь по мере взаимосвязанного роста национального самосознания финно-угров России и масштабов научно-практической деятельности, нацеленной на изучение и сохранение их языков и культуры. На региональном уровне на это были направлены усилия созданных национальных общественных организаций, научно-исследовательских институтов при правительствах финно-угорских республик, педагогических институтов и появившихся в республиках университетов.

В указанный период шел процесс формирования российских научных школ по финно-угристике, расширялись масштаб и спектр направлений исследований, росло количество научных и публицистических изданий, что поставило на повестку дня вопрос о необходимости на региональном уровне придать целенаправленный плановый характер развитию сотрудничества и объединить усилия ученых, занимающихся проблемами финноугроведения в научных и образовательных учреждениях. Перевод индивидуальных творческих контактов в русло

общей целеполагающей программы сотрудничества вузов и НИИ, несомненно, расширяет возможности и повышает качество научного взаимодействия по многим направлениям финно-угорской тематики. Например, в Республике Мордовия совместная работа МГУ им. Н. П. Огарева с НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ развивается по следующим основным направлениям:

- региональная история (актуальные проблемы исторического развития Мордовии; периодизация и модели региональной истории; региональная историография и источниковедение);

- археология (ранние этапы этногенеза финно-угорских народов, древняя и средневековая археология мордвы, этнокультурные контакты и процессы интеграции финно-угорских, славянских и тюркских народов на территории Западного Поволжья в древности и Средневековье);

- этнография и этнология (этногенез, этнокультурный облик мордовского народа; традиционная культура мордвы; мордовская диаспора);

- этнокультурология (особенности менталитета мордовского этноса, его проявление в культуре, искусстве, мифологии, фольклоре, литературе; взаимодействие элементов финно-угорских культур, межкультурный диалог в Республике Мордовия);

© Макаркин Н. П., 2014

- мордовское языкознание (лексикография мокшанского и эрзянского языков, практика составления словарей; современная языковая ситуация в Республике Мордовия, формы существования, сферы употребления, среды функционирования мордовских языков, статус и функции национального языка; языковое строительство; билингвизм, взаимодействие и взаимовлияние языков в многонациональном регионе);

- мордовская фольклористика (духовные и эстетические ценности мордовского фольклора; мифология и героическая поэзия мордвы; особенности мифологического и эпического сознания; основные закономерности развития устно-поэтического творчества мордвы).

По широкому кругу проблем финноугроведения осуществляется сотрудничество с учеными Мордовского государственного педагогического института. Руководством вуза на данном этапе предложено усилить взаимодействие по следующим направлениям:

- совместная экспедиционная археологическая деятельность за пределами региона, в местах древних поселений мордвы в Тамбовской, Рязанской и Владимирской областях (цнинско-моршанские, приокские, муромские могильники), Нижегородской области (могильники терюшевской мордвы), в Республике Татарстан (мордовские могильники в устье р. Камы) и др.;

- организация совместных фольклорных, диалектологических экспедиций в Дальнеконстантиновский район Нижегородской области (поселения мордвы-те-рюхан), Камско-Устьинский район Республики Татарстан (поселения мордвы-каратаев) и др.;

- взаимодействие в разработке грантов РГНФ по различным направлениям (подготовка атласа заселения региона, карты мордовских археологических памятников в Поволжье, современной карты диалектов) и др.;

- совместная издательская деятельность по публикации фундаментальных

научных исследований, монографий, учебных пособий, хрестоматий, сборников статей по различным проблемам финно-угристики;

- проведение научно-практических конференций, семинаров ученых по проблемам изучения проблем финно-угорских народов.

Большое значение в финно-угорских регионах придается развитию международных связей, прежде всего с вузами, научными учреждениями и общественными организациями Финляндии, Венгрии и Эстонии, и межрегиональных контактов. Мощный импульс к их развитию дали проводимые международные конгрессы финно-угорских народов, межрегиональные конференции, симпозиумы и региональные съезды народов.

Растущий в последние десятилетия взаимный интерес финно-угорских народов к проблемам сохранения языка и культуры, социально-экономического и научно-технологического развития объективно вносит в повестку дня вопрос о максимальном использовании потенциала сетевого взаимодействия в консолидации усилий по решению назревших проблем. Все это налагает на университеты огромную ответственность. В то же время сетевое взаимодействие существенно дополняет и расширяет возможности традиционных форм взаимодействия ученых, ускоряя процессы обмена информацией и принятия решений.

В свете сказанного существенно возрастает роль в консолидации творческих сил ученых действующей в течение многих лет Ассоциации финно-угорских университетов, которая объединяет 10 вузов трех стран, в том числе 7 российских: Удмуртский государственный университет; Марийский государственный университет; Сыктывкарский государственный университет; Мордовский государственный университет; Югорский государственный университет; Петрозаводский государственный университет; Университет Западной Венгрии (University of West Hungary); Университет Восточной Финляндии (University of Eastern Finland);

Коми республиканскую академию государственной службы и управления; Ньи-редхазскую высшую школу (College of Nyiregyhaza).

Наблюдающееся в последние годы бурное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открыло новые возможности для расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества, в частности путем создания корпоративных сетей. В данной области происходит активное накопление опыта, медленно, но неумолимо преодолевается скептицизм, растет понимание огромных преимуществ информационного партнерства. Наиболее быстрое развитие сетевого взаимодействия отмечается в научно-образовательной сфере, где несомненными лидерами выступают университеты. Однако их ведущая роль не ограничивается этой сферой.

Можно назвать три основные причины, по которым университеты завоевали ведущее положение в развитии сетевого взаимодействия.

Во-первых, университетам принадлежит первенствующее место в развитии ИКТ.

Во-вторых, в структуре региональных научно-образовательных систем университеты исторически выполняли функцию интегратора, центра науки, образования и культуры. Например, в России известен зародившийся в МГУ им. Н. П. Огарева опыт создания Регионального учебного округа, который получил в свое время широкое распространение в стране. В учебных округах, созданных в разных регионах, университеты становились ядром научно-методического и образовательного взаимодействия.

В-третьих, университеты не только участвуют в развитии ИКТ, но и благодаря разносторонним образовательным, исследовательским, производственным и культурным связям с различными отраслями выполняют функцию трансфера нового знания и новых технологий во все сферы общественной жизни, усили-

вая всеобщее корпоративное и сетевое взаимодействие.

Перед университетами Ассоциации поставлена задача обеспечить взаимодействие вузов по следующим основным направлениям:

- обмен опытом в области учебной, научно-исследовательской, художественно-творческой деятельности;

- расширение спектра образовательных услуг, интенсификация совместных научно-исследовательских работ в области финно-угроведения;

- формирование информационной среды с целью изучения, возрождения, сохранения, популяризации этнокультурных традиций финно-угорских народов и создания единого этнокультурного пространства;

- эффективный этнокультурный диалог и интеграция результатов деятельности ученых финно-угорских вузов по изучению проблем развития культурного наследия финно-угорских народов;

- повышение престижа членов Ассоциации в российском и мировом финно-угорском сообществе, активизация международного сотрудничества.

Этнокультурный диалог, сотрудничество в научной и образовательной деятельности, объединение усилий в решении проблем сохранения и популяризации культуры и языков финно-угорских народов предполагают творческое сближение научных и научно-педагогических школ, действующих в финно-угорских субъектах РФ. Их совместное участие в осуществлении научных и образовательных проектов, в проведении тематических конференций и семинаров окажет несомненно позитивное влияние на качество выполняемой работы.

В университетах и других вузах и научно-исследовательских учреждениях финно-угорских республик и округов сформировались известные научные и научно-педагогические школы по финно-угорской проблематике. В табл. 1 представлены некоторые из указанных школ по трем направлениям научно-образовательной деятельности.

Таблица 1

Научные и научно-педагогические школы по финно-угорской тематике

Основатель или руководитель научной или научно-педагогической школы, направления исследований Научная или научно-педагогическая школа, направление исследований Учебное или научное учреждение

Литература и языки финно-угорских народов

Кудрявцева Р. А., д.ф.н., профессор Поэтика марийской литературы Марийский государственный университет

Куклин А. Н., д.ф.н., профессор Марийская ономатология Марийский государственный университет

Мосин М. В., д.ф.н., профессор, Цыганкин Д. В., д.ф.н., профессор Языки народов РФ (ономастика и архитектоника словообразования финно-угорских (мордовских) языков) Мордовский государственный университет

Зорина З. Г., д.ф.н., профессор Прикладная и экспериментальная лингвистика Марийский государственный университет

Игушев Е. А., д.ф.н., профессор Исторические контакты финно-угорских народов по данным филологии Югорский государственный университет

Измайлова А. С., д.ф.н., профессор Литература народов РФ (финно-угорская литература) Удмуртский государственный университет

Насибуллин Р. Ш., д.ф.н., профессор Лингвистическая география и историческая лексикология удмуртского языка Удмуртский государственный университет

Атаманов М. Г., д.ф.н., профессор Лингвистика, топонимия, этногенез удмуртского народа Удмуртский государственный университет

Кельмаков В. К., д.ф.н., профессор Удмуртский язык в системе пермских и финно-угорских языков Удмуртский государственный университет

Ванюшев В. М., д.ф.н., профессор, Зайцева Т. И., д.ф.н., профессор Удмуртская литература в российском и финно-угорском литературном контексте Удмуртский государственный университет

Федорова Л. П., к.п.н., доцент Актуальные проблемы преподавания удмуртского языка и литературы Удмуртский государственный университет

История и этнография

Загребин А. Е., д.и.н., профессор Проблемы этнографии финно-угорских народов Удмуртский институт истории, языка и литературы

Мокшин Н. Ф., д.и.н., профессор Формирование и развитие мордовского этноса Мордовский государственный университет

Абрамов В. К., д.и.н., профессор История культуры Мордовии и мордовского народа в XX веке Мордовский государственный университет

Сануков К. Н., д.и.н., профессор Актуальные проблемы истории Марий Эл в XX веке Марийский государственный университет

Культура и искусство финно-угорских народов

Герасимов О. М., д.и.н., профессор Марийская этномузыкология Марийский государственный университет

Бояркин Н. И., д.искусствоведения, профессор Финно-угорское (мордовское) музыкальное искусство Мордовский государственный университет

В рамках утвердившихся научных школ гочисленными творческими коллекти-и новых направлений в высших учебных вами велись и ведутся исследования по заведениях и научных учреждениях мно- финно-угорской проблематике (табл. 2).

Таблица 2

Научно-исследовательские работы и проекты по финно-угорской тематике, выполненные или выполняемые по некоторым направлениям исследований

Научно-исследовательская работа (проект) Научный руководитель НИР (проекта) Учебное или научное учреждение

Литература и языки финно-угорских народов

Диалектический атлас удмуртского языка: исследовательский проект Насибуллин Р. Ш., д.ф.н., профессор Удмуртский государственный университет

Фольклорно-диалектологическая лаборатория: обработка и систематизация экспедиционных материалов Глухова Г. А., к.ф.н., доцент Удмуртский государственный университет

Экспериментальная научная разработка «Актуальные проблемы обеспечения функционирования финно-угорских языков России в едином электронном информационном пространстве» Федина М. С., к.ф.н., доцент Коми республиканская академия госслужбы и управления

Исследование структуры национального коммуникативного сознания и механизмов реализации коммуникативных категорий Зорина З. Г., д.ф.н., профессор Марийский государственный университет

Прикладное научное исследование «Проблемы формирования нормативно-правовой базы функционирования финно-угорских языков как государственных на территории РФ» Нестерова Н. А., к.и.н., профессор Коми республиканская академия госслужбы и управления

Пермские языки и их диалекты в синхронии и диахронии Лудыкова В. М., д.ф.н., профессор Сыктывкарский государственный университет

Диалектический атлас мордовских языков (лексика). Проект РГНФ № 11-04-00485 Цыганкин Д. В., д.ф.н., профессор Мордовский государственный университет

Комплексное исследование марийской этнической идентичности в языке, фольклоре, литературе Кудрявцева Р. А., д.ф.н., профессор Марийский государственный университет

Современные образовательные технологии в коми филологии Остапова Е. В., к.ф.н., доцент Сыктывкарский государственный университет

Издание выпуска (3) диалектологического атласа удмуртского языка Насибуллин Р. Ш., д.ф.н., профессор Удмуртский государственный университет

Удмуртская проза 1920-1950-х годов в свете художественной антропологии Арекеева С. Т., к.п.н., доцент Удмуртский государственный университет

Пути развития пермских литератур в общероссийском историко-культурном контексте Ванюшев, В. М., д.ф.н., профессор Удмуртский государственный университет

Историко-этимологический словарь топонимов Волго-Уральского региона. Электронная база данных Атаманов М. Г., д.ф.н., профессор Удмуртский государственный университет

Удмуртская детская литература и детская книга Удмуртии второй половины ХХ - начала XXI в. в контексте социально-культурного развития Зайцева Т. И., д.ф.н., профессор, Павлова И. Ф., к.п.н. Удмуртский государственный университет

Историко-хронологический словарь русских заимствований в удмуртском языке Насибуллин Р. Ш., д.ф.н., профессор Удмуртский государственный университет

История и этнография

Уездный город Среднего Поволжья в ХУ1-Х1Х веках (по материалам археологических исследований в Йошкар-Оле в 2008-2010 гг.) Зеленеев Ю. А., к.и.н., доцент Удмуртский государственный университет

Крестьянское движение в Марийском крае в XVII -первой трети ХХ века Иванов А. Г., д.и.н., профессор Удмуртский государственный университет

Марийское областное общество краеведения (19261937 гг.): проблемы археографического и источниковедческого изучения документального наследия Иванов А. Г., д.и.н., доцент Удмуртский государственный университет

Великая Отечественная война в пермских литературах России и история книгоиздания о войне в субъектах РФ (Удмуртской Республике и Республике Коми) Зайцева Т. И., д.ф.н., профессор Удмуртский государственный университет

ФИННО-УГРЫ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Окончание табл. 2

Научно-исследовательская работа (проект) Научный руководитель НИР (проекта) Учебное или научное учреждение

Культура и искусство

Финно-угорские этносы в контексте межкультурного взаимодействия в современном мире: стратегии, формы, практическое измерение Измайлова А. С., д.ф.н., профессор Удмуртский государственный университет

Вербальное творчество современной молодежи: типы и характер связи с традиционной (фольклорной), элитарной и массовой культурой Золотова Т. А., д.ф.н., профессор Марийский государственный университет

Исследования современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов Учайкина Н. И., д.филос.н., профессор Мордовский государственный университет

Поэтика марийской драматургии второй половины ХХ - начала XXI в.: универсальные черты и национальная специфика Беляева Т. Н., к.ф.н., доцент Марийский государственный университет

Современная мордовская драматургия и театр: проблемы развития Чернов Е. И., к.ф.н., профессор Мордовский государственный университет

История удмуртской драматургии и театра в контексте социально-культурного развития республики Зайцева Т. И., д.ф.н., профессор Удмуртский государственный университет

Наука, культура, образование от Стефана Пермского до наших дней Бурлыкина М. И., д. культурологии, профессор Сыктывкарский государственный университет

Смеховая культура в современном мультикультурном пространстве Шибанов В. Л., к.ф.н., доцент Удмуртский государственный университет

Этнокультурное наследие Беларуси и России как объект визуальной антропологии Ломшина Е. Н., к.филос.н., доцент Мордовский государственный университет

Типологические, этнолингвистические и лингвокультуро-логические аспекты диалектной картины мира (на материале фразеологии русских говоров Республики Мордовия) Акимова Э. Н., д.ф.н., профессор Мордовский государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волжские земли в истории и культуре России Ломшина Е. Н., к.филос.н., доцент Мордовский государственный университет

Жанр комедии в творчестве удмуртских драматургов (1960-2010-е гг.) Зайцева Т. И., д.ф.н., профессор, Ившина М. В. Удмуртский государственный университет

Смеховая культура в современной литературе Шибанов В. Л., к.ф.н., доцент, Лаврентьева А. И., к.ф.н., доцент Удмуртский государственный университет

Приведенный перечень направлений исследований, безусловно, не отражает всего тематического многообразия финноугроведения как комплексного самостоятельного научного направления, зародившегося несколько столетий назад. Известно, что оно начало формироваться в процессе познания языкового родства венгров и обских угров, затем финнов и венгров, в последующем прибалтийско-финских, саамских, волжских, пермских и самодийских народов. Позже лингвистических начали развиваться другие направления финноугроведения. Современная тематика НИР в этой области открывает широкие перспек-

тивы для совместных исследований, выходя за пределы традиционных направлений. Например, взаимоинтересным и полезным было бы сотрудничество этнотуристского центра «Варма» Мордовского университета с творческим коллективом Удмуртского университета под руководством доцента Е. Е. Петраковой, осуществляющим анализ туристских ресурсов и направлений развития сферы туризма в Республике Коми. Предметом совместных исследований ученых должны стать этнодемографические процессы в финно-угорском мире, в частности вопросы сохранения сел и деревень финно-угорских народов, и т. д.

Поступила 05.07.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.